Алексей Макушинский Бердяев Бог религия личность

....Следует сказать, что отношения с церковью у Бердяева были сложные («В моем отношении к Православной церкви всегда было что-то мучительное, никогда не было цельности. Я всегда оставался свободным искателем истины и смысла»), и отношение церкви к нему и было, и остается, насколько я смею судить, настороженным. В «Самопознании» с великолепной простотой и непосредственностью высказывает он свое Credo, слишком, в самом деле, далекое от ортодоксально-церковного, чтобы этой настороженности могло не быть: «Моя вера, спасающая меня от атеизма, вот какова: Бог открывает Себя миру, Он открывает Себя в пророках, в Сыне, в Духе, в духовной высоте человека, но Бог не управляет этим миром, который есть отпадение во внешнюю тьму. Откровение Бога миру и человеку есть откровение эсхатологическое, откровение Царства Божьего, а не царства мира. Бог есть правда, мир же есть неправда. Но неправда, несправедливость мира не есть отрицание Бога, ибо к Богу неприменимы наши категории силы, власти и даже справедливости. Нет ничего мне более чуждого, чем довольство миром, чем оправдание миропорядка». Бог не управляет миром; «у Бога (еще раз) меньше власти, чем у полицейского». «К Богу (и это я уже цитировал) не применимо ни одно понятие, имеющее социальное происхождение». Отсюда как бы некая программа действий, сформулированная в записных книжках (не совсем понятно лишь, кто будет выполнять ее, эту программу, кто справится с подобной задачей): «Очищение Бога от категорий, связанных с властью и силой, взятых из идеи государства. Идея Бога аналогична лишь тому, что раскрывается в духовной жизни и чистой человечности». Все это прекрасно, но верно ли? вот вопрос. Церковь есть прежде всего социальное установление (думал я и продолжаю думать теперь), да и сама религия социальна по своему происхождению, по своей важнейшей функции. Религия – это не обо мне, не о тебе и не о нем, это – о нас. Не о человеке, но об устроении общества. Об устроении социальной, национальной жизни, племенной жизни. О человеке – литература; и в этом вся разница. Бог есть прежде всего племенной Бог; потом уже Бог индивидуальный, Бог отдельной души, отдельной личности. Эта отдельная личность, столь дорогая Бердяеву, сама по себе есть поздний, и действительно – драгоценнейший, продукт цивилизации; в борьбе за эту личность Бердяев союзник важнейший. И да, есть, наверное, некая доля истины в распространенном и столь, опять же, важном для Бердяева представлении о персонализме христианства; есть, по крайней мере, возможность персонализма на христианской почве (персоналистами считали себя и Бердяев, и Маритен, за что мы их и ценим), а все-таки, полагаю я, личность, или, говоря точнее, представление о личности, представление об ее ценности, о том, что она, по Канту, может быть только целью, никогда не должна быть средством, – все это, я полагаю, вытекает (вырастает, происходит… глаголы здесь произвольны) не столько из христианства, сколько из сопротивления ему, вообще не вырастает (не происходит, не вытекает…) ни из какой религии, но скорее из противодействия и противоборства с религией, из эмансипации и освобождения от нее. Религия – это коллектив; личность – великий дар Просвещения. Религия – это архаика. Религия – слишком архаика, чтобы можно было, в самом деле, «очистить Бога от категорий, связанных с властью и силой, взятых из идеи государства». Бог – Отец, Бог – Царь; поди «очисть» его от категорий власти. «Искание Бога: тоска всякого пса по хозяину; дайте мне начальника, и я поклонюсь ему в огромные ноги. Все это земное. Отец, директор гимназии, ректор, хозяин предприятия, царь, Бог. Цифры, цифры, – и ужасно хочется найти самое-самое большое число, дабы все другие что-нибудь значили, куда-нибудь лезли. Нет, этим путем упираешься в ватные тупики, – и все становится неинтересным». Это Набоков писал так в «Даре»; лучше не скажешь. Бог – это власть, и религия – это прежде всего о власти, потом и во вторую очередь – еще о чем-нибудь (о душе и спасении оной, что бы сие ни значило). Бердяев потому и лишает Бога всевластия (оставляя, значит, только всеведение), чтобы сделать его непохожим на полицейского. Но сходство сохраняется – если не с полицейским, то – с шефом полиции. Лишенный власти бог – остается ли вообще богом? Разумеется, этот бердяевский безвластный Бог бесконечно симпатичнее традиционного Пантократора, архаического Вседержителя, деспота на небесном троне; но как мыслить такого бога? что он? зачем он? Обществу, социуму, во всяком случае, он не нужен.

