Кушанский буддизм
Можно было бы отмахнуться от образа «бурятских танкистов» как от пропагандистского клише, однако накануне того, что в России называют «специальной военной операцией» при содействии министра обороны Российской Федерации Сергея Шойгу был возведен Главный Храм Вооруженных Сил – храм был православный, но главным его художником был бурят Даши Намдаков, который активно встраивает традиционные бурятские мотивы в современное искусство.
Президент России Владимир Путин в немалой степени был воспитан на ценностях японской борьбы дзю-до, которая тоже имеет буддийские (амидаистские) корни.
Теперь перейдем к рассмотрению буддизма. Эту восточную философию я изучал в 90-х в Санкт-Петербургском государственном университете, слушая спецкурс известного буддолога профессора Торчинова. Начну с известных вещей, а потом перейду к удивительным. Буддизм это индийская философия, основателем которой был Будда Шакьямуни – мудрец из народа шакьев.
В основе буддизма лежат четыре благородные истины, первая из которых – это истина о страдании («дукха»). На лекциях нам приводили легенду, как индийский принц Сиддхартха Гаутама (так звали Будду до того как он стал Буддой) где-то в 6 веке до н.э. осознал эту истину в четырех образах: старик, калека, мертвец и нищий. После чего он оставил свой дом, стал отшельником и сподобился озарения («самадхи») о том, что есть путь освобождения, ведущий в нирвану. Краеугольным камнем этого раннего буддизма были медитация («дхьяна»), вегетарианство и практика ненасилия. Вроде все просто.
Однако образы массовой культуры и изучение истории Центральной Азии показали, что не все так просто. Во-первых, был монастырь Шаолинь, в котором практиковались боевые искусства типа кунг-фу. Как это можно соотнести с практикой ненасилия?
На лекциях нам говорили, что проникнув из Индии в Китай, буддизм испытал сильное влияние даосизма, поэтому окончание -до в различных единоборствах – это японское прочтение китайского иероглифа «дао» (путь) – основного понятия даосизма. Иными словами, «кровожадность» восточно-азиатского буддизма привнесена даосизмом, а китайская иероглифическая культура такова, что они любую импортную доктрину переиначат на свой лад. Например, марксистская революция по-китайски «гэ мин» - смена небесного мандата, вполне себе термин из конфуцианского канона. Допустим.
Но как быть с монгольским буддизмом? Можно было бы предположить, что «дикие» монголы Чингисхана были еще условными язычниками-шаманистами-тенгрианцами, но потом, приняв буддизм, они «успокоились», подобно тому, как «успокоились» скандинавы, приняв христианство. Однако западные монголы, будучи буддистами, в 17 веке с боями прошли сквозь мусульманские кочевья и осели на Волге, породив хорошо нам известный этнос калмыков. В годы Гражданской войны белогвардейский барон Унгерн обратился в монгольский буддизм, стал считать себя воплощением бога войны Джамсарана и начал готовить великий поход на Запад. А как же истина о страдании? И откуда вообще взялся Джамсаран?
Бурят-монгольский буддизм еще недавно назывался ламаизмом, а центром ламаизма был Тибет. Таким образом, монгольский буддизм – это просто вариант тибетского буддизма. А вот его уже можно сравнивать с индийским прототипом. Школьная буддология поясняет, что со временем буддизм отошел от своей первоначальной философской чистоты, вобрал в себя языческие (политеистические) представления и превратился из элитарной хинаяны («малой колесницы») в массовую махаяну («большую колесницу») и «виноват» в этом индийский реформатор Нагарджуна, живший через 6 столетий после Будды.
После завершения спецкурса буддологии я стал думать, а какие буддийские тексты я знаю? У христиан Библия, у мусульман Коран, а у буддистов что? «Трипитака» или «Алмазная сутра»? Первым моим буддийским текстом был русский перевод «Лотосовой сутры». Потом «Основы дзэн-буддизма» Дайсацу Судзуки с его парадоксами-коанами и состоянием «сатори». А еще различные легенды рериховцев про Шамбалу и истории Льва Гумилева про теистический буддизм Цзонхавы.
