Таврическая сага. Часть 3. Царица скифов Даирия. 2

                Глава 2.  Дорога в Тарону.   
                Потянуло утренней прохладой. Бояна проснулась, поёжилась под тонкой шерстяной накидкой. На лугу пофыркивали стреноженные кони, от Истра поднималась полоса утреннего тумана, небо на восходе светлело. Занимался новый день. Бояна села на попоне, укрывшись накидкой. У неё не выходило из головы услышанное от отца.

                Тур рассказал дочери замысел Шпакая и роль Бояны в этом. Как вести себя, что будет в её жизни и нужно ли ей это. Бояна вспомнила пророчество старца из Палестины у костра в Ари-Анте: «А кто там за спинами стоит. Люди, пропустите царицу сколотов, дайте-ка глянуть на неё».

                Если ей предстоит что-то сделать полезное для своего народа, своих сородичей, родных, то на всё воля богов.

                Стали просыпаться и другие люди в лагере соплеменников. Распутывали и седлали коней, приторачивая походную, не хитрую поклажу. Обратный путь тоже труден и не скор, до сумерек конникам предстоит пройти Саану, заночевав перед спуском к Гургзаху.

                Проснулся и отец Бояны. Тур проверил готовность конников к переходу на побережье, дал им последние наставления. Наказал передать Борею и Заряне что он и Бояна едут в Каргалук и вернутся не скоро. Наказал Рорику съездить в городок бухты Гепарда, узнать как здоровье Вовчика и если можно, перевезти его домой.

                Вскоре всё было готово к отъезду. Есть утром отказались, перекусят в дороге, давая коням отдых, мясо запекли ещё с вчерашнего вечера. Тур и Бояна тоже оседлали коней для поездки в Аргоду, на встречу с Шпакаем.
Тур обратился к конникам выстроившихся в походную колонну.

- В добрый путь, сородичи, пусть наши боги берегут вас в пути.
- И тебе, Тур удачи и доброго пути. Раздались голоса сородичей берега моря.

                Тур и Бояна поскакали в город, а остальные двинулись в обратный путь, выполнять наказ царя Хофразма и Тура.

                Накха и Данте привычно бежали рядом с Враном на поводках. Главные ворота Аргоды были уже открыты. Жители города и посада сновали по своим делам, открывались торговые лавки  перед городскими стенами. Пастухи, окрестных поселений, выгоняли скот на пастбища, над дворами появились дымы, хозяйки готовили утреннюю еду.

                Вартовые пропустили спешившихся Тура и Бояну, с опаской поглядывая на полосатых кошек. Охрана была предупреждена о приезде Тура и Бояны и рассказали, как пройти к дому знатного сановника. Дом Шпакая находился за главным дворцом. Это было двухэтажное, каменное строение с портиком1 у центрального входа. Стены украшали фигуры диких животных из мрамора и белого известняка, двухскатная крыша крыта красной черепицей. В маленьком дворике стояла деревянная баня с небольшим, облицованным мраморными плитам, бассейном. Коновязь под навесом, увитая виноградом ротонда2 с большим столом и лавками. Из трубы летней приспешни3 струился дымок.

                Тур и Бояна привязали коней и полосатых кошек на коновязи, Бояна приказала  бакхам лежать и стали ждать Шпакая. Заходить в дом первого чиновника без приглашения не прилично, да и не понятно было, где хозяин.
Дверь летней приспешни открылась, во двор вышел сам Шпакай,  держа в руках керамический горшок из которого шёл пар.

- А, пришли. Молодцы, рано встаёте, а моя прислуга ещё только глаза промывает. Я вот решил сам оленины нажарить, а то думаю, придёт Тур да Бояна, а угостить нечем. Пошли в ротонду, перекусим наскоро, да обговорим дела наши. Бояна, зайди в приспешню, принеси тарели, ножи да вилки и хлеб прихвати. Да, возьми пару кусков сырого мяса, покорми своих питомцев.

                Тур и Бояна в первый момент оторопели, правая рука царя сам готовит ранним утром. Они поприветствовали Шпакая, а Бояна направилась в приспешню и вскоре появилась, держа в руках всё, что просил принести Шпакай.
Шпакай поставил на стол в ротонде горшок с мясом, Тур нарезал хлеб, Бояна расставила тарели, положила в них вилки и ножи. Мужчины принялись за еду, а Бояна пошла накормить Накху и Данте, сама ещё успеет перекусить.

