Бой за Тарту глазами комбата

Тарту. 3-10 сентября 1944 г.
  В город мы въехали в полночь. Машины шли на подфарниках. Силуэты зданий вырисовывались на фоне неба и то, только при взлете немецких ракет. По ним мы ориентировались – там проходит передний край немецкой обороны.
  Перескочив через мост, выехали на пригорок, справа появился ангар. За ним нас ждали представители штаба полка. Они и развели подразделения на подготовленные в инженерном отношении позиции. Наблюдательный пункт батальона тоже был оборудован и обеспечивал обзор не только переднего края батальона, но и глубину обороны противника. Со мной разместился и наблюдательный пункт полка. На нем был только командир разведвзвода младший лейтенант Нельга, да два его разведчика. К утру я утомился – уснул. Кажется, только закрыл глаза, как сразу же меня разбудили разведчики:
– Товарищ капитан, поднимайтесь.
– Что такое?
– Справа – квадратная роща, под прикрытием тумана в нее вошло уже до батальона пехоты. Сейчас на тихом ходу, поодиночке, в рощу движутся танки.
– Вы считали – сколько туда прошло танков?
– В данный момент уже наблюдаем за восьмым, но, видимо – не последний. В тумане еще слышен шум моторов и лязг гусениц.
  Через несколько минут раздался зуммер телефона:
– Говорит "Чернов" (позывной, комдива), комбата к телефону! Что там у вас перед передним краем делается?
– Квадратная роща, даю координаты ... Немцы в роще сосредоточили до батальона пехоты и до роты танков.
– Что вы мне там – роты, батальоны!.. Сколько человек и сколько танков?..
– До четырехсот человек и десять танков.
– Наблюдайте! Сейчас загремит "патефон"!..
- Подождите еще полчаса, немцы сосредотачиваются там небольшими группами и «незаметно», так что еще не все собрались к «концерту».
  В трубке раздался смех:
- Будь по твоему, комбат! Только смотри, что бы собравшиеся из зрительного зала, от скуки, к тебе на сцену до начала концерта не ломанулись…

  Немцы закончили своё движение в «квадратную рощу», где-то в тылу заревели "Катюши". Оставляя за собой огненные хвосты, полетели снаряды. Огромная масса огня и дыма охватила рощу. Рассеялся дым и пыль – рощи не стало. Догорали обломки деревьев, корпуса танков и масса обгоревших человеческих тел. Такое я видел только под Сталинградом, когда на моих глазах были уничтожены три румынских батальона.

  Сигналом к началу наступления, на передовой позиции немцев взлетели ракеты. Раздался гром орудийных залпов. Короткая артподготовка. В атаку пошел корпус немецких моряков. Против нашего батальона – ни одного немца не поднялось и ни одного танка в атаку не пошло. Видя это, я отдал приказ:
– 57-мм противотанковым орудиям развернуться вправо, а станковым пулеметам – влево, открыв огонь во фланг наступающей пехоте противника – прижать ее к земле.

  Движение наступающих, поначалу замедлилось, потом стали залегать, опять вскакивали, но поднимались уже далеко не все. Поднявшихся пулеметчики поливали шквальным огнем, и кое-где атака так и не докатилась до позиции соседей. Темп немецкого наступления сразу снизился. Однако, на участке 72-го полка, часть пехоты и танков дошла почти до самой северной окраины Тарту. Штаб 72-го полка отойти не успел. Один из немецких танков взобрался на блиндаж, где располагался штаб полка, и обстреливал окраину города. От выстрелов блиндаж содрогался, земля осыпалась на головы. Многим в блиндаже тогда стало не по себе.

  Вводом в бой второго эшелона 2-й Ударной Армии, наступление противника было не только оставлено, но и отражено. Немцы вынуждены были отойти на исходные позиции. Часть немецких танков – подбиты. Морская пехота отошла, оставив на поле боя сотни трупов.


Рецензии