Попытки дружбы

***
Ночь у нас давно...
Что чувствовал ты, Герой России вечно,
в ночь на 10-е мая,
разгромив Гитлера?

Думал ли ты о своей семье,
дочери...
Или у тебя были иные заботы
и мысли во Христе?

Однажды у меня было видЕние.
Поздняя осень.
Кремль.
Какой-то официальный прием там,
куда был приглашен и ты.

Ты был в военной форме,
в очень скромной военной форме,
без регалий и орденов.

Мне было лет 9 тогда.
Не знаю, как я проник в Кремль.
Это неважно.
Главное, что я увидел тебя
на одной из парадных лестниц.
Ты вышел отдохнуть от официального приема.
Я подошел к тебе и сказал:
"Товарищ Маршал, мне нужно воевать под Вашим началом.
Удерживать Антихриста, чтобы он не пришел в мир".

Ты сказал: "Да. Хорошо, Игорь. Будем воевать вместе".

...Видение исчезло.
Я вновь сидел на своей кровати и плакал.

Царствие Небесное тебе, спаситель наш тоже.
Ты - сын Христов.
Воин Христа.
Помоги мне, грешному.
И прости.


***
Вчера, 2 августа, мы с Мариночкой-Вжиком были в Ильинском храме.
Ехать туда далеко.
Чаяли успеть на Крестный ход - в честь престольного праздника.
Но не успели.
Приехали к пирогам и чаю - прямо на улице перед храмом.
Перекусив, отправились искать отца Георгия (Иванова), с коим знакомы много лет.
И быстро нашли.
Он сидел у себя в кабинете с другим батюшкой и тоже собирался перекусить.
Встретил он нас, как родных.
Мы вновь сидели за чаем и беседовали.
Отец Георгий преподал нам урок истинного смирения.
Я внимал ему всей душою.
И думал: почему мы так редко встречаемся?

Когда мы собрались домой, отец Георгий сделал нам трогательный подарок.
Да еще и заказал такси и оплатил его.
А главное - повел нас в храм и благословил напрестольным алтарным крестом.

В дороге домой мне думалось о том, что я люблю принимать дары и милости Божьи.
А вот смиренно терпеть скорби и неудачи жизни - пока не умею.


***
Андрей Наумов из алмазного Мирного - эпистолярный гений.
Он в письмах ЖИЗНЬ давал целиком.
Свою, мою.
И делал это остроумно, весело, любя.

Вот жаль: сгорели письма.
Я их за собой по всей России таскал годами.
Много их было разных.
Иногда - с забавными рисунками там.

Андрей писал мне в основном в Армию.
И это - было для меня великим утешением и радостью во Христе.

Вот что с Андреем сейчас?
Не общаемся с ним практически.
В инете он бывает по великим праздникам.
Да и не напишешь так в сообщениях, конечно.
Нужны листы бумаги, размышление, собранность, возможно, промежуточный черновик.
Написать так экспромтом (сообщения инета) - не вышло бы и у Чехова.


***
Дмитрий Галковский - самый начитанный человек в стране.
Начитанный, то есть вобравший в себя заблуждения многих.
От Платона до Лебедева-Кумача.

В последние годы Дмитрий Галковский - всё больше несет околесицу.
И конечно, ему нелишне сходить на исповедь в храм.
Но что для него исповедь?
Он не верит в святые таинства Церкви.
А без этой веры - нет и настоящего творчества.


***
"...Мне верили. И так, как главарю,
все высокопоставленные дети" -
как сказал Высоцкий в "Моем Гамлете".

Верно.
Главенство Высоцкого - понятность и угодность всем.
Но самому себе - он часто бывал непонятен и неугоден.


***
Доверие предполагает честность с обеих сторон.
Доверие с недоверчивыми предполагает муку говорящего.


***
По моему глубокому убеждению - Поэзия (если ни вообще Литература) в 21 веке - после всего написанного в мире (и как написанного!)
- осознанно и неизбежно должна перейти на уровень личных интимных посланий,
нужных КОНКРЕТНОМУ ЧЕЛОВЕКУ, а не якобы "многим" или даже "всем", как до сих пор наивно полагают многие или даже все.
Да, это естественно приводит к сужению аудитории, но - с другой стороны - и к ее качественности, если ни элитарности (избранности).


***
Вика Гарманова понимала меня.
Иначе не пришла бы ко мне домой.
Сделала бы вид, что так и должно быть.
Молодец она.
За тот приход - особенно молодец.


