О проблемах достижения социальной справедливости

     Проблема социальной справедливости — одна из первых, к которой обращались многие классики экономической науки.  А между тем многие аспекты этой проблемы решены ещё в древнейшие времена первых развитых общин, в частности, проблемы экономического неравенства, и нашли своё решения в науке и практике многих современных государств.

     Здесь проведён анализ основных проблем и противоречий, связанных с феноменом социальной справедливости и несправедливости, рассмотрены различные трактовки и объяснения.   Критическому анализу подвергнут социологический подход, согласно которому социальная несправедливость не является логическим дополнением к понятию социальной справедливости. Особое внимание уделено противоречиям, связанным с социальной несправедливостью в экономической сфере. Сформулированы предложения по сглаживанию проблем социальной несправедливости в обществе как в близкой, так и в долгосрочной перспективе.

     Для экономистов проблема социальной несправедливости всегда представляла определённый научный интерес, так как социальная справедливость является важной частью многих социально-экономических теорий. Оценка результатов социально справедливой экономической деятельности зачастую возможна только с использованием концепции социальной справедливости. В частности это тесно связаны с концепцией социальной справедливости и теория благосостояния Джона Ролза, с трудами А. Сен-Симона, К. Маркса, А. Сена, Дж. Стиглица  и прочих.

     Целью большинства экономических реформ становится достижение социальной справедливости, однако содержание понятия «социальная справедливость» часто приобретает самостоятельный практический смысл.  Поэтому целью статьи является систематизация и формулировка основных проблем и противоречий, возникающих при использовании понятий о социальной справедливости в социально-экономических взаимоотношениях граждан общества.

     Во-первых, необходимо отметить, что в социальных науках понятие «социальная справедливость» имеет множество трактовок, что затрудняет научный диалог и сопоставление результатов различных исследований. «Чистые» экономисты используют понятие «социальной справедливости» в контексте  с равномерностью распределения доходов и оценки уровня благосостояния в целом. Социологи говорят о субъективном восприятии того или иного положения как эффективного, а в философии существует понятие глобальной справедливости.

     В современной политической экономии часто социальная справедливость рассматривается как результат отчуждения результатов чужого труда, что есть сущность обогащения свойственного производственным отношениям при капитализме. Вместе с тем есть единственное исходное определение справедливости как соответствие должного и действительного. Любое частное определение «вырастает» из этого, базового. Это, с одной стороны, делает возможным унификацию, а с другой, создаёт множественные, существенно друг от друга отличающиеся трактовки.

     На практике в капиталистических государствах социальная справедливость обычно решается через помощь социально незащищённым группам населения через частные пожертвования или специальными службами государства. В России важную роль в решении этой задачи играет институт уполномоченного по правам человека. Успешность работы этого института подтверждается тем, что сейчас появляются подобные ему — уполномоченный по правам ребёнка и уполномоченный по правам предпринимателей.

     По сути этот институт обеспечивает обратную связь в системе взаимодействия государства и общества и выступает в роли «пожарного», который решает острые проблемы в обществе. Конфликты и противоречия между различными субъектами, благодаря работе этих уполномоченных, «экстернализируются», превращаются из частного дела заинтересованных лиц в дело общественное. Институт уполномоченного по правам человека и его востребованность в обществе, с одной стороны, демонстрирует наличие роста социальной несправедливости, а с другой как бы способствует её преодолению.

     Феномен социальной несправедливости, как правило, выступает сигналом о нарушении некоторого социального договора в обществе, но этот договор носит неформальный характер. Возникают социальные конфликты, они выплёскиваются на страницы СМИ и в социальные сети. Единичное проявление социальной несправедливости может резонировать, превращаться в социально значимое явление. Кроме того, оно же может использоваться теми, кто стремится набрать политические очки в качестве защитника прав «обиженных и оскорблённых».

     Как показали недавние события в странах «сетевых революций», эти же конфликты могут использоваться для инспирирования протестных движений, которые выгодны внешним по отношению к стране «политическим игрокам». В связи с этим борьба с социальной несправедливостью на ранних этапах — важный компонент, в том числе и системы национальной безопасности. В идеале она должна стать самовоспроизводящейся системой, но на сегодняшний день нуждается в государственной поддержке. В поддержке конкретных институциональных форм, в том числе и упоминавшихся выше уполномоченных по правам человека.

     Ещё одним важным компонентом проблемы является объективный характер существования социальных конфликтов в любом развивающемся, нестатичном обществе. У всех субъектов существуют экономические интересы, они находятся в противоречии друг с другом, и происходящие в обществе изменения только усиливают их, поскольку неопределённость будущего затрудняет установление своеобразного равновесия в степени удовлетворения интересов субъектов.

     В связи с этим преодоление социальной несправедливости будет основано на стремлении субъектов к компромиссу, то есть к отказу от части своих интересов в пользу сохранения социального мира. Богатые должны соглашаться на большие налоги, бедные — на существование тех, кто зарабатывает в десятки тысяч раз больше их. Социальная несправедливость может быть преодолена и при помощи социальных реформ, и при помощи партийного парламентаризма, когда победившая партия реализует в обществе свою более социально справедливую программу развития! Иначе в обществе скопится критическая масса неразрешённых социальных конфликтов и они приведут к социальному взрыву.

