Следы подаренных книг

СЛЕДЫ ПОДАРЕННЫХ КНИГ
Перебирая книги в своей домашней библиотеке, я натолкнулся на некоторые давно подаренные мне книги, нахлынули воспоминания о тех далёких годах юности,  да и зрелого возраста тоже, которые вытянули из глубин памяти воспоминания, о людях подаривших книги, о жизненных обстоятельствах, в которых проходило дарение.

Минуло семь лет учёбы в родном селе, и я поступил учиться в 8 класс школы №1 в районном городе Сасово, где меня приняли в ряды комсомола. Во время приема подарили книгу Германа Гоппе «Анхилита» с надписью: «Ученику 8 класса Ежикову Владимиру в день прием в ряды В.Л.К.С.М  от пионерской дружины им. В.И. Ленина» 26/IV-61г.
Я сильно сомневаюсь, что тогда прочел эту поэму – не помню, я никогда не увлекался подобной коммунистической литературой. И вот спустя много лет пролистал эту книгу, которая, кстати, закачивается весьма неплохой мыслью:
«Души твоей напряжены ли струны,
Как в дни разлук, свиданий и боёв?
Не отвечай.
Пускай ответит юность,
Вглядевшись в продолжение своё».


Вот, окончив школу, я поехал в Рязань учиться в радиотехническом институте (РРТИ), и второй подарочной книгой стала сугубо техническая книга, которую подарил  Мартыненко – преподаватель по курсу «Электрические машины». То были - Труды РРТИ, сборник статей, где опубликована его статья. Хотя книга была давно утеряна, помню содержание автографа, который написал Мартыненко: «Студенту в настоящем, надежде в будущем".


В 1974-75 году Шагурин Игорь Иванович в то время преподаватель курсов повышения квалификации при  МИФИ, сегодня доктор технических наук, профессор подарил мне, как слушателю курсов повышения квалификации,  свою книгу «Транзисторно-транзисторные логические схемы». Книга, сожалению, также была утеряна. Название книги пришлось искать в интернете, благо я хорошо запомнил фамилию преподавателя. А вот содержание автографа память не сохранила.


То были технические книги и их следы в моей памяти вызывают приятные воспоминания о времени получении инженерного образования.
Но наступили 90-е года, и вместе с огромными переменами в обществе и стране, появилась возможность издавать свои творческие литературные опыты.
В 1993 году в Сергиевом Посаде издана книга стихов «Перекрестный огонь» Сергея Бокова. В те времена имя Сергея и его детище культурно-коммерческая фирма ТОНУС с районной телевизионной программой ТОНУС были у всех жителей Сергиева Посада и окрестностей на слуху. Сергей Евгеньевич Боков окончил Московский государственный институт культуры (МГИК) по кафедре режиссуры массовых представлений и зрелищ. Я, к сожалению, не был знаком с Сергеем, но был знаком с его мамой Валентиной Сергеевной – она и подарила мне книгу её сына.
ПЕРЕКРЕСТНЫЙ ОГОНЬ
Пригвоздил меня возраст Христа.
Пережив расточительный гон,
Я себя не донес до креста
И попал в перекрестный огонь.
На смиренье в душе нету сил…
Ненавидеть хочу и любить.
О погибших переголосил
И теперь пора к бою трубить.

Кто-то любит до страха меня:
Потерять, не услышать, отстать,
И в тепло от «ручного» огня
я хочу бесконечно нырять.

Но от выстрелов взглядов стальных,
изрыгающих жгучий огонь,
жмусь к земле, только тех остальных,
жаль за их неприступную бронь.
 
В меня ненависть бросив свою,
а предательством тыл укрепив,
песню жизни взрывают мою,
будто сами живут, не любив.

Кто из зависти пули отлил,
Чья присяга – безумный навет,
Тот во мне всепрощенье спалил,
«Ветхий» с «Новым» захлопнул «Завет».

Не достаточно ли мертвых зон?
Поднимаюсь в свистящую смерть…
И встречаю победный сезон,
чтобы дальше пробиться успеть.

Оттого в перекрестном огне,
Смело спину доверить любви,
Я держусь на святом рубеже
До отбоя сигнальной трубы
 Август 1992 г.


