Эмоциональные струны нашего внутреннего мира
Режиссер - Игорь Ларин. В ролях: Марина Ларина и Екатерина Айвазова.
Театр Монплезир. Премьера март 2022 Санкт-Петербург.
В спектакле «Петербургские недотроги» Игорь Ларин предлагает зрителю возможность проникновения в творческую мастерскую великого классика мировой литературы А.С. Пушкину. В этом, скрытом от постороннего взгляда пространстве, великий гений русской поэзии погружён в размышления о взаимоотношениях мужчины и женщины, там его умозаключения, осмысленные результаты наблюдений человеческого общества, облекаются в слова и тексты его литературных шедевров. Эту уникальную возможность проникновения в глубины пушкинской мысли Ларин открывает для зрителя в сценическом воплощении малоизвестного, неоконченного произведения А.С. Пушкина «Роман в письмах». В этом произведении великий классик мировой литературы создал пространство познания отношений мужчины и женщины, в нём главным объектом познания Пушкина были две призмы взгляда, одна мужская, а другая женская, через них они видят друг друга, воспринимают слова и поступки.
В этом направлении познания Пушкина интересовал особый момент отношений мужчины и женщины, который заключён в некой точки на оси времени и пространства, в ней они возникают в фокусе внимания друг друга. В этот особый момент происходит разрушение привычной парадигмы существования, в их мыслях возникает некоторое любопытство, которое устремляет их взор в сторону друг друга. В этот момент их жизненного пространства их сердца и мысли оказываются под властью особой магии притяжения, романтического флёра, заполняющего их сердца и мысли. Пушкин в своём познании природы человеческих отношений неоднократно подчёркивал концепцию двух миров, в одном существуют женщины, а в другом мужчины, эти миры в своей диспозиции скрыты от постороннего взгляда за внешней оболочкой образа, которая представляет из себя реальную проекцию поведенческого паттерна, определяющего процесс социализации людей в обществе, негласные границы дозволенного проявления эмоций и чувств.
Произведение «Роман в письмах» Пушкин создаёт в качестве возможности заглянуть за внешнюю оболочку, которая скрывает внутренний мир человека с его эмоциями и чувствами, там мы наблюдаем людей, испытывающих стихийное, неосознанное душевное смятение, источником которого является проявление первых признаков любви. В качестве инструмента познания и исследования этого особого эмоционального состояния Пушкин использует дневники и доверительные письма своих героев, в них они делятся своими мыслями и переживаниями, ищут поддержки и понимания у тех кому они могут полностью доверится, получить эмоциональную поддержку и понимание в этот особый момент их жизни. В спектакле «Петербургские недотроги» Игорь Ларин создаёт сценическое пространство, в котором главным объектом зрительского внимания является персонажи, проживающие отрезок своей жизни на котором они открывают в себе и в окружающих их людях, нечто неведомое до этого момента. В этой сценической проекции пушкинской мысли мы начинаем своё познание мира чувств и эмоций с картины, в которой персонаж оказывается наедине со своими мыслями и чувствами. Визуальная проекция этого образа в спектакле воплощена в сценической картине, изображающем некую комнату, окутанную полумраком, который создаёт имитацию уединения героини, когда она полностью погружена в свои мысли. Это особое время её жизни, когда она можно забыть о повседневной суете, хлопотах, так как светская жизнь затихает и можно скинуть маску установленного поведенческого паттерна.
В этот особый момент главное жизненное пространство персонажа - это маленький стол с мерцающим пламенем свечи, перо и бумага, все эти объекта на плоскости создают особую точку на пересечении времени и пространстве. В ней пушкинская героиня может уединиться и излить свои мысли в письме человеку, которому она может безгранично доверять. Образ воплощенный подобным образом на сценическом полотне подчеркивает особое эмоциональное состояние, которое условно можно определить душевным смятением, в котором волны эмоций, накатываются самопроизвольно и проявляется повышенная эмоциональная чувствительность. В этом состоянии пушкинская героиня осознаёт, что её эмоции и чувства неподконтрольны ей, они заполняют всё пространство её внутреннего мира и здесь её эмоциональное начало берёт верх над рациональным. Эта конденсация различных эмоциональных факторов побуждает её к уединению под покровом ночи, в момент, когда ей более не нужно скрывать свои эмоции от окружающих и можно попытаться осмыслить происходящее, попытаться излить его в письме в надеже найти ответ у того, кому более всего доверяешь и надеешься быть понятой.