     Также проблему социальной несправедливости обостряют экономические противоречия, существующие в современном обществе. В процессе перехода к рынку и сопровождавшей его приватизации в российской экономике возник ряд специфических характеристик рынка, воспроизводящих социальную несправедливость в границах рыночного пространства.

     Возникшие в ходе несправедливой приватизации новые субъекты прав собственности, обладавшие определёнными экономическими интересами, присвоив значительную часть общественного, а по сути — народного богатства, не сумели сделать социальную ответственность значимой частью своей деятельности. Как показывает реальная практика развития экономических отношений, сформировался персонифицированный тип хозяйствующего субъекта с низким уровнем социальной и корпоративной ответственности. Когда этот субъект получил монопольное право распоряжаться в рамках предприятия средствами производства и одновременно получил монопольное право присвоения производимой продукции в форме чистого результата хозяйственной деятельности предприятия, он стал распоряжаться этой собственностью по своему усмотрению, в том числе и прибылью.

      В этом случае остальные субъекты участвующие в производстве оказались практически исключены из этих процессов и  заняли крайне скромное место в структурах распоряжения ограниченными ресурсами. Именно поэтому в процессе трансформации экономики в 1990-е годы усугубилось противоречие между субъектами, которые присвоили общественное богатство, и субъектами, которые его лишились. Практически распространившейся формой такого противоречия стала социальная несправедливость и она обрела вполне конкретные очертания по оси распоряжения ограниченными ресурсами, когда их минимум означает несправедливость.

     Одним из следствий такой несправедливости является феномен псевдоконкуренции, когда изначально заложенные диспропорции в обладании ресурсами (финансовыми, материальными, информационными, властными) у одних субъектов делают их заведомо известными (и притом несправедливыми) победителями. Остальные участники экономических процессов лишены возможности как социального, так и экономического лифта, что порождает восприятие сложившейся ситуации как несправедливой.

      Также несправедливость может являться результатом вмешательства в хозяйственную жизнь государственных бюрократических структур, устанавливающих определённые институциональные рамки поведения для субъектов, участвующих в производстве общественного богатства. Возникает противоречие, воспроизведённое через экономические отношения между бюрократией, не производящей общественное богатство, но распределяющей (с учётом собственных интересов) её большую часть, и теми, кто производит это богатство, но лишён права распоряжения им.

     С усилением несправедливости связан и ряд явлений, развивающихся в последнее время. В частности, речь идёт о ценовых диспропорциях, когда на одном «полюсе» потребитель говорит: «несправедливо, потому что дорого», а на другом — производитель: «несправедливо, потому что отдаю дёшево». Между ними возникают фигуры посредников (на примере сельского хозяйства: это и заводы по переработке, и оптовые торговые фирмы, и торговые сети), которые в силу своего монопольного положения получают преимущество при распределении маржи.

     В итоге самые важные субъекты, участвующие в сфере осуществления производства и потребления, воспринимают ситуацию как несправедливую, а находящиеся между ними — «снимают сливки». Объёмы потребления благ в обществе снижаются, что тоже на макроэкономическом уровне провоцирует восприятие складывающейся ситуации как несправедливой. Таким образом, одним из основных источников социальной несправедливости выступает властный ресурс монополий, помноженный на властный ресурс государственной бюрократии.

     Следует признать, что современное российское государство в целом, и институт уполномоченного по правам человека в частности много делают для того, чтобы нивелировать проблемы социальной несправедливости, обострившиеся в 1990-е годы. Повышается и уровень открытости власти, и доступность правосудия, и уровень уважения к человеку становится «в среднем» выше. Однако проблема жонглирования и манипулирования понятиями справедливости и несправедливости остаётся.

     Для товарно-рыночной модели, на которой основывается современное экономическое образование, любые действия индивида, ориентированные на максимизацию своего благосостояния, не нарушающие закон, являются справедливыми. С этой точки зрения справедливо и увольнение сотен работников на фабрике, переходящей на новые технологии, и установление цены на уровне, максимизирующем прибыль фирмы, пусть это даже в разы больше издержек, справедливо разорение целых отраслей в странах, вступающих в ВТО.

     Но одновременно это и несправедливо, если использовать концепцию несправедливости как ущемление человеческого достоинства, так и естественных прав человека. Выходит, что для капитализма существует ряд явлений, которые и справедливы, и несправедливы одновременно?

      А значит товарно-рыночная модель искажает социальную реальность и возникает вопрос: существует ли альтернативная концепция, в которой справедливые действия не будут порождать несправедливость. Оказывается — существует!  И в соответствии с этой концепцией уже живёт около миллиарда человек на Земле и это общинное мировоззрение, лежащее в основе и многих религий мира!

