Христианская Алания. Балкарцы. Карачаевцы

Христианская Алания.
Юбилей на стыке искажения истории балкарцев и карачаевцев.

      В сентябре 2022 года Осетия готовится встретить юбилей 1100 лет со дня так называемого «иронского» принятия христианства. Собственно, в  X веке Ироны (осетины) патетически могли принять христианство. Фактически этому нет ни одного документального факта.  Как нет и сопутствующих  фактов в народных преданиях,  как нет и упоминания о таких моментах исторической жизни счёта  иронского (осетинского) летоисчисления или же народного календаря. Вопрос принятия христианства иронами (осетинами) лежит в плоскости того, что в начале XIX  века российскими исследователями было положено начало того, что доселе неизвестное племя Ирон, вкупе с другим народом Дюгерами, считать за  асов и алан известных в истории с первых веков нашей эры, как Алания. Начало такому ложному и изначально  искаженному  истории настоящих алан балкарцев и карачаевцев первый камень «иронского аланизма» заложил
КЛАПРОТ ГЕНРИХ-ЮЛИУС (1783—1835)  известный немецкий ученый-ориенталист,  академик Российской Академии наук
      Генрих-Юлиюс Клапрот в своей работе  «Описание поездок по Кавказу и Грузии в 1807 и 1808 годах», пишет «Об осетинах»: «К наиболее замечательным народам, населяющим Кавказ, принадлежат осетины, которые живут как раз в центре гор по обеим сторонам горного снежного хребта; по своему языку и чертам лица они отличаются от других народов Кавказа, хотя и схожи с. ними по своим грубым нравам и склонности к грабежам.
О том, что я считаю осетин остатками мидийских сарматов древности, алан и ассов средних веков я уже писал в первой части этого путешествия в главе «Кавказские наречия»; здесь я перехожу к историческим исследованиям об их происхождении…
 Осетины называют себя ир или ирон, что не имеет никакого значения на их языке; свою страну они называют Иронзаг или Иронистан. Эти названия также доказывают, что они мидийского происхождения, так как, согласно Геродоту, мидийцы называли себя арианоями, и даже теперь их страна и часть Персии, в которой они расселились, называется на новоперсидском языке Ираном.
Ногайские и другие соседние татары называют осетин оссами или также таули, что означает житель гор, так как они занимают самый высокий хребет Кавказа. Черкесы называют их кушха; так они обозначают самые высокие горы. Мисджегские народы называют их хири, что является, вероятно, искажением их собственного имени ир. Лезгины называют осетин отци или отц, а грузины — осси или также овей, а их страну Осетией, откуда русские сделали осетинцы;
иногда они произносят это как асетинцы.
Это название, однако, чуждо самой народности, и они пользуются им только в сношениях с чужеземцами.               
Летоисчисление у осетин и дигорцев такое же, как и у нас. Они называют воскресенье — хуцави-бон, т. е. день бога, и воздерживаются в этот день от всякой работы. Они делают это так же охотно, если только дело не спешное, в понедельник и пятницу.
Месяцы они называют по-своему: я приведу здесь с разъяснениями дигорские названия
 (обратим внимание, что приводятся именно дигорские названия, а не иронские-Х.Т.),
которые не очень отличаются от других осетинских.
 Январь — анзур,
 февраль — камахсун, т. е. время игр, так как в этом месяце танцуют, ездят верхом, играют и пируют, как у русских на масленице;
март и апрель называются маруха дуа май, или два. месяца поста;
май — Николай май, или месяц Николая, от праздника св. Николая греческой церкви;
 июнь — амистуальта;
июль — созан, т. е. трясущий головой, так как в этот месяц лошади постоянно встряхивают головой для того, чтобы отогнать слепней;
 август и сентябрь — рухана дуа май, т. е. два месяца криков оленя, так как в эти месяцы происходит олений гон;
октябрь — кефти май, т. е. рыбный месяц;
ноябрь — горгуба, от св. Георгия;
декабрь — атзолагозарт, или время, когда недостает хлеба и мяса….»
Отметим, что в данном перечислении речь идёт о летоисчислении народа дигор, который считали себя тюркским народом наравне с балкарцами. О  тюркском языке дигор писали Гильденштедт, Рейнеггс, Беш и др.
Вот, что писал академик Императорской Российской  Академии исследователь Кавказа – Иоганн Антон Гильденштедт
 (1745—1781) один из первых ученых XVIII в., которые первыми осуществили комплексные обследования обширных территорий Российской империи. Их полевые научные изыскания, охватившие земли от Белого моря до Закавказья и от Москвы до забайкальских степей, тщательно, по меркам того времени, продуманные и объединенные общим планом, вошли в историю отечественной науки как «физическая» или «академическая» экспедиция 1768—1774 гг.
В своей работе « Описание Кавказских земель» писал: «К вопросу о политической географии и народоведении Кавказских гор"

