Реалистический роман

Писатель показал своему другу – чуткому и проницательному критику – новую сцену, которую буквально вчера написал для своего романа.
- Это лучшее из того, что ты на моей памяти сочинил! – воодушевился приятель.  – Так и видишь перед собой этот зимний лес, где гуляют герои! И у самих героев так тонко переданы все, даже мельчайшие, душевные движения! А гармония с природой! Когда герой и героиня настроен на медитативный лад, вокруг них красиво кружится пушистый снег. Когда у героя в душе буря – ветер приносит тучи. А когда героине наконец удаётся помочь ему разобраться в своих эмоциях – над заснеженными ветвями проглядывает солнце! Это можно хоть сейчас помещать в антологию литературных классиков нынешнего века. Честное слово – гениально! Поздравляю!
- Только вот что, - критик ещё раз пролистал текст. – В этой новой сцене герой и героиня у тебя гуляют зимой, судя по описанию погоды, вроде бы, в январе. А мне помнится, в самом твоём романе герой познакомился с героиней в апреле, а уже в ноябре, в пору чёрных ночей, героиня погибла! Выходит, что не было в их жизни января!
- Да, точно, выходит ведь, что не было! – заметался автор. - Неужели сцену переписывать придётся! А ведь она, мне, между прочим, и самому в таком виде очень нравится – а я, как ты знаешь, нечасто бываю доволен тем, что написал. Да и как переделывать – у меня же как раз всё действие в новой сцене завязано на этом самом движении снега!.. нет, я вот что сделаю: продлю действие своего романа в прошлое, и пусть герои у меня встречаются впервые не в апреле (это же банально: влюбиться в апреле!), - а как раз в таком вот солнечном оптимистичном январе!
Критик ещё раз внимательно просмотрел текст:
- Ты разве сам не видишь? Они же у тебя в этой сцене давно знакомы! Они разговаривают о таких вещах, о которых на первом свидании не говорят.
- И в этом ты прав, - невесело согласился автор.  – Я как раз, пока писал её, и имел в виду, что они хорошо друг друга знают. Тогда поставлю-ка я эту сцену в конец романа: пусть героиня тогда погибнет не в ноябре, а на исходе зимы. Разве я изверг, чтоб у такой замечательной девушки отнимать такой возвышенный солнечный январь?
Критик помрачнел:
- У тебя в сцене гибели погода тоже идеально соответствует душевному настрою – ты не забыл? Мы же с тобой это даже специально обсуждали. Такой черноты, которая соответствовала бы настроению героев, ни в одном месяце больше не бывает: час ранний – а на дворе уже темнотища… Если сцена гибели будет происходить, например, в феврале, когда черноты никакой нет, зато всё серое и люди давно устали от мокрого снега и ждут-недождутся весны, - будет совершенно не тот эффект!
- Ну, наверно, я тогда перенесу эту гибель… на следующий ноябрь. Пусть хоть годик вместе поживут…
Лицо у критика стало как у сотрудницы паспортного стола, у который бестолковый посетитель просит уже четвёртый бланк анкеты взамен испорченных:
- А какими, пардон, событиями ты заполнишь в своём романе этот «годик»?
- Ну, не знаю… Выдумаю какие-нибудь эпизоды.
- А куда ты эти эпизоды вставишь? У тебя сюжет получился такой цельный – ни прибавить, ни убавить. Именно как и нужно в хорошем романе в жанре психологического реализма! А если нанизывать всё новые и новые эпизоды – это, пардон, получится уже не роман, а сериал какой-то!
Писатель с минуту молчал, разглядывая свои ногти.
- А зачем ей, собственно, гибнуть? – раздумывал он. – В мире и так чересчур много смертей – для чего же ещё и тиражировать их в художественной литературе? Как там сказала одна писательница Серебряного века: «Я для своих героев – Судьба: вызываю их из небытия и мучаю! А я ведь не садист. Я сам ужасно мучился, когда работал над сценой гибели.
- Помню. – поддержал критик. – У тебя тогда развилась самая натуральная депрессия. Но ты очень чётко осознавал, что это неизбежно: именно гибели требовали обстоятельства и логика сюжета. А в серьёзной реалистической литературе они важнее авторской воли. Если всё время всех спасать и всему обеспечивать хороший конец, даже в ущерб правдоподобию и логичности, - это выйдет, пардон, не высокий реализм, а какая-то литература для девчонок. Чтоб такая ранимая идеалистичная героиня выжила в современном мире – это совершенно неправдоподобно!
- Отнюдь! В жизни бывают такие случаи! Вот, за примером далеко ходит не надо, наша с тобой общая знакомая Кувшинка Дивная – гораздо более далёкая от житейской прозы создание, чем моя героиня! Но она вышла живой из гораздо более серьёзных передряг! Помнишь, она пару лет назад боролась против вырубки заповедной дубравы… Мы ей ещё на адвоката деньги собирали…
- Как известно, действительность не всегда следует законам правдоподобия, - покачал головой критик. – К тому же, у кувшинки Дивной много друзей. А у твоей героини – никого. Кроме героя. А он к ней не успел.
- Тогда я ума не приложу, что мне делать с этой новой сценой! Её нельзя никуда приткнуть, не нарушив логику целого! Её нельзя никак переделать, потому что тогда безнадёжно нарушится её собственная внутренняя логика! Киношники про такие сцены говорят: «Не монтируется». «В стол» положить? Уничтожить? А ведь мне так легко было её писать: она как будто сама пролилась на бумагу. И даже править потом не пришлось.
- Да, это прямо чувствуется, когда читаешь! Мне тоже на твоём месте было бы жалко её уничтожать: она мне сильно понравилась. Во время чтения я как будто причастился твоего вдохновения! Но ведь она, как ты выразился, «не монтируется». Совершенно! И мне тоже абсолютно непонятно, что с ней делать.
- А что если издать её приложением к моему роману на правах эдакой альтернативной концовки?
- Ты же сам знаешь: такое бывает не в серьёзной реалистической литературе, которая следует заветам классиков, продолжает великую традицию. А в сетевой литературе, в фанфиках всяких… Ты же не хочешь сказать, что пишешь сам по себе фанфик?

