Алексей Макушинский Бердяев Бог религия личность
....Следует сказать, что отношения с церковью у Бердяева были сложные («В моем отношении к Православной церкви всегда было что-то мучительное, никогда не было цельности. Я всегда оставался свободным искателем истины и смысла»), и отношение церкви к нему и было, и остается, насколько я смею судить, настороженным. В «Самопознании» с великолепной простотой и непосредственностью высказывает он свое Credo, слишком, в самом деле, далекое от ортодоксально-церковного, чтобы этой настороженности могло не быть: «Моя вера, спасающая меня от атеизма, вот какова: Бог открывает Себя миру, Он открывает Себя в пророках, в Сыне, в Духе, в духовной высоте человека, но Бог не управляет этим миром, который есть отпадение во внешнюю тьму. Откровение Бога миру и человеку есть откровение эсхатологическое, откровение Царства Божьего, а не царства мира. Бог есть правда, мир же есть неправда. Но неправда, несправедливость мира не есть отрицание Бога, ибо к Богу неприменимы наши категории силы, власти и даже справедливости. Нет ничего мне более чуждого, чем довольство миром, чем оправдание миропорядка». Бог не управляет миром; «у Бога (еще раз) меньше власти, чем у полицейского». «К Богу (и это я уже цитировал) не применимо ни одно понятие, имеющее социальное происхождение». Отсюда как бы некая программа действий, сформулированная в записных книжках (не совсем понятно лишь, кто будет выполнять ее, эту программу, кто справится с подобной задачей): «Очищение Бога от категорий, связанных с властью и силой, взятых из идеи государства. Идея Бога аналогична лишь тому, что раскрывается в духовной жизни и чистой человечности». Все это прекрасно, но верно ли? вот вопрос. Церковь есть прежде всего социальное установление (думал я и продолжаю думать теперь), да и сама религия социальна по своему происхождению, по своей важнейшей функции. Религия – это не обо мне, не о тебе и не о нем, это – о нас. Не о человеке, но об устроении общества. Об устроении социальной, национальной жизни, племенной жизни. О человеке – литература; и в этом вся разница. Бог есть прежде всего племенной Бог; потом уже Бог индивидуальный, Бог отдельной души, отдельной личности. Эта отдельная личность, столь дорогая Бердяеву, сама по себе есть поздний, и действительно – драгоценнейший, продукт цивилизации; в борьбе за эту личность Бердяев союзник важнейший. И да, есть, наверное, некая доля истины в распространенном и столь, опять же, важном для Бердяева представлении о персонализме христианства; есть, по крайней мере, возможность персонализма на христианской почве (персоналистами считали себя и Бердяев, и Маритен, за что мы их и ценим), а все-таки, полагаю я, личность, или, говоря точнее, представление о личности, представление об ее ценности, о том, что она, по Канту, может быть только целью, никогда не должна быть средством, – все это, я полагаю, вытекает (вырастает, происходит… глаголы здесь произвольны) не столько из христианства, сколько из сопротивления ему, вообще не вырастает (не происходит, не вытекает…) ни из какой религии, но скорее из противодействия и противоборства с религией, из эмансипации и освобождения от нее. Религия – это коллектив; личность – великий дар Просвещения. Религия – это архаика. Религия – слишком архаика, чтобы можно было, в самом деле, «очистить Бога от категорий, связанных с властью и силой, взятых из идеи государства». Бог – Отец, Бог – Царь; поди «очисть» его от категорий власти. «Искание Бога: тоска всякого пса по хозяину; дайте мне начальника, и я поклонюсь ему в огромные ноги. Все это земное. Отец, директор гимназии, ректор, хозяин предприятия, царь, Бог. Цифры, цифры, – и ужасно хочется найти самое-самое большое число, дабы все другие что-нибудь значили, куда-нибудь лезли. Нет, этим путем упираешься в ватные тупики, – и все становится неинтересным». Это Набоков писал так в «Даре»; лучше не скажешь. Бог – это власть, и религия – это прежде всего о власти, потом и во вторую очередь – еще о чем-нибудь (о душе и спасении оной, что бы сие ни значило). Бердяев потому и лишает Бога всевластия (оставляя, значит, только всеведение), чтобы сделать его непохожим на полицейского. Но сходство сохраняется – если не с полицейским, то – с шефом полиции. Лишенный власти бог – остается ли вообще богом? Разумеется, этот бердяевский безвластный Бог бесконечно симпатичнее традиционного Пантократора, архаического Вседержителя, деспота на небесном троне; но как мыслить такого бога? что он? зачем он? Обществу, социуму, во всяком случае, он не нужен.
Алексей Макушинский. Предместья мысли. Философическая прогулка.
© Copyright:
Виртджини Вульф, 2022
Свидетельство о публикации №222080700239
Рецензии
моя мудрая бабушка была верующей, на мой вопрос: каков он? она мне ответила: ар щынэгъо ( ар щиынагуо - он ужасающ)
Бонза 04.02.2023 14:09
Заявить о нарушении
это длинная песнь.шапсуги, черкесы, кабардинцы и адыгейцы - единый народ адыги. после проигранной кавказской войны 1817—64, основная их часть покинула родину. Yistamblako - исход адыгов в турцию. остатки славные россияне разбили территориально (адыгея, кабардино-балкария, карачаево-черкессия, у шапсугов нет административа)
аделаида приказала долго жить
Бонза 31.01.2023 11:29
Заявить о нарушении
Не знала, что все так печально. А ты почему не в Турции? Что не так с Аделаидой? - я же тебе говорила: если что-то не нравится - исправляй! Она не обидится!))
Виртджини Вульф 01.02.2023 21:04
Заявить о нарушении
у нас химичка щвайко тупых *турок* обзывала. на страницу не могу зайти, выбрасывает
Бонза 02.02.2023 08:34
Заявить о нарушении
У нас тоже была такая "обзывательница"-географичка, мы даже тетрадь завели, чтобы записывать ее "перлы", правда, на национальности она не переходила. Не зайти на страничку? - у меня так было с "Виртджинией Вульф", но потом разблокировалось, - я так и не поняла, случайно или нет))
Виртджини Вульф 02.02.2023 11:48
Заявить о нарушении
Это вы к чему, не поняла? Прочла выписки из вашего дневника. Я тоже люблю Юнга, но не считаю, что судьба жестко детерминирована архетипами. Если уж Бог нами не управляет, то куда архетипам?))
Виртджини Вульф 13.09.2024 10:46
Заявить о нарушении