Цветные сны на чёрном полотне...

          В Санкт-Петербурге, культурной столице, можно бродить с утра до вечера каждый день и обязательно увидишь что-то новое и необычное. После посещения Российского этнографического музея устала безмерно и решила: «Вот завтра не пойду никуда, останусь у родственников в квартире, буду отлёживаться и читать книгу». Но на Садовой улице споткнулась о рекламный штандер, подняла голову – Центр Михаила Шемякина!
Только вчера около скульптурной композиции напротив знаменитой тюрьмы «Кресты» вновь разгорелись споры о работах этого художника. 
            Повезло! Взбежала по лестнице на второй этаж, как будто и не устала. Выставка под названием «Шемякин. Трансформация. Метапоиск». Посмотреть можно только завтра. Будет экскурсовод, обещана даже чашечка кофе. Вздохнула: завтра, так завтра…

          Вечером, чтобы скоротать время, выбрала наугад книгу со второго ряда, оказалось – «Новеллы» Гофмана. Читала с огромным увлечением и, закрыв книгу, подумала: Удивительный писатель!.. В библиотеке А.С. Пушкина имелось собрание сочинений Гофмана во французском переводе… Герцен написал о нём очерк на русском языке…». 
          Меня всегда волновало гофмановское двоемирие. И не только меня. Этот мотив встречается во многих произведениях русских писателей и, несомненно, такие произведения как «Нос», «Портрет», «Записки сумасшедшего» Гоголя, а также Достоевского – «Двойник», написаны под впечатлением от сказочных повестей Гофмана.
            Потом вспомнилось, что Гофман вошёл и в музыкальную культуру России. С 1892 года балет П.И. Чайковского «Щелкунчик» начал своё триумфальное шествие и не сходит с афиш Большого театра уже сто тридцать лет. Герои этой сказки Гофмана известны, пожалуй, каждому ребёнку.
           Перенеслась в наше время…И здесь вдруг поняла, что Гофман привел меня к Михаилу Шемякину. Художник знаком с детства с произведениями немецкого писателя и с юных лет иллюстрировал его сказки.  Волшебные декорации, яркие краски, непривычные для глаза формы нарядов, существа на полусогнутых ножках с длинными маскарадными носами – это всё гофмановские персонажи, но в исполнении Шемякина.
          Валерий Гергиев – руководитель Мариинского театра, услышав иной мотив в музыке Чайковского, мечтал сделать детский спектакль интересным для взрослых. Вместе с Шемякиным осуществил задуманное. Новый «Щелкунчик», одновременно с классическим, идёт на сцене Мариинского в Петербурге двадцать лет, исполненный в честь 200-летия Мариинского театра, сорвал в очередной раз оглушительные аплодисменты.