В течение нескольких дней после этого разговора писатель ходил угрюмый. Он почти не общался с семьёй,  не брался за ручку и бумагу, не садился за рабочий компьютер и даже не включал свою любимую классическую музыку, которая всегда помогала ему сосредоточиться за работой…
Но вот однажды утром семью писателя разбудило щёлканье клавиатуры. Писатель сидел за компьютером – и лицо его сияло! Его пальцы при этом нажимали всего две клавиши: Shift – Delete, Shift – Delete, Shift – Delete. И вскоре папка на «Рабочем столе» с реалистическим романом, облачённым в тугой жёсткий корсет традиций классической литературы и законов художественного правдоподобия, заканчивающимся гибелью наиболее симпатичных героев, - эта папка вскоре была пуста.
А писатель уже открывал файл с тем самым эпизодом: прогулкой героя и героини по лесу в солнечном январе.
- Я не изверг, - шептал писатель. – Я не могу принести свои любимые детища в жертву каким бы то ни было законам и традициям. Я хочу, чтоб они жили! Если внести в этот эпизод несколько уточнений и дополнений, получится цельный самодостаточный рассказ. Его примут в любом литературном журнале. А с тем издательством, которое ждёт от меня романа, я поговорю – они меня не первый год знают и всё поймут. Ещё раз повторяю: я не изверг!

19 июля 2022,  H;graland, Южная Исландия, в палатке при дожде


Рецензии
Да, нередко у писателей бывают такие проблемы - поэтому даже в написанных произведениях встречаются временные нестыковки. Можно было бы ещё перепробовать несколько способов как-то включить январскую встречу героев в роман - например, как сон героя или героини, как фантазию кого-то из них в разговоре, ну мало ли ещё как! Разумеется, всё определяет воля автора. Но никуда не денешь иронию по поводу таких коллизий. Интересны также ситуации, когда герои романа в отдельных отрывках оказываются разного возраста или он не меняется со временем (и в "Дубровском", и в "Войне и мире" такое обнаруживают дотошные читатели...)

Аркадий Кузнецов 2   10.08.2022 02:27     Заявить о нарушении
А в "Войне и мире" такое где?

Работник Неба   10.08.2022 14:17   Заявить о нарушении
В "Войне и мире" это отмечают многие. Например, прямо говорится, что в 1805 г. Наташе Ростовой 13 лет, а сестра Вера на 4 года старше, А далее в конце 1806 г. Вера заявлена двадцатилетней. Дальше в 1809 г. Вере уже 24 года. (Как персонаж Джанни Родари - Бенвенуто, не сидящий ни минуты?) Некоторые пытаются приписать Толстому такую же рассеянность в определении возраста Наташи, но тут дело в том, что на 5 лет она подрастает к первому балу за 4 года и 4 месяца с первого появления в романе - логично, ведь её день рождения, видимо, около именин в сентябре.