     Это экономика, ориентированная не на обогащение и не на изобилие, а на достаточность, на деятельность, которая ставит целью не максимизацию прибыли, а на непосредственное  удовлетворение потребностей населения по заслугам перед обществом!  В такой экономической системе будут справедливыми все действия, не ущемляющие ничьих законных прав, если, конечно, законы справедливы, а прав без законов не бывает! А наша современная экономическая система направленная на увеличение прибыли, даже стремясь к справедливости, всегда будет оставаться несправедливой по отношению к наёмным трудящимся.

     В этом главное противоречие капиталистической системы и источник её неустойчивости. Максимум, чего можно добиться,— это создать систему компенсирующих механизмов, которая, оставаясь несовершенной, будет снимать самые острые конфликты, но не сумеет преодолеть указанное противоречие. Неслучайно по уровню счастья Россия оказывается далеко позади многих стран мира, в том числе и с более бедным трудящимся населением. Это провоцирует неустойчивость национальной экономики России. Более того, с начала рыночных реформ «уровень счастья» в России неизменно снижается. Не в последнюю очередь это связано с обострённым чувством справедливости, свойственным российским людям разных национальностей. Несправедливость произошедших в 1990-е годы изменений в обществе и экономике, отражается в показателе «уровень счастья».

     Но пока остановимся на сущности социальной справедливости основанной на принципах общинности и которая формируется от соответствия количества труда при относительном равенстве количественной общей для всех нормы рабочего времени, чему должно соответствовать и относительное равенство количественных норм базовых, необходимых каждому средств для жизни.

     В обществе, основанном на общинном гуманизме, равноправии и социальной справедливости, где развиты принципы дружбы, солидарности и взаимовыручки, закон распределения средств для жизни может быть только таким. Часто этот закон почти  не зависит от материально-технического развития ввиду общинных традиций в обществе, где каждый трудится для всех и все для каждого.


      Если первобытный коммунизм это общественный доклассовый строй первобытной родовой общины с общей собственностью на производимые средства для жизни, которые распределялись по законам общины для благополучной жизни всех её членов, то сторонник прямого народовластия в Швейцарии Раймонд Брогер в программной речи говорил, что уже больше полутысячелетия все объединённые в единое государство швейцарские общины самоуправления не меняют существенно законы своей жизни, а только их совершенствуют на основе гуманизма, равноправия и социальной справедливости для улучшения своей жизни.

     Всех ведет убеждение, что такая жизнь связана с обязательствами и самоограничением каждого согласно этого закона и не может быть никакой свободы от него ни у граждан, ни у правительства без всеобщей дисциплины и честности!  Только диктатура закона избранного народом и его беспрекословное соблюдение, обеспечивает каждому право жить достойно своего труда, ибо прав без законов не бывает,  как не бывает свободы без долга исполнения закона, если закон и службы обеспечения законности защищают права всех граждан своей страны от любого произвола, угнетения и эксплуатации.

     Но при демократии только НАРОД должен быть законодателем и решающим судьёй во всех важных вопросах, ибо власть народа может быть только законодательной, а исполнительная и правозащитная власть должны быть государственными структурами. А так как народ не может ежеминутно участвовать в управлении государством, то необходимы какие-то аристократические и даже монархические элементы управления, но без нарушения ЗАКОНА избранного народом и при действенном механизме обеспечения законности!!!

      Правительство не должно спешить за всеми изменениями потребностей и народных мнений, задача правительства обеспечивать исполнение законов принятых населением и действовать так, как действовал бы разумный человек, который зная количество населения формирует экономику для удовлетворения его потребностей при стремлении обеспечить необходимым для благополучия каждого базовыми нормами средств для жизни от их общей производимой массы, что должно зависеть не столько от финансовой прибыли и анархии рынка, сколько от потребностей населения в средствах для жизни и от природных ресурсов страны.

       А для этого необходимо формировать распределение базовых средств для жизни по количеству и квалификации труда каждого, сохраняя относительно свободный рынок на производимое сверх необходимых норм для социально-экономического благополучия общества. А это при растущих потребностях населения и экономики общества делать становится всё труднее. Именно демократическая система формирования социально-экономических законов как раз и требует сильной руки, которая могла бы государственный руль направлять только по выбранному народом курсу. Если, конечно, народ сплочён своей партией и единством своих целей…

       Примерно то же самое про свои страны могут сказать канадцы, норвежцы, датчане, исландцы, шведы, финны и представители других социально развитых стран мира. Разница будет только во времени объединения народа для организации и становления такой народной экономики и, соответственно, законные нормы социальных гарантий будут зависеть от развития экономики и от традиций каждого народа…


      В таком обществе справедливость понимается как соответствие между ролью человека в жизни общества и его социальным положением, его правами и обязанностями, трудом и вознаграждением за труд, заслугами и общественным признанием. Оценка фактов общественной жизни – как справедливых, так и несправедливых – должна базироваться не столько на сопоставлении потребностей и интересов людей со степенью их удовлетворения, сколько на сопоставлении конкретной реальности с её социальным идеалом, как правило, закрепленным в социально-экономических законах общества.

     Чем ближе действительность к идеалу, тем меньше социальных проблем в обществе! Конечно, идеала достичь невозможно, но те народы, которые к нему не стремятся, никогда и не будут жить лучше...

