Если Патриарх - еретик?

                "Где просто, там ангелов со сто,
                а где мудрено, там ни одного.
                Где нет простоты, там одна пустота."
                (Преподобный Амвросий Оптинский)




Кто глава Единой (то есть целостной, нераздельной и единственной) Православной Христианской Апостольской Церкви?
Кто глава Русской Православной Церкви Московского  Патриархата (РПЦ МП)?

Вы очень удивитесь.
Но вот что очевидно всякому, кто читал Библию: главой Единой православной (то есть правильно верующей и славящей Бога)  христианской Церкви является Сам ее Создатель - Господь Иисус Христос.
Оттого мы и называемся "христианами" - в честь Его.
Все просто, проще некуда...

"Церковь - тело, Христос - Глава", - это сказано апостолом Павлом.
Слово "голова" означает "главное", это слова-синонимы.
Главное в христианской Церкви - Сам Христос.
Что может быть проще, ясне и понятнее?!

Вот еще из Библии: "Наш Первосвященник (т.е. Первый священник или Патриарх) - Христос", - это тоже  про главу Церкви.
И это сказано не как красивые слова, но как отражение истинного положения дел.

Оттого и непоколебима, и нерушима наша Церковь, что нерушимо и непоколебимо главное в ней - её Глава Иисус Христос, Сын Божий, Бог от Бога, Богочеловек.



А ЧТО У КАТОЛИКОВ?



А вот у католиков-еретиков не так.
Главой своей церкви они считают Папу римского (это тоже самое, что "Патриарх" или "Первосвященник").
"Непогрешимый" Папа римский -  по мнению католиков, вот кто Глава христианской вселенской Церкви на земле.
Именно поэтому только он имеет право официально вещать на земле от имени Бога - силой якобы сходящего на него Святого Духа (правда, если только он встал при этом на свою кафедру (особое возвышение для проповеди).

А как же Христос?
По мнению католиков, Христос - Глава небесной Церкви (части Церкви), а Папа - глава земной Церкви (части Церкви).

Стоп!
"Как это!", - воскликнет тут же человек мыслящий, - "Их Церковь - двухголовый монстр"?
Ведь если у человека две головы, то мы почиатаем его именно монстром - уродом! Не так ли?

Как понимать этот бред?
Не попахивает ли тут шизофренией, суть которой - раздвоение личности?

Но, постойте, может быть, католики не только ввели двухголовость, но разделяют еще и само Тело Церкви - на  два тела: небесное и земное?
Может они веруют в два церковных тела с разными головами?

Увы, тогда это еще хуже - в догматическом плане!
Ведь в этом случае у католиков есть две отдельные церкви - небесная и земная.
Два тела с двумя головами.
При этом рушится догматическое Единство Церкви.
Происходит явное попрание главного и общепризнанного догмата о Единой Церкви Христовой.

А что говорят сами католики, многие из которых весьма премудры, насчет этих своих догматических странностях?
Говорят очень, очень много, причем сотни лет!
Многие, очень многие тома написаны ими на эту тему!
Но суть всех текстов  - пустота, завернутая в красивую обертку.
Болтовня, за которой нет ничего ясного и понятного...



ПРАВОСЛАВИЕ



У нас, православных - все иначе.
Слава Богу, все проще, проще некуда!
"У Бога все просто!", - так говорят отцы Церкви.

У нас православных нет ни двух тел, ни двух голов - ни в коем случае!
У единого Тела нашей единой Церкви Одна (Единая) Глава и Она - Бог.
Точнее - Богочеловек Иисус Христос.
Он - Единая Глава и небесной, и земной части единого Тела нашей Единой Церкви.

Все понятно, просто и ясно.
Все - очевидно!

Но, постойте!
А каков же тогда статус нашего земного церковного православного Патриарха?
Он что – не глава земной христианской православной Церкви, как у католиков?

Вы удивитесь, но вовсе, вовсе не глава!
И никогда не были православные Патриархи главами единой православной христианской Церкви - за все две тысячи лет ее существования на планете.



ИСТОЧНИКИ  ЦЕРКОВНОГО ПРАВА



Есть два главных источника церковного права, из которых можно уяснить ситуацию с Патриархом в Церкви.
Это, прежде всего, Правила Церкви (собрание церковного законодательства, постановленного общепризнанными  Соборами православных епископов).
И действующий Устав РПЦ.



