4 Бердяевщина От христ философии к антикоммунизму

Юрий Горбунов


Бердяевщина: от христианской философии до антикоммунизма — один шаг.
Сборник «Е.П. Блаватская и русская литература».


Многое изменилось в Советской России после контрреволюционного буржуазного переворота начала 1990-х. Либерально-русскоязычная интеллигенция заплясала под бубен вражеских «голосов» на обломках СССР. Русская национальная интеллигенция разделилась по классовому признаку на «красных» и «белых».
«Красные» во главе с КПРФ до сих пор не отказываются от прославления великого подвига - Социалистической Революции, совершенной пролетариатом и русским крестьянством во имя создания в будущем русской коммунистической цивилизации, от признания И. В. Сталина вождем мирового пролетариата, от прославления великой победы народов Советского Союза над еврофашизмом во Второй Мировой войне под его руководством и от идеологии пролетарского интернационализма.
«Белые» никак не могут объединиться и создать свою партию для защиты своих церковно-христианских и обновлённых черносотенных идеалов. Консервативно-белые теоретики и писатели, разрушавшие Союз советских писателей, наконец добили его и создали свой союз под зонтиком реакционных кругов РПЦ. Они тянут российское общество к дореволюционному феодализму, содействуя укреплению капиталистического режима полуколониального типа. Они, изборцы, пытаются убедить «красную» и советскую общественность, что главное сегодня это — РУССКАЯ МЕЧТА, что только «храм, выстроенный на холме» — и есть то самое снадобье, которое не только спасёт русскую нацию сегодня, но и сделает Россию СПАСИТЕЛЬНИЦЕЙ всего человечества в будущем.
Они никак не хотят понять, что русский народ, а не ТЫСЯЧИ ХРАМОВ, построенных на холмах в прежние столетия, защитили русский народ и от татаро-монгольского ига, и от польского нашествия, и от французского нашествия в 1812, и от нашествия 14 империалистических государств в годы гражданской войны, и от нашествия фашисткой Европы в годы Второй Мировой войны.
РУССКАЯ МЕЧТА не спасала миллионы русских людей от беспощадной эксплуатации и полного бесправия при царях, от барского кнута в конюшнях, девушек - от барских гаремов.
Потребовалась Великая Русская революция, чтобы народы России смогли защитить Россию от нового порабощения и смести революционной метлой с русской земли власть паразитов - русской аристократии, дворянства, буржуазии и от мракобесия церкви с ее храмами на холмах; и забрать у них собственность, создаваемую руками угнетенных масс веками.
Маниловы, пытающиеся влить монархические и реакционные христианские, выброшенные русским народом на свалку истории, в обновлённую ими русскую национальную идею. Читаешь их опусы и диву даёшься их культурно-исторической отсталости, и приверженности к антисоветским, мракобесным идеям реакционных церковников.
Призыв некоторых антисоветски настроенных русских националистов вернуться в дореволюционное прошлое, по сути — к теории официальной «народности», основанной на принципах православной веры и самодержавия. То есть к идеологии, озвученной почти 200 лет назад — в 1833 году графом Уваровым, министром народного Просвещения. Такого «народного просвещения», которое сохраняло до 85 процентов безграмотных русских людей вплоть до 1917 года история Европы не знает. По крайней мере, там подобную систему образования «народной» не величали. Безграмотность, как известно, была ликвидирована коммунистическим режимом в России за 15 лет только после Великого Октября.
Ну и чем же от этой «народности» Уварова отличается русская национальная идея, основанная на принципах имперского мироощущения возрождаемой православной веры в возможность воплощения Царства Божьего на Земле, и создании Евразийского Союза как предтече «Пятой империи»?
Ох уж эти христианские «пророки», которых трагическая история капиталистической системы со всеми её промышленным и научным прогрессом; а также трагедией бесконечных войн и беспощадной классовой войны с трудящимися массами не может научить диалектико-материалистическому мировидению.
Ох уж эти Бердяевы, которые всех учат и учат, а сами работают на кого? ...