V. Провинция Осетия и осетины

Страна или провинция Осетия занимает часть высоких Кавказских гор у истоков северных притоков Терека до селения Лескен и южных притоков Куры, Арагви, Ксани, Патара и Диди Лиахви и до Джеджо, притока Риона.
Эта большая область граничит на востоке с районами кистов, на юге — с грузинскими, на западе — с басианскими и черкесскими, а на севере — с черкесскими и кистскими районами.
Жители делят свою страну и самих себя на различные округа — Гир или Ир, Валв или Ваир, Хаутан и Херолин. Грузины и в подражание им русские называют их оссами, а их страну Осетией; черкесы и татары именуют ее Кушха — кость (горцы -Х.Т.).
Я полагаю, что осетины  являются остатками древних половцев или узенов; отдельные слова и употребляемые еще в настоящее время осетинами мужские имена — Итлар, Китай, Урус, Качин, Янсланоп, Кунем, Кусток, Ченегреп, Сурбар, Валдуза и пр. — делают это предположение весьма вероятным, кроме того, это не противоречит истории.
Отдельные слова показывают также, что осетинский язык является совершенно своеобразным и настолько родственен персидскому, что имеет с ним, пвидимому, один корень;
 это не в такой степени относится к тюркскому языку, как полагает Тунманн.
Когда в 1110 г. русские разбили половцев на реке Дон, остатки их — современные осетины — вынуждены были спасаться, вероятно, в Кавказские горы. Однако я предоставляю историкам, у которых имеется достаточно вспомогательных средств, описание их истории, а сам сообщу лишь о том, что мне известно о современных осетинах.
У осетин имеются князья и дворянство, которые, однако, не были ни богатыми, ни могущественными; до того как весь народ сделался подвластным грузинам, в связи с внутренними неурядицами у этих последних, они, за исключением южной части, добились свободы. Современные княжеские фамилии осетин — Кундахали, Шенат и Тагаротаканша — еще беднее.
Под грузинским господством была введена христианская религия греческого толка, которую исповедуют еще и теперь многие осетины, подданные грузин;
 русские миссионеры также в последние 20 лет приложили усилия к крещению жителей районов Тагаур, Куртат, Валагир и Нар.
Вообще к осетинам относится то, что я говорил об абхазцах, именно, что христианская религия, хотя и сохранилась в виде многих пережитков, некоторого количества старых церквей, общепринятого соблюдения больших постов и т. д., фактически потеряла силу в результате необузданного дикого состояния народа, но не была заменена ничем другим. (пер. И. С. Зевакиной)
Текст воспроизведен по изданию: Осетины глазами русских и иностранных путешественников (XIII - XIX вв.) Орджоникидзе. Северо-осетинское книжное издательство. 1967.
Отметим, что мы не согласны с  Гильденштедтом в одном. Академик исходил из тюркского языка дигорцев, а не ирон. Но и дигоры, как род не относятся к Кипчакскому роду.
    В этом перечне дигорского летоисчисления нас заинтересовало название месяца ноябрь – горгуба, от св. Георгия. Если «горгуба» святой Георгий, то, как может «Уастырджи» быть названным святым Георгием?  По смыслу и этимологии самого слова «Уастырджи», в этом названии нет имени святого Георгия. В то же время, мы хотим подчеркнуть, что обман или искажения истинных фактов в истории не зависит от величины или размера, обман есть обман. Это говорит о том, что общество в Осетии шагнула в дебри мифов как алан, так и нартского эпоса, примеряя разные одежды и сказы, только ради одной цели: Ироны-осетины – Аланы.  В этой цепи мифов и легенд находится имя Уа;стырджи — важнейший дзуар в традиционной религии осетин. И как считают иронские исследователи истории Осетии, имя Уастырджи происходит от Wac Gergi «Святой Георгий».
Корневые слов в названии «Уастырджи»: «Уас», «стыр», «джи» в переводе на русский язык означают:
Уас - святой; стыр - большой, крупный, великий; «джи» - суффикс множественности чего-либо.
 С другой стороны рассматривают, так, что в этом слове присутствует термин «джори-крест», а также от названия «Джорджия» - Георгий. Не отрицая все эти версии, отметим, что в случае с названием «Уас стыр джи»  такой термин применим к месту поклонения определенному святилищу, не более того. В самом народе именно эта форма поклонения святилищу и сохранилось.

