Терпением вашим спасайте души ваши

                «Ты значил все в моей судьбе»
                (Б.Пастернак)

    Лето 1945 года принесло, наконец, мир на землю Италии.  Теперь мальчишки  древней Остии снова могли купаться в море и играть в футбол, не опасаясь бомбардировок и немецких патрулей. Но для игры футбол нужно поле или хотя бы  подходящий пятачок ровной земли. Впрочем, искали недолго.   Площадь рядом с небольшой церковью  Санта-Ауреа была аккуратно вытоптана ногами благочестивых верующих. Осталось только соорудить ворота как на настоящем футбольном поле. В кустах отыскались пригодные для этого жерди. Теперь только вырыть ямки да закрепить столбики. Нашли  старую железяку,  и  принялись скрести землю у края площадки.  Земля была сухой  и твердой, поддавалась с трудом. А потом железяка  вдруг заскрежетала о какой-то камень.
- Слушай, а может там клад, разгреби вокруг  побольше. 
- Куда больше?! Это какая-то огромная и  старая плита. Видишь, буквы древние.
- Падре Антонио, посмотрите, что здесь написано?
    Вышедший из дверей церкви пожилой седовласый священник подошел к ребятам и склонился над ямой.
- Видимо, старое надгробие. Вы же слышали, что наша церковь стоит на месте захоронения Святой Ауреи, казненной ещё в III веке.
- А за что её казнили?
- Она, хотя и принадлежала к императорскому дому, но  стала одной из первых христианок и  отказалась поклоняться языческим идолам. Вот её и утопили в море, привязав камень на шею. Но верные слуги выловили ночью тело Ауреи и похоронили здесь. Потом у могилы построили простую часовенку, а позже и церковь.
    Кроме Ауреи здесь, по преданию, была погребена и Святая Моника. Вы же видели в церкви посвященную ей капеллу, украшенную красивыми фресками? Так что пока этот камень не трогайте. Мы должны бережно относиться ко всему, что связано с нашей историей.  Поэтому с подобными находками должны разбираться специалисты. Я нынче же  позвоню в управу. А в футбол можете поиграть вон в том углу, там тоже хорошая площадка.
   Приехавшие археологи раскопали надгробный камень и расшифровали  погребальную эпитафию. Она оказалась посвященной Святой Монике, матери Святого Августина. «Здесь покоится  самая добродетельная и терпеливая  мать, прославленная своим потомством. Да увековечены будут в веках их имена». На камне была выбита дата – 387 год, и имя составителя хвалебной надписи. Им оказался тогдашний консул Анициус  Бассус.
     Очищенную плиту перенесли на хранение в капеллу, посвященную святой Монике. В тот вечер после службы падре Антонио задержал прихожан.
- Дорогие мои, не расходитесь. Останьтесь, у кого нет неотложных дел.
     Падре Антонио медленно прошел к капелле Святой Монике и остановился перед ней, задумчиво поглаживая подбородок.
- Я хотел бы сегодня напомнить вам историю той святой женщины, которая  некогда упокоилась под этой плитой, найденной нашими ребятами, любителями футбола.
    Прихожане заулыбались, оборачиваясь к сидящим на задней скамье «футболистам».
-  Святая Моника родилась в  332 году в городе Тагасте, в римской провинции Нумидия. Это теперешний Алжир.  Вы же помните, что после смерти Спасителя ученики его разошлись по всей земле с проповедью заветов Христовых. В Африку отправились евангелист Матфей, апостол Филипп, Иаков младший. Вскоре многие жители африканского континента приняли новую веру.  Исповедала христианство и семья Моники. Хотя ученые, судя по  имени, предположили, что была  она берберкой по происхождению. Поскольку семейство было довольно  зажиточным, то в отличие от многих других женщин того времени Моника была обучена грамоте. Печатных книг, подобных теперешним, в ту пору не было. Евангельские  тексты переписывали от руки, а  слова завета передавали из уст в уста.  И Моника сызмальства хранила в сердце своем и  следовала заповедям Христовым.
   Прохаживаясь вдоль первых рядов, падре Антонио продолжил свой рассказ.
-    В раннем возрасте  Монику   выдали  замуж   за Патриция, императорского чиновника, занимавшего официальную должность в Тагасте.  К глубокому прискорбию Моники, супруг её был язычником. Вспыльчивый и необузданный по натуре,  Патриций после женитьбы нисколько не образумился и даже  продолжал  распутничать. Благочестивое  поведение Моники, неустанные молитвы её, милосердие и сострадание к бедным и немощным, раздражали Патриция и его мать. Но Моника своим бесконечным и безропотным терпением, умиротворяющим спокойствием  смиряла дикий нрав супруга и со временем добилась уважительного отношения к себе в новой семье.
-    Вот скажите мне, - обратился падре к прихожанкам - многим ли из вас удается смирять свой гнев, когда ваш супруг возвращается поздно да ещё навеселе? А ведь одолев раздражение, вы не только спасете душу свою  от  черной злости, но и дом и детей убережете от ссор. Помните, как сказано у Луки «Терпением вашим спасайте души ваши». Уложите, молча, спать провинившегося мужа, а утром он сам попросит у вас прощения.
   Многие из прихожанок, потупив глаза, опустили головы.