   Стала готовиться к встрече с Шемякиным и выяснила: в 2005 году Шемякин поставил ещё один балет по мотивам сказки Э. Т. А. Гофмана «Волшебный орех» – по своему либретто, а ещё делал иллюстрации к балетным спектаклям «Весна священная», «Жар-птица», «Петрушка». Музыку Стравинского понимает и любит. В эскизах к балетам художником были использованы фоторисунки из серии «Мир в каплях воды». Шемякин создавал эту серию на протяжении 2000-х годов. Фото трещинок или капель дождя на асфальте, прорисованное, превращалось затем в те образы, которые видел художник в своём воображении. 
           Там же прочитала: «… во всем творчестве Шемякина есть элемент фантасмагории – образы, которые он создает, относятся к миру ирреального, что очень роднит его с Гофманом. Мишины фантасмагории, как пугающие, так и прекрасные, всегда правдивы. Сам Миша – человек душевный, очаровательный, умный, сложный, замкнутый, общительный, сумасшедший, талантливый – словом, очень разный и очень похожий как на Дроссельмайера, так и на Щелкунчика».
          На следующий день, пока шла на выставку, фантазировала о том, что мне предстоит увидеть. Посетителей немного, но чувствовалось, что каждый из них был подготовлен к восприятию творчества Шемякина.  Мне показалось, что тонкие белые нити, протянутые с пола до потолка, из одной части выставочного зала в другую, как бы соединяют прошлое с будущим. 
            В экспозиции представлено много работ, но это не окончательный вариант, а эскизы к картинам, а значит, мы буквально заглядываем в мастерскую художника и становимся свидетелями творческого процесса. С автором проходим путь от идеи к воплощению.
          Тщательная проработка каждой формы и постоянный поиск образов в культуре различных исторических периодов – это то, что отличает Михаила Шемякина, придает его картинам не только художественную, но и глубокую исследовательскую ценность.
          Текст на стене объяснял: «Все пространство экспозиции опутано тонкими нитями, связывающими между собой разные этапы развития искусства, отраженные в творчестве мастера. Кажется, если взяться за одну, она проведет сквозь века и образы или запутает в линиях и трансформациях».
    Обрадовалась, значит, я правильно поняла замысел автора! Глубина философии, заложена в каждый образ, я философию не изучала, но магия творчества Михаила Шемякина как-то по-особому действует и на тех, кто философию не изучал. Рассматривала красиво оформленные книги и отдельные вещицы с героями шемякинских персонажей.
    Написала отзыв, выпили по чашечке кофе (не обманули!) с экскурсоводом и смотрителем выставки. Говорили о Шемякине, его известных скульптурах в Санкт-Петербурге, спорных, но непременно посещаемых. Я их видела, а вот о памятнике в Москве «Дети – жертвы пороков взрослых», установленном в сквере 800-летия Москвы, даже и не знала.
    Получила удовольствие, мыслями вновь возвращалась к увиденному.
    Михаил Шемякин фигура, надо сказать, такая же необыкновенная, как и его произведения. Тематика творчества разнообразна: от театрального гротеска до метафизических образов, от рисунка до монументальной скульптуры, картины, аудиодиски с голосом Высоцкого (записи, качественные, делал Михаил), мультфильм «Гофманиада» созданный вместе со студией «Союзмультфильм», каталоги исследований. По материалам своих исследований с 2009 года в Санкт-Петербурге Шемякин стал организовывать выставки.

    Как много он успел сделать! Необычная биография гонимого, но сегодня известного в мире художника, талантливого и интересного человека давно привлекали меня. Внешний эпатаж, неизменные сапоги и кепка Михаила Шемякина, замечательный дом в Париже, заполненный разнообразными экспонатами, громадные папки с рисунками и иллюстрациями к книгам Достоевского, Солженицына, Диккенса на стеллажах, маски, сценарии к карнавальным шествиям в Венеции и Санкт-Петербурге.
   Пришла домой и ещё раз перечитала его биографию. Родился в Москве в тяжёлом военном 1943 году, с 1947-го проживал с родителями в Германии. Михаилу было четырнадцать, когда семья вернулась в Советский Союз, в Ленинград. Он принят в среднюю художественную школу при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, где учился с 1957 по 1961 год, но отчислен за «эстетическое развращение» однокурсников и несоответствие нормам соцреализма – показывал друзьям богато иллюстрированные книги художников Ван Гога, Огюста Ренуара, привезённые из Германии – буржуазная живопись! Куда теперь?