***
Роль Вики в "Аригусе" после моих стихов для нее - роль главная.
Но они ее куда-то дели.
Дескать, и не было ничего.


***
Света С. перешла в "Аригус" тоже неспроста.
Впрочем, моих стихов для "Тивикома" она не понимала.


***
Башлачев.
Тот тоже так.
Пока был, всем неудобно.
Как не стало, всем скучно.


***
Имидж и суть - совсем разное.
Имидж - маска или ярлык, какому ты не прочь соответствовать.
Суть - твоя тайная внутренняя жизнь.


***
Мы мало знаем друг друга.
Смотрим на лицо, а не на сердце.
Господь - смотрит на сердце, а не на лицо.
Ему очень важен внутренний мотив нашего слова или поступка.

Но мы подчас уже не различаем, где наша суть, а где имидж.
Ибо - мало знаем себя.


***
Имидж Высоцкого - всенародный поэт.
Суть Высоцкого - одинокий поиск любви.


***
Имидж Башлачева - нищий оборванец, написавший несколько уникальных песен.
Суть Башлачева - томление по родине небесной, уход от мира в свое.


***
Имидж Бродского - гонимый Советами поэт, получивший Нобелевскую премию.
Суть Бродского - самоупоение и гордость поэтическим даром, данным от Бога.

Ну, и так далее.


***
Возможно, в женщине я слишком увлекаюсь внешним.
Но через внешнее - пытаюсь постичь внутреннее.
Это иногда удается, когда вдохновение не замутнено страстью обладания, например.
Когда ты любишь, а не алкаешь.
Или - вникаешь в человека по-настоящему.


***
Имидж Вики Гармановой - успешная телезвезда Бурятии.
Ее суть - терпеливое несение своего креста и желание любить.

Нет, не ошибся я в ней всё же.
Даже если она меня уже и не помнит.


***
Никита Высоцкий - продал последнюю квартиру отца на Малой Грузинской улице.
Продал совершенно посторонним людям, всё там переделавшим.
И все его уверения в любви к отцу - просто неискренни.

Высоцкий - принадлежит России.
И в его квартире - нужно было сделать музей.
Таганка Таганкой, а дом домом.
Никита Высоцкий оставил отца без дома на земле.

Недаром Высоцкий больше любил сына Аркадия.

Никита - сын Высоцкого лишь по плоти.
Но по душе и духу, которые больше плоти, он - сын своего тщеславия и меркантильных интересов там, где речь идет о культурном коде нации.


***
Высоцкого любили в СССР далеко не все.
Например, из всех моих родственников, одноклассников и соседей (а это суммарно человек 100) - Высоцкий был нужен пятерым.
Пятерым - не больше.
Но зато этим пятерым - он был нужен по-настоящему.


***
Сейчас любовь к Высоцкому - сильно преувеличивается и раздувается.
Но по сути, он остался нужен только мне.
И уже не как поэт, а как человек.

Человек, никем не знаемый, скрывавший свое главное ото всех.


***
Дмитрий Галковский - русский по крови, конечно, как и я.
Но по духу - в своем безверии и отсутствии покаяния - он настоящий "новиоп", яркий представитель "новой исторической общности", какую изобрел
и какою клеймит многих в России.

Дух - больше и сильнее крови.
А дух Дмитрия Галковского ныне - дух, повторяю, безверный и кощунственный.
Не раз хуливший, "бравший под сомнение" Святое Евангелие Правды.
И соблазняющий многих - по гордости лжеименитого разума.

Дмитрий Галковский на людях - "учитель" Лев Толстой времен своего еретизма.
Дмитрий Галковский наедине - сектант самого себя (близость к позднему Набокову).


***
Ну согласен: я человек страстный и грешный.
И судить кого-либо не могу.
Но мне больно за Дмитрия Галковского.
Уж как я любил его когда-то.
С 1992 года - точно.
Видел в нём брата во Христе.
Надеялся на него, переживал, когда его травили за "Бесконечный тупик", пробовал заступаться.

Но сейчас, когда у Дмитрия есть всё, он явно идет по пути еретика.
А с еретиками - у меня общения быть не может.

Вразуми, Господи, раба Твоего Димитрия.
И меня - прости за грехи.


***
Товарищ Сухов из "Белого солнца пустыни" - молодец, конечно, во всём и всегда.
Его отношения с гаремом Абдуллы - истинный пример для подражания.
Вот так мы и должны вести себя с женщинами, нам не принадлежащими.

Увы, я часто нарушал этот принцип.
И окажись на месте Сухова - с удовольствием взял бы то, что просилось в близость.


***
Моя любимая одноклассница - Саша Кузнецова.
Мы с ней сидели за одной партой.

Она любила меня как человека.
Была самой зрелой девушкой в классе.
Грудь одна чего стоила.
Да классный маникюр - позже.


