Минное оружие

В 2004 году трое севастопольских недоумков сумели поднять из моря донную мину, привезли в частный сектор и начали разбирать. Взрывом защитника-ловушки двое были убиты на месте, третий попал в реанимацию. Место это не так далеко от железнодорожного вокзала, рядом и автобусный, очень оживлённое уличное движение. Основной же заряд немецкой донной мины типа LMB — Luftwaffe Mine B , состоящий из гексонита, по мощности равен тонне тротила. Можно представить, что бы произошло, взорвись он целиком.

А первыми жертвами такой мины стали жители улицы Подгорная, в 3 часа 52 минуты 22 июня 1941 года, до начала войны было ещё 8 минут. Погибли 18 человек, часть из них так и остались безымянными, а 136 получили ранения (по другим данным, около 200). Пытаясь заблокировать флот в севастопольской бухте, немцы сбрасывали их на парашютах. Если она не попадала в воду, то через определённое время взрывалась, чтобы не достаться противнику. Сейчас на этом месте стоит скромный памятник, окружённый лепящимися на косогоре частными домиками.

Что же это за зверь такой, донная мина? Обычно противокорабельную мину мы представляем в виде рогатого шара, висящего в толще воды на стальном тросике, соединяющем её с якорным устройством. Недостатком их является то, что обычно она должна была коснуться потенциальной жертвы, хотя позже появились дистанционные взрыватели. А ещё - тральщик, расчищая фарватер, своим тралом перерезал эти тросики, как коса сорняки, мина всплывала и её расстреливали или подрывали наложенным на корпус зарядом взрывчатки. Но и тут шла борьба "брони со снарядом" - для сохранения мин применялись специальные "минные защитники", перерубавшие трал небольшим взрывом или просто перерезавшие его специальным резаком.

Сумрачный германский гений решил пойти другим путём. Мина LMB лежала на дне, тралом не подцепишь. Корпус был из алюминия, а то и из специального прессованного водостойкого картона (пресс-штоф) с деталями из бакелита.

А давайте посмотрим алгоритм работы этой адской машины.

Когда мина касалась поверхности воды или земли, включался таймер бомбового взрывателя. Если через 19 секунд мина не погружалась глубже 4, 57 метра, происходил взрыв. Именно так погибли спящие жители улицы Подгорной. Кстати, интересно, почему применялись именно такие отрезки времени - почему не 20 секунд, не 4,5 метра?

Если же мина успевала нырнуть на такую глубину, то взрыватель этот выключался. На глубине 4,57 метра гидростат соединял промежуточный взрыватель с электродетонатором.

На глубине 5,18 другой гидростат включал часовой механизм отсчёта времени до приведения взрывателя в боевое положение. Параллельно эти часы через 15-20 минут должны были включить устройство неизвлекаемости. Теперь, если мину поднять на глубину меньше 5, 18 метра, она взорвётся.

После перехода в боевое положение мине оставалось только ждать свою жертву. Как она узнавала о ней?

Магнитный взрыватель реагировал на изменение вертикальной составляющей магнитного поля Земли при прохождении над миной вражеского корабля. Далее. Идущее судно, особенно на высокой скорости, изменяет и давление воды вокруг себя. На это реагировал гидродинамический взрыватель, правда, его стали применять с 1944-го года.

Акустическое устройство реагировало на шумы от винтов. Тут конструкторам пришлось поломать голову над тем, как сделать, чтобы мина не срабатывала от слишком коротких звуков и слишком сильных, таких как различные удары или взрывы, а также шум от винтов всяких маломерных судёнышек. Мина могла быть настроена на то, чтобы пропустить, скажем шесть целей и взорваться под седьмой. Таким образом гонять туда-сюда всякую мелочь становилось малоэффективно.

Естественно, были защитные устройства, чтобы убить пытающихся разоружить мину. Этим деятелям, что приволокли мину в город, повезло, что гидростат не сработал ещё при подъёме мины и они не превратились в молекулы, когда подтянули её выше пяти метров.