     При общинном принципе развития все стремления людей направлены на социальное благополучие всех членов общества при развитии таких человеческих отношений, как взаимовыручка, солидарность, добросердечие. При капитализме, где всё направлено на извлечение максимальной прибыли, когда спрос рождает предложения и развивается жажда наживы и нездоровая конкуренция, а не стремление к гуманизму, равноправию и социальной справедливости, то не заметно никакого прогресса в развитии положительных душевных качеств населения, а развиваются вражда как между отдельными людьми, так и между их сообществами.

      А значит социально-экономические отношения можно рассматривать только через связь между людьми и группами людей при производстве, распределении и потреблении средств для жизни.

      В социальной политике выделяют две взаимосвязанных тенденции, это утверждение принципов социальной справедливости и равенство прав человека перед законом общества. При этом следует помнить, что равноправие категория близкая, но не равнозначная категории социальной справедливости.

      Под социальным равноправием люди часто понимают равенство стартовых возможностей человека вне зависимости от должности или профессии родителей, социального и сословного положения в общества, а в дальнейшем ведущую роль играют личностные качества человека - характер, талант, трудолюбие, способности и прочее.

      А социальная справедливость требует соответствия всех общественных отношений требованиям иерархического неравенства сложившегося в обществе на основе закона определяющего каждому социальные гарантии по количеству и квалификации труда на рабочем месте в экономике общества, а не прибыль от продажи результатов труда.

      Целью данной статьи является обоснование необходимости применения государственного регулирования для развития и торжества принципов социальной справедливости, обоснование объективной необходимости вмешательства государства в проблему развития социальной справедливости в обществе для создания благоприятных условий для его социального развития.

     Одна из задач общества социальной справедливости - развитие политического регулирования экономических интересов и установление определённых правил при удовлетворении населением своих социальных и коммуникационных потребностей. Эти правила должны иметь как процессуально-юридические нормы в законе общества, так и психологический характер для формирования морально-этического самоограничения людей для более справедливых взаимоотношений при организации производства и удовлетворения потребностей как общества в целом, так и отдельных его граждан.

     Забота о людях – главная задача социально устроенного общества и государства, а его законы должны быть устроены так, чтобы каждый трудился на благо всех и все трудились на благо каждого!  Чтобы ЗАКОН определял каждому не столько право на труд, сколько право на жизнь достойно количества и квалификации труда на благо общества! Чтобы каждый имел от общества всё необходимое количеством относительно равномерно от общей массы производимых средств для жизни по относительному равенству рабочего времени как относительно равного для всех количества труда, а качество благоустройства жилья, приготовления блюд питания и изготовления одежды должно зависеть  от уровня результатов квалификации своего труда на своём рабочем месте в экономике общества! А рынок может развиваться вне необходимых каждому социальных норм потребления и на производимое сверх этих норм для социального благополучия общества!

     Общество с такими социально экономическими законами должно иметь соответствующие службы обеспечения законности и все должны нести ответственность за несоблюдение норм такого закона. Законы такого общества должны определять эти нормы для всех граждан страны, а правительство со своими службами обеспечения законности должно быть обязано проявлять заботу об исполнении таких законов о социальных гарантиях для всех членов общества! Кроме этого, при развитии такого социально справедливого общества, закон должен КАЖДОМУ определять нормы права на отдых, образование, охрану здоровья, на социальное обеспечение по состоянию здоровья, по выслуге и по возрасту! Определяя нормы права и на свободу слова, печати, собраний, митингов, объединений, демонстраций и прочее!

     Дети должны иметь всё необходимое для своего развития в силу своего несовершеннолетия как будущее население страны за своё послушание, хорошую учёбу и примерное поведение, старики как уже заслужившие своим трудом достойную старость!

     При общей занятости каждый гражданин должен иметь законное право на социальный минимум необходимых каждому средств для жизни по нормам от их общего производимого количества и нормы этих гарантий должны быть приняты на референдуме.

     То есть социальная справедливость в развитом социальном государстве предполагает обеспечение достойной жизни даже тех, кто не способен сделать этого сам (дети, старики, инвалиды) и все, кто способен к труду способны оказать помощь всем, кто по какой-либо причине не может жить полноценной здоровой жизнью. Именно в таком обществе вырабатываются законы и правила, которые способствуют каждому стремиться к полноценному труду и наделяются моралью и правом большой социальной ответственности как перед окружающими людьми, так и перед всем обществом.

     Голодные старики и дети, бесправные инвалиды и все, кто сам не способен защитить себя – это тот позор для всего народа, одни из которого способны прятаться за своим буржуазным благополучием,  другие за бравурной риторикой, третьи своим молчаливым согласием их поддерживают, надеясь разбогатеть, а четвёртые просто потеряли всякую надежду выбиться из нищеты и не верят ни в какую справедливость...

     Но достижение справедливости – это не только разработка и внедрение новых, более гибких и эффективных форм распределения необходимых материальных благ, достижение политических прав и свобод.

