Индейцы без томагавков
Х.Ингстад. По следам Лейфа Счастливого. М. 1969.
Я.Нерсесов. 250 веков Доколумбовой Америки. М. 1997.
А.Макарова. Путешествие в страну майя. М. 1980.
А.Рус. Народ майя. М. 1986.
Ч.Галленкамп. Майя. М. 1986.
В.Гуляев. Города-государства майя. М. 1979.
В.Кузьмищев. Тайна жрецов майя. М. 1975. Царство Сынов Солнца. М. 1962.
Р.Кинжалов. Воин из Киригуа. Л. 1976. Конец священного круга. Л. 1988.
Культура древних майя. Л. 1971. Орёл, кецаль и крест. М. 1991. Шесть дней Древнего мира. Л. 1989.
М.Стингл. Индейцы без томагавков. М. 1984. Тайны индейских пирамид. М. 1982.
Государство инков. М. 1986. Поклоняющиеся звёздам. М. 1984.
Ж.Сустель. Повседневная жизнь ацтеков накануне испанского завоевания. М. 2007.
С.Куприенко, В. Талах. Сказания о Солнцах. Мифы и исторические легенды науа. Киев. 2014.
Ю.Берёзкин. Мочика. Л. 1983. Инки. Л. 1991. Мифы индейцев Южной Америки. СПб. 1994.
В.Башилов. Древние цивилизации Перу и Боливии. М. 1972.
В. фон Хаген. Ацтеки, майя, инки. М. 2008.
Кецаль и голубь. М. 1983.
Инка Гарсиласо де ла Вега. История государства инков. М. 1974.
"Индейцы без томагавков"-так называется книга чешского писателя Милослава Стингла о коренных народах Американской континента, которых мы традиционно называем индейцами, хотя в США, например, их давно уже зовут "первые жители". Пришло время поговорить и на наших занятиях о развитии неведомого до XV века в Старом Свете континента за Атлантическим океаном.
Действительно, индейцы - совершено разные. Любимые подростками персонажи Купера и Майна Рида и эпический вождь - Гайавата отличаются от майя, создавших в Центральной Америке древнейшую цивилизацию, примерно как финны от аккадцев или греков, а майя от жителей Огненной Земли - как греки от чукчей... Появление первых государств, могущественных правителей и процаетающих городов было похоже на то, что было в Европе и Азии и непохоже одновременно. Сложнейшая система письменности и точнейший календарь в Центральной Америке - и отсутствие железа, крупных домашних животных и денег. Власть могущественных инков - сынов Солнца. обожествляемых, как китайские императоры - и узелковое письмо, носилки вместо повозок, отсутствие торговли, а самый ходовой металл - золото.
Обратимся к двум основным очагам цивилизаций на американском континенте - в Средней Америке (Мексика, Гватемала и часть других стран Центральной Америки на перешейке) и в области Анд в Южной Америке. Имено там природные условия позволили развиться высокой культуре задолго до появления европейцев.
В Центральной Америке, на территории современных юго-востока Мексики, Гватемалы, Белиза, части Сальвадора примерно в III веке нашей эры возникли первые города-государства племён майя.
Из книги С.Смирнова:
"Древняя страна майя напоминает Месопотамию после распада Аккадской державы: те же десятки городов-государств, в экономике которых господствуют храмовые хозяйства. Жрецы образуют правящую бюрократию, а во главе администрации стоит царь - "настоящий человек" (халач-виник, на языке майя а по шумерски это звучало лу-галь). Межгородская меновая торговля охватила весь полуостров Юкатан, в джунглях проложены дренажные каналы и хорошие дороги; бобы какао играют роль денег. Учащаются конфликты между городами, растет роль военного сословия, рождаются и гибнут эфемерные империи ..."
Археологами обнаружено около 1000 каменных городов, построенных майя, и около 3000 поселений поменьше. Различные города-государства между собой то торговали, то воевали. Майя обладали очень развитой письменностью. Множество их записей сохранилась на стенах построенных ими тысячи лет назад каменных зданий. Прочитана она была в середине ХХ века во многом усилиями нашего соотечественника Юрия Кнорозова. А до этого о древнейшей культуре читали в основном в записанных испанцами легендах индейцев. Теперь мы знаем содержание летописей, составлявшихся при различных правителях, тексты, посвящённые богам, гадательные надписи. С тех времен в Центральной Америке сохранился священный эпос "Пополь-Вух". По его сказаниям ставились драматические представления.