                Накормив полосатиков, Бояна направилась к ротонде, в которой перекусывали и беседовали Шпакай и её отец.
- Значит, Тур, но том и порешили. Мы пойдём готовить отряд воинов к походу, потом выберем одежды и брони. Бояной займутся женщины из прислуги, подберут ей нарядную одежду. К вечеру уложим всё, что нужно, в перемётные сумы, а ночевать вы будете в моих гостевых комнатах. С рассветом выходим в поход, до берега Каргалыка два дня пути, пристяжных коней брать не будем. Далее, в Каргалук, к Аспаку, поплывём на кораблях. Я уже отправил гонцов, чтобы мореходы в Тороне4 подготовили всё что нужно.

                Наступил вечер. Солнце зависло над Сааной, давая людям некоторое время закончить дневные дела и приготовиться к отдыху.
Бояна сидела на лаве в ротонде, ожидая отца. Накха и Данте лежали у её ног, лениво позёвывая. Кошки были сыты, им было хорошо, многое ли нужно полосатикам. Сытая жизнь, заботливая хозяйка, для их возраста вполне достаточно.
Послышались голоса Шпакая и Тура. Они закончили свои дела, пора отдохнуть перед трудной дорогой.

- Ну что, Бояна, ты подобрала одежду по своему вкусу?

- Да, Шпакай, твои люди помогли мне выбрать всё что нужно. Только я вот, думаю, уж слишком дорогие одеяния и украшения. Как-то не скромно.

- Ты пойми, Бояна, при дворце Аспака встречают по нарядам, а потом уже оценивают ум. Так что тебе придётся не только блистать украшениями, но и умом. Твоя речь должна будет выражать своё достоинство, уважение к принимающим хозяевам, гордость за своих соплеменников, стойкость к лести и зависти. И недругов нашего народа оценивать по их делам, стремлениям и возможностям. Так что прежде чем сказать, следует подумать не о себе, а о повелении царя, о благополучии сородичей. Да, ты примерила брони, подобрала оружие?

- Да Шпакай, примерила и брони и оружие. Я поняла то, что ты мне сказал. Постараюсь быть достойной дочерью своего племени.

- Вот и хорошо, давайте перекусим и отдыхать. Трогаемся с рассветом.
Прислуга накрыла стол в ротонде без всяких изысков. В еде, как и в питье, необходима умеренность.

- Ну что, подкрепились, слава богам, теперь и отдыхать пора. Пошли Тур, в гостевые комнаты, там и переночуете. Бояна, ты кошек своих забирай с собой, а то, как бы они ни нашкодили у меня во дворе.

                Бояна взяла Накху и Данте на поводок и пошла с отцом в гостевую часть дома Шпакая. В гостевой комнате стояли топчаны с покрывалами и валиками под голову. Убранство было скромное, но достойное зажиточности хозяина дома.  В отдельной, маленькой комнате, находилась большие деревянные чаны, в которых можно было помыться с дороги. Гостям обычно устраивали баню, если было время, а если было не до бани, то мылись в чанах, в которые прислуга заранее наливала подогретую воду.

                Тур отправил Бояну мыться, а кошек закрыл в прихожей, постелив им рогожу. Бояна с удовольствием помылась перед дорогой, вытерлась насухо и одела чистую рубаху и шаровары. После чего выдернула пробку внизу чана и слила воду по желобу, проложенному на улицу к отстойной яме. Тур тоже с удовольствие смыл с себя дорожную пыль, слил воду из второго чана и улёгся на удобном топчане под лёгким покрывалом.

                Раннее утро золотило вершины гор. По широкой, караванной тропе двигался отряд конников. Рядом с Враном, на котором ехала Бояна, бежали Накха и Данте, они росли среди людей и домашних животных и считали их своими. Кони Тура и Бояны не обращали на кошек внимания, привыкли к ним, а кони воинов смотрели на полосатых зверей настороженно.

                Впереди отряда, на расстоянии полёта стрелы, мелкой рысью ехали трое всадников вооружённых копьями и акинаками, за спинами воинов были щиты и гориты с луками и боевым комплектом стрел. Следом скакали Шпакай, Тур и Бояна, за ними остальные воины охраны первого вельможи царя. Всё как обычно, установленным порядком и традицией.

                Тропа, на которой могли разъехаться две повозки, вилась по склонам холмов,  переходящих на заходе в горную гряду, а на восходе в степь, тянущуюся до самого берега Каргалыка.

