Памяти И. С. Глазунова...

10.07.2017.
http://maxpark.com/community/4707/content/5909058
***
ГОРЬКО. Очень… Сегодня, 9-го июля, ночью не стало Ильи Сергеевича ГЛАЗУНОВА. Большого художника, педагога и гражданина… Народного художника СССР.  Художника с мировым именем… (1930-2017). Почтим же его память!..
Один из последних его автопортретов написан в 1999 году, и на нём он (и не случайно) в единении с природой! С берёзками, рекой, равниной - с русской природой...

Об И.С. Глазунове написано немало и подробно в официальных изданиях, в Википедии... Много ещё будет написано. Я же поделюсь с вами своим лично. Можно? Сегодня невольно всплыли в моей памяти встречи с его творчеством (с ним лично тоже была одна мимолётная встреча, но об этом позже).

С репродукциями некоторых его работ я уже была знакома, начиная, по-моему, с его вьетнамских поразивших меня отточенностью зарисовок… Позже и фолианты с репродукциями его работ держала в руках. А первая посещённая мной выставка работ художника Ильи Сергеевича ГЛАЗУНОВА позволила мне получше познакомиться с его столь оригинальным творчеством.

Каким было тО посещение выставки? А вот таким.
Это было давно. Страна СССР была ещё целой, развитию искусства и просвещению нас, граждан страны, уделялось внимание во всех её уголках. И вот я, работая тогда в Кишинёвском политехническом институте им. Сергея Лазо (о, сейчас это уже... и Университет, и без того имени. - Всё в духе современных веяний...), вдруг узнаю, что в соседней Украине, а именно в художественном музее достославного города Одесса, открылась выставка работ Ильи Сергеевича ГЛАЗУНОВА! И – мгновенно решаю: надо ехать! Во что бы то ни стало!

Но мне захотелось при этом, чтобы побывали на выставке и мои коллеги! И я - "раззвонила" о ней по кафедрам и организовала поездку в Одессу - для сотрудников двух факультетов: и своего ПГС (промышленно-гражданское строительство), и соседнего ГСА (городское строительство и архитектура). Заручилась поддержкой месткома, заказала 2 огромных автобуса «Икарус» - для поездки и сотрудников института, и членов их семей. Боже, даже страшно вспомнить все свои такие непривычные для меня треволнения/хлопоты перед месткомом, перед Молдтрансом… Настолько это "не моё"...

Такая организаторская работа свалилась на меня впервые, но мне уж очень хотелось, чтобы поехало побольше людей, организовать эту поездку для всех! Ну, нельзя же упускать такой счастливый случай! Правда? И мы поехали! А это 200 км пути, езды – 4 часа. Немало!

Прибыли в Одессу, подъехали к музею, а там очередь огромная на улице! И вспомнил народный художник Ион Жуматий (сотрудник кафедры рисунка и живописи; кстати, он окончил Ленинградскую Академию художеств, по классу Б. Иогансона, председателя  тогдашнего союза художников СССР) и своего друга – директора Одесского музея. И вот нас, приехавших аж из Кишинёва (да и обратный путь далёк), пропустили вне очереди - естественно, к возмущению одесситов...

В самом музее толчея невероятная! К каждой картине трудно подойти. Интерес к работам автора огромен. Впечатления немалые и противоречивые. В ту пору велись довольно бурные споры о качестве творчества художника, так как иные считали его скорее рисовальщиком, чем живописцем... Мы всё внимательно рассмотрели, вернулись в автобусы и… ждём Иона Жуматия. А он задержался у директора музея. Наконец заходит в автобус с рулонами в руках. Разворачивает, показывает всем нам торжественно репродукцию картины И.С. ГЛАЗУНОВА «Русский Икар» и говорит:

- «Мне друг мой, директор музея, подарил 2 экземпляра этой репродукции. И я один экземпляр беру себе, а второй дарю Людмиле Лукьянченко - в благодарность за организацию этой поездки!» Все зааплодировали!
 