     Социальная справедливость приобретает как общественный характер, так и общественную значимость, если она правильно регулирует отношения как между социальными группами, так и отношения личности к обществу. Социальная справедливость, как оценочное понятие, взаимодействует с экономикой, правом, политикой и моралью через законы общества и право каждого на жизнь достойную труда!

     Основываясь на социальной ответственности, социальная справедливость всегда была фундаментальным основанием в развитии человечества и всегда её темы волновали его передовые умы.


     Понятие справедливости относится не только к оценке поведения человека, но и содержит в себе требования к состоянию общества, к характеру общественных отношений, даёт оценку этого состояния и социальных явлений под определенным углом зрения.  Наличие социально-правового аспекта даёт возможность определить её  роль и её моральной силы, регулирующей действия людей. Её объективная ценность должна быть раскрыта через анализ непосредственной связи понимания справедливости с правовым положением личности в социуме.
   
     Выделяют два основных аспекта категории справедливости, которые помогают уточнить её положения в обществе, это социально-правовой и морально-нравственный, подразумевая теоретическое и практическое значение политэкономии как науки о социально-экономических взаимодействиях между разными людьми в обществе для их благополучного сосуществования.

    Рассматривая понятие справедливости оценивают не только деятельность и поведение личности, но и учитывают требования общества,  его состояние и то, как законы регулируют деятельность отдельных людей и их взаимодействие в обществе. Объективно справедливость оценивать можно только при взаимодействии с экономическими, политическими, правовыми и общественными положениями в обществе. Для осуществления социальной справедливости необходимо искать и находить пути искоренения голода и нищеты, безработицы и болезней, социального и национального гнета и антагонизма, прочих язв общества.

     Сюда же относятся гарантии личных прав и свобод гражданина (неприкосновенность личности, жилья, тайна переписки, телефонных переговоров и т.д.). Однако эти требования раскрывают не все принципы справедливости. Несправедливость морально разлагает людей, снижает их ответственность перед обществом.


     В процессе развития человечества подходы к понятию и мере справедливости постоянно менялись. Известно понятие «арифметической» или уравнительной справедливости (всем поровну), основанная на том, что все люди рождены равными и все должны получать поровну, если трудятся все вместе.

     Есть понятие «пропорциональной справедливости» по полезности труда или по производительности, когда больше получает тот, кто приносит больше пользы или даёт больше продукции.

     Есть понятие справедливости по труду — в зависимости от объема личных усилий, затрат труда и его результатов.  Такая справедливость подразделяется на  зарплатно-рыночую и на социально-материальную при частичном сохранении рынка.

     При «распределении по социальным потребностям достойно труда»  формируется прямое или полупрямое распределение необходимых КАЖДОМУ базовых средств для жизни при последующем удержании из зарплаты, когда в законе оговариваются определённые нормы от общего производимого количества этих средств. Удовлетворение социальных потребностей в основных, базовых средствах для жизни (жильё, продукты питания, фактура для одежды) должно производится относительно равномерно по относительному равенству рабочего времени как относительно равного для всех количества труда, а качество благоустройства жилья, приготовления пищи и изготовления предметов одежды можно и по зарплате от результатов квалификации труда на рабочем месте в экономике страны от разряда, класса, категории или по другим критериям оценки труда.

     Расширяя такой принцип и на средства коммуникаций, а это энергия, водопровод, санитарная канализация, связь, информация и транспорт, получим как дальнейшее развитие справедливости в обществе, так и развитие благополучия всех граждан этого общества.

     Буржуазная справедливость на основе зарплатно-рыночого принципа формирует распределение средств для жизни по зарплате, то есть по оборотному капиталу, который можно заработать тем или иным способом, приобретая средства для жизни на рынке этих средств, но говорить о справедливости для всех при рынке, всё равно, что говорить о свободе для всех при рабстве! Всегда кому-то для благополучной жизни будет не хватать либо денег после зарплаты, либо средств для жизни на рынке!
     А насыщенный рынок никакому предпринимателю не выгоден - прибыли не будет!  Но таковы законы рынка...

     Социальная справедливость в общественном сознании понимается как стремление к справедливым отношениям, которые характерны для справедливого общества.  Это проведение в жизнь  принципов гуманизма, равноправия и социальной справедливости при ликвидации  как уравниловки, так и привилегий в доступе к источникам потребления.

     Если уравнивание людей, неравных по достоинствам, по способностям, по энергии, по инициативе, по бережливости в производственных отношениях и в быту есть условие вопиющей несправедливости, является концом совершенствования людей и общества, смертью прогресса и свободы, началом морального уродства членов общества.

     То в отношении привилегий М.А.Бакунин писал: - «Я могу быть свободным только среди людей, пользующихся одинаковой со мной свободой. Утверждение моего права за счёт другого, менее свободного, чем я, может и должно внушить мне сознание моей привилегии, а не сознание моей свободы и ничто так не противоречит свободе, как привилегия». Такие мысли, как «Свобода без социализма - это привилегии и несправедливость. Социализм без свободы - это рабство и скотство» - задают вектор прогрессивных мыслей Бакунина. Он также говорил, что «…если взять самого пламенного революционера и дать ему абсолютную власть, то меньше чем через год он будет тираном!».   

