Вершина и подножие

 Некоторые батюшки собирают записки в интернете. Что же времена такие. НТП. Связи между людьми, находящимися на далеких расстояниях, действуют со скоростью значительно больше звука. Главное, чтобы священники вынимали частицы, совершали все по чину. Хочу заметить только что пожилые священники стараются по возможности вынуть частицы за всех за кого положено. но меня удивляет другое. Литургия состоит из двух частей. На Литургии оглашенных произносятся соответствующие ектении об оглашенных, сугубая ектения, возможно заупокойная. Молятся о конкретных людях и нуждах. Раньше поминовение на просительной занимало значительное время. Иногда даже чрезмерное. читали множество записок. Потом кто-то решил, что не следует настолько загромождать литургию, и записки перестали поминать вообще. В древности были даже тайные молитвы верных перед началом литургии оглашенным. Эти молитвы начинались тайными молитвами. Святитель Василий Великий пишет: "От нощи утреннюют у нас люди в дому молитвы, в труде и скорби и беспрестанных слезах исповедующеся Богу; потом восставше от молитв, н псалмопение переходят». 19 правило Лаодикийского собора говорит: Подобает во-первых, по беседах епископских, особо творити молитву об оглашенных, а по изшествии оглашенных, быти молитве о кающихся: когда же и сии приидут под руку, и отыдут, тогда совершати молитвы верных три: едину, то есть первую, в молчании, вторую же и третью с
возглашением исполняти. Посем уже мир подавати, и когда пресвитеры
дадут мир епископу, тогла и мирянам взаимно мир подавати, и тако
совершати святое приношение. И единым токмо освященным позволено
входити в олтарь, и тамо приобщатися». Это собор 361 года, и он не вводит это правило, а подтверждает древний обычай. Так много церковь уделяла внимания молитве о нуждах каждого человека. Но тайные молитвы были отменены, по причине злоупотреблений. Как говорит святитель Иоанн Златоуст, потому что просили у Бога не отпущения грехов и чего другого полезного; но частенько об отмщении свои врагом и других вещей противных христианскому духу. Теперь в молитвах верных, читаемых священником говорится, говорится о подготовке верующих к причащению священных тайн. Не только предстояние пред жертвенником, но и «преуспеянии» «молящихся с нами». Молитвословия предшествующие перенесению Святых Даров с Жертвенника на Престол, конечно со временем изменились. Раньше это было троекратное моление довольно пространное в прославление тридневно воскресшего Иисуса Христа.. Сегодня, как пишут литургисты, часть этих прошений этих молитвы перенесены в Великую ектению, а часть в молитвы, читаемые после Евангелия, часть в другие ектении.
Я понимаю, что несколько странно, когда мы читаем вслух записку человека, забежавшего в храм и убежавшего далее. Но это не повод избавляться от всякого личного прощения, совершаемого в должном месте. В чине Литургии произошли с древних времен некоторые изменения, нет смысла возвращаться в древность, отвергая изменения, продиктованные не не беспокойным скоропрописцем, Духом Святым, которые действует в Церкви и меняет, что-то чтобы сохранить суть и смысл совершаемого.
Если в храме молится человек, подавший эту записку вместе с нами, то вспоминается, где «двое или трое...» Это не формальное зачитывание каких-то имен, это молитва церковная. Тоже самое хочется сказать и о молебне. Плохо, когда записки просто быстренько проглядывают. Когда читаешь громко и разборчиво, и еще молишься о людях, которые тебе известны, ощущение совсем другое. Это ощущения малого, но сделанного дела. Не выплескиваем ли мы с водою ребенка, когда пытаемся освободить литургию, от всего по нашему мнению суетного? Евхаристия высшая точка, но и горы бывает подножие и весьма большое, которое надо проходить, чтобы подняться на вершину.


Рецензии