Автобат. вторая рота

 
    После карантина распределили нас, семь бойцов,  во вторую роту. Сразу после ужина перекур и пол в казарме драить  Полы надраили около двух часов ночи. Но в казарме не все спали. Сержант, дежурный  по роте и нас двое салаг - дневальных. Ещё не спали азербайджанцы и сержант, не дежурный, а шестеривший им (их трое в роте было) в конце расположения обычно - шеш - беш, конопля, чифирок- днём отсыпаются. Дембеля!  До весны и в солнечный Баку! Не удалось - месяца за три до дембеля, их куда- то в пехоту перевели -  "за хорошую боевую и политическую подготовку"

       Подходит ко мне сержант из третьей роты, он у них на побегушках был , ставит передо мной три пары сапог. Я видел, как этот сержант, в ленкомнате, азерам подворотнички подшивал. и гладил их белье. Сапоги там же стояли.  И вот он подходит, решил меня припахать :» Почисть!» Оставил и ушёл. В голове в момент мысль- если не поставлю себя сейчас и дам слабину -до конца службы зашугают! 
    Вспомнился первый урок от мамы. в детстве. В селе проводили водопровод, нарыли траншей и мы, я и два брата, один мой ровесник, второй на два года младше, ещё дошкольники, играли в траншее и как водится поцапались и игра переросла в драку. У меня испуг что их двое - это и решило их победу. Я домой пошёл плача. Во дворе мама бельё развешивает. Увидев её я ещё больше разрыдался и взахлёб рассказал о случившемся., надеясь пожалеет и приласкает. И тут совсем наоборот - получаю полотенцем по заднице  Плакать от неожиданности перестал, только удивление. Мама начала внушение - никогда не плачь и не жалуйся, сам виноват, что не постоял за себя, настоящий мужик всегда побеждает, а я хочу чтобы вы с братом были настоящими!

   После этих слов пошёл в песочницу. Какие мысли были в моей голове не буду описывать. Через какое -то время я  встал, окунул голову в бочку с водой и решительно пошёл к месту битвы. Братья были там и с ними Зяна. Я на старшего - поговорим и в нос с размаху.! Кровь, крик! Я к младшему, он на заднице сидя попятился и скуля визгливо - я не бил, я не бил, я только ноги держал!  И резко рванул бежать. Зяна расхохотался и сразу выдал младшему очень обидную кликуху, у него был такой дар. Так она и прилипла к младшему и и до сих пор. Старший ,утирая нос, размазывая кровь с грязью по лицу ,тоже ушёл. Я в душе ликовал! Наутро, за завтраком ,папа мне более обстоятельно и по -мужски объяснил то же что и вчера мама. И я внял их советам - любой ценой но победить. Лучше тюрьма, чем унижение или смерть.

   Вернёмся в казарму к нашему сержанту. Приходит, а сапоги как стояли, так и стоят. Ты что, дух , оборзел? Чисто сказал: « Приду- чтоб готово было!» И опять ушёл. Появился через минут двадцать. Увидел всё как было так и осталось. Он хрясь в дых, я ожидал и успел пресс сжать. Пошёл на х.. отвечаю. А таких ударов - три удара , в душе я спокойный был, голова чётко работала. И снова тот же вопрос и тот же ответ. Теперь удар в челюсть. На третий удар своё обещание я сдержал. Открываю тумбочку, там всегда лежали молоток и пассатижи, хватаю молоток - в лоб тресь, У него глаза на лоб, я для уверенности ещё хрясь - брык, готов….  Дальше- как во сне. Смутно помню. Дежурный, азеры, вызов ротного, комиссара.                Сержанта в санчасть. До утра в кабинете, замполита, десятки раз одно и тоже - сядешь. И начиналось, объяснял мою судьбу,  закончилось под утро - вышкой. Комиссар или обкуенный, или под таблетками, был у него такой грешок, лицо на меня, а глаза влево и в угол вверх. За пару часиков до подъёма отправил дневалить дальше.

    Потом отправили после завтрака и развода, как обычно в парк. Что самое противное было -сержант и его друг из Егорлыцкой были, земляки. Я там от училища на уборке яблок был. На танцах пересекались, даже вспоминали об этом. Больше сержанта не видел. Через пару месяцев его друг подошёл- типа ты ответишь.  Сержант лежал в дурке, потом комиссовали.   Я этому корешу ответил - попробуй, за своим земляком  пойдёшь.

    Ни губы, ни следствия, ни особиста не было. Где- то через неделю к командиру  части  вызвали меня, тот любитель кулаками поработать, позже за эту любовь три года - без восстановления на службе, посадили. Он два раза меня в нокаут под стол отправил. Очнулся в умывальнике  - дневальные отмачивали.  Как и что командир сделал, даже на губу не отправили, я не интересовался. Хотелось всё забыть. Не получается.