                Путь в Тарону был не близок, предстояло доехать до Белой скалы5 с древними укреплениями бывшей столицы, Китея6.  Далее, свернув на восход, вдоль левого берега реки Большая7, впадающей в Истр ниже Тороны,  стоящего на берегу Истра, текущего с гор Сааны через Аргоду, на восход, к морю.
Караванную тропу часто пересекали ручьи и речушки, берущие своё начало в горах. Отряд уже сделал две остановки, давая коням и людям передохнуть, напиться свежей воды, ополоснуть лица и руки от пыли.
                Наконец, когда солнце стало в зените, появилась Белая скала на плоской вершине которой располагались стены опустевшего Китея, первой столицы полуострова.

                Здесь устроили большой привал, расседлали коней, пустили их пастись на берегу речки Большая. Кони принялись щипать сочную траву, а люди расстелили рогожи в тени дубовой рощи, достали еду приготовленную в дорогу. Выставили вартовых на возвышенности. Места хоть и свои, а бдительность не помешает.

                Бояна отвела Накху и Данте к реке, в тень прибрежных зарослей. Бакхи очень устали, путь был долгий. Высунув языки кошки улеглись в тени на траве, отдыхая, восстанавливая силы. Затем, развернула на рогоже холщовую тряпицу, в которую была завёрнута копчёная оленина. Из перемётной сумы положила на холст лепёшки и горшок с бутиром. Кто-то, из воинов, принёс большую флягу с родниковой водой.
                Вот, пожалуй, и вся снедь походная. В походе еда должна быть сытной, но не чрезмерной. Чрезмерная еда приводит к тяжести тела и лености духа. Пока Тур нарезал ломтиками оленину, Бояна пробежалась по зелёному лугу, нарвала пучок перьев дикого лука, зелень к мясу всегда нужна.

                Наевшись, люди улеглись на рогожах, положив под головы сёдла. Дрёма охватила и Бояну. Ей ничего не приснилось, сон был чуткий, не глубокий. Сколько так продолжалось, Бояна не знала, но проснулась от какой-то возни рядом. Слышались голоса охранников и какое-то урчание. Потом раздался смех отца и Шпакая.

                Бояна приподнялась с рогожи. Рядом с ней были Накха и Данте, они притащили молодую козу, пойманную у реки. Кошки сами наелись и решили покормить свою хозяйку.

                Бояна стала гладить воспитанников, приговаривая:  Молодцы, спасибо, хорошие Накха и Данте. Воины, Шпакай и Тур смеялись от души.

- Ну, Бояна и как ты умудрилась их так воспитать, что кошки и тебе добычу носят. Смеясь, произнёс Шпакай.
- Просто они платят за доброту. Они меня очень уважают и считают, наверно, своей матерью.
- Да, дела. И дикий зверь видно любит доброту и заботу если их добрые люди с щенков воспитывают. Ну что, отдохнули, теперь в дорогу, солнце в зените. К ночи нам нужно быть в Тороне.

                Шпакай встал, дал команду седлать коней. Путники разобрали своих коней, оседлали их, приторочили перемётные сумы. Тур разрубил козу, пойманную бакхами, на две половины, уложил мясо в кожаные мешки и приторочил их к седлу Врана. Бояна легче всех, поэтому груз не должен отягощать коня.

                Прозвучала команда: «По коням, в путь, в путь». И отряд двинулся по тропе, вдоль реки, оставляя справой стороны, скалу Белая и древнюю столицу на её вершине.

                Бояна внимательно и с любопытством разглядывала величественную Белую скалу.  Внизу скалы, у самого подножия, виднелись большие пещеры, в этих пещерах в далёкой древности, да и теперь, укрывались от непогоды путники и пастухи. Скала представляла собой обрыв очень высокий и крутой, естественная, неприступная преграда и защита древней крепости – города.

                Бояна мало что слышала, о древнем Китее и ей хотелось узнать подробности возникновения крепости, почему её оставили и построили новую, Аргоду, или как называли город греки – «Неаполь скифский».

                Отец посоветовал Бояне расспросить Шпакая, который был очень просвещённым сановником, читал многие грамоты греков, римлян понтийцев, персов. Да и сам вёл записи истории своего народа, для памяти потомкам. Шпакай с радостью согласился рассказать краткую историю царей и городов полуострова. В беседе и дорога делается короче.