Так, спросите вы, а как же кушанский буддизм? Так вот между индийским буддизмом и тибетским буддизмом был посредник, который условно можно назвать «кушанским буддизмом». Он был сформирован в государстве, ядро которого находилось на линии Душамбе-Пешавар и первоначально включало в себя Таджикистан, Афганистан (помните гигантские статуи Будды, взорванные в 2001 году талибами?) и Северный Пакистан. Это было Кушанское царство, которое существовало синхронно Римской империи, т.е. с 1 по 4 век нашей эры. У правителей этого государства были ласкающие русское ухо имена: Канишка, Васишка, Хувишка. У этого есть объяснение, поскольку кушаны по сути были «азиатскими скифами», имели европеоидный облик и говорили на языке иранской группы.
Славянские языки, конечно не иранские, но ряд лексических заимствований духовной направленности в русском языке явно имеет иранское происхождение (как раз через ираноязычных скифов, которые обитали от Карпат до Алтая): бог, святой, рай, хорошо. Их предки, известные китайцам как юэчжи, жили на западе современного Китая между Монголией и Тибетом, но во 2 в. до н.э. были вытеснены воинственным народом хунну в Среднюю Азию. Там они вошли в симбиоз с эллинизированными бактрийцами – земледельческим народом иранского круга, жившими на территории Таджикистана и Северного Афганистана – и, консолидировав их, создали Кушанскую империю.
Подобно тому как Римская империя при Константине нашла объединяющий духовный принцип в лице христианства, также Кушанская империя обрела этот принцип в буддизме. Вливаясь в государственные институты мировые религии обретали лоск и претерпевали трансформацию.
Именно в эпоху Кушанской империи проходит 4 буддийский собор (исследователь Боровикова датирует его 110 годом нашей эры), противопоставивший махаяну хинаяне, именно тогда создаются самые ранние махаянские сутры (Аштасахасрика), которые знаменуют «второй поворот колеса дхармы». Высшей ценностью махаяны становится уже не отрешенная бесчувственность, вызванная страхом перед тяготами жизни, а сострадательность («каруна») к живым существам. Поэтому место эгоистических архатов занимают альтруистические бодхисаттвы, которые не спешат уходить в нирвану.
Людям надо нести Благую Весть («дхарму») о том, что их страдания иллюзорны, а природой всего является пустота («шуньята»). Иногда эту истину приходится защищать, но не из ненависти к ее врагам, а из сострадания. Степные богатыри из скифских легенд превратились в защитников правды – дхарма-пал, которым не чужда воинская ярость и кураж. Поскольку к приходу кушан-юэчжей бактрийцы были уже эллинизированы, то первым ангелом-хранителем с дубиной был синкретический персонаж, совмещавший образ Геракла и легенду Ваджрапани. Что удивительно, эти совершенные существа не были чужды гнева, который ничуть не препятствовал их созерцательной мудрости, выражаемой в виде «третьего глаза». Так эти существа-дхармапалы и были запечатлены в тибето-монгольском изобразительном искусстве: гневные, с оружием и третьим глазом.
Дуализм света и тьмы это иранская идея (ярким ее выражением является манихейство). В кушанский период она была привнесена в буддизм. "Сутра золотого блеска" повествует о борьбе ангелов-якшей и демонов-асуров. Тут то и появляется образ усатого грядущего Будды Майтрейи, образ которого, видимо, был списан с кушанских царей. Сам Будда там из испуганного принца превратился в воплощение некоего абсолютного принципа Татхагаты, который многократно приходил к людям. Конечно, по философски стоило бы задуматься: как истинная реальность будды ("татхагата") соотносится с пустотой мира ("шуньята")? Без идеи Бога здесь явно не обойтись.
Впоследствии кушаны слились с эфталитами, обратились из буддизма в индуизм и образовали в завоеванной Индии аристократическую этно-сословную группу раджпутов, однако синтезированный ими кушанский буддизм махаяны перешел к народам Центральной и Восточной Азии, породив монголо-тибетский ламаизм и японский амидаизм.
Иллюстрация: "усатый будда" Майтрейя, Гандхара II век, Кушанское царство
Свидетельство о публикации №222080401755