      Скорее такая реакция на унижение и подчинение, ведь были же моего призыва как с поступлением в роту их "припахали" так почти до дембеля, пока полгода старше не ушли на дембель весной, полгода подшивали, стирали, сигареты бегали "сшибали" для старослужащих, унижали после отбоя. когда в каптёрке пьянка вызывали на моральные и физические унижения. Приведу только один пример При поверке, или так остановят, и карманы проверят - сухарь. Вечером в каптёрку отжиматься, а перед лицом хлеб, ешь и отжимайся.
   
    После этого случая мне никаких "экзотических" поручений не давали. Со всеми полы драил, мастикой и "машкой", чурбан диаметром пол метра длина с метр обитый сукном из шинели и ручка. Мастикой полы намазал и вперёд таскали по полу до блеска "Машку", трахать, это слово появилось позже,  называли грубо - клавиатура такое не захочет печатать. В общем половой акт совершать. Ну это не мы первые и не мы последние. Наверное с основания части. Полы, доска обыкновенная не крашенная. Перед "Машкой"  вёдро с  водой и мылом, или с какой -то химией, заливаешь щёткам обрабатываешь, следы после кирзачей качественные на жёлтой доске оставляют, тряпками убираешь воду и... берём каблуки от сапог, называли ласково каблучки, и ребром сантиметр за сантиметром  вдоль всю казарму.

   Расположение,драит, роты - каждый своё, в казарме нас две роты,, коридор по неделям то мы , то они. Сие действо как видите раз в две недели. Ну перед праздникам на всякие армейские поверки святое полы надраить. Между этими "хозработами" порядок полов  поддерживают дневальные, а для чего они ещё нужны. Эти действа начинаются после отбоя . Нас, молодых, семь человек плюс ещё сержанты только с учебки пришедшие, сколько не упомню, делили по доскам и с шутками прибаутками морально безобидными колкостями в адрес тех кто отстаёт, но вполголоса дембеля. Старики каждые своей компанией чаи пьют, и не только, на Дальнем Востоке питьевой спирт продавался в магазинах, а для гурманов в чепке "Русский лес" ,"Сорванец" и среди них самый элитный - "Огуречный лосьон", шуметь нельзя. В каптёрке старшина, у нас срочники старшины., со своими корешами чаевничают.  Дневальный только успевает в кочегарку бегать счайникам -кипяток носить. Благо кочегарка под нашей казармо      й. В казарму вход с торца, а в кочегарку сбоку на середине казармы.

   Ну вот полы надраены, дежурный по роте зовёт старшину. Старшина и его команда выходят из каптёрки проверяют, своим ребром подошвы сапога трёт по полу. Хорошо никогда не бывает. Но... ладно, проявляет великодушие, пойдёт ,идите спать.  Два - три часа ночи, когда как. Быстренько спать- спать, в шесть подъём. И тут казус- одеяла нет. У многих старослужащих по два было, сборно- щелевые, топи не топи весь Дальний восток не натопишь, кто утащил-попробуй найди. Утром и не увидишь как появится на твоей же постели. Быстренько в сушилку -бушлат или шинель хвать и в коечку. А в кочегарку с улицы вход сбоку на середине казармы. Ну вот полы надраены дежурный по роте зовёт старшину. Старшина и его команда выходят из каптёрки проверяют, своим ребром подошвы сапога трёт по полу. Хорошо никогда не бывает. Но... ладно, проявляет великодушие, пойдёт, отбой. Два - три часа ночи, когда как. Быстренько спать -спать, в шесть подъём. И тут казус- одеяла нет. У многих старослужащих по два одеяла было,   кто утащил попробуй найди. Утром и не увидишь как появится на твоей же постели.                                                                                 
    А утром подъём и снег. О снег это... Первое что я стал ненавидеть снег. Вместо зарядки уборка снега,  построение на завтрак, после завтрака - снег. Расчищали дорогу, из снега лепили бордюры высотой сантиметров 60 и в ширину так же с уклоном в дренажный канал, лишний на плащ палатку и на пустырь за казармы. Если снег не шёл значит ветер. А ветер всегда, окрасит пылью с песком бордюры в серо- жёлтый цвет, а снег должен быть белый! Освежаем в белый. Построение и в парк. Но это, как говорится, другая история.


          Спасибо за помощь в написании этого рассказа:
        Григорий Спичак - писатель и мой армейский сослуживец.
           Город Сыктывкар.
        Любови Скрипченко - преподаватель и моя сестра.
           Станица Кущёвская.


Рецензии