***
Одно время мне нравилась в классе Юля Ф.
Но она при других была не собою.
На сердце одно, а на устах иное.
А у Саши Кузнецовой что на сердце, то и на устах.


***
Еще меня любила в классе Анжела Амброян.
Но с нею мы не были близки душевно.
Хотя она мне нравилась как человек.


***
В нашем классе лучшим парнем был Сережа Стрекачинский.
Но он был отстающим по физкультуре.
И девушки его не замечали.
А он лучший по душе и доброте в суть.

Как и братья Буйволовы.
Но у тех с физкультурой - всё было хорошо.
А главное - после школы - я бы не выжил без них в этом мире.


***
Вика Гарманова - совершенно не оценена улан-удэнским грэндом.
Ее принимают не за ту.
Она совсем иная.
В последней правде - моя сестра во Христе.


***
Если говорить о внешности Вики, то ее оценили.
Переразвитая грудь, умение делать мэйк-ап, точеные ножки (почему-то без педикюра), лучший маникюр на длинных ногтях.
У Тани Моисеенко и Оксаны Нестерцовой из "Тивикома", как и у Юли Самсоновой, маникюр тоже был отличный.
Но у Вики лучше.
Лучше тем, что она гораздо более тщательна в этом.
Она придавала этому огромное значение.
Очень.
А те просто делали наращивание.
Маникюр Вики Гармановой был более воодушевленным, более эффектным.
В том числе и в смысле цвета лака, формы ногтей.
Длина была не самой большой, но при этом - лучший пилар просто.


НОВЫЕ СТИХИ ИРИНЫ БЕЛЫШЕВОЙ

Ирина Белышева, поэт из Томска, стала писать иначе.
Прежде ее стихи были абрисами.
Ныне она раскрывает эти абрисы, они становятся стихами.
Кое-где есть невладение формой.
Ритмические сбивы, простецкий сленг.
Но зато ее стихи очень содержательны.
Максимально нагружены смыслом.

Ирина нередко вторгается в библейский контекст.
И уже оттуда говорит о себе.
Это ново для женщины поэта.

Суть новых стихов Ирины Белышевой можно уместить в следующее опосредованное научение: я люблю, я хочу любить, но иногда не знаю, что это вообще такое.
Прежде всё было ясно.
Вот я, вот он. Мы друг друга любим.
Ныне что-то изменилось в Ирине.
Это что-то - неосознанный поиск Христа в мире.

Кроме писания стихов Ирина делает переводы различных зарубежных поэтов-классиков.
Эти переводы тоже ищут суть мирового достоинства слова.


***
Любовь поэта Федора Васильева к Маяковскому мне понятна.
Ему нравится откровенность Маяковского.
Ну, возможно, еще образный ряд в стихах ранних.
Так.
Но едва ли Федор читал его целиком.
То есть в 13-ти томах.
Ибо прочти он его полностью, не знаю, любил ли бы он его так или нет.
У Маяковского есть стихи совершенно бесовские.
Где Маяковский ловит кайф от нечеловеческого страдания верующих в Бога.
Да и прямо призывает мучать и убивать их.


***
Мы с моей первой женой были в Багдади (ныне Маяковски).
Там родился великий трибун революции.
В простой избе лесника.
Колыбель сохранилась.
Я смотрел на нее и думал: как тебе здесь было бы хорошо.
Москва, Бурлюк, Брики - ты там стал не собою.
Потерял себя.
Человеку из грузинской глубинки нужно жить дома.
Приехав в Москву, он забывает о родине.
А забыв о родине, он начинает ненавидеть всех и вся.


***
Анне Зуевой на "Тивиком" я отправлял свой "Светильник Женского Убора".
Что она там поняла?
Она мне казалась умной и начитанной девушкой.
Так оно и есть.
Но это не главное.
Главное там и тогда - искренность сердца.
А ее было мало.


***
Вике Гармановой я писал любовную лирику.
И только ей одной, если мы о двух телекомпаниях нашего города.
Все "признания в любви" ее коллегам по работе - восторг от жизни на земле.
Суть там была в том, что я пытался за несколько мигов экранного времени прозреть главное в журналистках грэнда.
И у меня это получалось.

Что до стихов для мужской половины "Аригуса" - это ревность.
Я ревновал к ним Викторию Гарманову.


ВОЗМОЖНО, ЭССЕ О "ТИВИКОМЕ" И "АРИГУСЕ"

Тивиком Улан-Удэ сутийно и видово - ломкие ногти погоды.
Аригус - отточенный пилар Виктории Гармановой.
Новостей ни там, ни там нет.
Какие НОВОсти?
Всё одно и то же.