    Меня поразило, что Шемякин работал почтальоном, вахтёром, в течение пяти лет – такелажником в Эрмитаже. Мама-актриса ещё в четыре года привела его в сказочный дворец, он бегал от картины к картине с возгласами – так они поразили воображение мальчика. Тяжёлая работа на половину ставки не испугала Михаила, она давала возможность копировать картины, изучать творчество великих мастеров и писать свои полотна.  В 1962 году в клубе журнала «Звезда» открылась первая выставка Шемякина. Шесть выставок впоследствии было проведено в залах Эрмитажа, Михаил представлял несколько портретов, иллюстрации к Гофману, Достоевскому и Диккенсу. В 1964 году совместную выставку Шемякина и художников, работающих в хозяйственной части Эрмитажа, проведённую без согласования с Союзом художников и городскими властями, закрыли, привлекли к ответственности организатора, а директора Эрмитажа Михаила Артамонова сняли с должности.
     Молодые художники-модернисты из группы «Санкт-Петербург», основанной Шемякиным, стремились вырваться из рамок серых будней. Временами они устраивали театральные мини-постановки, делали к ним декорации, фантазировали, читали стихи поэтов прошлого, переодевались в костюмы средневековых рыцарей, надевали маски. Конечно же, свободные в творческом поиске, они были неугодны, за многими установлен надзор. Аллегория жандарма, созданная впоследствии Шемякиным, стала символом нонконформизма.

     Неординарная личность! Отсутствие страха быть самим собой, идти своим путём вразрез общепринятых норм, как правило, не прощается обществом. После многочисленных арестов выставок, конфискаций работ и принудительного лечения в психиатрической больнице власти в 1971 году выдворили Шемякина из СССР.
     Первые годы существования на чужой земле были непростыми. Работал, учился, небольшие деньги уходили на краску и материалы для живописи. Познакомился с современниками – живописцами, музыкантами и писателями. Устраивал выставки и публиковал работы своих коллег – российских художников и писателей-нонконформистов. Михаил занимался иллюстрированием романа Солженицына, делал наброски на тему Петербурга. Дружил с Владимиром Высоцким, принимал поэта у себя дома во Франции. Это настоящая дружба двух творцов, поэта и художника, в которой каждый как бы «подзаряжался» от другого. Высоцкий писал стихи – Шемякин их иллюстрировал. Шемякин создавал картины, а Высоцкий писал к ним стихи. Причем Шемякин никогда не упускал возможности подчеркнуть, что он – только второй, первый же – Высоцкий: «Я всегда преклонялся перед ним, как перед человеком, бесконечно чтил его как творца. Он –   сложившийся Мастер, великий художник, я же ещё иду к намеченной мною в искусстве цели, и потому я часто мучил себя сомнениями: достоин ли я его дружбы?». В одном из стихотворений Высоцкий писал: «Мишка! Милый! Брат мой Мишка! Разрази нас гром! Поживём ещё, братишка. Поживьём!».
      
           После смерти друга Шемякин в 1981 году из Франции переселился в США. Поместье в двух с половиной часах езды от Нью-Йорка он назвал Петергофом.   
    Начатые Шемякиным в 1960-е годы исследования искусства всех времён и народов выросли в коллекцию из миллионов образов, структурированных по техническим, историческим и философским категориям, за что художник был удостоен пяти почётных докторских степеней. Эта коллекция послужила основой для создания Института философии и психологии творчества во Франции. В начале двухтысячных создал для российского канала «Культура» двадцать одну серию цикла «Воображаемый музей Михаила Шемякина».
    Как писал русский писатель и публицист Сергей Довлатов: «…Михаил не согнул-ся под многотонной плитой соцреализма, вырвался из-под неё, улетел в дальние дали, не сгинул в эмигрантской тоске, простил выгнавшую его родину и сегодня считает, что служит ей «гораздо больше и честнее, чем те люди, которые бьют себя в грудь и кричат, что они истинные россияне и занимаются служением России».