СМЕРДЯЩАЯ БЕРДЯЕВЩИНА

Одним из таких «выдающихся» христианских философов был Н. А. Бердяев. Его опусы с начала 1920-х охотно печатались на Западе на русском и иностранных языках и использовались фашистами для идеологической русофобской и антикоммунистической обработки населения в странах, где президенты как управляющие менеджеры готовили пушечное мясо для фашистской Германии и ее союзников. В годы правления «меченого демократа» бердяевщину начали популяризировать и в России. С середины 1980-х годов до настоящего времени опусы Н. Бердяева издаются немалыми тиражами различным издательствами. Не «красными», а «белыми» и их партнерами.
Один из томиков его самых злостных антисоветских сочинений «Философия неравенства» составил отв. ред. О. А. ПЛАТОНОВ и опубликовал Институт русской цивилизации в 2012 году. Институт, кстати, создан не при Академии наук РФ, а по инициативе русских мечтателей и церковников из антисоветских кланов интеллигенции на деньги РПЦ.
В философии Бердяева, - писал этот редактор, - «есть немало того, что не может принять человек, живущий ИДЕАЛАМИ СВЯТОЙ РУСИ. Тем не менее в его книгах содержатся глубокие мысли и предвидения, основой которых является национальная русская философия – от митрополита Илариона до славянофилов. Исследуя происхождение социалистических учений, он видит их корни в иудейских доктринах построения Царства Божьего на земле для избранного народа. В первооснове социализма лежат свойственные иудеям неверие в бессмертие, жадность к земным благам, а главное – забвение Христа, отхождение от тайны искупления, происходит подмен божественного миропорядка безбожным царством».
Махровый антисоветчик Олег Платонов собрал в этот томе самые гнусные опусы Бердяева о социализме и Русской Революции.
Обратимся к текстам (документам). Вот что писал Бердяев, этот «выдающийся» христианский мыслитель в своих «Размышлениях о русской революции»:
«Революция в России случилась. Русская революция есть великое несчастье. Всякая революция – несчастье. Счастливых революций никогда не бывало. Но революции посылаются Божьим Промыслом, и потому народы многому в них научаются.
«Русская революция – ОТВРТИТЕЛЬНА. Но ведь всякая революция отвратительна. Хороших, благообразных, прекрасных революций никогда не бывало и быть не может.
«Всякая революция бывает неудачной. Удачных революций никогда не бывало. Французская революция, признанная «великой», тоже была отвратительна и неудачна. Она не лучше русской революции, она была не менее кровавой и жестокой, столь же безбожной, столь же разрушительной в отношении ко всем историческим святыням.
«Русская революция не признана великой, она пока только большая революция, она лишена нравственного ореола. Но найдутся историки, которые ее идеализируют и канонизируют в чине великой; создадут легенду, окружат ореолом, хотя потом явятся другие историки, которые разоблачат эту идеализацию и низвергнут легенду.
«Несчастные русские люди, жестоко пострадавшие духовно и материально от революции, забыли как будто бы, что такое революция, что такое всякая революция. Читать книги по истории революции приятнее, чем переживать революции. «Слишком большое негодование против большевистской революции, слишком исключительное приписывание всякого злодейства большевикам есть нередко результат идеализации революции, непреодоленной иллюзии, что революция может быть хорошей и благородной. «Историческая память очень коротка у людей революционной эпохи. Слишком многие люди эпохи революции хотят по-своему направить ее и очень озлоблены, что это не удается.
«Революция есть РОК и СТИХИЯ. И большевики не направляли революции, а были лишь ее послушным орудием. Все почти господствующие оценки революции основаны на том предположении, что ее могло бы и не быть и ее можно было бы не допустить или что она могла бы быть разумной и доброй, если бы злодеи большевики не помешали.
«Так делается невозможным постижение смысла революции и духовное переживание ее трагического опыта. Нет ничего более жалкого, чем столь распространенные в русской заграничной среде споры о том, произошла ли в России революция или смута и кто будет отвечать за революцию. Это – самоутешение от совершенного бессилия и немощи*.
«Всякая революция есть СМУТА. Всякая революция есть процесс разложения старого общества и культуры.
«Идеально-нормативные представления о революции совершенно должны быть оставлены. Революция никогда не бывает такой, какой должна быть, ибо нет должной революции и не может быть революция долженствованием.
«Революция есть рок народов и ВЕЛИКОЕ НЕСЧАСТЬЕ. И несчастье это нужно пережить с достоинством, как с достоинством нужно пережить тяжелое заболевание или смерть близкого существа...
«Революция подобна тяжкой инфекционной болезни. Раз зараза проникла в организм, нельзя уже остановить неотвратимого течения болезни. В известный момент будет 41 градус температуры, будет бред. А потом температура падает. ..» и тд. и тому подобное на 600 страницах тома.
Эти цитаты я взял из книги «Новое средневековье (Размышление о судьбе России и Европы)».  Собранные труды Бердяева впервые были опубликованы в 1923 г.