Вопрос учащимся: Вспомните, в каких древних культурах также драматургия возникла на основе мифов и легенд.
Сложный календарь майя, составленный из трёх и завязанный на движение звёзд и небесных тел по ночному небу, не имеет ни начала, ни конца. У майя не было начала или конца года — только планетарные циклы. Этот календарь точнейшим образом определяет длительность года. Рассчитав даты, мы весьма точно знаем, когда у майя правили те или иные цари, происходили какие-то события.
"По каменистой дороге, спиралью обвивающей Звездный купол, медленно и с достоинством идут жрецы-звездочеты. Головы их увенчаны высокими шапками, украшенными перьями священной птицы Кетцаль. Плечи покрыты длинными, ярко расцвеченными, одеяниями. А в руке каждый несет небольшую плетенку, искусно сделанную из стеблей фикуса.
На четвертом этаже процессия останавливается перед узким проемом в каменной стене. Главный жрец властно простирает руку, и два стража безмолвно отступают в сторону. Шестнадцать звездочетов медленно минуют проход и оказываются на просторной круглой площадке. Усаживаются на низкой деревянной скамейке, опоясывающей площадку, извлекают из плетенок свернутые листы бумаги из волокон фикуса и раковины, полные разноцветных камешков. Главный жрец встает и, скрестив руки на груди, начинает говорить…
Алтарный рельеф из камня, найденный в древнем городе Копане (на территории нынешнего Гондураса), подтверждает, что такая встреча самых просвещенных майя действительно состоялась в середине VIII века. Это был своеобразный научный съезд, собравший наиболее выдающиеся умы. Подобные встречи происходили регулярно, на них обсуждались проблемы, связанные с предсказанием солнечных и лунных затмений, изучением фаз Луны и Венеры; самым важным вопросом было уточнение (буквально до минуты) начала нового 365-дневного года (хааб) и исправление календарных погрешностей, накопленных за прошедшие 52 года…"(Стефан Никитов (Болгария)"Загадочная наука Майя").
К тому моменту, когда в Америку приплыли первые завоеватели из Европы, цивилизация майя уже переживала закат. Вторжение европейцев лишь ускорило падение майя. И в наши дни в стране Белиз около 10% составляют именно майя.
От майя многие традиции из культуры заимствовали тольтеки, расселившиеся в IХ веке на большей части Мексики. В X веке отряды тольтеков подчинили отдельные группы майя на Юкатане и в горной Гватемале. Ступенчатая тольтекская пирамида в Тольяне украшена рельефами (воины, орлы, ягуары). Их верховным божеством был Кецалькоатль — Пернатый Змей. Возможно, это - обожествлённый один из первых правителей. Кецалькоатлю приписывали изобретение божественного напитка, приводящего в экстаз и вызывающего блаженство, а также питья из какао-бобов. На смену тольтекам в Мексике пришли другие племена, в том числе ацтеки.
Майя часто именуются в новейшей литературе "греками Нового Света", а ацтеки - "римлянами Нового Света". Точно так же, как римляне, ацтеки не особо создали что-то своё в религии, мифологии, образовательной системе, а переняли многое у своих предшественников.
"Сначала ацтеки выделялись среди соседей только особой драчливостью и преданностью своим кровожадным богам - Уицилопочтли и Тескатлипока. Потом выяснилось, что новички быстро перенимают достижения своих соседей - рисуночную письменность и хлопкоткачество, ремесло каменной кладки и огородничество на плавающих в озере плотах. Кроме того, ацтеки, подобно ранним римлянам, сочетали крепкую племенную спайку со свободной инкорпорацией иноплеменников, если те готовы были признать старшинство грозных ацтекских богов над своими и регулярно приносить им в жертву военнопленных. Человеческая кровь, по мнению ацтеков и других племен Мексики, необходима для питания Солнца, иначе оно угаснет, и наступит конец света. Поэтому принесение пленника в жертву - не казнь, а почесть, недоступная рабам и преступникам ..."