- Но вернемся к Монике.    Несколько лет  Господь не посылал юной Монике   желанного  потомства. Только в 22 года она родила своего первенца,  Августина, потом ещё одного сына Навильо и дочь Перпетую. Всем детям Моника дала достойное образование. Хотя муж - язычник не позволял  крестить детей, мать старалась внушить им христианские духовные ценности.
    Правда,  когда их первенец - Августин заболел, Патриций согласился было   крестить мальчика, но как только  ребенок выздоровел, он отозвал это согласие. И всё же, как позднее писал Августин, что христианство вошло в него с молоком матери.
    Поскольку Августин с детства отличался особой сметливостью и исключительной способностью к обучению, мальчика после школы отправили в Карфаген. Здесь он легко освоил  математику, философию, риторику и прочие науки. Ему было 17 лет, когда умер отец, который по настоянию Моники крестился перед кончиной. Тяготы управления домом и хозяйством легли на плечи  Моники. А любимый сын на подмогу  к матери не спешил.
    С возрастом в Августине проснулась необузданная страсть ко всем сомнительным  жизненным  утехам.  В 18 лет у него уже появился сын Адеодато. Но ребенок  был незаконнорожденным, потому как матерью его была простая служанка. А по обычаям того времени Августин не мог жениться на девушке  низкого происхождения. И хотя сына своего Августин  любил, о матери ребенка он ничего не говорил и ни с кем её не знакомил. В разговоре  называл её просто «Она». Добавлю к слову, что Августин прожил с ней 14 лет.
     Огорчения Моники обострялись тем, что  полученные знания и способности Августин стал обращать на критику христианского учения. Сказания и притчи обзывал «детским суеверием». Превозносил философию и проповедовал модное в ту пору манихейство. Моника, следуя наставлениям Святого Павла апостола,  старалась «избегать  любопрений», и терпеливо увещевала сына. Однако согласия и взаимопонимания  между ними в ту пору не  было.
- А вы сами -   снова обратился падре Антонио к пастве, - достаточно ли проявляете терпения, вразумляя детей своих? Небось,  кричите, а то и подзатыльниками награждаете? Да и вы, ребята, разве прислушиваетесь к наставлениям матерей ваших?
   Многие прихожанки понурили  головы. Задумались и ребятишки.
- Но идем дальше. Преисполненный упрямыми и тщеславными помыслами  Августин,  решил отправиться с семьей в Рим.  Обеспокоенная Моника  вознамерилась  следовать за сыном, но тот, во избавление от материнской опеки, обманул её, тайком сел на судно и просто-напросто сбежал. Да ещё увлек с собой младшего брата и одного друга. Всю ночь огорченная  Моника рыдала и молилась на могиле  местного святого. Утром она кинулась за советом к епископу. Тот, прозрев в Монике великую любовь и огромную веру,  утешил ее пророческими словами: «Дитя этих слез никогда не погибнет».  Следуя  евангельскому наставлению, Моника распродала все имение свое, пристроила дочку у родственников и как «добрый пастырь» отправилась вослед «заблудшей овце» - сыну своему Августину.
    В те времена, когда не было ни поездов, ни самолетов, путешествия длились долгие месяцы, а иногда и годы.  Когда Моника добралась до  Рима, ей сказали, что Августин перебрался в Милан.  Помолившись у могил первоапостолов,  Моника последовала дальше. 
    В Милане  она  встретилась, наконец, с Августином и оставалась рядом с сыном, безропотно и терпеливо облегчая ему тяготы  повседневной жизни. В Милане они задержались на долгие годы  среди приверженцев мудрого миланского епископа  Святого  Амвросия. Первое время Августин, по его собственному выражению, на проповедях  Амвросия не столько слушал, Что он говорит, сколько, Как он излагает свои мысли. В церковной общине Августин устраивал бесконечные богословские диспуты, много размышлял и писал.
      Но, в конце концов,  Господь направил Августина на тот путь, куда так долго стремилась его мятущаяся душа. 25 апреля 387 года Святой Амвросий крестил Августина. Счастливая Моника была рядом с сыном на церемонии  крещения. В своих дневниках Августин напишет о матери: «Ты родила меня дважды. В первом рождении Ты дала мне жизнь, во втором  возродила к вере».
   
   Настало время и им нести веру Христову дальше. Моника с Августином и его  друзьями решили вернуться в Африку и основать там монастырь. Они отправились в путь, и, добравшись до  портового города Остия, поселились в небольшом доме в ожидании корабля.
   Но человек предполагает, а Господь располагает.  Моника внезапно заболела  малярией, и 27 августа 387 года скончалась.  Ей было 56 лет. Похоронили  Монику  здесь, у  церкви Святой Ауреи. А в 1430 году  папа Мартин V повелел перевезти её мощи в Рим. Когда вам случится побывать там, непременно зайдите в церковь, носящую имя её сына - Сант-Агостино. Прах Святой Моники хранится у центрального алтаря в великолепном саркофаге, выполненном мастером Исайя ди Пиза.
     Напомню вам, что  память Святой Моники мы отмечаем  27 августа, а на следующий день - 28 августа вспоминаем Святого  Августина.  В этот день,  в 430 году,  он  умер в родной Нумидии, в городе  Гиппоне, где  служил епископом. 


Рецензии