Вот одно  предание из жизни Ирон-осетин: «Святилище Джеры дзуар находится в Цхинвальском районе Южной Осетии, близ селения Джер. К святилищу привозят жертвенных животных, араку, пиво, вино. Непременным атрибутом являются три осетинских пирога. Дзуары л;гт; со свечами в руках освящают ритуальные три пирога, возносят молитву Всевышнему и просят мира и спокойствия в семье, в Осетии, чтобы всемогущий Джеры дзуар оградил всех от несчастий..
На Джеры дзуар люди возлагают большие надежды. Считается, что он обладает способностью исцелять душевнобольных людей. Больного обвязывали веревками и опускали в пропасть, требуя, изгнать нечистые силы, мучающие его. Названия чертой записывались на бумажку и сжигались. Рассказывают, что многие больные в результате такого «лечения» исцелялись…»
Святилище Джеры: Святилище Джеры дзуар …
the-maksimov.livejournal.com
Считать, что Уастырджи, это Георгий Победоносец, некорректно, особенно в части духовного наследия самих же иронских осетин.

Один из примеров, как в Грузии называют святого Георгия:

Гиоргоба — Википедия
ru.wikipedia.org›Гиоргоба
Гиоргоба — дни святого Георгия Победоносца, покровителя и самого почитаемого святого Грузии. Отмечают праздник дважды: 23 апреля (6 мая) и 10 ноября (23 ноября)...


В отношении летоисчисления  у дигор и ирон.
Клапротом представлен только дигорский вариант летоисчисления. Летоисчисления, как Иронское летоисчисление не известно.

   Балкарцы и Карачаевцы и  святой Георгий


В отличие от всех вариантов летоисчисления карачаево-балкарское отличается тем, что в их календаре все 12 месяцев носят имена христианских святых.

Отдельной темой мы дадим  характеристику христианского календаря карачаевцев и балкарцев. Вкратце отметим, что с именем святого Георгия  связан день недели:
«1.2. Второй день Гюрге-/Геурге-кюн – Гюрге/Геурге (вторник). Название возводится исследователями к имени св. Георгия Победоносца. В этот день не рекомендовали собираться в путь, он будет неблагополучным (джолгъа чыкъмаз кюн букв. ‘в дорогу не выхода день’), или нельзя было начинать работу (иш башламаз кюн букв. ‘работы не начинания день’), в том числе начинать строительство дома, посадки деревьев, поскольку Гюрге-кюн считали «жадным» на все начинания [КБФ: 418]. Также говорили: «Гюрге кюн тонгуз да силкинмейди джылан да тешигинден чыкъмайды» букв. ‘В Гюрге день даже свинья не встрепенется, и змея из своей норы не выползет’. Этот день почитали особо, считая, что «Гюрге кече аушханлагъа, ёлгенлеге ол дуньяда соруу джокъ» букв. ‘В вечер на день Гюрге с перешедших [в иной мир], умерших на том свете спроса [суда] нет’ или «Гюрге
кече аушханланы джанлары ыстырыуну сыйлы джолларына тюбейдиле» букв. ‘В Гюрге день ушедших души потустороннего мира (ыстырыу) святые дороги встречают’.
Последние поверья, так же как приметы о неблагоприятном исходе в случае,
если человек собирается в путь в этот день, скорее всего, восходят к византийской традиции, согласно иконографии которой св. Георгий изображался стоящим с отрубленной головой в руках [Мифологический словарь 1991: 146]. Мотив смерти и оживания, связанный с данным образом, вероятно и отразился в поверьях карачаевцев и балкарцев. Этому могло способствовать не только распространение религиозной литературы на греческом языке среди карачаевцев и балкарцев [Джуртубаев 1991: 176], но и существование поддерживавшего подобные представления религиозного института…»

ИЗ КАРАЧАЕВО-БАЛКАРСКОЙ ХРИСТИАНСКОЙ КАЛЕНДАРНОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ М.Д. Каракетов. г. Москва. 2020.