*****

И этот бред Н. А. Бердяева, переиздан в 2012 году Институтом русской цивилизации, в стране, где большая часть населения совсем недавно была советской и проживала в СССР. Советские люди всех национальностей, почитали Ленина и Сталина. Прадеды защищали Россию, освобождённую ими от царских сатрапов, паразитической аристократии и буржуазии, а простых рабочих и крестьян — от эксплуатации человека человеком и от бесконечного вранья попов и христианских философов бердяевского типа.
Наши деды защитили Россию и народное богатство рабочих и колхозников от еврофашистского нашествия. Мы защищали пролетарский интернационализм от буржуазных националистов, недобитых кулаков и нэпманов. К сожалению, забыли о бдительности и происках националистов, расистов и доморощенных нацистов, сохранившихся во всех советских этносах.
В писаниях русских националистов до сих пор издаются охи и вздохи по поводу того, что в 1922 году по распоряжению Ленина, несколько десятков Бердяевых были отправлены из Советской России в Европу и таким образом якобы был нанесён непоправимый вред и русской литературе, и русской культуре и и православной религии.
Даже изборцы возмущены: «Ну как было можно совершить такое кощунство: отправить из страны цвет русской дворянско-буржуазной культуры!!!»
Эти причитания рождают вопрос: нужно ли было целый отряд воинствующих антисоветчиков и русофобов, идеологических и классовых наследников Уварова держать в Советской России, где впервые в истории человечества не только власть и собственность, но и высшая культура и научная мысль перешла трудящимся массам всех национальностей?!
Судите сами. Как только Н. Бердяев, пропитанный ядом антикоммунизма, оказался за границей, он начал писать такую антисоветчину, что по сравнению с ним даже антикоммунист А. Солженицын покажется скромным писакой. Такой неожиданной помощи со стороны русской «белой» интеллигенции западные спецслужбы не могли даже и мечтать.
И все его опусы принесли непоправимый вред России и русскому народу на театрах боевых операций холодной войны. И продолжают приносить... (См. Примечание) Они играют негативную роль в оболванивании современной молодежи, не наученной в школе и вузе отделять зёрна марксистско-ленинской правды от плевел вредоносно-церковной шелухи.
Обнародовал наш философ не меньше, если не больше трудов, чем некоторые продолжатели его учения, наши с вами современники.
Например, черносотенец Олег ПЛАТОНОВ, директор Института русской цивилизации, главный редактор газеты «Русский Вестник», председатель президиума Всеславянского союза, доктор экономических наук (которого я уже вспоминал), наряду с некоторыми замечательными трудами русских ученых, опубликованных Институтом, Олег Платонов издал свои многочисленные писания, большая часть которых нельзя признать научными.
Вот его мнение (о Великой Русской Революции и Ленине):
В. И. Ленин – один из главных мировых злодеев. Я могу поставить его на одну доску с такими злодеями, как Наполеон и Гитлер, без особого сожаления проливавших моря крови. По вине Ленина крови пролилось еще больше. Я отношу Ленина к тем злодеям, которые принесли неисчислимые бедствия для России, для русского народа и других народов, населяющих Россию. Беспринципный, безжалостный, кровожадный человек, который, наверно, нес в себе неистребимую кровь своих предков. Безусловно, по той ненависти, которую он испытывал к русским, по той иронии, с которой он говорил о русском народе, он вел себя как воинствующий сектант-иудей. Другого определения ему не дашь. Это имя, которое должно быть полностью изглажено из анналов истории России и написано на черном столбе главных врагов и мучителей России. (С. 939)*
Даже Бердяев не осмелился бы писать такую околесицу. А этот так называемой «директор института», проживший большую часть своей жизни в СССР несёт такую «пургу», извините за сорвавшееся с языка выражение...