А позже дома меня удивила проницательность моей 3-летней внучки Танечки, которая посмотрела на картину и вдруг говорит мне:
- «А ведь дядя летит!..»   
Разглядела-таки изображённую "внизу" мелкоту... Поняла малышка суть картины! Я была поражена!..
Позже была у меня и репродукция «Вечная Россия. (Сто веков)»…

На выставке работ И.С. ГЛАЗУНОВА я была ещё один раз. На этот раз в Манеже, в центре Москвы. Это была знаменитая, огромная выставка, где были представлены и его многочисленные работы, и (в конце зала) работы его учеников. В Манеж тоже была огромная очередь. А работ его на выставке было конечно же значительно больше, чем тогда, в Одессе. И немало в их числе было явно исторического характера. Да, И.С. ГЛАЗУНОВ своим художническим и гражданским вИдением, своим талантом поднимал огромные исторические пласты в 1000-летней жизни России!

Был там, в Манеже, в это время и сам художник, так что видела и его самого… Помню, особое впечатление произвели тогда работы его сына Ивана. По-моему, он даже больше художник, живописец (по мастерству…  да простится мне), чем его отец. Было там потрясающее, огромное полотно его с изображением трагического момента общения Иисуса Христа (он - в небесно-голубом хитоне) с Понтием Пилатом и неиствующей толпы, орущей Пилату: - «Распни его!»

Общеизвестна активнейшая деятельность Ильи Сергеевича по созданию в Москве Российской академии живописи, ваяния и зодчества. Да, он был инициатором её создания, и основателем, и ректором, и педагогом. Очень ратовал за развитие этих искусств, за привлечение к ним талантов изо всех уголков нашей многонациональной России.

Вспомнилась сейчас и моя нечаянная, краткая встреча с великим художником и человеком во дворе нашего дома. Я жила тогда вблизи БКЗМК (Большого концертного зала московской консерватории). И у нас во дворе был открыт новый антикварный магазинчик.
Выхожу как-то из подъезда, направляюсь к воротам, а навстречу идёт Илья Сергеевич – прямо к тому магазинчику… Я было растерялась от неожиданности. Но поздоровавшись, спросила разрешения обратиться к нему и говорю:
- Я очень хотела бы у вас в Академии учиться. Хоть какая-то возможность у меня (показав рукой на себя, пожилого уже человека) есть?
Он (на ходу) и говорит:
-  "Записывайте № телефона моего секретаря (имярек) и скажите ей, что Вы от меня. Она поможет!..".
Так что помогла б, если б мне не пришлось срочно уехать...

А не так давно я была в доме-музее И.С. ГЛАЗУНОВА, что на улице Волхонка, вблизи Боровицких ворот Кремля. В нём в своё время и знаменитый художник В.А. Тропинин студию держал... Да, сама улица - из  известнейших. Ведь напротив - созданный отцом Марины Цветаевой музей: знаменитый на весь мир ГМИИ /государственный музей изобразительных искусств/ имени А.С Пушкина, который давно ведёт активную и разнообразную просветительскую работу. А чуть дальше дома-музея И.С. ГЛАЗУНОВА  - восстановленный Храм Христа Спасителя... Сама история!..

Была я там, в доме-музее И.С. ГЛАЗУНОВА, в этом старинном особняке - на музыкальном концерте великолепных солистов театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, которые здесь дивно пели - и соло, и дуэтом - в сопровождении рояля и... в окружении картин кисти Ильи Сергеевича...
Впечатления – незабываемые! Пожалуй, и у исполнителей тоже.

Итак, в этом старинном гостеприимном особняке сегодня "живут" сразу несколько видов искусств - благодаря гению Ильи Сергеевича ГЛАЗУНОВА… А Академию возглавляет его сын. Так что дело его живёт, во славу и самого И.С. Глазунова.
Светлая память ему!

10.07.2017.


Рецензии