Продолжая тему, отметим, что в ряду этого клубка обмана «иронского аланизма» ироны, собственно, как народ  первоначально известны, как жители области Двалети в Имерети,  и долгое время жили рядом с грузинами,  и др. до их переселения на северную сторону Кавказа только в  начале XVIII века.  Именно об этом состоянии  подтверждает документ: «№ 183, 1748 г. январь. — Донесение коллегии иностранных дел Сенату о вольном осетинском народе:
Издревле же сей народ, когда еще Грузия в полной своей силе состояла
(как о том в поданной в коллегию иностранных дел грузинского игумена Христофора доношении показано),
под владением грузинских царей был, по завоевании же Грузии от турков и персов и разделении оной между ними осетинский народ в своей вольности остался. И по тому о том народе как вольном и никому не подлежащем в постановленных у Российской империи с Оттоманскою Портою и Персиею мирных трактатах ничего не упоминается. Следовательно же, к противности оных в привождении того народа к христианской вере не признается и быть нечаемо…»
Граф Алексей Бестужев-Рюмин
Января дня 1748 граф Михайло Воронцов

Навсегда надо закрыть тему, что кипчаки и аланы, сражавшиеся с отрядами Чингизхана, это тюрки кипчаки и ироны-аланы. Только малообразованные или же безнравственные люди могут рассказывать байки или писать «научные» работы о кипчаках, как предков балкарцев и карачаевцев. Кипчаки – Великий народ, но балкарцы и карачаевцы не из той породы людей, которые могут присвоить чью-то историю, чье-то, звание, название. Претендовать на чужое, как на свое.
Как же было на самом деле эта история, как она развивалась, и кто были эти аланы и эти кипчаки. Из летописи Ибнельасира, «Сборник материалов, относящихся къ истории Золотой Орды. В. Тизенгаузена. Том I. Извлечения изъ сочинений Арабскихъ. САНКТПЕТЕРБУРГ. Издано на иждивения графа С.Г. Строганова.
«О том, что они (Татары) стелали съ Аланами и Кипчаками. Перебравшись через Ширванское ущелие, Татары двинулись по этим областям, на которыхъ много народовъ, въ том числе Аланы, Лезгины и (разные) тюркския племена. Они ограбили и перебили много Лезгин, которые были (отчасти) мусульмане и (отчасти) неверные. Нападая на жителей этой страны, мимо которыхъ проходили они прибыли к Алланамъ, народу многочисленному, къ которому уже дошло известие  о нихъ.  Они (Алланы)  употребили все свое старание собрали у себя толпу Кипчаковъ, и сразилисъ с ними (Татарами). Ни одна изъ обеихъ сторонъ не одержала верха над другою. Тогда Татары послали к Кипчакамъ сказать: мы и вы одного рода, а эти Алланы, не изъ нашихъ, такъ что вамъ нечего помогатъ им; вера ваша не похожа на ихъ веру, и мы обешаем вамъ, что не нападём на вас, а принесем вам денегъ и одеждъ сколько хотите: оставьте насъ с ними…», с.25.
На что следует обратить внимание. Существуют предания, что якобы после разгрома алан, подразумевая под ними ирон (осетин), те были вынуждены бежать в горы и перевалить с северного хребта гор на южную сторону в Грузию, в одно из его областей. И бегство, якобы состоялось в местности от правой стороны реки Терк (Терек). Такое состояние с одной стороны показывает мифы о том, что балкарцы и карачаевцы заняли их ирон-осетин территорию после их бегства с мест, где сейчас живут балкарцы и карачаевцы. Ведь нет ни одного факта, что ироны-осетины, как аланы жили на территории занимаемой балкарцами и карачаевцами, кроме, как несуразных попыток назвать топонимы и гидронимы Балкарии и Карачая, как иронские. И как факт, ироны-осетины не бежали через перевалы Балкарии и Карачая, спасаясь от татарских отрядов. Их следов нет в Сванетии, нет в Абхазии, с кем граничат территории проживания балкарцев и карачаевцев. А вот топонимы и гидронимы на территории Сванетии и Абхазии тюркских названий немало.
Теперь о сражении. Татары отправили к Кипчакам, Кипчаков, которые служили у Чингизидов. Кипчаки сказали Кипчакам: «мы и вы одного рода», разве есть в этих словах значение того, что Аланы, это другой народ и язык у них другой? Нет, не сказали. Действительно роды Алан и Кипчаков, разные. Далее: «вера ваша не похожа на ихъ веру». Действительно это так и было. Аланы в IV в. н.э. приняли христианство одними из первых в слияния единобожия тюркского Тейри и с признанием Троицы -Ючюн, и Григорианства на той же основе признания тюркской Троицы -Ючюн. Это были не Ироны. И ещё одно отличительная черта раннего средневековья. Аланы были поклонники Солнца и Огня, их называли «Маджюсю». Запомните это. Ироны не поклонялись Огню. Кипчаки позже приняли христианство, чем Аланы, но первыми приняли Ислам. Кипчаки и Аланы были разной веры. Вот, к примеру, Караимы. Тюркский народ. А вера у них – Караизм. Но мы тюрки. У нас один язык. Общая культура тюркских ценностей.
