Вершина и подножие
возглашением исполняти. Посем уже мир подавати, и когда пресвитеры
дадут мир епископу, тогла и мирянам взаимно мир подавати, и тако
совершати святое приношение. И единым токмо освященным позволено
входити в олтарь, и тамо приобщатися». Это собор 361 года, и он не вводит это правило, а подтверждает древний обычай. Так много церковь уделяла внимания молитве о нуждах каждого человека. Но тайные молитвы были отменены, по причине злоупотреблений. Как говорит святитель Иоанн Златоуст, потому что просили у Бога не отпущения грехов и чего другого полезного; но частенько об отмщении свои врагом и других вещей противных христианскому духу. Теперь в молитвах верных, читаемых священником говорится, говорится о подготовке верующих к причащению священных тайн. Не только предстояние пред жертвенником, но и «преуспеянии» «молящихся с нами». Молитвословия предшествующие перенесению Святых Даров с Жертвенника на Престол, конечно со временем изменились. Раньше это было троекратное моление довольно пространное в прославление тридневно воскресшего Иисуса Христа.. Сегодня, как пишут литургисты, часть этих прошений этих молитвы перенесены в Великую ектению, а часть в молитвы, читаемые после Евангелия, часть в другие ектении.
Я понимаю, что несколько странно, когда мы читаем вслух записку человека, забежавшего в храм и убежавшего далее. Но это не повод избавляться от всякого личного прощения, совершаемого в должном месте. В чине Литургии произошли с древних времен некоторые изменения, нет смысла возвращаться в древность, отвергая изменения, продиктованные не не беспокойным скоропрописцем, Духом Святым, которые действует в Церкви и меняет, что-то чтобы сохранить суть и смысл совершаемого.
Если в храме молится человек, подавший эту записку вместе с нами, то вспоминается, где «двое или трое...» Это не формальное зачитывание каких-то имен, это молитва церковная. Тоже самое хочется сказать и о молебне. Плохо, когда записки просто быстренько проглядывают. Когда читаешь громко и разборчиво, и еще молишься о людях, которые тебе известны, ощущение совсем другое. Это ощущения малого, но сделанного дела. Не выплескиваем ли мы с водою ребенка, когда пытаемся освободить литургию, от всего по нашему мнению суетного? Евхаристия высшая точка, но и горы бывает подножие и весьма большое, которое надо проходить, чтобы подняться на вершину.
Свидетельство о публикации №222080701395