*****

Удивлялся я много раз, читая подобные мнения "выдающихся" деятелей русской буржуазной интеллигенции. Почитайте их сочинения в сборнике Вера. Держава. Народ: Русская мысль конца XX – начала XXI века (изданный в Москве в 2016 году накануне столетия Великого Октября. Память об этом событии всемирного значения не умрет никогда.
Что же советская власть, коммунисты сделала такого плохого, злого этим русским националистам, ПРЕДАТЕЛЯМ советского народа, прОдавшимся Олигархическому режиму и РПЦ за 30 серебряников.?
На давали им учиться в школе и вузе? По два института заканчивали многие из них.
В аспирантуру поступать запрещали? Многие научные степени имеют.
Книги и статьи запрещали публиковать? Нет, почти все начинали свою литературную деятельность при Советах народных депутатов.
Не позволяли Советы махровую антисоветчину "нести" в массы? Правильно делали.
Сейчас разрешили. И что? Материальная и духовная жизнь русского народа стала богаче? Наблюдается постоянный прирост населения, как происходит это в большинстве стран мира? Расцвела новая русская литература, искусство, музыка или Русь превращена в культурную колонию западной буржуазной культуры?
Что в церковь не разрешали им ходить Советы народных депутатов? Нет! Советы запрещали церковниками вести антикоммунистическую пропаганду и служить верой и правдой не советскому народу, а подпольной мелкой буржуазии, да солженициным с сахаровыми. Именно этим церковники и занялись после освобождения России от диктатуры пролетариата и колхозного крестьянства.
В канун столетней годовщины Великого Октября руководство Изборского клуба опубликовало журнал о "русской мечте" и "храме на холме". Удивили меня все без исключения авторы материалов в нем. Звали идти к ХРАМУ на холме!!! Все члены этого клуба и их друзья черносотенцы призывали друг друга мечтать о "христианском, в православном ленинизме" и Божественной справедливости**.

****

Если оценить какой непоправимый вред уже нанесли русскому народу русские националисты и попы, то НЕ ХРАМ НА ГОРЕ, и дивизия тунеядцев-церковников в придачу для охраны «священной» частной собственности власть имущих, НУЖНЫ миллионам детей, — а ДВОРЦЫ ПИОНЕРОВ с библиотеками и детскими театрами в центре каждого города и райцентра!
А для десятков миллионов рабочих и колхозников НУЖНЫ не храмы с толстопузыми попами — а ДОМА КУЛЬТУРЫ в каждом селе и на каждом крупном предприятии, многие из которых ныне закрыты «новыми русскими», как это было при советской власти!
А для офицеров НУЖНЫ не казино и игровые автоматы, а — ДОМА ОФИЦЕРОВ с библиотекой и театром в каждом гарнизоне!
Не в храмах и не церковными проповедями формируется подлинная духовность. Она создаётся в сознании и сердце человека в школах и вузах, в научных и культурных учреждениях, в библиотеках, музеях, театрах и картинных галереях.
Не библейские прописные истины, не изобретение "православного ленинизма", а усвоение всей передовой ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ и СОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ, искусства и литературы, науки делают человека свободным от предрассудков и лживых буржуазных и черносотенных идеалов.
Поймут ли "выдающиеся деятели" современной русско-буржуазной интеллигенции, эти прописные истины — вопрос риторический. Они, на мой взгляд, не способны расстаться со своими антикоммунистическими идеями. Они никогда не откажутся от верной службы российской буржуазий и церковникам. Они служат не русскому народу, русским трудящимся, а как видим - целиком и полностью - власть имущим и их идеологическому аппарату в лице антисоветчиков-церковников.