Аркадий Кузнецов 2   10.08.2022 16:11   Заявить о нарушении
Извините, исправляюсь: Наташа Ростова выросла на 3 года, ей в 1809 году - шестнадцать лет, но тут можно говорить о дне рождения в сентябре, когда ей будет 17, хотя Толстой об этом уже не написал и вообще до конца романа галантно более не упоминает её возраст. А вот ещё: Николенька у Андрея Болконского родился в марте 1806 г., хотя жена князя ждала ребёнка ещё с конца зимы 1805 г., когда муж её покинул. А далее сыну упомянуто столько лет, сколько было бы при рождении в 1805 году - в 09 году - 4 года, в 20-ом - 15 лет. ..

Аркадий Кузнецов 2   10.08.2022 16:28   Заявить о нарушении
У Наташи, однако, не меняется психологический возраст: она настолько инфантильна, что в принципе не важно, сколько ей лет и сколько у неё детей... Впрочем. я могу быть к ней строга.

Потому современным писателям рекомендуют при работе над романами иметь на отдельном листочке перед собой биографии персонажей и рассчитывать календарь...

Помнится, Толкин для своего мира как раз сделал анналы, чтоб самому не путаться в хронологии всех этих древних королевств (правда, саму хронологию он всё же менял иногда). А когда он обнаружил, что во "Властелине колец" в одной главе фаза луны не та, которая должна была бы наступить к тому моменту, исходя из предыдущих глав, - то переписал эту главу. Я уже не помню, что именно в ней происходило, но действие развивалось ночью, а значит, фаза луны и степень освещённости играли важную роль.

Работник Неба   14.08.2022 01:52   Заявить о нарушении
Ещё пь поводу обсуждения творчества. На всякий случай пишу Вам в Прозе, потому что не знаю, действует ли ваш электронный адрес. Мне удалось найти тот юмористический рассказ Ивана Вазова о литературном кружке, который можно назвать образцом того, как не должно работать литературное объединение. Предлагаю Вам начало:

Литературные светила столицы собрались на интимное собрание. Впервые одна из комнат Софии с гордостью увидела в своих четырёх стенах десяток писателей, без единого представителя других сословий.
Да, одних только кандидатов в знаменитости!
Наконец-то начало было положено, преграды рухнули, и все эти господа уселись в кружок, заглядывали друг другу в глаза, внимательно друг друга слушали, объединённые общими материальными и духовным интересами.
Профессиональная зависть, болезненно раздражённое самолюбие, затаённая ненависть, неумолимое зложелательство и мелочей счёт уступили место дружеским, братским отношениям. Всё пошлое умолкло. Установилась какая-то теплота, искренность, соединившая все эти дотоле непримиримые элементы.
Поклонник муз, господин Пенелов, ценой огромных усилий и уговоров сумел внушить этим враждующим звёздам болгарского литературного небосклона взаимное доверие и привлечь их к себе в дом.
Ему первому удалось совершить это чудо, и он был в восторге от удачи. Для этих литературных четвергов он охотно предоставил свой дом, своё гостеприимство, свой чай, свои улыбки.
Он не остановился и бы и перед более значительной жертвой, лишь бы только дом его стал чем-то вроде болгарского "отеля Рамбуйе"!
-----
Беседа была чрезвычайно ожиалённая. И вполне естественно - о литературе.
Затрагивались все современные явления интеллектуальной жизни столицы, обсуждались, вызывая единодушные похвалы, одно за другим последние творения каждого из присутствующих братьев-писателей. Все рассыполись друг перед другом в комплиментах.
Много таланта, силы и выразительности было обнаружено в чрезвычайно звучных, музыкальных стихах поэта Кушаева.
Отмечена большая задушевность и искренность чувств в новом сборнике стихов "молодого болгарского Гейне" - Верилова.
Восторженную оценку получила мраморная скульптурность и буйная фантазия, которыми отмечается новая поэма изящного Чучаргова,
Очень тепло отозвались о чистоте языка и высоких художественных достоинствах рассказов Дурманджиева, причём это автор был назван "нашим Гоголем".
Были превознесены чуть ли не до небес: философская глубина доктора Джан-Джана; высокий пафос последней драмы доктора Диногорова; неотразимая логика и века аргументация молодого критика Правдова; лёгкость изложения романиста Драйчева, чей последний роман, в смысле психологической верности изображения страстей, был поставлен рядом с "Собором Парижской Богоматери" Гюго...
И так далее... Взаимные любезности лились непрерывным потоком, щедро раздавались венки, симпатии крепли в упоительном фимиаме сладких речей. Хозяин слушал и восхищённо вписал гармоничпскую музыку, плывущую в парах ароматного чая над его столом.
-----
Когда пробило одиннадцать, первыми стали прощаться поэт Кушаев и драматург Диногоров.
- При всём том, нужно сказать прямо, - начал Чучаргов, когда они удалились, проаожаемые хозяином, -некоторые положительные качества, которые мы отметили у Кушаева, не могут заслонки крупных недостатков, свойственны ему как поэту. Я нахожу, что его стихи тяжелы, даже скучны.
- Это верно, - отозвалось большинство присутствующих.
- Главное, чего недостаёт его поэзии, это жизни, души... - объявил Правдов. - Его поэзия мертва...
Оказалось, что с этим все согласны!
Доктор Джан-Джан метнул стрелу в драматурга Диногорова:
- Драмы Диногорова не лишены некоторой... ну, скажем, ценности... Но в них тщетно было бы искать драмы: это сухие диалоги персонажей, взгромождённых на ходули... Пародии на драму. ..
- В этом отношении доктор Джан-Джан прав, - подтвердили все присутствующие. - Диногоров - слабый драматург,
- Просто ничножный! - прорычал из своего угла "Гейне"и пролил свою чашку.
Тут пожелали всем доброй ночи и вышли ещё два писателя: романист Драйчев и автор популярных рассказов, "наш Гоголь" - Дурманджиев.