Кипчаки не сказали Кипчакам, что это другой народ. Они указали, что у них другая вера. Это что доказывает, что Аланы это Иронцы? Нет же. Ниже мы приведем пример того, что Ироны отказывались в середине XIX века от прозвания их Аланами, как кабардинцы в свое время от имени «черкес». Не свое было.
Есть любители истории «Чагатайцев». Эта болезнь к «Чагатайцам» проявляется в среде представителей кабардинского народа, которые в силу завистливого отношения к своим соседям по территории проживания «намекают типа  балкарцам» вы пришлый народ и в качестве как унизительного оскорбления кричат на всех углах планеты «Чагатайцы». Мы думаем, что это от отсутствия образованности и  ущербности воспитания. Воспитанные люди себе такого не допустят, если и было бы так. А дурным их «умная» голова покоя не дает.
Но для начала обратимся к историкам кабардинского народа, что они пишут о себе и откуда они. Пример, для образования «Чагатайцев».
 В. Кудашев «Исторические сведения о кабардинском народе», издание Владимира Николаевича Кудашева, кабардинского историка, 1913 г. Киев.
«Кабардинский народъ давно (с 1720 г.-Х.Т.) уже живётъ на техъ местахъ, где мы его знаемъ. Хотя природа и топографические условия, с одной стороны, безпокойная жизнь на дороге из Азии въ Европу, съ другой заставили кабардинцевъ вести полу-кочевой, полу-оседлый образъ жизни, но кабардинцы успели за это время прочно выработатъ свой бытъ, свои правовыя понятия и культуру…», с. V. Кудашев. Вот, так цивилизующее влияние оказали кабардинскому племени на территории Балкарии,  оседлый народ балкарцы, с их древней историей и культурой, где кабардинский народ обосновался в 1720 году и живёт неплохо. Это надо уважать, если есть какое-то понятие о чести и совести.
Известный ученый, академик В.В. Бартольд в V Томе своего исследования под названием «Работы по истории и филологии тюркских и монгольских народов», Москва, 1968, Издательство «Наука» писал, что:
«Рядом с этими народностями, образовавшимися в послемонгольский период, существуют и другие, как балкары и карачаевцы, язык которых обнаруживает следы более древнего происхождения и сближается с кипчакским. Слово кипчак как народное название совершенно исчезло, но сохранилось в названии многих новых турецких народностей, в том числе и казаков, ядро которых составляли кипчаки….», с.213. Бартольд.
Обратите внимание «Рядом с этими народностями, образовавшимися в послемонгольский период, существуют и другие, как балкары и карачаевцы, язык которых обнаруживает следы более древнего происхождения…» А то, что два тюркских народа имеют общий корень языка, скажем как украинцы и белорусы, что в этом удивительного.
О «Чагатайцах». «Чагатайское государство, достигшего высшего могущества при Тимуре (1370-1405), при потомках Тимура образовали для себя новое государство в Индии, куда перенесли и термин Чагатай. После этого границей между «Узбекистаном» и «Моголистаном» считалось озеро Балхаш…», с.212. Бартольд.

     Первая версия, что ироны это аланы появилось в 1807 – 1808 годах, в ходе в ходе исследования Клапрота. Ошибся он целенаправленно или нет, но он задал другим исследователям своим авторитетом ученого, что небольшой народ живший до последнего времени на южной стороне Кавказа, и недавно из-за безземелья переселяемый на северную сторону Кавказа из-за малолюдства народа после походов татар и Аксак Темура, не оправился в своей численности и свободных земель было много. С одной стороны пришли ироны, с другой стороны племя Кабарты на древнюю родину Алан, которая также была известна, как Бештау Эл – Пятигорская страна. В начале хочу обратить внимание ещё на одну работу. Это «История Армении» Моисея Хоренского, издания 1893, Москва. Типография В.А. Гатнукъ (Д. Чернышевский), Наватский бульв. д. Гатцукъ.