- Я вижу, Бояна, ум у тебя любознательный, устремлённый к знаниям. Для меня, старого царского сановника, приятно осознавать, что среди нашего племени не перевелись любознательные уные. А что тебя интересует в былинах нашего племени?

- В прошлый раз, когда я с отцом и мамой была на торжище в Аргоде, читала эпитафию на герооне Аргота. Мой дед, Борей, немного рассказал о смысле эпитафии, но ничего не рассказал о первой столице, ведь Аргода вторая крепость столица.

- Да, Бояна, первой столицей была крепость Китей, мимо которой мы сейчас и проезжаем. Здесь правил царь Аргот, сын Идантемида, отец великого Скилура и дед Палака. Строил крепость не Аргот, а его отец. Аргот же, когда вырос и возмужал, женился на царице Боспора  Камасарии8, дочери царя Боспора Спартока V-го, из рода Спартокидов9, древнейшего рода сколотов.

- А разве цари Боспора нашего племени? Если нашего, то почему они не очень дружны со сколотами полуострова и Приаксайноморья.

- Дело в том, Бояна, что не всегда сохраняется дружба межу родами, не говоря уже о племенах. Теперешние цари Боспора, от племени савроматов, к царю которых мы и едем сейчас. Боспор богат торговлей, а торги ведут в основном богатые греки. Греки природные торгаши, а сколоты природные воины, охотники и земледельцы. Греки погрязли в работорговле и заполнили Элладу рабами, они утратили понятия порядочности, чести, приличия. Обогащение, вот их устремления. А дурной пример всегда заразителен, вот и цари Боспора впали в соблазн, для них блеск золота бывает дороже родственных отношений.

- А почему тогда Аргот женился на Камасарии, а не на соплеменнице?

- Аргот, Бояна, хотел установить более тесные связи с Боспором через родственные связи. Заключил договор о взаимопомощи, в торговых и военных делах. Это ему удалось, да и Камасария сама ведь из царского рода савроматов. Но следующие, после Спартока V-го цари, включая и сына Камасарии Перисада IV-го Филометора10, от первого мужа, Перисада11 III-го, стали попадать под влияние Понта.

- Во времена великого Скилура, сына Аргота, союз Боспора и полуострова сохранялся, но связи уже начали рушиться. Это было при царях Боспора Перисаде IV-м, сыне Камасарии и Перисаде V-м, внуке Камасарии.

- Шпакай, а почему Скилур перевёл столицу в Аргоду. Должно быть, причина была веская. Как я увидела, крепость на Белой скале практически неприступная, и место просторное.

- Да вот, времена меняются, Бояна, и одна из мудростей царей в том, чтобы предвидеть грядущее. Вовремя принять решение, от которого зависит судьба племени и самого царя с родственниками. Столица, стоящая в степи, хотя и в почти неприступном месте, может подвергнуться нападению со всех сторон и длительной осаде. А врагов у нас всегда хватает. К тому же, если основные торговые пути перемещаются в другие направления, то ослабевает контроль и влияние на купцов, везущих свои товары, а также затрудняется охрана торговых путей.

- Скилур построил крепость на пересечении торговых путей, Хаб12 называется, не далеко от Аргоды, строго на полуночь.  Но там же должен быть и царь с чиновниками, для быстрого решения спорных вопросов, да и дружина царская нужна там, для охраны дорог. Поэтому Скилур и перенёс столицу, а город-крепость назвал в честь своего отца. Китей стал просто крепостью стоящей на пути из степей Приаксайноморья в Феодосию и Пантикапей. В одно и то же время, Скилур строил крепости на пути в Евпаторий, Напит и в Гургдзах, чуть дальше от Аргоды, на полудень на правом берегу Истра. Построив новую столицу и крепости, Скилур взял под контроль торговые и военные дороги полуострова.

- Потом, во времена царя Палака, когда начались войны с Херсонесом и Понтом, а эти войны были неудачными для нас, Савмак, первый сановник Боспорского царства, восстал против захвата власти Понтом. В Понте царствовал Митридат VI-й Евпатор13, а на Боспоре Перисад V-й. Наш царь, Палак, поддержал восстание Савмака14, но не смог одолеть союзную армию Понта15 и Херсонеса, которой командовал Диофант16. Некоторые крепости были частично разрушены, и Китей тоже.
 