Вы уже, наверно, представляете, что было дальше? Вам прислать до конца?

Аркадий Кузнецов 2   20.08.2022 23:36   Заявить о нарушении
Спасибо за рассказ Вазова! Давайте-ка. я попробую угадать, что было дальше? писатели всё уходили, а оставшиеся за глаза критиковали их... В конце концов остался только сам хозяин дома, посмотрел на стол, залитый чаем, и сказал: "Какие же они все бездарности!" Потом и он ушёл. И тут его за глаза стала критиковать его жена: "Наприглашал пустомель и давай с ними трещать о своей дурацкой литературе, а нет, чтоб помочь со стола убрать! Ну уж нет, если б я была председателем литературного клуба, у меня правило было бы такое: принимать только тех, кто согласится сам мыть за собой посуду!"

Работник Неба   22.08.2022 14:52   Заявить о нарушении
Вы правы в том. что все начинают критиковать тех, кто ушёл. Но постепенно оставшиеся поняли, что если уйдут они, то и их начнут ругать, и уже никто не хочет уходить! Вот в чём весь "прикол"!

Окончание рассказа.

- Только что шла речь о новом романе Драйчева, и я увидел, что вы все о нём очень высокого мнения, - начал Правдов. - Что касается меня, я не могу понять, в чём секрет незаслуженного успеха этого произведения... Герои обрисовованы бледно, фабула неправдоподобна. Впрочем, я его ещё не читал... Собственно, сто там ценного, Чучаргов?
- Я тоже не читал... Но мне говорили: топорная работа...
- Но почему его хвалят?
- Умственная незрелость и отсутствие вкуса, характерные для нашего общества... Печальный факт! - сурово констатировал доктор Джан-Джан, глубокомысленно потянув себя за длинную, с проседью, бороду.
- Что касается Дурманджиева, ему нельзя отказать в известном даровании, как автору популярных рассказов, - продолжал Правдов, - Но это человек совершенно неразвитой в литературном и Художественном отношении. Вечное повторение одних и тех же фраз делает его просто несносным, а от бесконечных многоточий устают глаза...
- Он крадёт! - заметил поэт Верилов.
- Да, да, крадёт, безбожно крадёт, - подтвердили другие.
- Кто назвал Гоголем этого мелкого литературного жулика?
Такое страшное развенчание отсутствующих стало пугать тех, кто ещё оставался. Охотников проститься и уйти больше не было, Но вот поэт Верилов набрался храбрости и откланялся.
- Симпатичный талантец у этого Верилова, - заметил Чучаргов, погладил свою блестящую лысину, когда шаги "Гейне" послышались уже внизу лестницы. - Только стих у него вымученный, натянутый, а язык - просто несуразный. Читатель будто едет по ухабам... Впрочем, это только моё мнение...
- И чувства неестественные, фальшивые,- осторожно поддержал другой.
- Он безнадёжен... - мрачно прошептал доктор Джан-Джан.
-----
Оставалось только пять человек. Каждый ждал, чтобы уйти последним,
Хозяин не вернулся. Вероятно, к нему пришли гости, и он принимал их в другой комнате.
Пришла служанка Чучаргова и позвала его домой, сообщив, что хозяйка уже легла спать.
Чучаргов нахмурился и приказал служанка передать, чтобы хозяйка спала, а он сейчас придёт.
Все многозначительно переглянулись: они предвкушении наслаждение новым пиршеством; на этот раз пищей злопыхательству должен был послужить Чучаргов. Но Чучаргов часа затылок и не двигался с места,
Разговор замирал.
Доктор Джан-Джан с невозмутимым видом и её бы случайно напомнил Чучаргову, что его ждут дома.
- Я знаю зачем. Это не убежит... я не не хочется оставлять приятную компанию, - ответил Чучаргов и закурил. Остальные кинули на него украдкой свирепые взгляды.