Еще одна Сергиево Посадская книга под названием «ПАЦИЕНТЫ Рифмованные мысли» двух знакомых мне авторов: Игоря Панникова и Владимира Цывкина подаренная Игорем Панниковым с автографом: «Володе Ежикову на добрую память». Игорь окончил Одесский политехнический институт, Владимир – Ленинградский кораблестроительный институт. Они не только писали стихи, они писали на свои стихи авторские песни, много их пели. На 17 – м фестивале авторской песни, посвященном памяти Валерия Грушина, им первым вручен только что утверждённый приз Юрия Визбора «За поэтическое достоинство песен». Книга очень интересно и необычно издана – с одной стороны напечатаны произведения И. Панникова, с другой – В. Цывкина.

Из стихов Игоря Панникова:
 А. Ахматовой
На столе оплывшая свеча,
на стекле дождя весеннего потоки,
и легла от моего плеча
тень на недописанные строки.

Как рука прозрачна и легка,
как поникла, слабая, устало…
Что ж, смотри и смейся свысока…
Было всё. Ушло со снегом талым.

Переворачиваем книгу и начинаем читать стихи Володи Цывкина:
 
***
Какой бы не была весна:
Безумно ранней или поздней –
Слова прекрасные сполна
Дарите женщине сегодня.

Сегодня, завтра, каждый миг,
За взгляд и таинство улыбки,
За блеск в глазах, за детский крик,
За мудрость, нежность, за ошибки.

За то, что вечно молод Свет,
За то, что он такой красивый,
Твердите с самых ранних лет:
Спасибо, Женщина, спасибо!


Как-то, в очередной раз,  приехав в командировку, в старинный русский город в Коломну в КБМ мне подарили книгу стихов местного инженера Юрия Горбатова  «Успеть сказать» с автографом «Коллеге по работе от автора» 13.03.06.
Юрий Горбатов родился в городе Гусь-Хрустальнй, окончив Владимирский политехнический институт, приехал работать в Коломну.
Вот что пишет о себе автор:
«Поэзией интересовался мало,
в голову не приходило, что буду писать
и, уж тем более, печататься.
Но года три назад без спросу,
нежданно-негаданно стали
одолевать стихи.
Размышляя над этой метаморфозой,
Иногда спрашиваю себя – «откуда они?»,
«почему ко мне?» и понимаю лишь одно –
вопросы не по адресу.
А настоящий адресат не очень-то разговорчив».

Вот одно из стихотворений:
МОЛИТВА
Да просто мы
Молиться не умеем,
Умеем – клянчить,
Требовать, просить,
Пустить слезу,
Да и лизнуть сумеем,
Лишь не умеем главного –
Молить.

Ты можешь быть
И нищим и богатым,
В рассвете сил
Или в конце пути,
Но ты не можешь быть
Невиноватым.
Молитва –
Это, если каждый атом
В тебе Воскликнет
«Господи, прости!»


И ещё одна книга Сергиево- Посадского автора – юбилейное издание «ИЗБРАННОЕ» Столярова Алексея Сергеевича была подарена мне 17 апреля 2007 года самим автором.
Неожиданно в этот день в нашей квартире раздался звонок домашнего телефона. Я поднял трубку, и узнал голос Алексея Сергеевича. Он попросил меня зайти к нему ненадолго. Я собрался и пошел  к нему. Он жил в то время тоже на Валовой улице в доме напротив. Встретил меня Алексей Сергеевич совсем измождённый тяжелой болезнью. Поговорили о болезни, он живо поинтересовался заводскими делами. Затем стал рассказывать мне о своей книге, которую напечатали его дети: «Я хочу подарить тебе эту книгу и знаю, что ты, точно будешь читать мои стихи» и написав на книге «На память Володе Ежикову от автора» 17.04.07
Сергиев Посад.
 И он не ошибся – я несколько раз за эти 13 лет открывал книгу и читал стихи, с большим интересом рассматривал  многочисленные фотографии. Я многих людей на фотографиях и кому посвящены стихи знал.
 Книга издана под девизом слов Андрея Вознесенского «ТРАТЬТЕ ВРЕМЯ НА ДРУЗЕЙ». Так оно и есть, в книге много стихотворений-посвящений многочисленным друзьям.

Другу детства и юности Ю,М,

ВСПОМНИ
Если тяжелое время настанет,
Если случится с тобою что вдруг,
Если беда пред тобою вдруг встанет,
Вспомни, что есть у тебя верный друг

Вспомни, мой друг, как с тобою дружили,
Вспомни, как вместе с тобою росли,
Вспомни, когда и кого мы любили,
Вспомни, какие мечты мы несли.