Да.
Но есть ВИДЫ.
Бурятские виды обо всём.

Аригус мягче, Тивиком - откровеннее.

Аригус не меняется почти.
Тивиком меняется каждые полгода.

Тивиком милостивее, Аригус самобытнее.

Представить себе Вику Гарманову на Тивикоме - невозможно.
Как и Настю Лисову на Аригусе.
Значит, именно они выражают суть названных телекомпаний.
Их дух и правду.

Остальные могут без помех гулять туда-сюда.
А вот Гарманова и Лисова, поменяй они место своей дислокации, всё упразднят вмиг. Сделают невозможным в смысле восприятия.
Лисова где сейчас?
Но не на Тивикоме точно.
И Тивиком без нее медленно гибнет.
Как и Аригус без Гармановой.

Из новеньких мне хотелось бы выделить Марию Латышеву.
И двух девчонок с погоды: Настю Разуваеву и Вику Борисову.
Именно они сейчас выводят Тивиком в люди.
И делают это - элегантно.

На Аригусе поддерживают плот на плаву тоже новенькие.
Прежде всего Союна Бухаева, Елизавета Рябова, Валерия Раднаева, Кристина Соснина.


РОЗАНОВ НА КОНЦЕРТЕ ШАЛЯПИНА

...О чем-то думалось: наверно,
о полемических штрихах -
за Государя и царевну,
уже оставленных в веках:
сказать нам, безнадежным, правду,
что революция и ложь -
синонимы, как эта банда
испрошенных масонских лож.

...Шаляпин вышел на эстраду,
и стало на душе светло,
пахнуло православным стадом
и позабытым ремеслом
глашатая из Финикии -
на мудром языке любви
к своей единственной богине
на небеси и на земли.

...И Пресвятая Дева слушала
сей восхитительный концерт,
и все российское оружие
смиренно замыкало цепь
вокруг Престола... только Розанов
услышал дробную пальбу
под непонятные колеса,
вздымающие голытьбу...

...Соседи слева да и справа
зааплодировали в такт,
и вся шаляпинская слава
вошла в преддверие атак,
а голос, мерно опускаясь
с небес на землю, говорил,
что скоро воцарится Зависть
от Петербурга до Курил!..

...И захотелось послушанья
церковного, газетных строк -
вот о Шаляпине дыханья,
дающего живой урок,
как нужно воспевать Россию,
Престол, Всепетого Царя,
что никогда не обессилит
в любви, домашняя моя
царевна...


***
Розанов умел слушать.
Выхватив суть, он дальше развивал свои мысли по этому (любому) поводу.


***
С кем Розанов искренне дружил?
Со Шперком, со Столпнером.
С Костей Кудрявцевым.
С Варварой Дмитриевной, с помещицей имения Сахарна.
С Константином Леонтьевым.
Со Страховым.
С Рцы.
С Перцовым.
С протоиереем Александром Устьинским.
С Голлербахом.

Несколько на дистанции - с Сувориным.
Достаточно много у него личных друзей.

А с кем искренне дружит Дмитрий Галковский?
С Адмиралом Хифлофером.
С супругой Натальей.
Возможно, с кем-то из ее подруг.
Но из мужчин - вряд ли еще с кем.
Дмитрий Евгеньевич устал от мужчин.
В общем, как и я.


***
Из моих книг постоянно выпадает одно лицо.
Не упоминаю о нём практически.
А он мой искренний друг.
Почему же не упоминаю?
Потому что ему это не нужно.

Его зовут Ваня Башанов.
Подвижник трезвенного движения в Бурятии.
Безотказный на помощь.
Я ведь сам замок в дверь (например) врезать не умею.
Звоним Ване.
Он приезжает и делает.
Дай ему Бог любви во Христе.


***
Иные друзья отдалились.
Устали со мною дружить.
Олег Кондаков, Саша Устьянцев, Сережа Матвеенко, Андрей Наумов, Слава Артёменко, Саша Буйволов.
Но это уже весь мир, а не только Улан-Удэ, как выше.


***
Со мною верно дружат женщины.
Им интересно со мной.
Но в последнее время - мы молчим тоже.


***
Розанов любил дважды в жизни.
Юлию и Варвару.

Суслову он не любил, а алкал.
И она ему показала "алкание".

Я любил в жизни много раз.
Много не много, но человек 7 женщин - точно.
Илону, Вику Гарманову, Юленьку Найкращу, Наточку, Олю.

Мариночку-Вжика - прежде всего.
Вжик научила меня верности в любви.
И я люблю всех своих женщин ВЕРНО.


