БДК ЧФ

 В середине 70-х на время зимних учений я и ещё один товарищ были направлены с эсминцев в помощь шифровальщику на один из донузлавских БДК. (Большой десантный корабль). Может на "Крымский комсомолец"? Не помню уже. Да это и не важно. Все они: и "Крымский", и "Воронежский", и БДК-69, и БДК-104, и "Николай Фильченков" были однотипными.

А вот дальнейшие их судьбы сложились по разному:

************************************************

БДК-10 (Махонинский).(См. сноску 1). С 1967 — «Воронежский комсомолец»;с 1992 — БДК-65; с 2003 — «Саратов».
 Базировался в портах Египта в июне 1967 года, январе-декабре 1968 года, декабре 1969 года - марте 1970 года и Сирии в августе-октябре 1970 года, октябре 1973 года.
 В июле 1999 года обеспечивал перевозку техники и личного состава миротворческих сил РФ в порт Салоники (Греция).
 В августе-сентябре 2000 года занимался перевозкой вооружения и техники российских войск из района Батуми в район Новороссийска.
 Участник российско-грузинского морского боя 10 августа 2008 года.
 Затонул от взрывов в порту Бердянска 24.03.2022.

*************************************************

 БДК-6. С 1970 — «Крымский комсомолец»; с 1992 — БДК-6.
 При несении боевых служб в зоне военных конфликтов на Ближнем Востоке БДК неоднократно выполнял задачи оказания интернациональной помощи. В частности, "Крымский комсомолец" базировался в портах Египта (в июне 1967 г.), Сирии (январе-декабре 1968 г.), Анголы (в январе-мае 1971 г.) и Эфиопии (в октябре 1973 г., ноябре 1975 г. - апреле 1976 г., в апреле-сентябре 1978 г.).

 В 1992 г. корабль исключили из списков флота. Переделан в сухогруз «Сож», в 1995 г. выброшен штормом на берег. После списания в 1995 г. был отбуксирован в Алиагу (Турция), где был разделан на металл.

*************************************

 БДК-69. С 2002 — «Орск».
 За время службы в советском военно-морском флоте выполнил 11 боевых служб, принял участие в учениях "Океан", "Юг-71", "Крым-79", "Запад-81", "Щит-83".
 За время боевых служб в зоне военных конфликтов на Ближнем Востоке выполнил задачи по перевозке миротворцев в Югославию, перевозке гуманитарных грузов в Гвинею, Сирию, Болгарию.
 В 1990-е годы выполнял задачу по эвакуации беженцев из зоны грузино-абхазского конфликта.
 В августе 2000 года за 4 рейса перевез из пункта погрузки Гонио (район Батуми) в пункт высадки Утришенок (район Новороссийска) часть вооружения и техники контингента Группы российских войск в Закавказье.
 По данным на начало 2022 года, корабль остается в строю.

*********************************************************

 БДК-104. С 1982 — «Илья Азаров» (См. сноску 2); с 1992 — БДК-104.
 В 1996 г. корабль был передан Военно-Морским Силам Украины, куда он вошел под новым названием - "Рiвне" (бортовой U401).
 В 1997 переоборудован в войсковой транспорт U762 - с корабля было снято все вооружение.
 В 2004 г. выведен из состава флота, переоборудован в сухогруз «Горлiвка».
 В 2006 г. находящийся на судоремонтном заводе города Керчь сухогруз получил повреждения корпуса - в машинное отделение корабля через трещину в правом борту начала поступать вода, поскольку обшивку корабля пропороло льдом. Принимаемые меры для спасения корабля оказались неэффективными, и в результате на утро следующего дня наполовину затопленный корабль кормой сел на дно.
 Впоследствии был поднят, и в апреле 2007 г. уведен турецкими буксирами на разделку в Турцию.

**********************************

 БДК "Николай Фильченков". (См. сноску 3).
 При несении боевых служб в зоне военных конфликтов на Ближнем Востоке БДК  «Николай Фильченков» неоднократно выполнял задачи оказания интернациональной помощи. В частности, базировался в портах Анголы (март—июль 1976 года, ноябрь 1977 — январь 1978 года).
 Корабль неоднократно выполнял задачи боевой службы в Средиземном, Красном морях, Атлантическом и Индийском океанах.
 В августе 2000 года БДК «Николай Фильченков» в составе отряда боевых кораблей Черноморского флота выполнял задачу по перевозке за четыре рейса вооружения и техники контингента Группы российских войск в Закавказье из пункта погрузки Гонио (в районе Батуми) в пункт высадки Утришенок (в районе Новороссийска).
 В 2001 году выполняя задачи по перевозке военной техники и боевой подготовки более 100 суток находился вне пункта базирования.
 23 марта 2005 года БДК «Николай Фильченков» в районе Феодосии произвёл высадку на морской десантный полигон в районе горы Опук личного состава и техники 382-го отдельного батальона морской пехоты Черноморского флота РФ (всего 142 человека и 28 единиц техники), чем спровоцировал политический скандал между Украиной и Российской Федерацией.
 В настоящее время большой десантный корабль «Николай Фильченков» входит в состав 197-й бригады десантных кораблей, активно используется в учениях и боевой подготовке флота.