ПЕРВЕНСТВО ЧЕСТИ



Так кто же такой наш Патриарх  и какова его власть над нами, православно верующими?
Обратимся к Уставу РПЦ:
«Патриарх Московский и всея Руси имеет первенство чести среди епископата Русской Православной Церкви и подотчетен Поместному и Архиерейскому Соборам.»

Прочитайте еще раз и удивитесь!
Где же тут хоть слово о Патриархе как о главе Церкви?
Напротив, здесь точно и ясно указано, что Патриарх ниже по статусу, чем Соборы Церкви.
Это заключает в себе слово «подотчетен».
Оно означает – дает отчеты, отчитывается.
Общеизвестно: отчитываются всегда нижестоящие перед  вышестоящими.

Главой Церкви Патриарх никогда не являлся, этого нет ни в Уставе РПЦ, ни в Правилах Церкви.

Патриарха можно рассматривать как главу епископов, но и то не в плане административной, обычной, земной власти, когда подчиняются под  страхом наказания, а в плане власти духовной, когда подчиняются добровольно, из  уважения к Правилам Церкви.
Слова  «первенство чести» означают «первенство почитания».

Кстати, почитания со стороны кого?
Мирян или церковнослужителей?
Читайте Устав  – Патриарха должны почитать как первого из них епископы, а не миряне.
О мирянах там нет ни слова.

Вот цитата из Устава РПЦ:
«Отношения между Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом, в соответствии с общеправославной традицией, определяются 34-м правилом святых Апостолов:
«Епископам всякаго народа подобает знати перваго в них и признавати его яко главу, и ничего превышающаго их власть не творити без его разсуждения; творити же каждому только то, что касается до его епархии и до мест, к ней принадлежащих.
Но и первый ничего да не творит без разсуждения всех.
Ибо тако будет единомыслие, и прославится Бог о Господе во Святом Духе, Отец и Сын и Святый Дух».

Итак, только епископам «следует знать первого их них».
А миряне вообще могут и не знать – кто Патриарх РПЦ МП, иначе: кто первый из  епископов РПЦ МП.

Речь в случае России, конечно же,  идет только о мирянах, живущих вне Москвы и Московской области, поскольку Патриарх РПЦ МП является, одновременно, не только первым из епископов, но и обычным епископом (епархиальным архиереем) Московской епархии, состоящей из города Москвы и Московской области.
Для мирян-москвичей Патриарх – обычный епископ и имеет власть над ними как обычный епископ.

Для нас, прочих верующих  – он не наш епископ и никакой административной власти над нами не имеет.
Мы даже не обязаны оказывать ему «первенство чести», поскольку по Правилам Церкви и Уставу РПЦ - это обязанность епископов, а не мирян.
А если мы уважаем и воздаем почести Патриарху, то совершенно добровольно, а не исходя из обязанностей, установленных Правилами Церкви.

Вышеизложенное подтверждает и второе правило, на которое ссылается Устав РПЦ - как на основополагающее для статуса Патриарха.
9-е Антиохийское правило гласит:
«В каждой области епископам должно ведати епископа, в митрополии начальствующаго, и имеющаго попечение о всей области.
Каждый епископ имеет власть в своей епархии, и да управляет ею, и да поставляет пресвитеров и диаконов.
Далее же да не покушается что-либо творити без епископа митрополии, а также и сей без согласия прочих епископов».
 

ПОПЕЧЕНИЕ



Кроме «первенства чести», мы встречаем в источниках и  «попечение».
Что это такое?
Вот из Устава РПЦ:
«Патриарх Московский и всея Руси имеет попечение о внутреннем и внешнем благосостоянии Русской Православной Церкви и управляет ею совместно со Священным Синодом, являясь его председателем.»

Итак, что же такое «попечение», кто такой – «попечитель»?
Может быть, это тот, кто имеет власть над опекаемыми?
Нет, совсем не так, обратитесь к словарям и истории.
Во все века попечитель — это лицо, заботящееся об интересах, нуждах или потребностях других лиц или организации,  защищающее права и интересы  в рамках попечительства.
Ни о какой власти попечителей над опекаемыми речь никогда не шла и не идет.
Напротив,  попечитель обязан исходить из воли и желаний опекаемого, если они не выходят за рамки очевидной и обычной нормальности.