В спектакле «Петербургские недотроги» наш путь познания мира эмоций и чувств начинается с этой картины эмоционального состояния пушкинской героини, которая задаёт символическую начальную точку процесса эволюции человеческих чувств и эмоций. Игорь Ларин в этом сценическом воплощении пушкинской мысли создаёт момент экстракции сюжета, при котором герои Пушкина возникает из вековых глубин, они покидает пухлые тома собраний сочинений, литературоведческих и хрестоматийных изданий и возникают в сценическом пространстве. Своим явлением они открывают людям нашего времени флёр романтики девятнадцатого века, след которого давно простыл в урбанистических и информационных дебрях нашего времени.
Вереница писем персонажей Пушкина, оживших в сценическом пространстве открывает зрителю нашего времени иную реальность отношений мужчины и женщины, время, когда строки писем с их паутиной слов были попытками найти точку соприкосновения и взаимопонимания влюблённых. Вереница писем персонажей в этой истории задаёт направление вектора нашего познания мира эмоций и чувств, в нём каждое письмо – это отдельно-выделенная плоскость нашего наблюдения эволюции эмоционального состояния персонажей. В процессе нашего наблюдения мы процесс заполнение пространства, при котором слова покидают изящное плетение пушкинских строк и создают картины человеческой отношений, которые по своей манере воплощения подобны изящным акварелям пушкинской эпохи, изображающим вереницу образов, охваченных эмоциями и чувствами. Персонажи пушкинского произведения с их мыслями и чувствами возникают на сценическом полотне спектакля с помощью особой магии сценического синтеза, которая соединяет воедино пластику образа и тонко-подобранную колористическую палитру голоса
Строки письма, ожившие в этом пространстве, создают пластичное сценическое полотно, на котором мы видим героя или героиню произведения, обращающегося к своему виртуальному визави, объекту внимания чьи силуэтные очертания образа, возникают на мгновение из глубины сценического пространства. Эти силуэты контекстно сменяются или исчезают в глубинах полумрака сценического пространства. Этот приём интересен тем, что он позволяет Ларину визуализировать вереницу образов, которые рождаются в сознании персонажей, где их присутствие перманентно и там они некий эмоциональный триггер управляющий, эмоциональным состоянием персонажей. Этот эмоциональный триггер побуждает их фокусировать мысли и взор на образе, источающем магический флёр любви, они (триггеры) способствуют созданию особых невидимых уз, связывающих персонажей.
Другой особенностью этого познания заключается в том, что эта вереница писем открывает нам уникальную возможность последовательного изучения эволюцию эмоционального состояния персонажей под влиянием фактора любви. В этом направлении нашего познания, мы видим пушкинских персонажей, которые в начальной точке их отношений, в своих первых письмах не осознают первопричину их душевного волнения. Это непонимание объясняется тем, что эмоциональные волны, несущих их мысли и всё переживаемое ими ново для них, это новый непознанный опыт их жизни. В этой начальной точки эволюции эмоций и чувств они в своих попытках найти ответы на вопросы, развеять тревожащие их сомнения и беспокойства, искренне излагают свои мысли на строках писем и это создаёт начальную точку диалога. В своём диалоге с виртуальным визави мы наблюдаем постепенную адаптацию к этом состоянию, осмысление его первопричин, поиск путей к точке соприкосновения и взаимопонимания. В этой эволюции сознания персонажей проходят извилистый путь от точки зарождения первых волнений, к осознанию свей влюблённости, к моменту, когда происходит момент их жизни, в котором опьянение влюблённости приводи к рождению любви.
Игорь Ларин в своём обращении к произведению А.С. Пушкина «Роману в письмах» предлагает человеку двадцать первого века скинуть оковы эмоционального минимализма и примитивизма века информационных технологий и вернуться на короткое мгновение время, во времена, когда мужчины и женщина искали точки соприкосновения и потаённые пути к сердцу друг друга, следуя тропой красоты и изящества слов, прокладывающих им путь к взаимопониманию. В реалиях нашего времени наши взаимоотношения в большинстве случаев динамичны и прагматичны, в нашем перманентном желании обрести всё и сразу мы жертвуем великим магически даром изложения своих мыслей и чувств. В погоне за самореализацией и успехом у нас нет времени и места для флёра любви и это превращает произведение великого классика мировой литературы и его сценическое воплощение в некую магическую возможность дотронуться до лирических струн собственной души, познать магию волшебство слов и чувств и вернуть вновь себе очарование флёра любви.
Видео фрагмент спектакля и его анализ можно посмотреть на моём авторском Youtube канале «Мой Не_Критический Взгляд»:https://youtu.be/D5-63Tsfakc
Свидетельство о публикации №222080501141