***
Японец Юкио Мисима в "Исповеди маски" сказал о себе правду.
Страшную, но правду.
Европеец такое о себе на весь мир сказать не сможет.
Будь хоть сам Ницше.
Кроме Розанова.
Да и Галковский в "Тупике".
Да и я, грешный.

Достоевский слишком романист для подобной правды.
Цветаева вот только если.
Но не в стихах, а в письмах.
То есть-таки не для всех.

Вот и выходит, что самые откровенные нации в мире - это русские и японцы.


***
Современные евреи о себе правды почти не говорят.
Кроме Кафки.
Сказавшего о себе столько правды, что ее хватит на всю нацию и еще останется.


***
Райнер Мария Рильке человек благородный.
Но русская Цветаева насторожила и его.
"Хватит ли у тебя денег на нас обоих?"
Это антигерманизм.
Рильке все-таки немец, пусть и швейцарский.
Нет, не денег ему жаль.
Ему жаль Цветаеву.
Что она такая антинемка.
Подобный вопрос НЕМЫСЛИМ для немца.
Он бы молча содержал ее, встреться они тогда.
И не жалел бы о потраченных суммах.
Но СПРОСИТЬ так невозможно.
Рильке передумал встречаться с Цветаевой.


***
Достоевский в "Дневнике писателя" - ИСТИННЫЙ журналист.
Собственно, подобный уровень и есть настоящая журналистика.
Всё, что через 5 лет устаревает бесповоротно, не журналистика.
Репортерство как максимум.
А чаще - праздная болтовня.

Розанов, Вашество, не журналист.
В том числе и "Новое время".
Розанов - лирик от философии.


***
Вот пишу и думаю: как там Наточка?
Хорошо, что она не читает книг.
Только мои стихи для нее.


***
В своей "Энциклопедии Высоцкого" я порою позволял себе нелестные пассажи о друзьях Владимира Семеновича.
Об Игоре Кохановском, Михаиле Шемякине, Валерии Янкловиче, например.
А уж Никиту Высоцкого - и вовсе стер в порошок.

Это не ревность, а - недостаток любви к ним.
К конкретным людям - рядом с Высоцким.
Они реально не помогли ему ничем.
А чем ему можно было помочь?
Только одним: любовью к нему, а не к себе рядом с ним.
Или - горячей молитвой за того, кто на их глазах погибал.


***
Конечно, можно сказать: да какие молитвы в 1980 году?
Кто их вообще знал и помнил?
Да.
Почти никто.
Но воздохнуть от всего сердца ко Христу о "любимом друге" - они могли бы.
И Христос - услышал бы их.


***
Ну, хорошо.
Пусть тогда они честно были не в курсе о Церкви и Христе.
Но сегодня?
Сейчас?
Им нужно молиться за упокой раба Божьего Владимира.
Делают они это?
Скорее нет, чем да.
Ибо до сих пор - любят себя, а не его.


***
Я ничего не понимаю в компьютерах.
Сообщение отправить, фото переслать - это мой максимум.
И учиться неохота.
Компьютер хорош для работы (элементарного набора текста в блокнот и на флэшку).
Хорош для личного общения, когда вы любите друг друга.
Но и только.
Всё остальное - "шляпа".
Википедия - поверхностна и нередко ошибочна.
............................................


***
"Битлз" только созрели к 1970 году.
А уже нет Леннона.
Чем они занимались всё это время?
Переживали свою зрелость без выхода.
С ума сойти можно.
И Харрисон почти сошел.


***
Цой написал о нём поверхностный шлягер.
Харрисон не столько любил деньги и мантры, сколько пробовал постичь назначение человека.
Да, ушел в восточную ересь.
Да, прозябал внутри нее.

Но в какой-то момент Харрисон понял, что Кришна - не бог, а демон.
А поняв это, ему и ЗРЕЛОСТЬ МУЗЫКАНТА стала помогать понять себя.
И он понял себя.
Понял.
Понял то, что он всю жизнь искал славы земной.
И ему стало плохо.
Плохо настолько, что он начал сходить с ума.
И ушел в раскаянии.

Маккартни поначалу брался за то и сё.
Группа "Крылья", сольная карьера.
Но не заладилось ни того, ни другого.
И Пол ушел от мира.
В свое личное домашнее.
Его не беспокоили сильно.
Маккартни сумел найти выход.
Выход в искренность с самим собою.

Ринго Стар - самый легкий человек из "Битлз".
Без особой сложности натуры.
Ему легче адаптироваться было.
Он сумел выйти в боковой ход.
Или в то, что любил не меньше музыки.
Например, машины.


