БАРк Кронверк - последний рейс

  Название на самом деле "БАР(К) "Кронверк" - последний рейс ".
Корабли должны бороздить просторы океанов, морей в худшем случае рек,  всегда покорять просторы, совершать открытия, подвиги, с гордостью за флаг своей Родины. "Кронверк" же прославился стоянками на приколе к стенке. "Кронверк", как один из самых первых экзотических ресторанов-поплавков на акватории Невы в историческом центре города, этакое впечатляющее дополнение к перспективе шпиля Петропавловской крепости. Перед глазами стоит картинка, где фок мачта "КРОНВЕРКА" соревнуется со шпилем собора - высотой, кто выше.
    Теперь в хронологическом  порядке.
 ...Осенью 1944 года Финляндия прекратила участие в войне против СССР и начала войну против своих бывших союзников - гитлеровцев в Лапландии. Наступление мира между нашими странами стоило финнам компенсацией в 300 000 000 000 (триста миллиардов)рублей золотом по курсу 1938 года. В эту сумму входила и постройка новых судов для советского флота.
     Среди самых удивительных изделий для финнов в советском списке были большие деревянные суда. Список включал около сотни трехмачтовых океанских 45-метровых деревянных судов дедвейтом 300 тонн с двигателем чуть более 200 лошадей. Из них 17 судов были учебными, с парусным вооружением - баркентины, для советского Военно-морского флота; остальные были грузовыми шхунами с вариациями парусного вооружения,  либо гафельное, либо бермудское. Грузовые шхуны использовались на всех морских театрах СССР, но с годами постепенно были выведены из эксплуатации. Подготовив на своих палубах, мачтах реях несколько поколений советских моряков, учебные шхуны и баркентины тоже сходили с морской сцены…
      Бывшая баркентина  «Сириус», построенная в Турку, в счет репараций в 1947 году, более 20 лет была одним из учебных судов Ленинградского высшего инженерного морского училища им. Адмирала С.О. Макарова.
После списания в 1971 году это судно стало очень популярным рестораном – поплавком под новым именем "Кронверк" с фривольным варьете. Попасть на борт было весьма сложно, поскольку число мест «экипажа одного вечера» было ограничено. Запись желающих «накачаться» или «наклюкаться» растягивалась на несколько месяцев. Этот необычный ресторан простоял на приколе много лет и благодаря своей популярности, даже сумел «сыграть» в нескольких художественных   фильмах, самый известный из них, наверное, «Золотая мина».
     Мне несколько раз довелось побывать и на палубе и в трюме, поэтому рассказываю, как непосредственный участник и свидетель, как этих, так и последующих событий. Конечно, феномен «Кронверка», несколько опередил свое время.
     Масса  идеологических ограничений,  экономических нарушений, подчас административных и иных преступлений, все это было в облаке событий вокруг «Кронверка», это витало круг этой посудины, но она благополучно выходила сухой из воды, ей многое инкриминировалось, все догадывались, но она по-прежнему была на плаву. Только очередь становилась длиннее, да открытки и фотографии ярче.
     Где-то, в начале 90-х, уже точнее не помню,  баркентину «Кронверк», по причине ветхости отбуксировали для ремонта на Канонерский судоремонтный завод. На заводе имелся опыт капитального ремонта судов подобного класса, так несколько лет назад, в подобной ситуации оказалась немагнитная шхуна «Заря». Которая была даже сестрой – близнецом. Кстати, эту шхуну мы видели в фильме «В поисках капитана Гранта». Там этот кораблик весьма элегантен, а это 85-86 год.
     «Кронверк» поставили у той же стенки, где ремонтировали и его сестру. Но диагноз оказался неверным, нужна была реанимация – сухой док, а это много дороже, только этого никто не знал («Вскрытие показало»).
      В ожидании ремонта корабль-ресторан, с экипажем, скорее всего поварско-официантским, простоял у стенки две или три недели, а далее по недогляду, пьянке, или вечному разгильдяйству вахты, благополучно утоп, прямо у стенки причала, повиснув на кнехтах. А место было достаточно непростым, ведь на ремонт там мог встать кто-то более доходный,  более важный пароход, ну и,  естественно, причал нужно было, от этого  барахла освобождать. И решили просто: портальный кран, с легкостью должен был его поднять, откачать воду и потом переставить, законопатив щели. Водолазы сделали все, так как им было сказано, провели трос под корпусом, прямо по середине застропили, и стали поднимать. И вот, как только «Кронверк» оторвался от воды, под действием всех известных и неизвестных  законов гравитации, в месте перехвата корпуса тросом, кораблик развалился на две части. Корма упала на одну сторону, носовая часть на другую. Под треск и грохот, ломающихся мачт, рей и рвущегося рангоута, возгласы и вопли команды и мастеровых. Все это тут же благополучно ушло на дно, глубина у стенки чуть более четырех этажного дома. На поверхности крутились только пара спасательных кругов, да мусор с деревянными обломками.
      И вместо полутора часов работы это мероприятие растянулось на многие дни и массу заморочек: поднять, найти баржу, на нее погрузить, отбуксировать к месту, где разгрузишь, и что бы кран мог подойти, что бы не мелководье… Короче, покувыркались с тем, что осталось  от   «Кронверка» предостаточно.   Вот так закончил своё плавание кабак – корабль.
    А, в паспорте судна было написано: «Утилизирован».
     По делам службы мне часто приходилось бывать на Канонерке, так, что пересказ из достоверных источников.


Рецензии
Да, была такая громкая история.Какие подробности! А сейчас популярный корабль-ресторан ''Летучий Голландец'' на Мытнинской наб. Красивый внутри с красивыми историческими видами - и на мой любимый Васильевский!Была там два раза ...и не только пила, но и пела....

Тамара Дворянская   11.03.2023 01:00     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.