    Социальная справедливость может осуществляться только при равноправии, при осуществлении демократических прав и свобод,  что и должно быть в правовом государстве.

    Социальная справедливость является главным фактором единства и стабильности общества, поэтому она должна своевременно реагировать на происходящие в обществе изменения, выработать новые, гибкие и прогрессивные принципы социальной политики.

    Главная задача политиков при развитии социальной справедливости – это определение совокупности явлений социальной справедливости в различных областях жизнедеятельности человека, которые смогут способствовать прогрессу личности и общества, создание адекватных условий для их осуществления, исходя из новой экономической, социальной и политической системы.

    Социальная справедливость является главным фактором единства и стабильности любого общества, поэтому она должна своевременно реагировать на происходящее в обществе изменения и вырабатывать новые, более прогрессивные идеи для своего развития.

     Политический процесс, выражая идеи справедливости, предполагает примирение конфликтов, притязаний, требований, ограничивает действия личностей и общества до уровня взаимопонимания и совместимости.

     Таким образом, обеспечивая движение политического процесса, может возникнуть необходимость его корректировки и реформирования с учетом двух обязательных требований. С одной стороны, должны быть целиком признаны и защищены равные основополагающие политические свободы с их подлинной ценностью. Это необходимо для того, чтобы все участники процесса в равной степени обладали возможностями значимого политического участия, как это и диктуется интересами справедливого общества. С другой стороны, политический процесс должен заслуживать доверия, поскольку результатом его станут законодательство и политика, носящая справедливый характер.

     Задача государства и общества состоит в том, чтобы справедливость в регулирование общественных отношений повышалась. Действовать по справедливости – значит действовать правомерно, соответственно всеобщим и равным для всех в данный момент требованиям права.

     Социальная справедливость – это залог устойчивости общественной структуры, а достижение справедливости - важнейший смысл общественного прогресса!

     Выражая объективную оценку общественных отношений необходимо выявить критерии оценки таких показателей, как цель, средство и результат. Цель справедлива, если соответствует реальным потребностям государства, общества, индивида, а социальная политика, выражая в демократическом обществе интересы народа, должна учитывать все категории населения.

     Справедливая социальная политика является основой общественного согласия и солидарности всех слоёв общества, иначе назвать такую социальную политику справедливой назвать нельзя

     Социальная справедливость – это равные шансы всех начинающих жизнь в доступе к образованию, работе, культуре, здравоохранению и к необходимым каждому социальным благам в виде жилья, продуктов для полноценного питания фактуры для добротной одежды. Это равное право на социальное обеспечение в старости и гарантия экономической поддержки тем, кто не по своей вине не имеет возможности трудиться. Это одинаково уважительное отношение ко всем людям, независимо от их социального происхождения, сословия, материального достатка, национальности и вероисповедания.

     Идея и условия достижения справедливости должны превратиться в одну из  основ дальнейшего развития человеческого общества. А ценность идеи развития справедливости в том, что она прежде всего содержит позитивные элементы прогрессивного развития

     Итак, без социальной справедливости нет и не может быть никакого стабильного мира или безопасности, никакого социального развития, никакой свободы личности, человеческого достоинства или приемлемого качества жизни для всех.

     В дополнение к сказанному необходимо отметить, что существующие противоречия в определении и феноменологии социальной справедливости и несправедливости не должны отвлекать учёных и практиков от разработки конкретных мер её преодоления. Это предусматривает и совершенствование законодательства и служб обеспечения законности! А развитие внесудебных механизмов разрешения конфликтов и включение их в систему образования идеологического компонента, модифицирующего целевую функцию субъекта, и определённые усилия в медиасфере и массовой культуре, должны быть направлены на формирование и укоренение определённых норм поведения индивидов, более располагающих к достижению социальной справедливости в обществе.

     Таким образом можно на основе анализа различных подходов к определению понятия и феномена социальной справедливости и несправедливости сформулировать подход к изучению данных явлений, в основе которого лежит признание внутреннего противоречия, заложенного в самих понятиях социальной справедливости и социальной несправедливости, а также выявить все противоречия в современной экономике, которые необходимо разрешить для достижения или приближения к состоянию социальной справедливости и определить конкретные меры, которые для этого необходимо предпринять.


 «…5.Пустые споры между людьми повреждённого ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких.
6.Великое приобретение — быть благочестивым и довольным.
7.Ибо мы ничего не принесли в мир и ничего не можем вынести.
8.Имея трудом в достатке пропитание, одежду и кров, будем довольны этим.
9.А желающие обогащаться пусть впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу;
10.Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям.
11.Ты же, человек Божий, убегай от сего и преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости…» (1-е послание Тимофею глава 6, 5–11. Библия , синодальный перевод.)???!!!)))