Хоренский рассказывает, что в период царствования царя Вахаршака (189-190)до н.э., о «живущих на северной равнине у подошвы великой кавказской горы, въ долинахъ, въ глубокихъ продольнихъ ущельяхъ, начинающихся с южной горы до устьев великой равнины…»
И позже часть этого народа переселяется в Армению, где их места расселения назовут Басиян в Айраратской области, Фасiяна древних, с. 243, прим.134. М. Хоренский. Об этом же у М. Хоренского сказано: «(земли), которыя впоследствии были заселены переселенцами Вхндуръ Булгара, Вунда), по имени которого названы Ванандомъ. Селения (этихъ переселенцевъ) до сих пор называются именами братьеъ и потомковъ его (Вунда)…», с.46. М. Хоренский. Напомним, что именем Кабк ас (Кавказ) называется земли находящиеся между горами Казман тау (Казбек) и Минги тау (Эльбрус). Эти горы также называли Аланскими и Пятигорскими. Название гор «Пятигорскими» исходит из того, что Кавказский хребет состоит по названию пяти самых высоких и главных вершин: Казман тау, Дых тау, Ушхара тау (Шхара) и Минги тау. Мы специально написали названия гор, такими, как их называли предки балкарцев и карачаевцев -  Ас-Аланы. У ирон-осетин, да и представители любого народа могут представить документальные возражения, кто считает, что эти горы носили другие названия. Или доказательство того, что на этом перешейке названном «Кабк ас» жили их предки. В гонке за название «выдающегося» народа нельзя терять нравственные качества, как честность, благородство и доброту к людям. Аланы были философами и мудрецами, и это подтверждается тем, что по названию своих гор Бештау, назвали детскую люльку – Бешик, что означает, пядь-пядей, пальцев руки, длины большого указательного и среднего, размер ребенка в люльке. Всем известно, что  Алан называют и Асами. Это синонимы одного слова. Ас-Алан, это тоже, самое, что «Таулу». То же самое, что «Овс» , все эти термины имеют одно значение – Горец! Аланы были – Азатами, вольными людьми. Азат – это тюркское слово. В этом слове есть корень «Аз», через прибавление суффикса «н» «ъ», образуется «азы» - племя. От последнего происходитъ «азн-из», творительный падеж, употребленный вместо винительного и означающий: «человекъ с родомъ, съ племенемъ; следовательно: родовитый, благородный…», сс.303-304. М. Хоренский.
В книге «Картлис Цхобрева» или «Жизнь Картлийских царей» в переводе Броссе на французский язык много интересной информации, чего нет в русских аналогичных переводов этой книги с грузинского языка. Description Geographique de la Georgie: Publi;e d'apr;s l'OriginalAutographe par M. Brosset. ;Tsar;vitch Wakhoucht.  Typographie de l'Academie, 1842.
Приведем один пример в описании Кавказа и народа, который его населяет: «Сам Трдат  (царь Армении, время принятия христианства –Х.Т.) в следующем году, 319 г., попал в кантон Гаргарацик , который , как считается, находится в окрестностях Барды (Инджидж, АРМ. АНК., стр. 342), где он устроил кровавую битву с Барсилийцами и собственноручно убил их короля Гедриона.
Я преследовал этих варваров до самого Кавказа, в стране гуннов, и вернулся оттуда только для того , чтобы выступить против Чапуха: из четырех генералов , командовавших его армией , первым был Мигран, глава Грузии , который затем обратился, как Трдат, в христианство. Мос. Хор. изд. 1827 г., 1. II; с. 84, 85…», сс. 247-251. Броссе. Онлайн перевод автора Х.Т.