****
Какой напрашивается вывод?
В России сегодня борьбу с русским народом ведут два отряда буржуазной интеллигенции: один — прозападной либеральной и второй — русской национальной буржуазной интеллигенции. Оба хотят стоять рядом с троном олигархии и храмами и защищать их от масс трудящихся, недовольных возрожденной эксплуатации человека человеком.
Существует третья политическая сила — коммунистическая и советская интеллигенция. Вот с нею, как мы видим, и борются, ОБЪЕДИНИВ УСИЛИЯ, оба отряда буржуазной интеллигенции. Борются, используя силу лжи, антикоммунизма и антисоветизма. И даже придумывая какой-то ПРАВОСЛАВНЫЙ ЛЕНИНИЗМ. (А про католический марксизм забыли!!??)
Наука не знает, что такое "божественная справедливость". Ученым известны только две справедливости: БУРЖУАЗНАЯ, при которой власть, крупный капитал паразитических сословий, богатства страны находятся в частной собственности класса буржуазии; и ПРОЛЕТАРСКАЯ или общенародная, при которой власть, банки, богатства страны и средства производства находятся в руках рабочих, крестьян, колхозников и трудовой интеллигенции. И которыми управляет от их имени государство диктатуры пролетариата.

****

«Выдающиеся мыслитель» Бердяев-таки не понял или боялся понять, что в Европе все рухнуло после победы многонационального пролетариата над паразитическими классами в Революции и над армиями четырнадцати империалистических хищников в Гражданской войне. Без возможности грабежа других народов мировой капитал существовать не может. Начался общий кризис капитализма. Он привёл к великой депрессии, а депрессия — к фашизму. «Выдающиеся» делал вид, что ничего страшного в Европе, захваченной фашистами 1930-е, не происходит.
Главный враг для Бердяева, как и для всех нацистов прошлого и настоящего, засел в Москве. Поэтому он писал свои труды для того, чтобы препятствовать распространению коммунизма; чтобы сплотить фашистскую Европу в борьбе с социалистической Россией; чтобы раскалывать международный пролетариат, для которого СССР было единственным маяком, светочем новой жизни в мире. Своими трудами он сеял семена политического и морального невежества и ненависти к России, к русскому народу.
Все «белая» интеллигенция, как братья Набоковы, Бердяевы и их ученики Солженицын и Платонов была вынуждена ради куска хлеба насущного работать на спецслужбы и стать «послушным орудием» империалистических государств. И Бердяев не исключение из этого правила. Чтобы получить доступ в антисоветские издательства надо было писать либо откровенные гадости про Советы, либо прятать их в красивую обложку своих «умных» рассуждений о свободе и рабстве, о смысле истории и новом средневековье в России, о христианстве и классовой борьбе.
Этот умник так и не понял до конца дней своих, что в классовом обществе можно быть либо «послушным орудием» правящей буржуазии, либо рупором самого передового и прогрессивного класса — пролетариата с коммунистической партией во главе.
Не понимая той простой истины писать книгу о русском коммунизме — это сплошное невежество. Не случайно, книга Бердяева «ИСТОКИ и СМЫСЛ РУССКОГО КОММУНИЗМА» была опубликована им сперва на английском, немецком, французском языках в 1930-е годы. Для Европы она писалась и издавалась. Для оболванивания русских рабочих и крестьян и для погонщиков интеллигентных мулов. На русском ее издали в годы холодной войны, развязанной империалистами, — в 1955 году и переиздали в СССР в годы правления «меченого» генсека, такого же предателя, как и многие Бердяевы из стана «белых».
Ничего удивительного в этих фактах нет. Не любили «белые» русские русский народ. Мечтали вернуться с плеткой, петлей эксплуатации и религиозной удавкой в руках. И всю жизнь «выдающиеся» христианские философы делали вид, что не понимали, кто держал их на коротком поводке в Европе и Америке и превратил их в своё «послушное орудие».
Жаль что не оказалось в большевистской партии продолжателей дела Сталина, что пришедшие к власти после него Хрущев и его компания сыграли ту же роль, что и Бердяев. Это его наследники развалили великую державу. Но ещё не вечер!!