Столицей возникшего мощного государства стал Теночтитлан на озере Тескоко, основанный в 1325 году. Другое название города - Мехико(Мешико), по которому и вся страна стала в дальнейшем называться Мексикой. По легенде, город основан на священной месте, где орёл, сидя на кактусе, растерзал змею (символ Теночтитлана и современный герб Мексики).
Прочитаем ацтекский гимн в часть бога Хуракана.
О ты, красота дня!
Ты, Хуракан!
Ты, сердце небес и земли!
Ты, дарующий изобилие и богатство,
Ты, дарующий нам сыновей и дочерей!
Излей, пролей свое изобилие, свои богатства!
Молим: даруй нам жизнь и благо,
Даруй их нашим детям и нашим рабам!
Пусть они приумножатся, пусть будет их много!
Пусть никто их не тронет, не повредит им,
Не ударит ни в грудь, ни в спину!
Открой перед ними путь славный, прекрасный путь!
Да не настигнет их позор или несчастье,
Что насланы твоим гневом или твоим волшебством!
Да исполнится благополучия жизнь тех, кто чтит тебя,
Кто приносит жертвы тебе
Перед устами твоими, перед челом твоим!
О ты, сердце небес, ты, сердце земли, ты, тайное величье,
На все времена, на все века да будет только свет,
Да будет у наших потомков только мир
Перед устами твоими, перед челом твоим.
О ты, бог!
Из статьи Смирнова:
"В середине 15 века талантливый правитель Мотекухсома Старший превратил ацтекскую державу в империю: теперь почти все племена нагорья платят ацтекам дань и посылают свои полки в их армию. Ведь подчиниться ацтекам куда выгоднее, чем воевать с ними! А войны не прекращаются: боги требуют новых жертв, и пешие армии идут в многомесячные походы, чтобы добыть новых пленных. Оставшиеся дома занимаются земледелием или ремеслами, строят и украшают свою столицу Теночтитлан - огромный благоустроенный город на островах среди озера, мексиканскую Венецию, населенную десятками тысяч людей. Здесь много храмов и много школ, здесь любят поэзию и изучают астрономию, здесь умеют работать и сурово карают за пьянство - но допускают коллективный прием наркотиков и азартные игры (ибо таким образом люди беседуют с богами и узнают их волю). Кому тесно дома - тот может стать царским воином или войти в компанию купцов-почтека, которые, подобно новгородским ушкуйникам, на свой страх и риск организуют вооруженные торговые экспедиции в лесные дебри юга, в горы севера и запада, к берегам обоих океанов. Держава ацтеков достигла апогея - и стоит на пороге кризиса".
Поэзия ацтеков достигла, пожалуй, наибольшего индивидуального мастерства в Доколумбовой Америке.
Айокуан Куэцпальцин
Да пребудет земля!
«Да пребудет земля наша вечно!
Да стоят нерушимо горы! —
так говорит Айокуан Куэцпальцин
здесь, в Тлашкале, в Уэшоцинко. —
Пусть насытят всех без изъятья
и румяный маис, и какао.
Да пребудет вечно земля!»
Самым знаменитым поэтом ацтеков был Несауалькойотль.
Мои цветы никогда не закончатся,
мои песни никогда не исчезнут.
Я, певец, возношу их;
они разносятся, они распространяются.
Ah tlamiz noxochiuh
Ah tlamiz nocuic
In nocon ya ehua
Zan nicuicanitl.
Куда мы уходим?
В обитель бессмертья?
Зачем же вы, слезы?
Крепись, мое сердце:
никто здесь не вечен.
И самые знатные — смертны,
и бренность их — пепел.
Крепись, мое сердце:
никто здесь не вечен.