***
Леди Гага - любит.
Кто уж там ее избранник, но любит она.
Это видно по ее очам.


***
Как и Стефани Гвен.
Шакира.
Иванка Трамп.
Лера Кудрявцева полюбила недавно.
Может, и Лазарева.
А может, и нет.

Иванка Трамп вышла замуж, как Гарманова.
Один в один так.
Вот тебе антураж, вот тебе подпись, вот штамп.
Но сердце - далеко-далеко.

Незаштампованное сердце Нового Уояна.


***
Вчера я пил пиво и вино.
Я не люблю пить в компаниях (кроме Наточки).
Люблю один с песнями.
Слушать песни и выпивать.
Потом поехал на улицу Павлова.
Там хорошо.
Присел на приступочку дома, примыкающего к Павлова, и выпивал.
И слышал что-то.
Как будто Наточка звала меня.
Она просила меня приехать к ней.
Я тоже звал ее ответно.
Хоть сейчас.
Пост послезавтра начнется.
Да хоть бы и постом.
Я был бы счастлив увидеть ее здесь.

Дом 19 на Павлова звал меня тоже.
Да и дом 21.
Нет там сейчас никого, у кого можно было бы переночевать.
Детство мое не отпускает меня.
Детство мое просит остаться там.
Иркутск улицей Лермонтова, а Улан-Удэ улицей Павлова.


***
"Аналитическая программа" Левантуева (Аригус) - ретроспективное попурри, а не анализ чего-либо.
Аналитикой на местном ТВ пробовал заниматься Лазарь Бортунаев.
Вот передачу вскоре и прикрыли.


***
...Откуда мне вообще пришла мысль написать книгу о и для ТВ?
От прайм-тайма Кати Шумал однажды.
До этого я вообще почти не смотрел телевизор.

Стояла тихая осень.
Кажется, сентябрь, может быть, конец августа.
И мне очень стала ясна суть ТВ вообще.
Я понял, что нужен встречный поток.
И давал его им, сколько нужно было.
Но общая неискренность чуть не довела их до позора "суда".
Прости их Господи и я прощаю.

...Потом я полюбил Викторию Гарманову.


***
Школа №36 в Новом Уояне - счастливая школа.
Она помнит Вику в детстве и ранней юности.
Думаю, у нее было много поклонников.
Но не все признавались в этом.
Вике нравился иной человек.
Из другой области знания.
Киноактер уровня Янковского.
И она пошла на ТВ.

"Ален Делон говорит по-французски" - очень о ней тогдашней.


***
Папа Валентин.
Мама Людочка.
Сестра Ирина.
Вика там дома.
Соседи, гордящиеся знакомством с телезвездой.
Милые они все.
Добрые.
Как и Андрюха Рассадин.
Он очень добрый.

Ну, ладно.
Пусть всё идет как идет.


***
Милость Божья состоит в том, в частности, чтобы женщине хорошо выглядеть.
Женщине это необходимо.
Она знает о себе это.
Милость Божья велика ко всем и вся.
Она простирается до Родины нашей в том, что здесь женщины за собою следят.
Не все, но многие.
Любовь такая вещь, она требует ухода.
Истинного ухода.
Светильник женского убора (визажа) наших женщин - индивидуален.
Здесь любовь домашняя.
Пристальная.
Истинная в свете души каждой женщины.
 

***
Анна Лизунова свято верит в Бога.
Ее мнения о моих произведениях несколько двояки.
То ей представляется слишком нежным и чувственным, то - слишком... каким?
Как-то она сказала, что у меня - одного из немногих - выходит говорить о Боге: говорить непошло и неизбито.
"Удивительное слияние земного и возвышенного в Ваших стихах".
Она любит мои вещи.
Но не знает, как на них отозваться подробнее.
Отзывается просто по ощущению.
А суть остается в молчании.


ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА МИРА

Эпос Гильгамеша читать трудно.
Как и рассказ египтянина Синухета.
Эти произведения говорят нам о том, что и как было в сути души авторов.
Они любят, но как-то лениво.
Не светло, а как бы затемненно.
Словно их любовь - тень.
Да ведь так оно и есть.
Это любовь к тени.

Моисей на Синае любит горячо.
Потому что он видел Бога.
А вышеназванные авторы - нет.
Отсвет любят они.

