Техника и охота

 

После работы мы поехали с Иваном Шиком на "его" бортовом автомобиле на охоту. Когда мы приехали по разбитой грунтовой дороге на поля, местами уже убранные, Иван предложил мне пересесть в кузов. Моей задачей было стрелять по косачам, когда Иван подъедет к тому дереву, на котором они сидят. На занозистом полу деревянного кузова сидеть оказалось крайне неудобно. Колёса подпрыгивали на ямках и бугорках неровного поля, и эти толчки, через рессоры передавались кузову, который уже подбрасывал меня. Я держался одной рукой за видавший виды правый борт, рискуя занозить ладонь. В другой руке было зажато уже заряженное, готовое к охоте с подъезда ружьё. Способ охоты, конечно же, варварский. Если к сидящему на дереве косачу подходить на своих двоих, крадучись, скрываясь за кустами, то ближе чем на 80 -100 метров подойти практически невозможно. Тетерева обладают достаточно хорошим зрением. Да и слухом не обделены. Но с такого расстояния даже из хорошего ружья подстрелить косача маловероятно. Здесь без "мелкашки", как говорится, делать нечего.
Почти из-под колёс машины вылетели зазевавшиеся тетерева. Их было около пяти или шести. Иван резко остановил машину, отчего я чуть не выронил ружьё. Пока справился, придя к равновесию, стрелять по птицам было уже поздно.
 - Чего не стрелял!? - встав на подножку, спросил Шик.
- Да как тут стрелять, когда тряхануло так, что я чуть за борт не вывалился.
 - Ну ладно, - примирительно сказал Иван. - Видел, куда они полетели?
 - Куда-то туда, - махнул я рукой в сторону противоположной окраины поля.
 - Ладно, - закуривая, сказал Иван. - Ещё настреляем. Есть косачи!
Мы поехали дальше краем поля. Я внимательно осматривал вершины уже обезлиствевших частично высоких берёз. Никогда прежде мне не приходилось бывать на подобной охоте. Говорили, что тетерева не боятся подъезжающей к дереву машины. Ведь машины появились недавно, и в их многовековом инстинкте самосохранения это не отложилось, видимо. Позднее я ещё раз бывал на охоте подобного рода. Тогда мы поехали тоже на бортовом "газике", которым управлял работавший тогда в сельпо Сергей Богданов. Поехали мы утром, когда, после ночного заморозка, землю сковало прочным "асфальтом". Не помню уже, что там было в плане трофеев. Но врезалось в память, как мы пытались вытолкнуть машину из оттаявшей лужи. Как мы с Николаем, старшим братом Сергея, не напрягали свои силёнки, обляпанные вылетающими шматками грязи из-под задних колёс, ничего с продвижением автомобиля на твёрдое место не получалось. Пришлось бросить машину неподалёку от села, и идти до дома пешком. Утром следующего дня Сергей пригнал трактор, и только так смог вызволить казённую машину из вязкой грязи.
А между тем, мы проехали на зелёном "Газ-51" уже два больших поля, но косачи нам больше не попадались. Видимо, кто-то проехал по этой полевой дороге перед нами, и разогнал косачей, если они где-то сидели на берёзах. Эх, были же моменты. Своими глазами видел огромные, голов на 50 и более табуны тетеревов, сидящих на берёзах по осени. Подкрадывались к ним, где на коленях, где ползком. Да только взлетали птицы шумно и, как бы дразня нас, садились на другую большую берёзу, в пределах видимости. Помню, когда мимо села вели газопровод, и вырыли на просеке длинную траншею, мы с тем самых Николаем, моим компаньоном по охоте тех лет, использовали эту траншею высотой выше нашего роста для того, чтобы подкрадываться к сидящим на близстоящих берёзах просеки тетеревам. Вроде как по окопу пробирались к "неприятелю". Затея, конечно же была неплохая. Пока мы шли по глинистому дну траншеи, без шума и пыли, тетерева нас видеть не могли. Но стоило кому-то из нас высунуться из "окопа", косачи, увидев появившуюся над траншеей голову, тут же улетали.
На третьем поле я увидел сидящих на дереве косачей. Возможно, это были те самые пять особей, которых мы прежде вспугнули. Я постучал по кабине.
- Вижу, вижу, - высунувшись из открытого окна кабины, сказал довольным голосом Иван. - Не промахнись, как подъедем, - добавил он.
- Как остановлюсь, сразу стреляй.
Машина потихоньку, видимо, на первой скорости, приближалась к той берёзе, на которой сидели тетерева. Я приготовился к решительному действию, держа ружьё на изготовке. До берёзы оставалось метров сто, когда машина остановилась.
- Что случилось, Иван? - наклонясь к открытому окошку, негромко спросил я. - Далеко же ещё.
- Да ну её на ...! - выругался Иван. - Движок перегрелся. Заглох.
- И что теперь?
- Что, что? Ждать надо, когда остынет.
- А они ждать будут?
- Хочешь, стреляй.
- Далеко. Может, из твоего пальнуть. Твоё новее.
- Попробую.
Иван достал свою "тулку" и прицелился из-за копота. Раздался выстрел, затем другой. Я тоже нажал на спусковой крючок своей одностволки. Порох был дымный, поэтому я не сразу увидел результата нашей пальбы.
- Вроде зацепили одного, - сказал Иван.
И, перезаряжая ружьё, направился к той берёзе. Я оставался в кузове машины. Минут через пять Иван вернулся, держа за шею черного как резина колёс косача.
- Надо же! - удивлялся Иван, подойдя ближе. - С такого расстояния...
- С испугу, наверное, упал, - пошутил я.
Иван бросил птицу на пол кабины.
- Ладно, будем заканчивать охоту. Надо движок подшаманить. В следующую субботу наверстаем.
Где-то через час остывший мотор заревел снова. И мы повернули обратно, в сторону села. Так я и не сумел за ту осень добыть косача. Были только рябчики. Тут и машины не надо. Моя любимая охота. Не надо ни ползать по сырой земле, ни в "окопе" прятаться. Сел на пенёк. Свистнул раз-другой в манок. И вот он сам бежит к тебе по лесной дорожке. Доверчивый, не пуганый пока рябчик.

07.04.22

 Комментарий. Вспоминая ту траншею от газовиков, тот наш с Николаем "окоп", невольно думаю о том, что "окоп" - термин военный. И ведь мы вели необъявленную войну с тетеревами, с помощью техники, охоты с подъезда, использования нарезного оружия, "мелкашек". И мы победили в этой жестокой войне. Пойди найди сейчас краснобрового красавца косача-тетерева... Остались где-то единицы. Табуна в 50 голов уже не увидеть, к сожалению. И я принимал участие в той войне, хотя лично я не нанёс ущерба популяции тетеревов в нашем районе. Говорят, что рябчиков сейчас тоже надо поискать. Но я уезжал на 30 лет из села, на север области. Так что моей вины в уменьшении популяции рябчиков нет. И вот этой осенью собираюсь убедиться в том, что не стало в изобилии этих доверчивых птиц. Снова являюсь членом общества рыбаков и охотников. Официально. Купил и зарегистрировал ружьё. Но первого встреченного рябчика я стрелять не намерен. Так я решил, ожидая дней сентября.

02.08.22


Рецензии