*****************

 Местом ночлега для нас двоих начальство определило огромный пустующий кубрик десанта, который, естественно, не отапливался и температура воздуха в нём была равна температуре забортной воды. Так что ждали мы рассвета как соловей лета.

 Во время учений загрузили и сразу же выгрузили на тот же причал танки. А потом всей командой на корточках несколько дней скребли покарябанную танками палубу перед новой покраской.

 Как вспомню, так вздрогну.

 Сергей Збродов (74-77)

Сноска 1. Игорь Георгиевич Махонин — советский и российский военачальник, адмирал.
 Родился 14 июля 1932 года в Харькове.
 В тринадцатилетнем возрасте поступил в военно-морское подготовительное училище.
 С 1949 года по 1953 год, учился в Первом Балтийском высшем военно-морском училище.
...
 В 1967 году направлен на Черноморский флот, где стал командиром БДК «Воронежский комсомолец».
 В 1973 году был назначен командиром бригады десантных кораблей Черноморского флота.
 В 1976 году стал начальником штаба новообразованной Крымской военно-морской базы, которая базировалась в посёлке Новоозёрное, озеро Донузлав, Крым.
 Командир Крымской военно-морской базы (1979—1983).
 В 1983 году стал начальником тыла Тихоокеанского флота.
 С 1990 года — начальник Тыла — заместитель Главнокомандующего ВМФ.
 Участвовал в работе совместных американо-российских комиссий по утилизации атомных подводных лодок.
 В ноябре 1992 года ушёл в запас. Являлся генеральным директором компании «Компас Ойл», которая занималась продажей топлива.
 Умер в 2002 году и похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.

Сноска 2. Илья Ильич Азаров (1902, Санкт-Петербург — 1979, Москва) — советский военно-политический деятель, Вице-адмирал (с 1944 года), член РКП(б) с 1924 года.
 Участник Гражданской войны. В составе ЧОН участвовал в подавлении Кронштадтского восстания.
 Затем демобилизован.
 В 1924 году призван на РККФ.
 В 1924 году краснофлотец дивизиона Кронштадтской крепости, политрук батареи.
 В 1926 году окончил курсы политруков при Военно-морском политическом училище им. Рошаля.
 С 1928 по 1930 год комиссар дивизиона Ижорского укрепленного района.
 С 1930 по 1932 год ответственный секретарь ПВО Морских Сил Балтийского моря (МСБМ).
 С 1932 по 1933 год ответственный секретарь на линейном корабле «Марат».
 С 1933 по 1938 года ответственный секретарь на эскадренном миноносце «Серго Орджоникидзе».
 В 1937 году окончил Военно-политическую академию.
 С 1938 по 1939 год начальник политического отдела бригады эскадренных миноносцев.
 С 1939 по май 1941 года начальник оргинструкторского отдела Политического управления (ПУ) ТОФ.
 С мая 1941 года начальник оргинструкторского отдела Главного Политического управления (ГПУ) ВМФ.

 Непосредственно участвовать в Великой Отечественной войне начал с июля 1941 года в качестве заместителя начальника Политуправления ЧФ. На данной должности служил до августа 1941 года. Затем, с августа по октябрь 1941 года член Военного Совета Одесского оборонительного района.
 С октября 1941 по март 1943 года и с февраля 1944 года, член Военного Совета Черноморского флота. В промежутке, с марта 1943 по февраль 1944 года заместитель начальника Главного Политического управления (ГПУ) ВМФ.
 После войны, с мая 1947 по июль 1950 года заместитель командующего 4-м ВМФ, с июля 1950 по май 1953 года член Военного Совета 7-го ВМФ.
 С июля 1953 года вновь в Центральном аппарате ВМФ — заместитель по политической части начальника кораблестроения МВФ.
 С июля 1956 года на пенсии.
 Похоронен на Кунцевском кладбище.
---------------------------------------

Сноска 3. Николай Дмитриевич Фильченков (1907—1941) — участник Великой Отечественной войны, начальник клуба 18-го отдельного батальона морской пехоты Береговой обороны Черноморского флота, политрук. Герой Советского Союза.
 Родился 2 апреля 1907 года в селе Курилово Нижегородской области в семье рабочего.
 В Военно-Морском Флоте в 1929—1934 годах. Служил в Севастополе на подводной лодке «Металлист».
 Окончил военно-политические курсы.
 Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года.

 Политрук Николай Фильченков во главе группы из пяти моряков 7 ноября 1941 года  отражал атаки противника, пытавшегося пробиться к городу Севастополю. Группа вступила в единоборство с 22 фашистскими танками и 10 из них уничтожила, враг был остановлен. В критический момент боя политрук Фильченков с последними гранатами бросился под вражеский танк.
 Похоронен в братской могиле на кладбище посёлка Дергачи в Севастополе.


Рецензии