   Алексей Макушинский. Предместья мысли. Философическая прогулка.


Рецензии
моя мудрая бабушка была верующей, на мой вопрос: каков он? она мне ответила: ар щынэгъо ( ар щиынагуо - он ужасающ)

Бонза   04.02.2023 14:09     Заявить о нарушении
Это по-черкесски?))

Виртджини Вульф   29.01.2023 17:56   Заявить о нарушении
ага

Бонза   29.01.2023 18:14   Заявить о нарушении
Ого, ты шпрехен черкешен?...

Виртджини Вульф   29.01.2023 18:54   Заявить о нарушении
ja, ja, jawohl

Бонза   29.01.2023 20:26   Заявить о нарушении
вообще, так нас называют русские. самоназвание - адыгэ (адьига)

Бонза   29.01.2023 20:34   Заявить о нарушении
язык - адыгэбзэ (бзэ - речь)


Бонза   29.01.2023 20:41   Заявить о нарушении
семьсот семьдесят седьмой сломался

Бонза   30.01.2023 15:25   Заявить о нарушении
Так черкесы и адыгейцы - це само?))
Не знала. Какой семьсот семьдесят седьмой? - ты говоришь загадками...

Виртджини Вульф   31.01.2023 08:59   Заявить о нарушении
это длинная песнь.шапсуги, черкесы, кабардинцы и адыгейцы - единый народ адыги. после проигранной кавказской войны 1817—64, основная их часть покинула родину. Yistamblako - исход адыгов в турцию. остатки славные россияне разбили территориально (адыгея, кабардино-балкария, карачаево-черкессия, у шапсугов нет административа)
аделаида приказала долго жить

Бонза   31.01.2023 11:29   Заявить о нарушении
Не знала, что все так печально. А ты почему не в Турции? Что не так с Аделаидой? - я же тебе говорила: если что-то не нравится - исправляй! Она не обидится!))

Виртджини Вульф   01.02.2023 21:04   Заявить о нарушении
у нас химичка щвайко тупых *турок* обзывала. на страницу не могу зайти, выбрасывает

Бонза   02.02.2023 08:34   Заявить о нарушении
У нас тоже была такая "обзывательница"-географичка, мы даже тетрадь завели, чтобы записывать ее "перлы", правда, на национальности она не переходила. Не зайти на страничку? - у меня так было с "Виртджинией Вульф", но потом разблокировалось, - я так и не поняла, случайно или нет))

Виртджини Вульф   02.02.2023 11:48   Заявить о нарушении
усё ужо в ажуре, просто я забыла нажать на рычажок

Гогенфельзен Аделаида   02.02.2023 12:33   Заявить о нарушении
Добрый день! Бог никем не управляет, он Бог и не занимается мелочами. Извините за краткость.

Миша Овсиевич   12.09.2024 18:30   Заявить о нарушении
Это вы к чему, не поняла? Прочла выписки из вашего дневника. Я тоже люблю Юнга, но не считаю, что судьба жестко детерминирована архетипами. Если уж Бог нами не управляет, то куда архетипам?))

Виртджини Вульф   13.09.2024 10:46   Заявить о нарушении