Самое подробное описание Теночтитлана дал уже в начале XVI века участник испанского завоевания Мексики Берналь Диас. Он ещё застал всё так, как это выглядело при расцвете ацтекской империи:
"...Мы прибыли на главную торговую площадь, которая называлась Тлателолькской. Так как мы не ожидали увидеть что-либо подобное, то изумлялись множеству народа и товаров, которые на ней находились, великому порядку и организованности во всем. А знатные, что шли вместе с нами, по ходу все объясняли. Для каждого товара были свои торговые ряды, располагавшиеся на своих условленных местах. Вначале для товаров из золота, серебра, драгоценных камней и перьев, и накидок, и узорчатых тканей, в других - товаром были индейские рабы и рабыни; замечу, что приводили так много их на продажу на эту главную торговую площадь, как приводили португальцы негров из Гвинеи, а скованы они были длинными палками с ошейниками на их шеях, чтобы не сбежали, а другие были оставлены свободными 50. Затем находились другие торговцы, продававшие более грубую одежду, хлопчатобумажную ткань, скрученные нитки, и продавцы земляных орехов, и торговавшие какао; и таким образом продавались все те виды имевшихся товаров во всей Новой Испании, точно таким же образом, как и в моем краю, в Медине дель Кампо, при проведении ярмарок всякий товар находится в своих торговых рядах. Так же на этой главной торговой площади они торговали и накидками из хенекена, и веревками, и cotaras - обувью, которую они носят, а делали ее из того же растения, а также вареными весьма сладкими корешками и всем другим, что извлекали из этого же растения, все это было на одной стороне торговой площади на своем условленном месте; а шкуры ягуаров, пум, нутрий и схожие с лисьими, и крупных зверей, и других хищных зверей, выдр и диких кошек, - одни из них выделанные, а другие без выделки, - находились на другом месте, как и другие виды всяческих товаров.
Продолжим осмотр дальше и расскажем, что в другом месте они продавали фасоль, чию , бобы и травы. Затем прошли мы к тем, что продавали фазанов и индюков, кроликов и зайцев, крупных зверей [пекари, тапиров и оленей], уток и собачек и все другое, относящееся к этому промыслу, на своем месте торговой площади. Скажем о плодах, которые продавали и в вареном виде, как и каши из кукурузной муки, и потрошки, также на своем месте. Поскольку весь гончарный товар был представлен тысячью видов, от огромных глиняных кувшинов до малюсеньких кувшинчиков, то он также находился отдельно; и также продавали мед и медовые коврижки и другие сладости, которые делались, как торт из меда и орехов. И также они торговали древесиной, досками, люльками, балками, колодами и скамьями, - и все отдельно. Затем мы прошли к тем, что торговали хворостом, щепой и прочими вещами этого вида. Но глаза наши уже устали, да и немыслимо было все обозреть ничего не пропустив.
Ведь достаточно сказать, что в Мешико ничто не пропадало и все считалось товаром: даже человеческие отбросы собирались и перевозились куда нужно, ибо употреблялись в производстве, например, кожевенном. Вижу, что читатель улыбается, но это именно так, как я говорю: недаром в Мешико везде были уборные, особо для этого построенные, укромные. Да, ничто в этом городе не пропадало даром!.. Впрочем, всего не перечтешь, что было на этом величайшем в мире рынке. Достаточно указать еще, что в особом месте продавался amal, то есть здешняя бумага, в другом - искусные изделия для особого курения из табака, далее - благовония разные, пахучие мази и притирания, далее - великое множество семян, отдельное место для продажи соли, отдельный ряд для изготовителей кремневых ножей и иных изделий, для инструментов музыкальных и так далее, и так далее - без конца. Все битком набито народом, но везде порядок, да и на самой торговой площади были здания суда, с тремя судьями и другими, как альгуасилы; суд этот наблюдал за качеством товаров, а также решал все распри. И еще продавали топоры из латуни, меди и олова, и небольшие сосуды из тыкв, и весьма разноцветные кувшины с одной ручкой, сделанные из дерева. Закончив рассказывать о всех вещах, продававшихся там в столь большом количестве и разнообразии видов, замечу, что для того, чтобы до конца осмотреть всю эту главную торговую площадь, заполненную множеством людей и огороженную оградой со входами, не хватило бы и двух дней...
