Дядя Вася

Памятник Любви
В моей жизни дядя Вася олицетворяет целую эпоху, которую зовут детство. Он был директором Орловского Кукольного театра, - места, посещение которого для каждого ребенка было незабываемым событием. Кукольный театр располагался в старом здании на улице Посадской, которое уцелело во время войны. В моем представлении ребенка он был неотъемлемой частью культурно-образовательного оазиса, который сосредоточился в этом месте. Напротив располагался Орловский Драматический театр к задней части которого прилепилось двухэтажное здание. В нем когда-то располагалась гимназия, а в те времена – ремесленное училище. Направо был кинотеатр Октябрь, тоже в уцелевшем от войны здании. Направо – моя родная 26-я школа. Здесь я учился в начальных классах. Потом на месте школы построили кинотеатр, вместо старого Октября, который тоже назвали Октябрь. Так в памяти старожилов Орла и остались два Октября: старый и новый.
Я жил неподалеку от этого оазиса и часто его посещал. Каждое воскресенье – обязательно, по будням – с разрешения родителей при условии выполненных домашних заданий. Но дядя Вася и его театр остались в моей памяти, как олицетворение чего-то совершенно необычного, что можно сравнить только со сказкой. Это и была сказка, потому что каждый спектакль в кукольном театре был сказочным. Не знаю, кто делал куклы для них, но в моей детской душе они запечатлелись как произведения искусства. До сих пор перед глазами стоит джин, выскакивающий из бутылки в спектакле Лампа Алладина. Он был высок – под самый потолок зрительного зала, его подсвечивали красным, одежды развивались в разные стороны, и для моей детской души это было большим испытанием. Помню после этого спектакля я еще долгое время с фонарем проверял под кроватью нет ли там этого страшного джина. Который, впрочем, был достаточно добрый. Но доброта его поступков никак не вязалась с диковатой внешностью. Моя детская душа была потрясена.
Дядя Вася любил нас – детей, приходящих к нему на спектакли. Сейчас, по прошествии многих лет, я понимаю, что и кукольный театр был для него выражением любви к детям. Этот человек, наверное, пережил трудные времена войны и вынес оттуда, что самое важное для человека, уцелевшего в ней, есть Любовь. И всю свою жизнь он посвятил этому чувству.
Всегда в окружении детей, с которыми он вел бесконечные взрослые разговоры. Ведь любовь неотделима от уважения к маленькому народу, который не доставал ему даже до пояса. Дети толкались вокруг, пытаясь прикоснуться к нему, взять за руку, сделать так, чтобы дядя Вася обратил на них внимание. Эта любовь была взаимной, она обогащала всех. И каждый уносил ее частицу домой.
Впрочем, дядя Вася увозил эту частицу на своем старом Москвиче, который всегда стоял перед театром, когда там были спектакли. После спектакля дядя Вася никогда не уезжал сразу. Был заведенный ритуал, когда в его машину набивалось несметное количество детей, и он катал нас по Комсомольской улице. Счастье от этого было ничуть не меньше того, которое я испытывал, когда выходил из темного зала на свет со слегка кружащейся головой. Так мы – дети той поры приобщались к культуре усилиями великого подвижника – дяди Васи.
Сейчас напротив здания бывшей гимназии выстроены в ряд много бюстов ее учеников, которые оставили после себя память в истории России. В своем большинстве, для нынешнего обывателя с его культурным и образовательным уровнем представляют собой нечто абстрактное, как параграф в школьном учебнике истории. Выучил, ответил и забыл. Однако, рядом с ними, напротив, на другой стороне Посадской улицы располагается монумент, который воздвигнут в моей душе в память о человеке, который олицетворял Любовь к детям. И сделал мою душу лучше и чище. Это монумент дяде Васе. 
Господь мой! Сколько же таких нерукотворных памятников осталось в Орле в память о незабываемых учителях, артистах, библиотекаршах, руководителях кружков и секций. Они формировали мою душу, мое отношение к жизни, Родине. И каждому из них прими, Господи, мою искреннюю благодарность.   


Рецензии