Белая готика. Три структурных этапа жанра

Белая готика в литературе. Структура жанра: II и III этапы

I структурный этап, «Связь с классическим жанром» рассмотрен в предыдущем эссе:
http://proza.ru/2022/07/06/141

II этап. За гранью феерии

Основной психологический этап произведения – это самая богатая сфера для стихийных литературных образов, и самых смелых метафор.  Герои пересекают фатальные врата невозврата и архетип индивидуальности отступает: маски, которыми они бытовали, уходят, как палые листья. Атмосфера контрастно становится красочной и волшебной, лишь растущая тревога напоминает о насущном трагизме покинутой реальности.

Прохождение первой грани, врат Преисподней не так страшно, как её рисует нуар-готика: герой может даже не понять, что уже пересёк её – всё проясняется позже. Из повествования произведение легко превращается в феерию. Сюжет похож на фэнтезийный, но психологически понятный.

III этап. Ожившая мистерия

Объединяет фееричный мир с практическим опытом героя. Качественно проработанная граница с миром духов отличает жанр и от классической готики, и от фэнтези.

Трагедия свершилась, реальность изменилась необратимо, но сознание продолжает жить. Часто на этом этапе прежде уязвимый герой сам становится воплощением ужаса, но пугает не сколько читателя, сколько окружающий мир (относящийся к первому жанровому этапу). Теперь он понимает намного больше читателя, отрешённая и непредсказуемая логика проясняется, меняя эпилог истории.

Это корректирующий момент: меняется мировосприятие; безнадёжно серый, или сумрачный мир отступает перед новым озарением и прежние напасти меркнут. Духовный опыт автора, выражаясь через образы и психологические приёмы, целостно и в цвете оживляет архетипную память читателей: таким образом, классические художественные образы неожиданно могут дать живое объяснение всем загадкам второго и первого жанровых этапов, или даже жизненным феноменам. Сегодня это возможно.

Такова приоритетная цель современного искусства: не загадки, но развитие самосознания. В современном мире гуманитарная сфера обязана стремительно повышать культуру общества вслед за опасным ростом технического прогресса – всё сводится к этому.

Таким образом, жанр Белая готика предполагает три ментальных этапа, разделённых двумя гранями бессознательного.
I этап – это связь с классическим жанром готики.
II этап – пересечение фееричной границы с подсознанием (грань невозврата).
III этап: главная особенность жанра – сверхсознательная связь мистерии с бытийным опытом.


В дальнейшем рассмотрим структурные особенности жанра на конкретных примерах из литературы.
Продолжение: http://proza.ru/2023/03/27/57


Рецензии
Сады Последнего Листа - рассказ в стиле Белая готика

.
Когда Виктор переступил порог старых железных ворот, он понял: обратной дороги нет.

Они предупреждали его. Говорили, что в парке за чертой города время течёт иначе, что тропинки там ведут не в пространстве, а в чем-то другом — в изломах памяти, в забытых снах. Но он вошёл. Потому что нуждался в чуде.

Потому что его дочь медленно угасала, и врачи разводили руками.

Парк встретил его буйством красок, которых не должно было быть в ноябре. Деревья стояли, усыпанные листьями — багряными, золотыми, медными, будто кто-то вылил на них весь закат мира. Воздух дрожал, словно шёлк на ветру, и пахло мёдом и старыми книгами.

Виктор шёл вперёд, и с каждым шагом его пальцы немели, будто стирались границы между кожей и воздухом. Он поднял руку — и сквозь неё просвечивали ветви.

«Я исчезаю», — подумал он без страха.

Вдруг между деревьев мелькнула тень.

— Ты опоздал, — сказала девушка.

Она стояла под яблоней, усыпанной белыми цветами, хотя снег уже лежал на земле за пределами парка. Её платье было сшито из чего-то, что не являлось тканью — скорее, из теней, из отсветов.

— Я ищу лекарство, — сказал Виктор.

— Здесь нет лекарств, — она улыбнулась, и в её улыбке было что-то древнее, чем само время. — Здесь есть только выбор.

Она протянула руку, и в ладони лежал последний лист с ближайшего дерева. Он был идеально золотым, будто отлитым из металла.

— Возьми. Но знай: если он коснётся земли, ты останешься здесь навсегда.

Виктор взял лист. Он был холодным и тяжёлым.

— А если я унесу его с собой?

Девушка рассмеялась, и её смех был похож на звон разбитого стекла.

— Тогда он станет тем, что ты ищешь. Но цена… — она повернулась, и Виктор вдруг увидел, что у неё нет спины. Там, где должна была быть спина, зияла пустота, наполненная мерцающими огнями. — Цена всегда одна.

Он сжал лист в кулаке и побежал назад, к воротам.

Деревья вокруг него шептались. Тропинка изгибалась, пытаясь увести его вглубь. Воздух густел, превращаясь в сироп, но он бежал, чувствуя, как реальность трещит по швам.

Ворота.

Он перепрыгнул через порог и рухнул на колени.

В руке он держал не лист.

А маленькую стеклянную ампулу с золотой жидкостью внутри.
Эпилог

Дочь поправилась. Врачи говорили о чуде.

Но иногда, поздно ночью, Виктор просыпался от того, что слышал за окном шелест листьев.

И если он подходил слишком близко к стеклу, он видел их — деревья, растущие уже не снаружи, а внутри его отражения.

А на подоконнике лежал один-единственный золотой лист.

И ждал.

Элен Де Труа   23.04.2025 22:48     Заявить о нарушении
Тревожная феерия -- тот самый сопутствующий стиль.
Действительно, сказка, грамотно соответствующая структуре белой (нео)готики.
🏵♣🏵♣🏵♣🏵
Краткое вступление -- связующее звено с привычной реальностью
(в некоторых миниатюрах, или лирике вступление даже бывало пропущено, без потери структуры и реалистичностью).
Эпилог тоже возвращает в мир.
🏵♣🏵♣🏵♣🏵
Подписался на Вас, буду изучать.
Ноосферная Муза в помощь!

Эльдар Шарбатов   07.05.2025 03:49   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.