ЕРЕСЬ ПАТРИАРХА И МИРЯНЕ



И вот подходим к главному.
Если Патриарх станет еретиком и раскольником – это кого коснется?
Ну, не ясно ли теперь?
Это коснется, прежде всего,  москвичей, на них может пасть ересь и раскол Патриарха, поскольку он их пастух духовный.
Москвичи и Патриарх – единое стадо.
Поэтому именно москвичи должны следить за своим епископом, исполняющим обязанности Патриарха, в духовном плане.
И от души за него молиться, чтобы он не впал в ереси или в расколы.

Может ли это коснуться нас, живущих в других частях России?
Через наших епископов – да, если они будут вовлечены в ересь и раскол Патриарха.
Напрямую – нет.
Поэтому нам следует от души молиться, прежде всего, за наших епископов.



ОБЯЗАННОСТИ   ПАТРИАРХА-ПОПЕЧИТЕЛЯ



В Уставе РПЦ, в части полномочий Патриарха,  читаем  то, что подтверждает сделанные выше выводы (см. приложение).
Из всего там перечисленного, явно указывает на  реальную высшую власть Патриарха в Церкви, но только над епископами, следующее:   
-  «утверждает постановления высшего общецерковного суда в случаях, предусмотренных Положением о церковном суде»;
-  «утверждает годовые отчеты епархиальных архиереев (прим. – речь, видимо, о финансах?);
- «разрешает архиереям отпуск на срок более 14 дней» (отсюда видно: Патриарх =  глава организации);
- «награждает архиереев установленными титулами и высшими церковными отличиями» (награждать может только вышестоящий).



ВЫВОДЫ



В России среди священников и мирян ширится движение «непоминающих» Патриарха.
Они почитают его за еретика и перестают поминать за богослужением.
О, времена, о, небывалые времена!

Насколько их действия соответствуют Преданию Церкви и ее Уставу?
Вот современный Устав РПЦ:
«Имя Патриарха Московского и всея Руси возносится за богослужениями во всех храмах Русской Православной Церкви по следующей формуле: «О Великом Господине и Отце нашем (имя), Святейшем Патриархе Московском и всея Руси».

Тут нет ни слова об обязанности поминовения Патриарха для священников и мирян.
Нет слов «обязаны», «должны» или иных, подобных.
Потому имеет место «цирк»  в отношении происходящего:  герои войны с Патриархом гордо отказываются от выполнения обязанности поминовения, которая у них по Уставу РПЦ МП отсутствует.

Точно ли отсутствует?
Знатоки мне сразу укажут на 15-ое правило Двукратного Собора (Правила Констинопольскогого Двукратного Собора).

"Правило 15 (примерно):

"Если священник дерзнет отступить от общения с своим Патриархом и не будет возносить имя его в божественном тайнодействии, но прежде соборного оглашения и совершенного осуждения его, учинит раскол: таковому запрещать служить."

При этом далее правило сразу уточняет:
-  если даже причиной своего отказа от поминовения Патриарха священник указывает некие существующие обвинения в адрес Патриарха в ереси, то это, само по себе, священника не оправдывает;
- правильно поступает священник, переставший поминать Патриарха, если тот всенародно проповедует ересь, учит ей открыто, а значит и вправду стал еретиком -  лжепатриархом.

Итак, что мы имеем в реальности?
Обвинения Патриарха в ереси или саму ересь, как давно и велегласно кричат "непоминающие"?

Что такое ересь?
Ересь - это нарушение догматов Церкви, то есть таких истин веры, на которых она стоит, как на фундаменте.
Разрушь хоть один догмат - здание правильной веры зашатается.
Ереси в Церкви недопустимы никогда и ни в каком случае!

Экуменистические слова и действия Патриарха свидетельствуют о его еретическом личном исповедании веры - так говорят "непоминающие", и добавляют:  "а еще он игнорирует Предание Церкви: с католиками и протестантами нельзя молиться или вступать в другое духовное общение!"

Допустим, что Патриарх Кирилл лично исповедует ересь, хотя я в это совершенно не верю.
Но исходя из вышеуказанного Правила №15, есть признак, без которого человек. даже если он еретически лично верует, считаться еретиком не может.
Причем это "неотъемлемый" или "фундаментальный" признак еретика.