     О социальной справедливости в исламе -

     http://proza.ru/2015/04/22/1042


Рецензии
Александр, здравствуйте!
Вот к этим вашим строкам: " То в отношении привилегий М.А.Бакунин писал: - «Я могу быть свободным только среди людей, пользующихся одинаковой со мной свободой. Утверждение моего права за счёт другого, менее свободного, чем я, может и должно внушить мне сознание моей привилегии, а не сознание моей свободы и ничто так не противоречит свободе, как привилегия». Такие мысли, как «Свобода без социализма - это привилегии и несправедливость. Социализм без свободы - это рабство и скотство» - задают вектор прогрессивных мыслей Бакунина. Он также говорил, что «…если взять самого пламенного революционера и дать ему абсолютную власть, то меньше чем через год он будет тираном!».

Я бы добавила вот это видео людям для размышления, сегодня очень актуально, хотя этому видео уже 2года: http://www.youtube.com/watch?v=7vOjJv4mp28&t=1363s

Наталья Макаренко   06.08.2022 12:39     Заявить о нарушении
Но почему же Ли Куан Ю в Сингапуре не стал тираном? -

http://proza.ru/2015/09/14/750

Хотя с какой стороны на это смотреть...

И вообще в социально справедливом обществе у одного человека не должно быть абсолютной власти, ибо законодательная власть при демократии должна быть у трудящегося народа, а правозащитная и исполнительная у государственных структур обеспечения законности для исполнения законодательной воли абсолютного большинства трудящегося народа!

Аникеев Александр Борисович   06.08.2022 12:54   Заявить о нарушении
Слышал я Гундарева, ничего нового для меня он не сказал!

Аникеев Александр Борисович   06.08.2022 13:00   Заявить о нарушении
Раньше менялись династии царей, потом династии генеральных секретарей, а теперь династии президентов и все с абсолютной властью!

Аникеев Александр Борисович   06.08.2022 13:02   Заявить о нарушении
А почему вы ничего не написали о высказывании Александра Сотникова?

Аникеев Александр Борисович   06.08.2022 13:11   Заявить о нарушении
Или вы думаете как и он?

Аникеев Александр Борисович   06.08.2022 13:12   Заявить о нарушении
Александр, что касается Гундарова, я давала ссылку не для вас, я прекрасно понимаю, что вы это все знаете. Я давала ее для людей, которые стали на путь познания, и могут прочитать наши с вами комментарии, я так и написала: «Я добавила бы видео людям для размышления»… многие вообще об этом даже не догадываются.
Я не буду философствовать о том - монархия в одних руках, это хорошо или плохо…все будет зависеть от духовности этого монарха…Но, когда это династии, как вы пишите и как мы наблюдаем, что-то последнее время несколько сотен лет, нам как-то с ними не везет. Особенно сейчас, когда ее пытаются захватить обманным способом, о духовности этих людей даже нет речи, а значит не может быть и речи ни о каких монархах и власти в одних руках.
Что касается высказывания Сотникова, я не совсем поняла, о каком именно высказывании идет речь? Но на вопрос «может быть я думаю, как и он?» Я отвечу так: «Я думаю ни как Сотников, ни как вы, ни как какой-либо другой человек. Когда человек напитался знаниями по горло, он вдруг осознает, насколько это бесполезный груз. И я выкинула этот груз за борт. Человеку нужны только те знания, которые он может применить мудро в моменте здесь и сейчас»
С уважением Наталья.

Наталья Макаренко   06.08.2022 19:24   Заявить о нарушении
Ну да, для себя и сейчас..

Как будто вы это не прочли -

Мне иногда пишут, что «мы давно решили и приняли меры к сокращению народонаселения.

Нас интересуют только лично наши внуки и правнуки и их благосостояние.

Мы вовремя поняли, что хорошей жизни в России на всех не хватит и приняли меры.

Даже те, кто охраняет "наш мирный труд", не понимают, что они нам нужны только до определённого момента и не в полном составе.

На российской земле должна остаться только элита (это мы) и прислуга, (а это некоторые из вас).»
Александр Сотников 2 04.08.2022 10:52 • Заявить о нарушении / Удалить

А ведь похоже, что таких в России уже очень много...

Я не я и лошадь не моя...Так что ли?

Аникеев Александр Борисович   06.08.2022 20:15   Заявить о нарушении
Или всё-таки с правом на труд на благо общества у людей всё-таки должно быть право жить достойно труда на благо этого общества?

Аникеев Александр Борисович   06.08.2022 20:26   Заявить о нарушении
Я не я и лошадь не моя...Так что ли?
Отвечаю: Нет, не так... Вы слишком упростили мой ответ. Вы же разницу понимаете между умным и мудрым... Разница между ними огромная. Простой пример, у меня много знакомых с высшим образованием (даже некоторые с двумя), пошли вакцинировались и еще два раза ревакцинировались, получили код покорности QR... А также есть знакомые совсем без образования, но они сразу поняли, что происходит и ни один из них не вакцинировался и не заболел. Я думаю достаточно этого примера, но думаю смысл понятен. Когда все разберутся сами с собой, станут "Человеками" только тогда общество стане цивилизованным.( Цивилизованное общество-это общество, где люди чутко и чутко относятся к потребностям других людей и их требованиям). Вот, что я имела ввиду.

Наталья Макаренко   06.08.2022 21:21   Заявить о нарушении
О различных социально-экономических системах
Аникеев Александр Борисович
Любая социально-экономическая система– это совокупность организационных способов согласования экономической деятельности людей для решения основных вопросов: что, как и для кого производить и как формировать распределение производимого.