- Прошли годы и цари, из рода Хофразма, восстановили свои права на земли полуострова и степей. Но для этого пришлось сделать уступки царям Боспора из рода савроматов и поблажки Херсонесу. А недавно и сам Понт попал под власть Рима и Рим всеми способами старается подчинить Боспор и наши земли. Так что, Бояна, запоминай и знай, с кем нам придётся вести переговоры.

- Шпакай, а кто теперь правит Понтом и в Риме.

- Сейчас Понтом правит Рим. После поражения Митридата VI от римлян прибрежные области Понта стали римской провинцией, которая позднее была объединена с Вифинией.

- Боспором правит Рескупорид II, сын Котиса I. Он из династии савроматских царей, назначен в правители Римом. А в Риме правит император Нерон. Человек без принципов, морали и чести.

- Вот ты, Тур, смог разгромить римских наёмников в бухте Гепарда, а Палак не смог разгромить войска Диофанта. Как тебе это удалось, Тур.

- Когда мы, спешно собрались на помощь сородичам, мой отец сказал в напутствии: не совершай ошибки Палака, не атакуй строй римлян в лоб, а забрасывай горящей смолой. Мы так и сделали и перебили в итоге римских наёмников. Не все дела, Шпакай, особенно воинские, решаются наскоком.

- Правильно, Тур и в переговорах тоже не всегда вопросы решаются наскоком. Слушай отца своего, Бояна и будешь тогда Бояна-Даирия.

- А откуда, Шпакай, ты знаешь имя наречённое мне старцем из Палестины, с которым я разговаривала в Ари-Анте, по пути с торжища в Аргоде.

- Я, Бояна, не знаю никакого старца из Палестины, не встречался с ним. Просто это имя тебе подходит. Ведь зовут тебя в твоём племени Лисичкой, а родители назвали тебя Бояной. А я вот решил звать тебя Бояна-Даирия. Ты не обиделась.

- Нет, не обиделась. Просто я вспомнила, что ещё говорил старец, но это касается только меня.

- Что, дочка, опять маленькая тайна. Тогда не рассказывай эту тайну никому. Если это хорошая тайна, то пусть она сбудется, на всё воля богов.
Так, за разговорами и летело время. Вечерело, солнце висело над горизонтом. Ещё немного и наступит ночь, тёмная южная ночь и тогда ехать будет трудно. Луна не вышла, на небо и нечему было освещать конную тропу.

                Со стороны передового отряда послышался топот коня, это прискакал гонец с докладом. Передовой отряд уже различал в сумерках Тарону. Значит скоро долгожданный отдых. Кони, почуяв жильё, стали бежать бодрей, а Накха и Данте, бегущие рядом с Враном, поскуливали и часто посматривали на Бояну. Её воспитанники устали, были голодны и тоже хотели отдыха.
            Примечания:

1. Портик. Портик (лат. porticus (галереи), от porta  — проход, навес, шлюз, от латинского - portus «порт, пристань, гавань, убежище», далее из праиндоевропейского prtu- «проход». В классической архитектуре — выступающая часть здания, крытая галерея, образованная колоннадой или аркадой, имеющей собственное перекрытие: антаблемент, увенчанный аттиком или треугольным фронтоном.
2. Ротонда. Круглая постройка в виде здания, павильона или зала, окруженная колоннами и увенчанная куполом.
3. Приспешная. Приспешня ж. кухня, поварня, стряпная; пирожная, блинный или пирожный курень; твер. тамб. шелнуш, куть, перегородка в избе от печи, для стряпни и бабьего хозяйства. (Толковый словарь Даля).
4. Тарона:  Т.е. Та-Рона: (в значении «На Роне», на реке Рона. Топонимы присваивались, в основном, по названиям рек. Очевидно, что название реки Рона восходит к праиндоевропейскому (санскрит):
 /tara;i/ /taraNi/
1) пробегающий
2) протекающий
3) проникающий
4) быстрый, скорый
Рона, буквально – «Бстрая река», или Истр.
5. Скала Белая - Белая скала;, Белая или Ак-Кая; (крымско-тат. Aq Qaya, Акъ Къая) — скалистая гора в Крыму, расположена близ села Белая Скала (до 1948 года Ак-Кая) Белогорского района.
Вертикальная скалистая стена белого цвета возвышается над долиной реки Биюк-Карасу. Высота над уровнем моря 325 м, перепад высот между долиной и вершиной скалы — 100 м.
6. Китей –  древняя крепость Скифского царства (на вершине скалы Белая), общий возраст которой около 2500 лет. Крепость была сооружена царём скифов Идантемидом, как первая, древняя столица скифов, и была хорошо укреплена. Локализуется под Белогорском, на скале Белая.
                Само название «Китей» и означает город, крепость, цитадель и восходит санскриту.  Оттуда и русское «Китай» (см. словарь Даля: Кита -  китана, китица, кить) и итальянское «Цитадель». Китей (Кита) явно скифское название напрямую значившее «Город крепость» и не противоречит археологическим раскопкам на Белой скале.
                Если перевести координаты Китея, указанные Птолемеем, в современные, то очень точно получим координаты Белой Скалы.
Просто так такие внушительные крепости не ставились, Китей стоял на перекрёстке торговых путей идущих по Тавриде с северо-запада на юго-восток, в сторону древней Феодосии и Пантикапея. Взгляните на современную карту дорог Крыма и всё станет понятно.
7. Река Большая – Биюк (крымско-тат. b;y;k) означает «большой», а Карасу дословно переводится на русский как «чёрная вода» (qara — чёрный, suv — вода). В тюркских языках так называют реки, начинающиеся выступающими из-под земли родниками (в отличие от aq suv — белой воды — текущей с горных ледников). Левый приток Биюк-Карасу называется Кучук-Карасу (соответственно, «малая чёрная вода»).
8. Камассария – от санскр. Камассария (желанная)
/k;ma/ /kAma/ 1) желание (тж. любовное) 2) любовь. Буквально – желанная.
9. Спартакиды – Спартокиды. (греч. ;;;;;;;;;;;) — династия правителей Боспорского государства (438—109 до н. э.) сменившая Археанактидов. Основатель царской династии Спарток I (правил в 438—433 до н. э.). Спартоки (;;;;;;;;;;;, греч.) от скиф. – «Spar, Sparga» - наступать, отпрыск, побег. Т.е. принявшие власть. Спарток - принявший царскую власть от предыдущего царя. Очевидно от Археанактидов. Архианакта Великий (;;;;;;;;;;, ок. 540 до н. э. — ок. 470 до н. э.) — архонт и основатель Боспорского царства в 480 — 470 до н. э. годах.
Архонт – Архонт. Архо;нт (др.-греч. ;;;;; — начальник, правитель, глава; от ;;;; — начало, власть) — высшее должностное лицо в древнегреческих полисах (городах-государствах). Слово Архонт во многом имело то же значение, что и славянское слово «князь».
Князь. Князь (соответствует скифскому Аспак, конник, хозяин многих коней), от древнеславянского, буквально конник, верховой, верхом на коне. - Происходит от православного *konjь, от которого в числе прочего произошли: старославянское конь  (древнегреческое ;;;;;), русское, белоруское конь, украинское кінь (род. п. коня;), болг. конят, сербохорв. ко;њ (род. п. ко;ња), словенск. k;nj (род. п. k;nja), чешск. k;; (род. п. kon;), словацк. k;;, польск. ko;, в.-луж. k;;. Из *komnь, от древнего *kobnь; ср. кобыла, комонь.
Сравнить: КОНЕК
муж.  умалит. конь; особ. употреб. в знач. коня или гребня кровли, стыка двух скатов, князек, охлупень, шелом, череп, черепное бревно.
пск. работник у невода, с лошадью. Конязь, вершник; конник, всадник, конный воин, кавалерист.
| В ночную конязем ездит; чередовой конязь, ряз. , тамб. чередовой табунщик, стерегущий лошадей. (Даль).
