Послушание

Человеку свойственно во что-то или в кого-то верить. Как и многое, что свойственно только человеку.
     Кто и как пришёл к вере в Бога - тема отдельная, беспредельная и сокровенная.
Кто-то доказал сам себе существование Бога, как теорему, у кого-то что-то произошло по молитве или человек столкнулся с Чудом, кто-то через опыт уверовавших друзей и знакомых. Кто-то через книги. Невозможно описать все пути, которыми люди приходят
в Православие. Да и нужды такой нет. Замечу только, что они так же разнообразны, как и мир, задуманный и созданный Творцом.
    "Способы", если такое слово здесь будет уместным, в отношении проявления веры, тоже разные: от "Зайду в храм - помолюсь, чтобы не случилось то-то и то-то, чтобы Бог помог в...." Далее - вариации. Потребительское отношение. (Прости, Господи, верую и я, но дальше этого продвинуться никак не могу)до полного осознания
веры и выполнения всех Христианских таинств.
  Ещё одна досужая тема народа: зачем уходят в монастырь. Тут гипотезы тоже разные: жизнь не задалась - в монастыре таким место. Грехов много - замаливают.
Или (тоже очень популярная) - не смог справиться с жизненной ситуацией, слабак, сломался под напором реальной жизни и позорно сбежал. Да чего только не говорят!
   Народ любит мыслить и так: вот они там - монахи или монахини, у них есть Устав, которого они должны неукоснительно придерживаться. И им не приходится делать
ежечасный выбор как поступить в той или иной ситуации. А вот нам, мирянам, тяжелее:
мы каждую минуту сталкиваемся с разного рода искушениями, поскольку находимся не за монастырскими стенами, а в "свободном полете". Бог видит мои трудности и простит.
    И я такая же точно.
    Не хочу давать оценку сказанному. Судить, осуждать, оправдывать  - это не по-христиански. Могу только добавить следующее: а сколько монахов и монахинь, живущих в тайном постриге! Они-то, как и мы, существуют в миру.
А сколько их было в годы абсолютного атеизма: с конца 20-х до конца 80-х? И работали врачами, медсестрами, инженерами. И кем только не работали! И жили среди
неверующих или верующих в тайне. И никто ни о чем не догадывался. Устав, понятно, в голове, а стен -никаких!
     Тут я думаю, пора прекратить этот поток многословия, потому что рассказать я хочу несколько о другом. К тому же, если мы заглянем в "Полный церковнославянский словарь", то там увидим, что "пустословие", "многословие", "болтливость "именуется
" б....ословием" или "б....ством". Хотите верьте, хотите нет -это так! Это уж позднее
слово на "буковку Б" стало обозначать...не будем вдаваться в подробности. Все и так знают.
    ...Найдётся ли среди верующих или не совсем, кто-то, кто не слышал о Валааме?
Известен этот остров и среди паломников, и среди туристов, и просто любопытствующих.  Место удивительное. Чем? Да всем. Своею природой, историей, духовной жизнью.

О, дивный остров Валаам!
Рука Божественной судьбы
Воздвигла здесь обитель рая,
Обитель вышней чистоты. Помните? Иван Шмелев. "Старый Валаам"
    Мне посчастливилось побывать на этом чУдном острове несколько раз. Особенно запомнилось посещение его в конце 90-х годов, когда великий древний монастырь только начинал своё возрождение после многих лет полного запустения. Посчастливилось
увидеть острова-скиты, куда теперь заказан путь даже паломникам мужчинам, не говоря
уж о нас, "сосудах греха"-женщинах. Ибо многие из скитов есть места свершения молитвенного подвига тех, кто принял схиму, кто дал строжайший обет самоотвержения.
    Сердце Валаама - Спасо-Преображенский собор, куда и устремляются толпы посещающих этот удивительный остров.
    А рассказать я хочу вот о чем. Или о ком.
    ...Вход на территорию монастыря начинается с невысокой арки-ворот (не знаю, так там сейчас или нет). И люди, перед тем как миновать её, стараются себя привести
в порядок, чтобы выглядеть более благообразными. Женщины надевают платки и юбки, мужчины снимают головные уборы, меняют шорты на брюки, то есть, как могут, готовят себя к встрече со святыней.
    И вот в этом самом месте тогда, много лет назад, стоял  то ли послушник, то ли монах. Не старый ещё человек. В его обязанности входило спрашивать, у всех ли надеты нательные крестики, если женщина была без платка и в брюках, он выдавал платок и юбку, отвечал на вопросы: где можно заказать молебен, ну и подобное.
А стоял он так: одна часть его тела пребывала в вечной тени, поскольку солнце не попадало под арку, а другая половина - вне тени, на солнышке. В силу этих обстоятельств он как бы приобрёл двойную природу:  мирского и одновременно ушедшего из мира человека.
   Поскольку он стоял там не один месяц и, видимо,не один год, ряса его с одной стороны выгорела и стала почти светло-серого цвета, напоминая какой-то вполне светский наряд навроде удлиненного пиджака. А с другой стороны, той, что была всегда в тени, оставалась чёрной. Такой, какую  носят послушники или монахи. Граница светло-серого и чёрного проходила ровно по середине его одеяния.
    Его лицо тоже представляло собой нечто необычное, я бы сказала, удивительное.
С одной стороны - загорелое и румяное, а с другой, постоянно находящейся под аркой,
имело синюшно-бледный оттенок, поскольку никогда не испытывала влияния солнечных
лучей.
    Но самое запоминающееся в его двоякого рода внешности были глаза. Один - монашеский, глаз праведника. Он был сосредоточен на каких-то внутренних, ему одному ведомых,  высших, уже не земных материях, являл образец христианского смирения, отсечения собственной воли. А другой глаз, то есть взгляд, который формировал этот глаз и с помощью которого он общался с мирской публикой, был очень живым и острым. Он бегло и со знанием дела осматривал понаехавший люд, ну и,конечно, так же бегло осматривал представительниц противоположного пола на предмет привлекательности и доступности.
   Кто, когда и почему дал этому человеку такое послушание - не узнать.
Возможно, это было решение какого-то прозорливого старца, видящего весь духовный уклад человека с первого взгляда. Может быть и нет.               
    Но я думаю,что носить вериги,копать
колодцы, таскать кирпичи, работать киркой - ничто по сравнению с таким видом послушания. Вот где ежеминутно, ежечасно, из года в год, человек жил одновременно в двух мирах - горнем и нашем земном, греховном. И вот где была налицо в прямом и переносном смысле тяжесть выбора, о которой я говорила выше.
    И нам, маловерным и полуверным - это урок!


Рецензии