Небрат простодушный. Глава 3

К выпускному курсу пришёл гардемарин (то есть я) к классическому выводу: "знаю то, что ничего не знаю". Разумеется, раздувать щёки и проповедовать по понедельникам на политзанятиях для полусонных матросов про то, как космические корабли бороздят ... научили. Самостоятельно, "в подвальчике", также многое познал, да так и не открыл пути к светлому будущему всего человечества.
 
Но о создании приемлемых условий для образования в обозримой перспективе ячейки общества регулярно напоминали мне как Вера, так и её родители. Хотя также носящий погоны мой будущий тесть сам прекрасно в перспективах разбирался, на практике познав, сколько лейтенанту положено за должность и за звание. Пусть и больше, чем у советского инженера, но не слишком разительно. Так же знал он, что ведь его любимая доченька не затем замуж собралась, чтобы по распределению после Универа училкой в школе на чужих детей нервы жечь. Она способна максимум внучат деду с бабушкой родить и воспитать, разумеется, окружённая лаской и заботой, а также материальным обеспечением нежного мужа (в самом широком смысле этого словосочетания).
 
Но тёртый старший преподаватель кафедры Истории КПСС знал, что при старании и везении, в дополнение к выплатам за звание и должность, возможно и за учёную степень неплохую добавку поиметь. А будущий зять и с головой дружит, и дочь его любит, значит, для скорого родственника следует расстараться и тропинку к остепенению чуть расчистить. Сразу при кафедре оставить его не получится, у вице-адмирала собственный сын растёт. Но вот хоть подсобить, сдать по-тихому кандидатский минимум в КГУ, разумеется, на общих основаниях, сразу после окончания тем КВВМПУ, связей хватит, а дальше - как карта ляжет. Может, затем и в военно-политическую академию поступить легче выйдет. Вот так, без меня меня женили (как бы во второй раз), но я возражений не имел. Учиться нравилось, а преподавать в последующем мотивированным курсантам всё ж интересней, чем проповедовать малограмотным матросам суть постмарксистского экзистенциализма. Впрочем, недавняя летняя практика в Атлантике на учебном корабле "Бородино" доказала, что и в море мне нравится. Так что случай, что моряком стал, удачный.

Неприятной новостью явилось то, что сия практика в Атлантике, возможно, останется единственным выходом в море на всю последующую службу. Если не повезёт попасть на подлодку, желательно атомную, но там моря тем более не увидишь. И всё "везение" только в том состоит, что "сухое красное, подводное (почти в гранулах)" получаешь, и собственной любимой махровой мещанке на кружевные трусики больше денег достанется. Так же регулярно выходят в рейсы погранцы, но у КГБ собственное Училище имеется, на катерников готовит. Ещё много чему научились на практике. Например, самостоятельно и без порезов бриться в качку опасной бритвой "Ракета" (ценой 3 рубля). И реально познать поранговые права и обязанности, что их ждут в крайне костном образовании, завязанном на традиции и называемом ВМФ:
 
- л-т.        Должен знать теорию полученной специальности и хотеть служить.
-ст. л-т.    Должен знать и практически освоить свою специальность и просто служить.
-кап.-л-т. Должен уметь организовывать процесс и развить в подчинённых желание служить.
-кап.три. Должен постоянно быть в курсе, что творится на борту.
-кап.два. Должен уметь доложить о том, что творится на борту.
-кап.раз. Должен самостоятельно находить то место в отчётах, где следует ставить подпись.
 
Список продолжался до Верховного, но зачем питать пустые иллюзии? Да и политработнику не следовало переходить границы дозволенного, оставаясь при этом хотя бы пропагандистом, желательно немного одарённым. Кстати, как у всякой армейской хохмы, на первый взгляд туповатой, имелся у неё глубокий смысл. "За неправильную подпись" не так давно и к стенке ставили, без шуток. Тут кому как повезёт. Мне вот всю предыдущую жизнь везло и с родителями да роднёй, и с тренерами. А здесь с друзьями, а также невестой и родителями её, всем задолжал, как земля колхозу. На десерт, так звёзды сошлись, что к моменту моего выпуска в мире все страны кинулись себе в море границы экономических зон расширять, то есть морские погранвойска резко потребовалось увеличить. И мною в том числе, как наблюдателю и помощнику от Партии даже в рядах КГБ, при этом получая реальный шанс выходить в море и попутно при этом учиться, а также опыта набираться.
 