Как известно о гуннах пишут с конца IV века, что появились на Кавказе. Этот вопрос следует ещё изучать. Но здесь вопрос в  другом. На наш взгляд гунны ниоткуда и не появились. Под именем гуннов скрываются тюркские племена и народы, в том числе те же асы-аланы. Название «гунн» наталкивает нас на мысль, что «гуннами» называли народы поклонявшиеся Солнцу, что на тюркском языке означает – Кюн или Гун.  И в этом случаев, да и в другом случае царь Армении в 319 г. н.э.  гнался за тюркским народом, под именем «гун» до самого Кавказа до их страны. А Кавказ он один, центральный, он и северный от Казман тау до Минги тау, место расселения ас-алан тюркского народа, предков балкарцев и карачаевцев. 
В сведенияхъ арабскихъ географов IX  и X вековъ по Р.Хр. о Кавказе, Армении и Адербейджане из техъ кто писал есть автор под именем Ал-Муккадский (986 г.), где он отмечает Кавказ, как: «Кабкъ, или Кайсакъ, - Кавказский хребетъ…», с.119.
В этом же сборнике этнографический очерк Н.А. Караулова «Болкары на Кавказе», где автор пишет о балкарцах: «Общественный строй этого народа аристократический. Во главе стоят князья (таубiй), им подчиняются дворяне (уздан) и крестьяне (кулла)…», с.134. Караулов. Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Издание Управления Кавказского Учебаго Округа. Выпск тридцать восьмой. Тифлисъ, 1908.
 Среди соседей балкарцев ирон-осетин и кабардинцев, ни один из них не имеет на своем исконном языке названия своего высшего сословия.
Следует отметить, что,  в названии «Басиян» есть указание на название народа «Асия»: Бай-Асия» - Царская Асия.
Напомним, что грузинский царевич Вахушти в своей исследовательской работе «География Грузии», Типография Козловского, Головинск. просп.,
№ 12. 1904, о Басиянии, балкарцах и карачаевцах писал:
«О Басiяни.
К западу же от Дигорiи находится Басiани, бассейн большой, по которому протекает река
(Урух, в конце XIX в., граница Балкарии проходила по левой стороне  реки Урух, в отличие от того, что сегодня мы имеем- Х.Т.), истекающая изъ лежащего между Рачой (Имеретия-Х.Т.) и Басiяни Кавказа и идущая по направлению отъ юга к северу… между нимъ Сванетией и Кавказомъ…
И этотъ Басiяни страна устроенная, съ селениями, населениемъ, более прочихъ овсовъ (то есть в отличие от других горцев. Ведь «овс» на языке народа Гурджи (Грузия) означает «горец» - Х.Т.), знатнымъ…», с.150. Вахушти.
И в завершение этой статьи расскажем о том, что этого автора у нас переводили и опубликовали в сборнике «Адыги, балкарцы и Карачаевцы в известиях Европейских авторов XIII -  XIX  вв. Но то, что мы публикуем в этом сборнике в переводе автора Фредерик Дюбуа де Монпере (1798-1850) нет. Почему нет, спросите. Потому, что когда Дюбуа приехал к Иронам, те ему ответили: Никакие мы не асы,  не аланы. Нам их привязывают, но мы этого не признаем. Асы и Аланы это Балкары и Чегемы.
Фредерик Дюбуа де Монпере
«Путешествие по Кавказу, к Черкесам и Абхазцам, в Колхидию, Грузию, Армению и  Крым.»
С. 377: «Великий Александр  сделал, чтобы помешать варварам войти в Персию (1).
Он по-прежнему ссылается на аланов как на отличных кузнецов доспехов, репутация которых давно известна многим кавказским народам (2).

Монах Бьюсе, писавший в конце тринадцатого века и копировавший
Рубруки, которого он называет Отец Вильгельм, отличает Аланские горы
от гор людей по имени Аас, которые все являются христианами и сражаются как с татарами, так и с аланами (3).  мы видим, что мы находимся здесь, на Кавказе, и что он находится на Кавказе. делает разницу между асами и аланами.
Но на странице 9 он говорит об аланах, которых он считает более вежливыми, чем эстонцы, Ливоняне ,Левконсены (Литванцы) и т. д. , Потому
что татары, захватив их земли, заставили их уйти в Венгрию или они
стали цивилизованными.
 Что касается куманов, то они были такими же грубыми, как и Лос-Аланцы,
и несколькими строками ниже он путает Аланцев с куманами, как
один народ. Видно, что здесь речь идет уже не об  Аланах Кавказа.

