В этот раз я собираюсь разобрать хадис Ахмада (10956): «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «(Судный) Час не наступит до тех пор, пока не ускорится время. Год будет подобен месяцу, месяц будет подобен неделе, неделя будет подобна дню, день будет подобен часу, а час будет подобен времени сгорания ветвей пальмы». Здесь предстоят несложные расчеты, надеюсь, справлюсь. Я уже писал, что в хадисе Муслима (2842), на мой взгляд, говорится, что упомянутый здесь «Час» (когда предстоит предстать перед Создателем) настанет через 4,9 млрд. лет. Думаю, все понимают, что к этому времени орбита Земли значительно уменьшится, т.е. время сожмется или ускорится, как кому нравится. Утверждение, что время ускорится так, что в результате этого год будет как наш месяц (месе+цl – из пуха, перьев дом; луна – луона – из снега), указывает, что время ускорится в двенадцать раз. Дальше говорится, что месяц будет подобен неделе, что расходится с предыдущим утверждением. Если вместо слова неделя использовать значение – пятницы, то получится, что месяц будет подобен пятничным дням (частям суток, 1/2), коих в месяц (в данном случае в хадисе не было необходимости повторять слово месяц, это одна из особенностей арабского языка) бывает до пяти, в этом случае все сходится. Следующее утверждение, что неделя будет равна нашему дню (части суток, 1/2), тут можно вспомнить, что иногда неделей называют шесть дней (всю неделю ждал выходной или пятничный день), в этом случае и это утверждение верно. Потом сказано, что день (часть суток, 1/2) будет равен нашему часу, тут все верно и без комментариев. В конце же хадиса говорится, что час будет равен времени сгорания ветвей пальмы, получается, ветви пальмы сгорают за пять минут. Конечно, в хадисе можно было просто сказать, что время ускорится в двенадцать раз, но пророк жил в то время, когда ценилось виртуозное владение арабским языком, что он и показывает. Если я правильно понял хадис, то 50 000 лет Дня суда это чуть больше 4000 наших лет. Напоследок приведу примеры некоторых чеченских слов, не стал их включать посередине, потому что не получился компактный объем. Неделя на чеченском языке будет – кlира, считаю правильно – кlэра – кl+эра – зерно молоть. Воскресенье – кlэран де – недели день, кl+эран де – зерна молотого день. Еще в древности, предки чеченцев занимались торговлей зерна и продуктов его помола (жуьрхlума йухкаш – ж+уьр+хlума – много смешивается ингредиентов, короче продавцы комбикормов), всю неделю зерно мололи, а в базарный день вся продукция выставлялась на продажу. Амбар на чеченском языке – кlара – кl+ара – зерно для помола. Ручные жернова – кохьар – к+охьар – руками молоть, их изображение есть в арабском (древнечеченском) алфавите – ; (тl), это изображение состоит из камня (тlулг) и ручки (тlам). Также слово «кохьар» можно прочитать как – к+ахьар – руками кукурузную муку, это говорит, что для предков чеченцев еще с древности кукуруза являлась основным злаком. Самая мелкая фракция (пыль) кукурузной муки – цу, оседала на каменных жерновах и ее собирали. Это тоже сохранилось в древнечеченском алфавите – ; (цl, ц), точка над камнем обозначает этот продукт. Еще несколько профессиональных терминов племени Джурхум (чеченцев): жуьр (комбинированный) – ж+уьр – много смешано. Гам (мелкая фракция, крупа) – га+м – не видно. Дам (пшеничная мука) – даам – еда. Хlур (мелкая фракция пшеничной муки) – хlу+ор – перемолотое семя, а еще это слово используют для определения легкости, воздушности и т. п.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.