Белая готика. Три структурных этапа жанра

Белая готика в литературе. Структура жанра: II и III этапы

I структурный этап, «Связь с классическим жанром» рассмотрен в предыдущем эссе:
http://proza.ru/2022/07/06/141

II этап. За гранью феерии

Основной психологический этап произведения – это самая богатая сфера для стихийных литературных образов, и самых смелых метафор.  Герои пересекают фатальные врата невозврата и архетип индивидуальности отступает: маски, которыми они бытовали, уходят, как палые листья. Атмосфера контрастно становится красочной и волшебной, лишь растущая тревога напоминает о насущном трагизме покинутой реальности.

Прохождение первой грани, врат Преисподней не так страшно, как её рисует нуар-готика: герой может даже не понять, что уже пересёк её – всё проясняется позже. Из повествования произведение легко превращается в феерию. Сюжет похож на фэнтезийный, но психологически понятный.

III этап. Ожившая мистерия

Объединяет фееричный мир с практическим опытом героя. Качественно проработанная граница с миром духов отличает жанр и от классической готики, и от фэнтези.

Трагедия свершилась, реальность изменилась необратимо, но сознание продолжает жить. Часто на этом этапе прежде уязвимый герой сам становится воплощением ужаса, но пугает не сколько читателя, сколько окружающий мир (относящийся к первому жанровому этапу). Теперь он понимает намного больше читателя, отрешённая и непредсказуемая логика проясняется, меняя эпилог истории.

Это корректирующий момент: меняется мировосприятие; безнадёжно серый, или сумрачный мир отступает перед новым озарением и прежние напасти меркнут. Духовный опыт автора, выражаясь через образы и психологические приёмы, целостно и в цвете оживляет архетипную память читателей: таким образом, классические художественные образы неожиданно могут дать живое объяснение всем загадкам второго и первого жанровых этапов, или даже жизненным феноменам. Сегодня это возможно.

Такова приоритетная цель современного искусства: не загадки, но развитие самосознания. В современном мире гуманитарная сфера обязана стремительно повышать культуру общества вслед за опасным ростом технического прогресса – всё сводится к этому.

Таким образом, жанр Белая готика предполагает три ментальных этапа, разделённых двумя гранями бессознательного.
I этап – это связь с классическим жанром готики.
II этап – пересечение фееричной границы с подсознанием (грань невозврата).
III этап: главная особенность жанра – сверхсознательная связь мистерии с бытийным опытом.


В дальнейшем рассмотрим структурные особенности жанра на конкретных примерах из литературы.
Продолжение: http://proza.ru/2023/03/27/57


Рецензии
Интересные наблюдения про маски и врата. Вы верно подметили то, что "герой сам становится воплощением ужаса". Персонаж един со своими страхами кошмарами. В вашей научной статье удачно переплетаются психологическая и философская подоплёки. Вы описываете готический роман как путешествие в подзсознание. Также понравилась ваша мысль о развитии сомосознания как цели современного искусства. Действительно, в современном искусстве больше "я", чем "мы". В первую очередь, творец выражает себя и свои переживания. Реальный мир уходит на второй план.

С нетерпением жду продолжения!

Александра Ингрид   05.08.2022 22:01     Заявить о нарушении
Спасибо за понимание, уважаемая Александра!

Волшебство, границы миров - всё заложено у нас в душе;
лишь сильные герои, способные расширить сферу сознания меняют мир.
Всё, что не привычно, пугает окружающих людей, поэтому мир боится открытых сердцем творцов.

Помню, героиня Вашего романа тоже изрядно страдала за искренность.
Буду его перечитывать...

Эльдар Шарбатов   06.08.2022 10:52   Заявить о нарушении