С.378: «Герон, Хайтон, армянин, писавший на s307, говорит, гл. X, p.   13:"Район  Джорджии начинается с востока, с большой горы под названием Айбори (Эльбрус).
В этой провинции живут несколько разных народов, из провинции происходит название Алания, наконец, в 1436 году Иосафат Барбаро высказался: "имя Аллания происходит от так называемых аланских народов, которые на своем языке называют себя самими (Аси).
Более современные путешественники, такие как П. Архангел Ламберти в 1620 году, Шарден в 671 году, убедились, что это  Ле Алани, которую они разместили здесь как Масуди и Константин Порфирогенель, на обратной стороне альпийских вершин Абхазии, у истоков Кубани, на древней большой дороге Диоскуриас через долины реки Цебельда(2).
После этой таблицы различных представлений, которыми мы
обладаем об аланах и осах, которые смешивают друг друга и которые разделяют друг друга как два народа, я добавлю, что Георги, которых здесь считают компетентными, сделали все возможное для того, чтобы отличить их друг от друга. ( + ) Мамусио, II, стр.а) просматривайте карты, на которых запечатлены путешествия по отношениям.

С. 379: «оссет и аланет : во всех их географических
регионах Осетия для них является страной, границы которой я
установил выше, чем у истоков Терека, в то время как они размещают алан  дальше на Западе, а также на кубанских источниках (1)-

Следовательно, во все времена существовали две разные расы: грузинские подданные и осы, которые в наши дни почти все еще независимы.

Они не соответствуют названиям Осов и Овсни , которые им навязали :
 они называют себя именами Ир и Ирон, называют свою страну ИРО.-

Ceux-ci ne comnaissent pas les noms d'Osses et d'Ovsni qu'on leur a impos;s : ils se donnent celui d'Ir et d'Irones , appellent leur pays Iro-

(1) Маграндралет обозначает Двалет как удаленный: это часть Двалета, самая отдаленная в мире.( + ) Клапреч, Вей, СЕ, Т. тет II, Пассим. Гальденатади, Бешрейданг, ЭК., стр. x38,

С. 365: «
Они доказывают свое мидийное или персидское происхождение (1).
Однако, поскольку между этими независимыми племенами  и грузинскими подданными нет никаких существенных различий, следует полагать, что эти субъекты имеют такое же происхождение, как и первые, и именно их статус субъектов привел к тому, что они утратили свое прежнее название.

Les Iron-Osses, en rejetant le nom qu'on leur a im impos;, le donnent ; un autre peuple, ce qui parait ;trange : ils appellent Assi les Malkares et les Tch;gbem de la Kabardah (2).
Ирон-Оссе, отвергая навязанное им имя, передают его другому народу, что кажется странным : они называют Асси Малкарами и Чегемами Кабарды (2) (Балкария называлась в период путешествия Дюбуа де Монпере, как Бештау Эл или Пять горских обществ сопредельных с Кабардой – Х.Т.).

Это имя Осов или асов имеет другое значение и охватывает этнографическую тайну, которой оно является важно решить.
История Ден Осеса.
Во - первых, скажем, что устья северного склона не всегда были ограничены и ограничены в высоких крутых долинах в окрестностях Касбека. Когда хроники (4) Паллас, Пейаж Дейн Ле жер, мерид, де ФемпирРусский, 1, 468, им 4+.
 (а) Чегемы и Балкарцы они относятся к черкесам и обитают к северо-востоку Эльбруса.  (Балкарцев, также называли Пятигорскими черкесами от их своего названия страны Бештау Эл – Пятигорская страна-Х.Т.).

С.. 373:
Прокоп (в 553 г.)
 Также помещает Аланию на Северном Кавказе, на равнинах малой и Большой Кабарды, и помещает между собой Абхазов, профессор Эдуард Эйхвальд в своем рассказе об этом исследователе, он не получил справедливого представления о географическом положении народов, которые он перечисляет. Меереса и т. д. Эль Глогрогт ( + ) Вуес даон Пайлар гонгрер эд'Ам Марколиан…», онлайн перевод  автора Х.Т.

Продолжение следует.

Тетуев Хадис, историк, 06.08.2022г.


Рецензии
- "Собственно, в X веке Ироны (осетины) патетически могли принять христианство. Фактически этому нет ни одного документального факта."

А христианские храмы 11-12 веков в горной Осетии - это не факты? Например в горных селениях: Зруг, Тли, Горная Саниба,Нузал и т.д.

Андрей Троицкий 2   08.11.2023 19:02     Заявить о нарушении
Чтобы говорить о христианских храмах Осетии вначале, необходимо уточнить расселение, границы, поселения, названия мест проживания. Об этом история Осетии не имеет ни одного документального факта. Первое упоминание Книга Большого Чертежа 1627 г., где осетины упоминаются, как "саки" (осоки).

Хадис Тетуев   09.11.2023 10:25   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.