Античная литература под общим грифом "Гомер" - гомерически скучна.
Думы о том, как и что было бы, если бы.
Античные герои - меня никогда не грели.
Это не Бог.
Это не боги даже.
Но именно думы о них.
"Одиссея" и "Илиада" - долго и трудно размышляют о том, как могло бы быть.
Нужно выстроить парадигму мифа.
И этот миф - тяжел.
Он неприятен и неласков.
Изучатели античной литературы заняты совершенно не тем.
Они копаются в ткани одежды того или иного героя.
Тогда как суть там не в одеждах, но в том, что всё это - коллективная дума о несбывшемся.

Арабская литература - несколько самоуслаждающа.
Это мнения о себе.
Вот какой я любимый.
Вот как мне хочется жить.

Европейская литература до Христа - приватное самопревозношение.
Мне-де всё по плечу.
Я всё могу.
Исландские саги, например.
Родина там - не родина.
А некий мир вообще.

Родина начинается с Данте.
Он первый из европейцев в этом смысле.
Выразил мир в себе сквозь историю грехопадения Италии.
Дал католическую модель пристального проникновения в Рай.

Гёте - немецкое программирование.
Зарядка сотового телефона Европы от мирочувствования Гёте.
И этот телефон разрядился только недавно.
От Гёте сейчас мало что осталось.
Это писатель не вечный.
Но очень и очень долговременный.
Украшенный своими пристальными мироподобными пряжками.
Гёте больше не может нам позвонить.
Мы ему тоже.
Фауст - замер, как зуммер.
Мефистофель - растворился во тьме.
Гретхен - уснула вечно.

...................................

Сервантес только вырвался вдаль.
Выразил суть своего мира, не похожего на наш.

...................................

До Достоевского мировая литература дремала.
Федор Михайлович взбодрил мир.
И ХХ век дает нам целую плеяду писателей.
Назовем лишь некоторых:

Кнут Гамсун
Франц Кафка
Альбер Камю
Райнер Мария Рильке
Герман Гессе
Генри Миллер
Томас Вулф
Марсель Пруст
Шмуэль Иосеф Агнон
Сэллинджер
Борхес
Кортасар
Бертольд Брехт
Генрих Бёлль
Макс Фриш
Сол Беллоу
Юкио Мисима
Альбер Поссе

Достаточно.

Всех названных - кроме, пожалуй, Агнона, - не было бы без Достоевского как писателей.
Ну, может, они бы и писали что-нибудь, но совсем иначе, конечно.
Вот и выходит, что русский Достоевский - как бы задал программу для зарубежной литературы ХХ века.
Современный Запад - должник России, между прочим.
И вместо того, чтобы платить по счетам, варганит для нас очередной "пакет санкций".

А почему, собственно?
Только потому, что без истинной веры - народы и правители теряют себя.
А истинная вера на земле одна - Святое Православие.


МЕЧТА О БАШЛАЧЕВЕ

1 сентября 1975 года.
Сегодня мой первый школьный день.
Я иду со школы домой с ранцем за плечами.
Мне 7 лет.

До дома остается метров 200.
И вдруг вижу: через теплотрассу перелазит какой-то подросток лет 15-ти и наперерез поспешает ко мне.
Это Саша прилетел в Якутию из Череповца.
Он увидел вещий сон, где ему явилась святая блаженная Матрона Московская.
И популярно объяснила, как меня найти.

Достигнув меня, Саша кричит:

- Ты думаешь удерживать Антихриста или нет?!!
- Думаю.
- Так надо писать тогда, а не баклуши бить.
- А что я могу написать? мы в классе закорючки какие-то пишем...
- Эх, ты, закорючки...

...Сошлись на том, что когда я стану старше, Саша будет присылать мне свои стихи по почте.
Чтобы и я ему стихами отвечал.
И высказывал свое мнение о его стихах.

С этим я согласился.
И Саша писал мне регулярно.
А я ему отвечал.

И однажды Саша прилетел ко мне в Мирный, чтобы записать свою первую бобину.
Я аккомпанировал ему на гитаре, а он пел.

Бабушка наша Манечка очень помогала нам духовно, молилась за нас горячо.
И поила вкусным чаем со слойкой.

Что же мы записали тогда?
Мы записали "Пляши в огне",
"Пора собираться на бал",
"Перекур",
"Песенку на лесенке",
"Когда мы вместе",
"Я тебя люблю",
"В чистом поле дожди косые",
"Всё будет хорошо",
еще вещей 7.

...Спустя много лет, когда уже и Саши не стало, кассета с этой записью поступила в свободную продажу.
На ней надпись: "Автор записи неизвестен".


ИЛОНЕ ИРКУТСКОГО ИНЯЗА (1989)

Снова курсант приедет?
С другом еще, поди?
Милая, это сети,
ты мимо них войди

в чувственное пространство
наших с тобою дней
и вечеров и танца,
видимого сильней.