Но помня об этой возможности, 8 июня 2017 года наши специалисты-пиротехники лишь приподняли над дном очередную найденную мину этого типа, в таком положении отбуксировали её подальше в море и там подорвали.

Было ли последним это чудовище, найденное на дне близ Севастополя, сказать не может никто.

Подобные мины, которые можно устанавливать также через торпедные аппараты подводных лодок, производились позже и в нашей стране. Чем принесли немалую пользу, потому что транспортные контейнеры от них продавались севастопольским садоводам как ёмкости для воды.

Как ни крути, а всё же основной задачей военно-морского флота среди многих других является максимальное сокращение вражеского судоходства, а в идеале и полное его воспрещение. Ведь и эскадру Рожественского отправили в её скорбный путь в результате того, что имевшиеся на тот момент на Дальнем Востоке силы не смогли воспрепятствовать подвозу на Корейский полуостров японских войск и снабжения для них.

И уже на примере русско-японской войны видно, что для вывода из строя боевого корабля требовались десятки, а для утопления и сотни снарядов. В то же время как "Петропавловску", мощному броненосцу, а не какой-нибудь лайбе, хватило одной мины. Да и с линкором "Новороссийск" при большом количестве различных версий, скорее всего справилась немецкая донная мина. Предвижу возражения, но не будем отметать и такую возможность.

Ведь чем хороши мины? Во-первых, в неё можно всунуть столько взрывчатки, что ни в какой снаряд не поместить, картина в заголовке тому подтверждение. А если и найдутся такеие снаряды, то сколько пушек под них и кораблей, имеющих такие пушки можно создать? Мины же - знай клепай, никаких ограничений по их производству нет.

Потом, противник в основном не знает, где они установлены, а может только предполагать, что сильно ограничивает его активность. Да, в отличие от артиллерии мины можно применять только на определённых глубинах, зато в местах, где враг появится практически гарантированно, например в районе портов, проливов, прочих узкостей.

Мина - это не линкор с огромными расходами на обеспечение его деятельности, но урон может нанести сопоставимый. Ещё в Первую мировую войну они погубили сотни боевых кораблей и транспортных судов.

Мысль о том, что неплохо бы уничтожать корабли противника наиболее дешёвым способом, первыми посетила, само собой китайцев ещё в 17-м веке. Хотя стопроцентно достоверные сведения об успешном применении этого оружия гласят, что это были именно русские.

Китайская мина взрывалась, когда оператор дёргал за шнур, протянутый к берегу. В мине срабатывало устройство, как на старинных ружьях - стальное колёсико с насечкой выбивало из кремня искры, порох воспламенялся и происходил взрыв. Итоги скрыты во тьме веков.

В 1855 году во время Крымской войны, на Балтике были выставлены сотни русских мин двух типов - с автономными взрывателями конструкции Нобеля и с дистанционным гальваническим взрывателем Якоби. И хотя англичане порядка 70 мин сумели вытралить, пароходо-фрегат «Merlin» и пароходы «Firefly», «Volture» и «Bulldog» подорвались на минах Нобеля, однако они содержали всего от двух до четырёх килограммов чёрного пороха, так что повреждения были минимальны.

Уже тогда была применена особая тактика - минно-артиллерийская позиция. Минное поле не давало противнику свободы перемещения, а артиллерийские батареи на берегу не давали ему возможности вытралить мины. И кстати.

Конечно, имелись карты, где были указаны свои минные поля и проходы в них. Но подрывы всё равно случались. Тогда пришла идея возродить метод Якоби. Так, минные поля у Севастопля приводились в боевое состояние единым электрическим сигналом, а выключил рубильник - и ходи смело. Вот немецкий "Гебен" и ходил по ним, паля по городу, а включить пресловутый рубильник оказалось некому. Или приказа не поступило. Ну, всё как всегда :)

У Порт-Артура на русских минах погибли броненосцы "Хацусе" и "Яшима", 2 крейсера, 2 канлодки, 6 миноносцев и 1 посыльное судно. Кроме того, от подрыва на минах были выведены из строя броненосец, 2 крейсера и 3 миноносца.