Вот этот признак.
Настоящий еретик не может не распространять свою ересь, подобно злокачественной раковой опухоли, которая неустанно распространяет метастазы в теле больного.
Патриарх должен публично и открыто призывать нас в свою ересь.
Вот только тогда и можно по правилам Церкви признать его еретиком еще до соборного осуждения и перестать его поминать, перестать с ним общаться (в частности, причащаться у него).

Слава Богу!
Наш Патриарх не устно, ни письменно, ни публично, ни открыто ересей не распространяет и не проповедует.
Наш Патриарх публично и открыто не покушается на догматы веры, не проповедует их искажение, умаление или дополнения к ним.

И к своим экуменистическим молчаливым действиям никого из нас не принуждает и не призывает.
А сам совершает их весьма редко и, как я думаю, только с одной целью: сохранить в неприкосновенности церковный престол, а не ради пропаганды ереси экуменизма.
На него, бедного, от всей души давят неугомонные и суетливые земные власти, желающие жить дружно со всеми странами и их правителями, в том числе и с еретиками-католиками.

Итак, Патриарх Кирилл, слава Богу, точно не еретик.
И перестать поминать его - глупость, истекающая от  незнание Предания Церкви.




ПРИЛОЖЕНИЕ:



КОГДА ПОЯВИЛИСЬ НОВОЗАВЕТНЫЕ ПАТРИАРХИ?


Никаких Патриархов в древней христианской Церкви не было.
Был только первый, всеми уважаемый епископ, никакими административными полномочиями не обладавший.
Патриархи  появились тогда, когда государство взяло Церковь под свое крыло.
В 4 веке, в Византии.
В Церковь, которую перестали преследовать, хлынул поток низких людей - не за Христом, а за властью и деньгами.
Вот тогда, мгновенно и появилась должность Патриарха  (суть слова: «отец, господство, власть, начало»).
Вначале Патриархом  стали называть самого почтенного и уважаемого епископа, пользующегося непререкаемым авторитетом.
Но затем  Патриархи, особенно те, кто не отличался праведностью и духовностью,  начали постепенно присваивать себе административную власть в Церкви.
Ведь она сулила власть и богатство.
И должность Патриарха начала становиться должностью главного администратора.
Особенно у католиков.

У католиков сотни лет Папа по статусу является и вправду, главой их Церкви.
И это - очевидная ересь, когда человек встает на место Бога.
 



ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ ПАТРИАРХИ



В Ветхом завете, до Христа, Патриархи были, но совсем, совсем другие.
Это Адам, Сиф, Енос, Каинан, Малелеил, Иаред, Енох, Мафусаил, Ламех и Ной (Быт. 5:1-32).
После Ноя жили Авраам и его потомки – Исаак, Иаков и Иосиф.
Ветхозаветные Патриархи - прежде всего, орлы духа, столпы веры, вожди, а потом только администраторы, если появлялась в том нужда.
Власть у них была именно духовной, прежде всего и больше всего.

Что такое духовная власть?
Вспомните апостола Павла, который предал грешника сатане во измождение плоти ради спасения души.

Ветхозаветные Патриархи были в полном смысле этого слова старейшинами, начальниками кочевых родов и племен.
Они управляли своими родами  не по писанным законам, а на основе укоренных нравственных представлений, жили простой жизнью пастухов, и находились в постоянном и очень тесном Богообщении, гораздо более тесном, чем у представителей более поздних времен и «цивилизованных» народов.
Наделенные мудростью и долголетием, они были хранителями обетования, данного им Всевышним.



ПАПЫ И ПАТРИАРХИ



После "Великой схизмы" 1054 года, когда католики отпали от православия, сан Патриарха остался на востоке.
А Глава Римской церкви получил именование Папы.

В противовес западному миру, в Православии нет представления о единоличной власти первосвященника над всеми епархиями и прихожанами.
Если Папа мыслится как отец и начальник всех католиков без исключения, то Патриарх – это предстоятель лишь своей поместной церкви.
Более того, само по себе Патриаршество не может считаться неотъемлемой чертой Православной церкви.
Есть Церкви, не имеющие Патриарха, в их числе, Элладская и некоторые другие.
Русская  Православная церковь так же несколько столетий жила без Патриарха.