И так мы стояли, все осматривая, поскольку этот громадный проклятый храм был столь высок, что господствовал надо всем; и оттуда мы видели все три дороги [на дамбах], ведущие в Мешико: та, что из Истапалапана, по которой мы прошли четыре дня назад; и из Тлакопана, по этой дороге мы отступали в ночь нашего большого поражения, когда Куитлауак, новый сеньор [мешиков], выбил нас из города, о чем дальше будет рассказано; и из Тепеяка. И мы видели акведук с пресной водой, проведенный из Чапультепека, снабжавший город, а на тех трех дорогах [на дамбах] промежутки с мостами, сделанные то тут, то там, чтобы таким путем въезжать и выезжать по озеру от одного места к другому; и мы видели на этом большом озере столь великое множество лодок, одни прибывали с продовольствием, другие возвращались нагруженные товарами; и мы видели каждый дом этого великого города и все дома большинства городов, что были расположены на воде; от дома к дому было не пройти иначе как только по подъемным мостам, сделанным из дерева, или на лодках. И мы видели в этих городах cues [(пирамиды храмов)] и святилища в виде башен и крепостей, и все сияющей белизны, это было изумительно, а при дорогах [на дамбах] - другие башенки и святилища, которые были как замки. И потом, основательно осмотрев все, что мы могли увидеть, вновь стали обозревать главную торговую площадь со множеством людей, толпившихся на ней, - одни покупали, другие продавали, и только гомон и гул от криков и разговоров оттуда был слышен более чем за одну легуа, и среди нас были солдаты, которые побывали во многих местах мира: и в Константинополе, и по всей Италии, и в Риме - и они говорили, что такой торговой площади, настолько благоустроенной и таких больших размеров, заполненной таким множеством людей, они никогда не видели".
И вновь из книги Смирнова:
"Государственные границы раздвинулись до пределов пешей досягаемости в итоге армии ацтеков не имеют прочного тыла, их походы нередко терпят неудачу. Это опасно: ведь в военной империи нет еще ни развитой денежной экономики, ни нужного при таких масштабах административного аппарата. Нужны реформы; их начнет следующий правитель ацтеков, Мотекухсома Младший. Он прекратит дальние походы, ограничит размер армии, создаст кадровый государственный аппарат из военной аристократии. Такие новинки требуют одобрения жрецов, а те хотят одного: чтобы не прерывался поток жертв на их алтари. Откуда взять столько пленников? Придется ввести фиктивные "войны цветов" - шочияойотль - когда очередные вассалы ацтеков по их приказу "восстают" и выставляют небольшую безоружную "армию", которую ацтеки без труда берут в плен и приносят в жертву богам. Боги будут довольны но подданные ацтеков возненавидят своих владык и охотно помогут испанцам сокрушить ацтекское могущество".
Перенесёмся теперь в Южную Америку, На высокогорье Анд ещё в I тысячелетии н.э. также возникли первые государства - Мочика, где строили пирамиды, Тиауанако, оставившее впечатляющие постоойки, такие, как "Ворота Солнца", Уари, оказавшее непосредственное влияние на традиции инков. С XII века в горной части Перу племена кечуа образуют Инкское государство. Изначальные времена племенного строя инков запечатлены в эпосе об Ольянте, позднее ставшем драматическим произведением.
Амадо Нерво (мексиканский поэт конца XIX - начала ХХ в.в.)
Ольянта
В нем ярый дух вскипает, с монаршей волей споря;
он точит гнев и меч свой, чтоб отомстить в бою,
и, ни единым стоном не выдавая горя,
клянется морем крови залить любовь свою.
Взобравшись по утесам на снежное нагорье,
он кондором гнездится у кручи на краю;
и десять лет, что длится его противоборье,
влачатся для принцессы веками десятью.
Дочь Инки полюбил он, скрываясь от владыки;
монарх узнал об этом — и грянул гром великий,
принцессу заточили — и паладин восстал.
Явился новый Инка и чтил его как брата.
И после столькой крови, здесь пролитой когда-то,
остался лишь багрянец на льдистом гребне скал!
Государственный строй этой великой империи, подчинившей большую территорию от Кито до средней части Чили, отличался от того, что было в Мезоамерике. Его неограниченные правители считались божествами - Сынами Солнца.
Вопрос: В какой стране правителя называли Сын Неба?