Как правило, современные экономисты выделяют три основных типа экономических систем: традиционная, командно-административная, рыночная и смешанная.

Традиционная система экономика основывается на натуральной форме общественного хозяйства, когда продукция производится как для собственного потребления обществом, так и для продажи в зависимости от законов и традиций общества.

Господствующей формой собственности в традиционных системах является общинная, частная и государственная.

Традиционная экономика распространена как в доиндустриальных обществах, так и в индустриальных, как при индивидуальном, так и при развитом общественном труде. В новейшей истории известно три основных вида экономических систем — рыночная, командно-административная и смешанная, общинно-рыночная или социально-рыночная экономика c социально-коммуникационными гарантиями на определённые нормы социально-коммуникационных благ от их общего производимого в стране количества по труду на благо общества.

Это возможно как при сохранении рынка на производимое сверх гарантированных норм необходимых для социального благополучия общества при действенной работе государственных служб обеспечения законности, так и без сохранения рынка внутри страны, что подтвердила многолетняя практика развития такого общества при «Ливийской Джамахирии», при сохранении международной торговли.

Как без сохранении частной собственности на средства производства, так и при её сохранении, что подтверждает развитие таких стран, как Дания, Швеция, Норвегия и Финляндия. Но при обязательных, законодательно оформленных нормах социально-коммуникационных благ от их общего, производимого в стране количества!

И при любой форме правления, если правящая элита поддерживает социально ориентированную экономику в обществе, при сохранении рынка на производимое сверх норм необходимых для социального благополучия трудящегося народа!

Что подтверждается правлением праведного халифа мусульманского халифата Умара ибн альХаталь-Хаттаба, который жил в 585-644 годах нашей эры, (Аристотель жил почти за тысячу лет до него, и Умар знал его мнение о государстве, как и мнение Конфуция, который жил за 500 лет до нашей эры), и правил своим народом всего через 2 года после создания халифата, практически сразу после возникновения и принятия ислама. За время своего правления он сделал следующее:

1. Назначил специальных подконтрольных ему людей проверяющих качество продуктов, контролирующих торговую наценку и не разрешающих её превышения.

2. Создал общественные земли и в случае не должного использования частной земли, конфисковывал её в общественное пользование, создал несколько видов владения землёй и всё это для развития справедливости по факту умения возделывания земли, её эффективности и урожайности. (Это сейчас развивается в Китае и в кибуцах Израиля.)

3. Ввел выплату жалования и продуктового пайка, постоянно ратовал за улучшение вооружения, защиты и военного мастерства для всех воинов своей армии.

4.Учредил бесперебойно работающую почту в своём халифате и не терпел бездарных и жуликоватых чиновников.

5. Ратовал за введение пенсий потерявших трудоспособность, ввёл одиноким матерям жилищную помощь, пособия и пайки для воспитания детей.

6. Запретил владельцам частной земли мешать прокладке по их землям каналов для орошения земель соседей.

7. Ввёл практику добровольных общественных работ на общественные нужды и мусульмане его халифата восстановили древний высохший канал от Нила до Красного моря, меньше чем за год (с великим энтузиазмом) добровольными общественными усилиями.

8. Немедленно смещал с должности с конфискацией имущество в общественную казну у наместников областей при выявление их стяжательства, независимо от их заслуг, поступил так с двоюродным братом своей матери, величайшим полководцем Халидом ибн Валидом (провёл 43 битвы и все выиграл), причём дважды, после первой репрессии, Халид опять служил в армии, совершил опять несколько великих побед и вновь был смещён с конфискацией, при сигнале о его роскоши и мздоимстве.
Умар ибн альХаталь-Хаттаб часто ходил в старой простой одежде и дошёл до такого внешнего вида, управляя халифатом в период его расцвета, жертвуя бедным своё состояние (до того как стал халифом он был одним из богатейших купцов Мекки), что ему назначили содержание, которое он потребовал ограничить стандартным для неимущих мусульман.

Однажды, увидев в общественном стаде необычайно крупного верблюда и выяснив, что это верблюд его сына, (погонщики пытались хоть так помочь семье халифа), пришёл в негодование, приказал продать верблюда и всё, что было выручено за лишние килограммы от обычного верблюда заставил сына сдать в общественную казну.

И это в период когда халифат разбил четыре самые крупные империи того времени (римскую, персидскую, египетскую и йеменскую), овладел крупными городами и в общественную казну халифата стекались огромные богатства этих империй.

Вменил единый налог всем мусульманам, а иноверцам ввёл единый налог меньший чем мусульманам, считая, что мусульмане имеют больше обязанностей, а значит доходы их выше, раз способны расширять и укреплять его халифат.

Запретивший какие либо препятствия в отправление религиозных культов других конфессий. Это был жёсткий, но мудрый и справедливый правитель. Он до самой смерти пользовался непоколебимым уважением своего народа!!!

Аникеев Александр Борисович   20.12.2022 17:08   Заявить о нарушении