 Спарток – имя скифское, от  санскрит /parici/ /parici/ -  наследовать кому-л., чему-л. Буквально – наследники рода, потомки династии. Спарток (Спартак) – наследник, потомок рода.
10. Перисад IV Филометор – Филометор (прозвище). От древ. греч. др.-греч. ;;;;;;;;;;; (fil;omit;ra)— любимец матери.
11. Перисад III – Первый муж Камассарии, отец Перисада Филометора.
(Спарток II, сын Левкона I, архонт Боспора и Феодосии, басилевс всех Синдов и Меотов 349 до н. э.—344 до н. э.
Значение имени: Перисад I, сын Левкона I, архонт Боспора и Феодосии, басилевс всех Синдов и Меотов 349 до н. э.—310 до н. э).
Спарток II и Перисад I. Сыновья Левкона I. Очевидно правили совместно, но старшим был Спарток I который правил до 344 года до н.э. После Спартока I правил Перисад I «пересаженный» на основной трон архонтов. Двоевластие царей встречается и в другие времена, но ни к чему хорошему не приводило (Автор).
(Словарь Даля – значение слова «Пересаживать». Пересаживать – пересажать мн. пересадить кого, сажать на иное место. Нас пересадили с одного парохода на другой, заставили перейти. | Перенасаживать. Пересадить пуговицы, пришить их иначе, или переменить с одной одежды на другую).
12. Хаб – крепость на перекрёстке дорог (место где дороги расходятся, сходятся. В англ. есть hub буквально — ступица колеса, центр) — в общем смысле, узел какой-то сети. На транспорте — пересадочный, перегрузочный  узел, в котором сходятся транспортные потоки (транспортный хаб). Локализуется на холме села Мирное, в шести километрах от Симферополя, на левом берегу Салгира.
13. Митридат – Митрида;т VI Евпатор (др.-греч. ;;;;;;;;;; ;;' ;;;;;;;, лат. Mithridates или Митридат Понтийский — латинизированная форма, также имевший прозвища Дионис (др.-греч. ;;;;;;;;) и Великий; 132 до н. э., Синоп, Понтийское царство — 63 до н. э., — царь Понта, правивший в 120—63 годы до н. э. Августин называет Митридата «царём Азии» (лат. rex Asiae).
Митридат от /mitra/: 1) друг, приятель 2) союзник 3) солнце.  (имя персидского происхождения. Митридат, буквально данный Митрой - Ми;тра (др.-инд. Mitr;, авест. Mi;ra -дружба, букв. «то, что связывает») — божество индоиранского происхождения, связанное с дружественностью, договором, согласием и солнечным светом.
14. Савмак – восстание Савмака — восстание скифов в Боспорском царстве.
Выросший при дворе боспорского царя Перисада V-го, понтийский военачальник Диофант, имел большое влияние на Боспоре, и с его помощью было достигнуто соглашение о наследовании царства понтийским царём Митридатом VI Евпатором. Но этим была недовольна скифская аристократия во главе со Савмаком, который убил боспорского государя Перисада V-го. Диофанту пришлось бежать на корабле из Пантикапея в Херсонес, а заручившись поддержкой горожан — отправиться в Понт.
              Весной 108 года войско понтийского стратега выступило из Херсонеса, и к началу 107 года до н. э. захватило Феодосию и Пантикапей. Савмак был пленён и отправлен в Рим, со скифскими вождями были заключены союзные договоры, а в прибрежных крепостях разместились понтийские гарнизоны.
              В настоящее время превалирует мнение, что Савмак был представителем династии Тавроскифии, которая находилась в союзных отношениях с Боспором, или представителем скифской верхушки, которая присутствовала на территории Боспорского царства со второй половины V века до н. э.  Сам переворот трактуется как попытка захвата власти Савмаком и обычно относится к 108—107 годам до н. э. На самом деле, это было выступление скифов против власти Понта над Боспором и желанием остановить экспансию Херсонеса на земли принадлежавшие тавроскифам.
15. Понт - Понтийское царство — греко-персидское эллинистическое государство в Малой Азии в 302 до н. э. — 62 н. э., на южном берегу Эвксинского понта (Чёрного моря).
 Официальным языком царства был древнегреческий язык. Основано в Пафлагонии (Южное Причерноморье) на границе двух эллинистических государств: Древней Македонии и Империи Селевкидов  Митридатом.
16. Диофант - Диофант (др.-греч. ;;;;;;;;;), (латин. Diophantus), сын Асклепиодора — полководец понтийского царя Митридата VI Евпатора. Ослабил царство крымских скифов в трёх Диофантовых войнах. В 110—109 до н. э. (по другой датировке, 114—111 до н. э.) дважды посылался с войсками в Крым и успешно отразил натиск скифов и их союзников (среди которых были и роксоланы), стремившихся, под предводительством Палака, сына Скилура, захватить Херсонес. Вовремя придя на помощь Херсонесу, Диофант сумел отразить скифов на их же территории, после второго нападения, он на некоторое время ослабил владычество Скифского царства в Крыму.
Диофант - Прославленный богами. – лат. (Diophantus): ;;;;;;;;;, ;;;;; Cleophantus (греч.)


Рецензии