"Божественный царь сапа-инка подобен фараону; сложная, безупречно работающая административная машина напоминает позднюю Персию или имперский Рим; но правители этих держав никогда не вели столь продуманной внутренней политики, включающей высокоразвитую систему социального обеспечения и направленную на слияние всех многочисленных этносов державы в единый народ. Судьба каждого покоренного инками племени зависит от активности его сопротивления: тех, кто подчинился мирно, оставляют в покое, прочих же массами переселяют в отдаленные места со сходными природными условиями - чтобы новые подданные не бедствовали, но и не имели в чужой земле иной опоры, кроме государственной администрации инков, а потому хранили верность властителям. Эта верность вознаграждается: в царстве инков не бывает голода, ибо правительственные амбары, разбросанные по всей стране, хранят "стратегический запас" продуктов питания, шерсти и иных видов сырья. Такая централизованная система снабжения исключает купеческую самодеятельность есть лишь внешняя торговля, которую ведут слуги царя. Власть на местах осуществляют чиновники-камайоки, которые жестко контролируют действия выборных сельских старост или наследственных вождей подчиненных племен. Кажется, что гениальные инки создали идеальное, абсолютно устойчивое государство общего благоденствия ... Но так ли?
Устойчивость державы куплена дорогой ценой: полным отчуждением основной массы населения от государственного механизма. Страной правит военная каста во главе с родом инков. Этот слой проявляет единство лишь пока и поскольку держава ведет успешную экспансию вдоль тихоокеанского побережья Южной Америки. Остановка экспансии неизбежно расколет правящую верхушку Тауантинсуйу: военные губернаторы провинций поддержат того или иного претендента на золотой трон, и вспыхнет гражданская война. Разлад в государственной машине приведет к падению жизненного уровня населения, к общему упадку симпатий к системе инков, к вспышкам местного сепаратизма."
Наибольшее впечатление производит священный город инков в горах - Мачу-Пикчу. Мачу-Пикчу (на языке кечуа machu pikchu означает “Старая Гора”) - таинственный город Инков, построенный в середине XV века, и главная достопримечательность, ради которой путешественники едут в Перу. Он находится примерно в 100 км от столицы Империи Инков города Куско в горах на высоте 2450 метров над уровнем моря и настолько укромно спрятан в Андах, что до него не смогли добраться испанские колонизаторы. Нам об этом городе стало известно в 1911 году благодаря американскому ученому Хайрему Бингхему. Хотя надо заметить, что местные жители всегда знали о Мачу-Пикчу, но не спешили делиться информацией с чужаками.
"Сегодня постройка Мачу-Пикчу представляется невероятной - камни перевозили с удаленных каменоломен: спускали по мокрым глиняным склонам, волокли по бревнам, а затем их шлифовали так идеально, что даже сейчас в щели стыков невозможно просунуть лезвие ножа! Мачу-Пикчу удивительно вписывается в окружающий ландшафт, поэтому его часто называют «город в небесах» или «город среди облаков». Треугольные крыши его зданий кажутся частью пейзажа. Это инженерный и архитектурный шедевр: для постройки такого города строители должны были обладать обширными знаниями топографии, геологии, астрономии и экологии: при строительстве использовались естественные склоны, а техника строительства обеспечивала устойчивость зданий даже в случае наклона скалы на 40* или на случай землетрясения. Достоверно неизвестно, для чего был построен Мачу-Пикчу. Согласно документам XVI века это была резиденция Верховного Инки Пачакутека (1438-1470), которая после его смерти превратилась в место, куда посылали на обучение детей знатных фамилий Куско. Мужчины учились астрономии, а женщины - текстильному делу. По другой версии у города было военное и оборонительное назначение: во-первых, он обеспечивал контроль над подчиненными Инкам окрестными племенами, а во-вторых, под контролем Мачу-Пикчу находился доступ в плодородные тропические и субтропические регионы, где выращивались фрукты, тыквы, кока и разные медицинские растения - самые важные для того времени продукты". (С сайта "Туры в Южную Америку").
"Землю четырёх стран света" создали в результате завоевательных походов Великие Инки Тупак Юпанки и Уайна Капак. При последнем из них, правившем в 1493 - 1527 г.г., империя переживает наибольшее могущество,
Обычно учеников интересует вопрос, могли ли ацтеки и инки достичь каких-либо связей между собой. Ведь римляне в начале нашей эры достигали иногда Китая, а китайцы - Средиземноморья. Есть лишь косвенные подтверждения того, что какие-то связи между двумя державами существовали.
Государственные образования возникли в Андском поясе и севернее, в долине Боготы. С XII—XIII веков там формируются племенные объединения чибча или муиска. Позднее возникли отдельные царства. У чибча был кодекс законов — так называемый «кодекс Немекене». Как и у инков, у чибча многие ходовые изделия изготовляли из имевшегося в большом количестве золота.