В Православии бытует представление о «первенстве чести» Патриарха, а не первенстве его административной власти.
Речь идет исключительно о председательствовании на церковных соборах, о месте перед престолом в случаях, когда епископы служат вместе, о том, чья подпись стоит выше на общецерковных документах.



ПОЛНОМОЧИЯ ПАТРИАРХА



«Осуществляя свою каноническую власть, Патриарх Московский и всея Руси:
а) несет ответственность за исполнение решений Соборов и Священного Синода (прим. – исполняет  решения, а не принимает!);
б) представляет Соборам отчеты о состоянии Русской Православной Церкви за межсоборный период (прим. – отчитывается перед вышестоящими органами);
в) поддерживает единство иерархии Русской Православной Церкви;
г) созывает заседания Высшего Церковного Совета и председательствует на них;
д) представляет на утверждение Священного Синода кандидатуры членов Межсоборного Присутствия;
е) осуществляет начальственное наблюдение за всеми синодальными учреждениями;
ж) обращается с пастырскими посланиями ко всей полноте Русской Православной Церкви;
з) подписывает общецерковные документы после соответствующего одобрения Священным Синодом (прим. – это означает, что общецерковные вопросы, которые касаются других епархий,  Патриах не вправе  решать!);
и) осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия по управлению Московской Патриархией;
к) сносится с Предстоятелями Православных Церквей во исполнение постановлений Соборов или Священного Синода, а равно и от своего имени;
л) представляет Русскую Православную Церковь в отношениях с высшими органами государственной власти и управления (прим.-  слово «представлять» означает «выполнять порученное»);
м) имеет долг ходатайства и печалования перед органами государственной власти, как на канонической территории, так и за ее пределами;
н) утверждает уставы Самоуправляемых Церквей, Экзархатов, Митрополичьих округов и епархий (прим. – проверяет на соответствие Уставу РПЦ);
о) утверждает журналы Синодов Экзархатов и Митрополичьих округов;
п) принимает апелляции от епархиальных архиереев Самоуправляемых Церквей;
р) утверждает постановления высшего общецерковного суда в случаях, предусмотренных Положением о церковном суде;
с) издает указы об избрании и назначении епархиальных архиереев, руководителей синодальных учреждений, викарных архиереев, ректоров духовных учебных заведений, а также иных должностных лиц, назначаемых Священным Синодом, за исключением ректоров духовных учебных заведений, а также игуменов (игумений) и наместников монастырей епархиального подчинения  (прим. - не сам назначает епископов,  но исполняет решения Синода) ;
т) имеет попечение о своевременном замещении архиерейских кафедр;
у) поручает архиереям временное управление епархиями в случае длительной болезни, кончины или нахождения под церковным судом епархиальных архиереев;
ф) наблюдает за выполнением архиереями их архипастырского долга по окормлению епархий;
х) имеет право посещения в необходимых случаях всех епархий Русской Православной Церкви (правило 34 святых Апостолов, правило 9 Антиохийского Собора, правило 52 (63) Карфагенского Собора);
ц) утверждает годовые отчеты епархиальных архиереев (прим. – речь, видимо, о финансах?);
ч) преподает архиереям братские советы как относительно их личной жизни, так и относительно исполнения ими архипастырского долга; в случае невнимания к его советам предлагает Священному Синоду вынести надлежащее постановление  (прим. – «советует» под страхом вынесения вопроса на разрешения высшего по отношению к нему органа);
ш) принимает к рассмотрению дела, связанные с недоразумениями между архиереями, добровольно обращающимися к его посредничеству без формального судопроизводства; решения Патриарха в таких случаях для обеих сторон обязательны;
щ) принимает жалобы на архиереев и дает им надлежащий ход;
ы) разрешает архиереям отпуск на срок более 14 дней;
э) награждает архиереев установленными титулами и высшими церковными отличиями;
ю) награждает клириков и мирян церковными наградами;
я) по представлению Учебного комитета утверждает создание новых кафедр в духовных учебных заведениях;
я1) утверждает присуждение ученых степеней и званий;
я2) имеет попечение о своевременном изготовлении и освящении святого мира для общецерковных потребностей.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.