Доктор Джан-Джан вынул часы. На лбу его появились три прямые складки, похожие на букву Ж. Оказывается, он задержался дольше, чем рассчитывал.Ему предстояло ночью закончить одну срочную работу.
- Не пора ли расходиться? Уже второй час,- сказал он, вставая.
Но его коллеги считали, что время не такое ещё позднее и к тому же надо подождать Пенелова, чтобы проститься с ним.
- Noblesse oblige,- заметил Правдов. (Положение обязывает)
- Мне тоже что-то расхотелось спать, - сказал Чучаргов.
- Мы тебя догоним, - вырвалось у нетерпеливого публициста Гулева.
Доктор Джан-Джан с улыбкой на устах и яростью в душе пожал всем руки и вышел.
Первым взял слово Чучаргов:
- Каково ваше мнение о доктор Джан- Джане, господа? Одно время он подавал кое-какие надежды, но в конце-концов из него вышел бесплодный педант и надутый индюк... А подавал надеды. То есть, это, конечно, моё мнение...
- И вполне правильное, - объявил Гулев.
- Кто это назвал его в журнале "Новый луч" гением? Наверно, в насмешку.
- Вовсе не в насмешку. Он сам писал эту статью и подписал её буквой Х. Я хорошо знаю, - сообщил преданный друг доктора Джан-Джана Петровский.
Все засмеялись.
- Петровскому известны все ешь тайны, -заметил Чучаргов. - Доктор Джан-Джан страдает манией величия,какой не наблюдали ещё н в одном сумасшедшем доме... Бедняга болен, а из него могло бы кое-что получиться... Но, господа, не пора ли и нам по домам?
И Чучаргов встал.
Он тотчас же пожалел о своей поспешности, так как остальные не двинулись с места. Пришлось покорить судьбе!
После того, как звук его шагов на лестнице затих, Гулев начал:
- Не знаю, на каком основании мы сегодня объявили сегодня новую поэму Чучаргова превосходной! На нас нашло просто какое-то затмение. Теперь, подумав, я прихожу к выводу, что это только набор слов, где нет ни капли чувства! Как будто у этого человека в груди не сердце, а кусок ваты. Его поэма совершенно бездарна,
- Бездарна... - чуть пошевелил губами дремлющий Чернович.
- Я всегда считал, что он - просто водолей, - подтвердил Правдов.
- И пустой рифмоплёт, - дополнил Петровский.
Было ясно, что всё общество согласно и в данном пункте. Среди участников этого интимного собрания кандидатов на бессмертие продолжала царить полная гармония мыслей и чувств.
После доктора Джан-Джана Чучаргов пострадал больше всех, так как слишком долго испытывал терпение присутствующих.
Вскоре удалился Правдов.
И его тотчас же уничтожили.
Остались поэт Гулев, новеллист Чернович и филолог Петровский. Никто их них не хотел уходить. Наоборот, новеллист опять сидя за дремали, а филолог погрузился в чтение последнего номера газеты "Единомыслие", огромного, как простыня.
Гулев воспользовался психологическим моментом, пожелал им спокойной ночи и ушёл. Однако в дверях он обернулся и кинул быстрый взгляд на оставшихся. Их вид успокоил его: Чернович дремали, Петровский уткнул нос в простыню.
Но только замер шум его шагов на лестнице... эти двое переглянулись...
Бедный Гулев, если б ты вернулся да послушал!
Нет, нет. лучше ступай ложись! Покойной ночи!..
Петровский и Чернович вышли вместе, окинув радостным взглядом комнату, в которой уже никого не осталось.
-----
Так кончился этот знаменитый литературный вечер - первый и последний в нашей столице!
Потому что в следующий четверг разлакомившиеся мещане нашли дверь Пенелова запертой на замок.
Пенелов всё подслушал!

Аркадий Кузнецов 2   22.08.2022 21:25   Заявить о нарушении