И - немного о контактах европейцев с жителями Америки до плавания Колумба, официально открывшего Новый Свет. Скорее всего, первооткрывателями американских пределов были скандинавы-норманны.
Примерно в 1000 году Лейф Эрикссон с командой из 35 человек отплыл из Гренландии на запад на корабле. Ими были открыты три региона американского побережья: Хеллуланд (вероятно, Баффинова Земля), Маркланд (предположительно — полуостров Лабрадор) и Винланд, получивший своё название за большое количество произраставших там виноградных лоз (возможно, это было побережье Ньюфаундленда близ современного местечка Л'Анс-о-Медоуз, но иногда Винландом считают побережье Канады южнее Лабрадора). Там же были основаны и несколько поселений, где викинги остались на зиму. Поселение в Винланде просуществовало несколько десятков лет. В Гренландии же скандинавы продолжали жить до XIV века, далее их следы теряются. Возможно, повлияли похолодание и оледенение острова, опрометчиво названного в Х веке "Зелёным", или натиск местных эскимосов (инувитов).
В 2010 году в Исландии были исследованы останки женщины и было установлено, что она являлась индеанкой, прибыла в Исландию около 1000 года и осталась там жить. Таким образом, это - первая американка в Европе...
Жуа;н Ваш Кортириа;л (Корте-Реал) — португальский мореплаватель, который за несколько десятилетий до Колумба плавал к западу от Азорских островов и открыл «новую землю трески», за что был в 1472 году награждён королём. Возможно, он достиг Ньюфаундленда.
Французы уверены, что первооткрывателем Бразилии был Жан Кузен, корабль которого штормом прибило к берегу в 1488 году. По рассказам XVIII века, он наткнулся на устье огромной реки. Кузен назвал ее Мараньон, а в дальнейшем за ней закрепилось название реки Амазонок или Амазонки. То ли французы быстро ушли оттуда, то ли Кузен даже дожил в Бразилии, став совсем туземцем и женившись на дочери местного вождя, до появления там португальцев.
На картах XIII - XV веков в Европе обозначали мифические острова в Атлантике - остров Святого Брендана, Антилия и Бразил. Какой соблазн представить их реально открытыми землями!
В новейшие времена то и дело происходят попытки представить доказательства детального знакомства европейцев с Америкой до Колумба. То обнаруживается в американском штате Миннесота, далеко в глубине континента камень с руническими письменами викингов, то отыскивается карта мира XV века с Винландом на западе. Но всё это оказывается подделками...
В заключение занятия можно немного поговорить о мире, ещё более своеобразном и неизвестном также к концу средневековья в Старом Свете - об Океании.
"А в бескрайней Океании завершается в конце 15 века своя "эпоха великих географических открытий". Светлокожие полинезийцы - наследники малайских мореходов, величайшие из "бескомпасных" мореплавателей - освоили просторы Тихого океана, заселили все архипелаги, которых не достигли ранее их темнокожие меланезийские предшественники. Добрались они и до Южной Америки. Уже воздвигнуты величественные статуи "длинноухих" на острове Рапа-Нуи (будущий остров Пасхи, который европейцы "откроют" для себя лишь два века спустя). Недавно открыта и заселена полинезийцами безлюдная прежде "Страна длинного белого облака" - край бескрылых птиц и гейзеров, будущая Новая Зеландия, а пока родина отважных маори ... Человечество познает и осваивает последние пригодные для жизни территории, дарованные ему природой матери-Земли".
Пабло Неруда.
Всеобщая песнь. (Перевод М. Зенкевича.)
Был Юг золотым изумленьем.
Плоскогория Мачу-Пикчу
у самых преддверий неба
полны были песен, елея,
человек разрушал гнездовья
огромных птиц на вершинах,
и в новых своих владеньях
держал семена земледелец
в пальцах, раненных снегом.
Высился Куско с рассвета
троном из башен и житниц.
Как цветок задумчивый мира,
была эта бледная раса,
в чьих слабых руках дрожали
короны из аметистов.
Стал прорастать на террасах
маис плоскогорий высоких,
и по тропинкам из лавы
двигались боги, сосуды...
Свидетельство о публикации №222080401547