И ели какой-либо думой тяжёлой
Терзаем ты будешь в жизни своей,
Вспомни о юности нашей веселой,
Вспомни, и станет тебе веселей.
20.01.56г

Совсем немного времени прошло с той встречи, и  Алексей Сергеевич ушел из жизни на этой земле. Вечная ему память.


Мой односельчанин, поэт Михаил Александрович Гайдов подарил мне свою книгу стихов, под названием "Стихотворения Рассказы" с автографом "Память не сотрут года. Владимиру Борисовичу Ежикову. 2.XII.2016 г.
В книге много места отводится стихам о родной деревне, и незабываемых с детства родимых местах. Вот одно из стихотворений:

СЕЛО ОГАРЁВО РОДНОЕ

Село Огарёво родное,
Милее которого нет.
Оно не даёт мне покоя,
Я там появился на свет.

Те годы все канули в Лету,
Теперь их уже не сыскать.
Любую простую примету,
Придётся во сне вспомиать.

Берёзку с волнистой косою,
И тополь с шумящей листвой,
И утро с дымящей росою,
Сменившие сумрак ночной.

Мне снятся родные просторы.
Где нету у них берегов,
Где вышиты ярко узоры
На бархатной ткани лугов.

И речку с прозрачной водою,
И берег поросший травой,
Идущих коровк водопою
В палящий обеденный зной.

Наш дом в Огарёве мне снится,
Отец и родимая мать,
Где дым над трубою струится,
То время, ушедшее вспять.


Огарёво-Почково. Май 2018 года. Праздник Святой Троицы. Литургия в храме Успения Пресвятой Богородицы. Крестный ход по селу. Общая праздничная трапеза с духовными  песнями и стихами. Свои замечательные стихи читала сасовская поэтесса Людмила Черкашина.
Затем я познакомился с Людмилой. Мы долго разговаривали о стихах, она подробно поделилась со мной своим опытом издания книг. В заключение нашего общения Людмиила подарила мне сборник своих стихов «Уверенность в бессмертии» с автографом: «Владимиру Борисовичу  в праздник Троицы от автора. 27.05.18г.
Вот что она пишет о себе.
Я родилась в Киргизии, а сегодня проживаю в России. Несколько лет назад стихи стали складываться сами во время учебы на кафедре Теологии, где я познакомилась с православной верой через чтение Святых Отцов. Вероятно, то, что потрясло меня и проявилось в моём творчестве.

ВЕСЬ МИР ОБНЯТЬ
Весь мир обнять, наверное, легко,
Ведь он красив собой невероятно.
В нём звёзды, что на небе далеко
И очень близко свет от них приятный.

Цветы, луга, извилистость реки,
И синева в огромном океане,
В нём теплота протянутой реки
И нежность и любовь ребёнка к маме.

В нём пенье птиц и шелест ветерка,
И радость от общения с тем, кто дорог,
Обнять весь мир лишь можно свысока,
Взлетев из ямы с грязью прямо к Богу.


Лето  2018 года. Вдруг мне почтальон принес извещение на бандероль из Санкт-Петербурга от Певницкого Бориса Владимировича. В бандероли оказалась книга
«Саровская социально-культурная революция
конца 80-х – начала 90-х годов»
К 25-летию Федерального закона « О закрытом административно-территориальном образовании»
Под общей редакцией Б.В. Певницкого
Авторский коллектив: В.Т. Глушков, И.Г. Жидов, В.А. Кирпичников, Л.К Кузьмин, А.И. Макаренко, Б.В. Певницкий, В.Т. Такоев.
Пеницкий Борис Владимирович и его брат Алексей Владимирович потомки священника Матвея Герасимова, который служил в Николаевской церкви села Почково в 19-м веке.
В 2004 году он с братом приезжали в Огарёво-Почково поклониться местам, где в течении многих лет служили в Николаевской церкви, затем в храме Успения Пресвятой Богородицы  их предки. В то время мы и познакомились. Позднее они прислали мне много исторического материала связанного с их предками, который я использовал для написания книги «Успенский храм Село Огарёво-Почково».
Борис Владимирович родился 7 августа 1945 года в Ленинграде. В 1969 года окончил физический факультет Ленинградского  университета ( теоретическая физика).
Работал во ВНИИЭФ начальником отдела Института теоретической и математической физики.
Лауреат Государственной премии 1996 года в области науки и техники. Кавалер ордена Дружбы. Автор более 400 научных трудов и открытых публикаций.
Прочитал книгу на одном дыхании.