1 ПРИМЕЧАНИЕ

*Мнения этих "выдающихся русских мыслителей и общественными деятелей" взяты мною из сборника "Вера. Держава. Народ: Русская мысль конца XX – начала XXI века / Отв. ред. О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2016. — 1200 с.
**Революция как православный ленинизм. Диалог А. А. Проханова и Максима Шевченко. Общественно-политический журнал «Изборский клуб». No 5(51), 2017 год. С. 14).

До Великой Русской революции в России Бердяев успел издать немало трудов:
Духовный кризис интеллигенции. СПб, 1910.
Философия свободы. М.: Путь, 1911.
Душа России. М.: изд. Сытина, 1915.
Смысл творчества (Опыт оправдания человека). М., 1916.
Судьба России (Опыты по психологии войны и национальности). Сборник статей 1914—1917. М., 1918.

После отъезда из Советской России, когда нужно было добивать хлеб насущный за рубежами своей родины, и надо было отказаться от самостоятельных идей, пришлось трудиться день и ночь и стать воинствующим антикоммунистом и непримиримым врагом власти русских рабочих и крестьян, он написал и опубликовал гораздо больше своих трудно читаемых опусов в Европе, сползающей у него на глазах к фашизму:
Духовные основы русской революции (Сборник статей) (1917—1918). Прага: YMCA-Press, 1923.
Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии. Берлин: Обелиск, 1923.
Смысл истории — Берлин: Обелиск, 1923.
Новое средневековье (Размышление о судьбе России). Берлин: Обелиск, 1924.
Философия свободного духа (Проблематика и апология христианства) (1927).
О назначении человека (Опыт парадоксальной этики). Париж: Современные записки, 1931.
Русская религиозная психология и коммунистический атеизм. Париж: Ymca-press, 1931.
Христианство и классовая борьба. Париж: Ymca-press, 1931.
О самоубийстве. — Париж, 1931.
Судьба человека в современном мире (К пониманию нашей эпохи). Париж, 1934
Я и мир объектов (Опыт философии одиночества и общения). Париж: Ymca-press, 1934.
Дух и реальность (Основы богочеловеческой духовности) (1935).
Истоки и смысл русского коммунизма (сперва на английском, немецком, французском в 1930-х; а на рус. только в 1955).
О рабстве и свободе человека (Опыт персоналистической философии). Париж: Ymca-press, 1939.
Самопознание (Опыт философской автобиографии) (1940, изд. 1949).
Творчество и объективация (Опыт эсхатологической метафизики) (1941, изд. 1947).
Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. Париж: Ymca-press, 1952. — 246 с. (1944—1945; на фр. 1947, на рус. 1952)
Русская идея (Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века). Париж, 1946.
Царство Духа и царство Кесаря. Париж: Ymca-press, 1951.
Истина и откровение. Пролегомены к критике Откровения (1946—1947; на рус. 1996).


Рецензии