Но все "блага" мне ниспадавшие, не являлись незаслуженными дарами небесными, а расчётом "высших сил" за перенапряжение предыдущих лет. Ведь при отборе неизвестным кадровиком учитывались даже достижения в спорте и желание из недоучек в переучках оказаться. Как следствие - склонность к изучению языков. Короче, характер как, у Штирлица - "истинный ариец" (пахарь по-латышски - арейс). Так что ждёт меня дорога дальняя, казённый дом (офицерская общага), да хорошо оплачиваемая работа по любимой профессии - мореходству. И ещё "учиться, учиться и еще раз учиться". И пусть потомки ковыряются, то ли я законченный карьерист, то ли светлый рыцарь, которому "за ДЕРЖАВУ ОБИДНО". По плодам выяснится, а они появиться могут только "по осени" ЖИЗНИ. Да и самому в себе узнать интересно. Но как сказал Бог про Коммунизм: "Не доживу!"

Выпускной курс получился весьма напряженным, но по сравнению с тем, что началось после того, как сдал ГОСы и мне вручили лейтенантские погоны с кортиком, до того пребывал в неге и безделии. Верочке казалось, что главным событием являлось наше бракосочетание, и она извелась вопросом, чтобы ещё успеть приобрести в салоне для новобрачных, не задумываясь, на что и зачем. Учитывая факт того, что студентке ещё год учиться и пока самолично она рубля не заработала. К счастью, помимо вещевого офицерского довольствия мне и денежное привалило весьма приличное, да и родители с обеих сторон накоплениями на свадьбу кровинушек скинулись, дабы было как у людей. И мне, помимо воли, неуставные чешские туфли были куплены, будто форменные, из прекрасного хрома. Смирился с мыслью, что в ЗАГСе являюсь аксессуаром типа фаты и в своей летней парадной для строя форме номер раз лишь дополняю её наряды и радуя фотографа. Утешая себя мыслью, что моя милая, прелесть какая дурочка, зато не курит и не пьёт, а право на мелкие недостатки есть у всех. Да и благодарным следовало быть хотя бы за то, что её стараниями все годы учёбы от занятий меня гормоны не отвлекали на Дуню Куланову и прочие глупости. Ибо "без женщин жить нельзя на свете!".
 
К счастью, по трезвянке, за день до церемонии успел сдать в "её" же универе иняз (выбрал немецкий) кандидатского минимума. Благо, мама подъехала на свадьбу сына чуть раньше, и освежить мне знания успела. Не пойму как, но за положенный месяц отпуска не только весь минимум прошёл, но и нашёл себе научного руководителя для курирования работы над диссертацией. Наработки мной заранее написаны оказались и вполне устроили профессора, как и прекрасная модель парусника, что украсила его кабинет. Почву подготовил тесть заранее. Он знал ходы, но спрос с меня всё равно был не как с блатного, и "уважать себя заставил" я собственным тезаурусом и ненормальной страстью поглощать знания (которые изыскать также немалых трудов стоило).
 
Среди найденных в подземельях книг обнаружил я и довольно старую инструкцию для священнослужителей по мнемотехническим техникам развития памяти. Носящим разные названия, но чаще именуемым как метод Цицерона или "образный". Очевидно, и Сталин, славившийся своей феноменальной памятью, освоил его, учась в семинарии. По слухам, владело им много великих людей, в том числе Александр Македонский, Юлий Цезарь и Наполеон, но не всем желающим он подходил. Из нашей троицы только один я смог освоить этот метод.

Разумеется, эту инструкцию и кое-что ещё (на пару чемоданов) навыбирал я с собой. Чтобы было что в дальней дороге почитать. Да родителям чемодан литературы вручил на иностранных языках разных. Может, мама переводами на пенсии заниматься пожелает. Но попросил, чтобы лишнего не болтала, отвечая: "Где взял? Купил!", ведь букинистические магазины существовали всегда. Кстати, "на старинную книжку из Прибалтики" и мой научный руководитель клюнул, он оказался страстным собирателем. Я и пообещал ему манускрипт, "привезённый для дисера" родителями, подарить после защиты. Мол, "учи чёрт, пулемёту!" Настоящим образом за стимул  мы умеем быть благодарными. В каждом деле, двигаясь к цели, надо сразу видеть все мели. Или воспользоваться лоцманом. Впрочем, порой кажется, что не сам я себе лоцмана нанимаю, а какой-то кукловод  в папахе. Или команда поддержки использует талантливого (но не скромного и себе цену знающего) трудоголика как марионетку. Мы выбираем, нас выбирают. Как это часто не совпадает. Мутно всё!
Продолжение http://proza.ru/2022/08/25/801


Рецензии