14 февраля 2020 года в день рождения Анны Герман по какому-то неведомому, но счастливому стечению обстоятельств нам довелось посетить Зал Церковных Соборов Храма Христа Спасителя и посмотреть концерт памяти великой и незабываемой певицы нашей молодости Анны Герман, который проходил под девизом «Любви негромкие слова».
Концерт вёл Иван Ильичёв биограф Анны Герман, основатель международного клуба Анны Герман, продюсер концертных программ музыкального проекта «Имена на все времена» в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя.
Он окончил юридический факультет Государственного Университета по Землеустройству.
После концерта купили книгу Ивана Ильичёва «Анна Герман Личный альбом».
После концерта Иван Ильичёв написал автограф на книге «Владимиру и Наталье на добрую память о концерте 14.02.20».
А на следующий день по подсказке Владимира и Нины Прониных смотрели 10-ти серийный фильм «Анна Герман», попутно читая купленную книгу.


23.12.2020 года в Огарёво-Почковском СДК проходила презентация моей книги "Мои фантазии, думы и заметки". Татьяна Ивановна Ромашкина - директор сасовской биьлиотеки - подарила мне книгу Сетланы Семёновой и Анастасии Гачевой "В усилии к будущему времени... Николай Фёдоров мыслитель, библиотекарь, педагог" о нашем земляке - уроженце села Ключи Сасовского района. Не ожидал, что книга окажется такой интересной, правда тяжело написанной. С творчеством Фёдорова до сих пор я не был знаком. Многие его взгляды мне показались весьма интересными, тем более, что он оказался моим земляком. Однако я читаю её по сей день.


В начале июня 2021 года мне довелось совершить речное путешествие на теплоходе К.Тимирязев по Волге до стринного города Кострома с остановками в городах Мышкин и Калязин. В Калязине экскурсию по городу проводил местный краевед и очень интересный человек, много и прекрасно знающий историю Калязина и его окрестностей 
Александр Фёдорович Алфёров. Я с ним познакомился. К сожалению из за нехватки времени, немного поговорили, и он на его книге "Калязин и район" написал автограф: "Ежикову Владимиру Борисовичу с благодарностью от автора. 10.06.2021 г."


31 декабря 2022 года, прямо перед Новым Годом, почтальон принёс мне бандероль из Санкт-Петербурга. В бандероли оказалась книга "Ленинград - Арзамас-16 - Саров - Санкт-Петербург". Как бы я получил подарок к Новому Году. Написал книгу Борис Владимирович Певницкий. Он же её и прислал. Хотя об авторе я ранее писал, коротко напомню ещё раз.
Борис Владимирович в 1963 году оконил 319-ю школу г. Ленинграда. В 1969 году - физический факультет Ленинградский государственный университет по специальности теоретическая физика и был распределён в г. Арзамас-16, где работал в теоретическом отделении РФЯЦ-ВНИИЭФ. 
Лауреат Государственной премии в области науки и техники. Кавалер ордена Дружбы. Автор около 500 научных трудов и открытых публикаций. Книгу прочитал с большим интересом. С кое какими вехами его жизни я познакомился, когда писал очерк "От Почковских священников до Саровскихях физиков", а прочитав книгу я в деталях познакомился со всей научной и кипучей общественной деятельностью автора. В конце книги автор приводит несколько своих стихов, вот выдержка одного из них:


"Сверхмощные бомбы здесь нынче куют.
Здесь шумный возник городишко.
Навеки исчез монастырский уют,
Испачкали стены детишки.

Молспец с чемоданом, а чаще - с женой
Сюда наезжает весною.
Живёт он в общаге, ест хлебец ржаной,
Становится склонным к запою".

  Жаль только, что он не оставил на книге автографа. Огромное спасибо Борису Владимировичу за книгу.

13.10.2023 года в доме культуры села Огарёво-Почково состоялся поэтический вечер самодеятельных поэтов Сасовского района, организованный Сасовским районным домом культуры. Меня тоже пригласили принять участие в этом вечере. В заключение всех участников наградили грамотой и подарили Сборник стихов авторов Сасовского района с названием "Полёт души", составители С.А. Силигина и С.В. Рубцова.


Рецензии