   Только в 1989 году творчество Шемякина возвратилось в Россию и началось выставкой его работ – первой после высылки. Неожиданно он получил заказ, да ещё от кого! От мэра Москвы Юрия Михайловича Лужкова. Заказ неожиданный, необычный, можно сказать странный – создать скульптурную композицию, при этом на листке бумаги с описанием задачи были перечислены человеческие пороки, их было 13!
 Михаил Шемякин рассказывал об этом: «...сознание постсоветского человека привыкло к городским скульптурам другого плана,  явно реалистическим. Как изобразить садизм, проституцию? Поначалу я хотел отказаться, потому что смутно представлял, каким образом можно воплотить её в жизнь…». Заказ был выполнен и скульптурная композиция «Дети – жертвы пороков взрослых» открыта в 2001 году в Москве на Болотной площади.
          Удивляюсь и приветствую автора, который придумал всё-таки после шестимесячного раздумья, какими изобразить пороки взрослых – дети-то рождаются невинными. Монстры! Монстры нависают над детьми, окружают их, а как, как должны выглядеть наркомания, невежество, пропаганда насилия, нищета, воровство, алкоголизм, эксплуатация детского труда, лжеучёность, война?!  Центральное место в композиции заняла фигура «Равнодушие» – многорукая фигура, неслышащая и невидящая с телом наподобие саркофага. Конечно, это символы, но какая же трансформация происходит с людьми, они ведь люди?!
  «Композиция задумывалась и осуществлялась мною, как символ и призыв к борьбе за спасение сегодняшнего и будущего поколений… Я, как художник, этим произведением призываю оглянуться вокруг, услышать и узреть то, что происходит. И пока не поздно, здравомыслящим и честным людям надо задуматься».
    Автор, Михаил Шемякин, кричит, кричит нам, взрослым – опомнитесь!
         Мне часто снятся цветные сны, интересные, чаще фантазии на разные темы, если запомнила – записываю, получаются неплохие миниатюры. Художник Шемякин свои цветные сны рисует на чёрном полотне. Смотрела, как он это делает: поставил точку и, не отрывая руки, провёл линию, ещё одну, получился лабиринт, вертикаль пересеклась с горизонталью, ещё несколько штрихов, и вот, казалось бы, из хаоса, явно прорисована мордочка лисы. Одна из знаменитых работ Шемякина! Образ лиса или лисицы, – на русской почве европейский лис превратился в лисицу, – символизирует хитрость. И даже здесь присутствует любимая тема художника, тема двойного смысла, ведь хитрым был не самец, а самка.
           Как современен Эрнест Теодор Амадей Гофман и как невероятно близок к нему Михаил Шемякин.  Устами многих своих героев Гофман говорит: «… нет ничего более невероятного, фантастического, чем то, что ежедневно совершается в реальной жизни. Самая необузданная фантазия не в силах угнаться за действительными событиями, отношениями и причудливыми характерами окружающих нас людей». 
          "Мы топчем прошлое, не думая о будущем, пытаемся сохранить спокойствие и объективность, к сожалению, не по отношению к самим себе".  Михаил Шемякин творит и своим творчеством будоражит. Обманчивая видимость примитивного благополучия, как и в произведениях Гофмана, может захлестнуть романтического героя и сегодня. Материальный мир оказывается нестойким перед лицом тёмных сил. И это показывает  Михаил Шемякин – советский, американский и российский художник, скульптор, лауреат Государственной премии Российской Федерации, народный художник Кабардино-Балкарии, Народный художник Адыгеи, почётный доктор Российского государственного гуманитарного университета, Кабардино-Балкарского государственного университета  и университета города  Сан-Франциско, Европейской академии искусств.
    В следующем году Михаилу Шемякину исполнится восемьдесят.


Рецензии
Татьяна, такой шедевр! Здесь такая работа проделана, столько сил затрачено, а выглядит, будто это ваша стихия и совсем легко написано, и легко читается.
Какой же вы разносторонний и образованный человек! Душевных сил вам и здоровья побольше!
С глубоким уважением, Валентина.

Валентина Манойлова   04.12.2022 20:07     Заявить о нарушении
Валентина, спасибо. Рада, что понравилась работа. Вас поздравляю с наступающим Новым годом. Надеюсь, поживем ещё, хотя мне почти 70-ть. Есть ещё о чем рассказать.

Татьяна Александровна Бирюкова   25.12.2022 22:01   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.