Жажды моей корона.
И маникюр горит.
Маленькая Илона
Игорю говорит:

"Ты дорогой мужчина.
Я дорогая too".

Может быть, вся причина
в этом? И в красоту

падаю, словно в небо.
Руки твои дрожат.
Груди твои - от гнева
на мужиков - кружат.

Вот и затихла песня.
Будем теперь рядком
думать о том, что вместе
были мы шепотком.

О, дураки-мужчины.
Кто вы по вечерам.
Женщины жгут лучины
тихих улыбок вам.


КАК ЗАЩИТИТЬ МИТЮ КАРАМАЗОВА?

В романе никак.
Он должен смириться и понести наказание.
Это ему во спасение души.

Вот если бы Смердяков не самоубился, то Митю можно было бы защитить.
Вынудить Смердякова на признание.
Просто окружив его женщинами Мити.

Митя понимает, что он достаточно натворил.
Отца не убивал, но и без этого - виноват.
Унижение капитана Снегирева прежде всего.
Митя уже смирился сердцем.
И готов идти на каторгу.

Достоевский гениально закрутил финал.
Желая спасти душу Мити Карамазова.


***
...Иным людям проще закрыть газету, а то и издательство, чем напечатать Игоря Туманова.
Такое уже трижды бывало.
Дважды в Иркутске и однажды - в Улан-Удэ.

...А может, я просто неугоден Богу?
Только и остается: плакать о себе.


СОЛЖЕНИЦЫН, РАСПУТИН, АСТАФЬЕВ

А.И. был во многом прав.
Прав в главном: в любви к истинному и ненависти к ложному.
Он человек боя.
Человек, готовый умереть в бою.
Редкое качество ныне.
Практически единственное.

Солженицын - после "Бодался теленок с дубом" - понимал, что его ждет среди членов СП.
Это уже на гребне славы он несколько сдался.
Присудил свою премию Распутину, человеку иного закала и сути, ничем ее не заслужившему, задружил с Астафьевым в рупор.

А.И. понимал всё.
Но так уж ему было нужно тогда.
Показать себя добрым перед СП.

При этом роман Астафьева "Прокляты и убиты" - великий роман.
Дозрел фронтовик до своей главной книги.
А.И. за эту книгу к нему и ездил.


***
Был я недавно на отметке в больнице.
И вместо нашей нудной врачихи там сидела совсем иная девушка.
Юлия Твердохлебова.
Так она чудесно меня отметила, попросила почитать стихи.
И я читал прямо в кабинете.
Ей очень понравилось.

Уже выйдя на улицу и дойдя до остановки маршруток, я вскоре вернулся.
Не мог ни написать ей стихотворения.
Пришел, попросил в другом кабинете бумагу и ручку и написал.
Подарил ей лично.
Не знаю о впечатлении, но она была рада подарку.
Думаю, ей близко то, что я написал.


***
Современные иудаисты не хотят понять, что Святая Троица - НЕРАЗДЕЛЬНА.
А к Отцу только через Сына приходят.
Как это и было еще в Аврааме.
Великий Патриарх сначала познал Христа - кровно и лично.


***
Русское православие, "смешное само по себе" по Галковскому, дало возможность "полемисту" жить и писать.
Жалея дурака.
Вытаскивая его из всех адских бездн.
Неблагодарный дурак.
А при этом философ.


***
Родина моя, родина,
низкие облака,
освобожденьем вроде бы
от своего греха,
русский идет на исповедь,
молится ввечеру,
пусть покаянье искренним
сделается к утру.

Родина - храмы Божии.
Родина - человек.
Родина растревоженно
освобождает тех,
кто заскорбел потерянно
от нанесенных ран,
ибо врагов - немеряно,
се, для смиренья нам.

Родина - имя женское.
Родина - это ты.
Проповедью блаженства -
данные нам кресты.
Их донести мы призваны.
Пусть бы весь мир восстал
против твоей Отчизны,
видящей свет Христа.

Родина - воскресение.
Родина - тишина.
Родина - во спасение,
словно твоя жена.
Не изменяйте Родине,
не угашайте свет,
дабы однажды с Родиной
в Новый войти Завет...


***
Мое доверие людям - безгранично.
Книга рискует никогда не кончиться.

Но есть законы размера.
Пора закругляться.


***
Мы с кошечкой Зюсей сегодня прочли Покаянный Канон Господу нашему Иисусу Христу.
Так хорошо на душе.
Это мой любимый Канон из всех и вся.

Слава Богу за всё!
И ныне и присно и вовеки веков. Аминь.


2018 - 2022


Рецензии