Англичане, наши союзники по Антанте, уже в 1914 году запросили у России 1000 мин заграждения (их они получили из владивостокского арсенала), "Правила постановки мин", образцы и чертежи новейших русских мин, а также специалистов-минеров для оказания практической помощи по развертыванию производства этого вида оружия.

Вот уже не первый раз в статье упоминается траление мин. Чтобы их не уносили ветры и течения, мины стояли на определённой глубине на якорях, которыми служили тележки, на которых их сбрасывали за борт.

Мину с якорем связывал стальной тросик, называемый минрепом. Тральщик тащит за собой устройство из тросов, специальных гидродинамических устройств - углубителей и отводителей, и резаков или пиропатронов, перебивающих минреп. Мина всплывает и её расстреливают.

А мина тоже не дура. И её снабжают специальными устройствами - защитниками, которые в свою очередь перебивают трал :) Однако не будешь же тралить везде и непрерывно. Поэтому важно хотя бы примерно знать, где может быть установлено минное поле. Суета кораблей противника в определённо районе есть один из таких признаков. А как бы установить мины совершенно незаметно?

Вот тут уж русские успели раньше всех и в 1912 году был построен первый подводный минный заградитель "Краб". Вот он отрабатывает процесс постановки мин:

Солидные размеры, не так ли? Точно известно, что на скрытно поставленных им у Босфора минах подорвалась турецкая канонерская лодка "Иса-Реис", а так же предположительно, поскольку там и другие корабли мины ставили - германский крейсер "Бреслау", немало нагадивший нам на Чёрном море. Правда, смог уползти на базу, но активность их с "Гебеном" после этого снизилась. Позже сконструировали мины, устанавливаемые из торпедных аппаратов, что позволило производить скрытые минные постановки любой лодке.

Такие мины имели контактные взрыватели, т.е. жертва должна была коснуться её - эти рожки были одним из типов таких взрывателей. А вот, например, море покрыто тонким ещё или битым льдом. Ну, теперь-то такие мины никто не подсунет, думает враг, да не тут-то было. Эти взрыватели защищаются прочными металлическим колпачками, мины сбрасываются прямо в лёд, а когда окажутся на нужной глубине, пресловутый кусок сахара, про который все слыхали, растает и специальное пружинное устройство, которое сахар удерживал, сбросит колпачок. Добро пожаловать!

А можно ли сделать мины, которые механический трал не возьмёт? Лежат себе на дне и ждут, когда над ними появится корабль противника. Конечно можно, только глубина должна быть соответствующей. Такие мины, сбрасываемые с самолётов, применили немцы в ночь на 22 июня 41-го года в Севастополе. Одной из них были убиты первые советские граждане в той войне ещё за 8 минут до её начала, а последние севастопольцы по дурости своей погибли от такой мины в 2004 году. Подробно об этих случаях и дьявольски хитроумном устройстве такой мины я рассказал.

Но взрыватель подобной мины должен быть бесконтактным, конечно, корабль её никогда не коснётся. Он реагирует на магнитное, акустическое. гидродинамическое поля корабля. Ну, значит, и тралы против неё изобретают бесконтактные, создающие такие поля и они таки провоцируют её на срабатывание .

В своё время появились и реактивные всплывающие мины, которые можно устанавливать на значительно большей глубине. Ещё в Первой мировой войне русскими применялись так называемые тройные мины, когда на место вытраленной тут же всплывала следующая, а после ликвидации её - третья. А после Второй мировой войны американцы создали устройство под названием "Кэптор". Контейнер с торпедой внутри мог располагаться на глубине до 8000 м. Аппаратура слежения различала надводный корабль от подводной лодки и определить, вражеские они или свои.
Так и идёт непрерывная дуэль конструкторской мысли создателей мин и средств борьбы с ними. А снаряд - ну что снаряд, безмозглая вещь сам по себе. И только благодаря грамотным и умелым артиллеристам может нанести урон противнику. Мина же всё "сама-сама", тем и интересна.


Рецензии