Даши-Доржо Итигэлов

Чудесное рождение

Дата рождения Даши-Доржо Итигэлова известна, и ею считается 1852 год. Но существует легенда о том, что мальчик появился на свет чудесным образом, в возрасте пяти лет. Чтобы понять эту легенду, необходимо знать нравы и обычаи бурятского народа.
Никто из современников Даши-Доржо не знал, кем была его мать. Может ли случиться такое? Ведь буряты – народ, бережно относящийся к своей родословной, помнящий до нескольких поколений свой род.
Мальчик рос сиротой — случай уникальный, поскольку у бурят все дети, оставшиеся без родителей, воспитываются их родственниками.
Именно эти факты питают легенду о том, что мальчик появился в мире людей чудесным образом, подобно Падмасамбхаве и другим великим буддийским учителям.


 Детство

Даши-Доржо имел бойкий и независимый характер.
Пася скот у чужих людей, он приехал однажды верхом на быке, считавшемся очень свирепым, держа в руках шест, который венчал человеческий череп.
Хозяева испугались такого поведения и обратились за помощью к ламе. И лама объяснил необычное поведение мальчика тем, что он не боится смерти.
Сохранился в народной памяти и другой случай, когда Даши-Доржо, согревая ноги в коровьей лепёшке, заявил:
– Когда я вырасту, стану Хамбо ламой.
Жена хозяина отругала его за такие слова.
– Как же ты станешь Хамбо ламой, такой оборванец? Уж кому-кому, а тебе я никогда не поклонюсь!
Через много лет она, постаревшая, пришла к Хамбо ламе Итигэлову за благословлением.


Учёба

В возрасте 12-ти лет Даши-Доржо уходит в Янгажинский дацан, где становится учеником ламы Жамсарана.
Спустя четыре года в этот дацан приезжает Захар Ширап Нимбу, известный йогин. Он навещает своего учителя философии, ламу Жамсарана, от которого узнаёт об удивительных способностях мальчика. И учитель с учеником, посовещавшись между собою, решают отправить Даши-Доржо на дальнейшую учёбу в Анинский дацан.
Настоятелем Анинского дацана являлся Галдан Аюшиев, который создал все условия для успешного обучения Даши-Доржо, назначив ему солидное в то время пособие для проживания в размере 5 рублей. 
Когда Даши-Доржо Итигэлову исполнилось 19 лет, наступил срок его казачьей службы. Но Галдан Аюшиев организовал от селений Ойбонто, Нуур и Могой ежегодный сбор средств в царскую казну в размере 25 рублей, освободив тем самым юношу от воинской повинности.
Даши-Доржо Итигэлов с успехом прошёл 20-летний курс обучения в Анинском дацане, получив по его окончании учёное звание габжа.


Учителя Итигэлова

Учителями Даши-Доржо Итигэлова во время его пребывания в Анинском дацане являлись ламы Захар Ширап Нимбу, Галдан Аюшиев, Баруун, Зодвын и Еше Од.
Лама Захар Ширап Нимбу, коренной учитель Даши-Доржо Итигэлова, имел учёное звание габжа. Он знал наизусть Ламрим и другие буддийские книги. В 1894 году Захар Ширап Нимбу ушёл в медитацию, которая продолжалась 22 года – исключительный по тем временам срок.
Настоятель Анинского дацана Галдан Аюшиев также имел учёное звание габжа. Он считался перерожденцем Авалокитешвары – божества сострадания, из слезинки которого появилась Зелёная Тара. Пребывая на посту настоятеля, Галдан Аюшиев вывел школу буддийской философии, существовавшую при Анинском дацане, в число лучших школ Бурятии.
Лама Баруун считался перерожденцем Абиды Бурхана, и лама Зодвын — перерожденцем бодхисаттвы Манжушри. Когда эти ламы были ещё детьми, за ними приезжали большие ламы из Тибета. Они признали в мальчиках перерожденцев и хотели увезти их в Тибет. Но ламы Анинского дацана отказались отдать им мальчиков. Они ответили большим ламам так: «Боги сами знают, где следует им родиться».
Лама Еше Од, прозванный в народе «Бакша», обладал высокой учёностью. Помимо этого, он умел вызывать дожди, и своим умением выручал в засушливые годы население.
О сверхъестественных способностях лам, живших в Анинском дацане, люди слагали легенды. Они умели в одно мгновение преодолевать большие расстояния, пересекать реки и озёра, не замочив ног. Ламы уходили в нирвану, оставляя тело под присмотром своих учеников, а потом снова возвращались на землю. Именно такие учителя были у Даши-Доржо Итигэлова.


Учитель для многих

В 1895 году, закончив 20-летний курс обучения в Анинском дацане, Даши-Доржо Итигэлов приезжает в Тамчинский дацан, который являлся в то время резиденцией Хамбо лам и крупнейшим в Бурятии центром просвещения. В его стенах Итигэлов начинает познавать врачебные науки.
Однажды, поднявшись на второй этаж Цокчен дугана, Даши-Доржо увидел облики четырёх Хамбо лам, живших когда-то в этом дацане. Новость мгновенно облетела всех лам и хувараков. Тогдашний VII Пандито Хамбо лама Сандэлэг Ванчиков вызвал Итигэлова к себе и, желая его проверить,  попросил описать облики всех Хамбо лам. И Даши-Доржо Итигэлов описал их так живо, словно встречался с ними наяву.
После этого случая ламы Тамчинского дацана прозвали Итигэлова Олоной Багша, что в переводе означает «Учитель для многих».


Работа в Янгажинском дацане

В 1898 году Даши-Доржо Итигэлов возвращается на свою родину, в Янгажинский дацан, где начинает преподавать буддийскую философию и одновременно исполнять должность гэсхэ ламы. А в 1903 году, проявив себя умелым руководителем и хозяйственником, избирается настоятелем этого дацана.
Находясь на этой должности, Итигэлов становится инициатором постройки двух новых дуганов. На эти нужды он жертвует все свои сбережения.
Параллельно основной работе Итигэлов ведёт как просветительскую, так и лечебную деятельность среди верующих и мирян, пишет труды по философии.
Разглядев в своём ученике, Санжи-Цыбике Цыбикове, талантливого зодчего, скульптора и иконописца, Итигэлов доверяет ему строительство и оформление новых дуганов Янгажинского дацана, способствуя тем самым развитию национальной школы буддийского искусства, названной в народе оронгойской.
Именно при Итигэлове слава оронгойских мастеров распространилась далеко за пределы своей родины. Им доверяют строительство культовых сооружений многих бурятских дацанов, большинство из которых в годы советской власти было разрушено. От самого Янгажинского дацана, являвшего в начале прошлого века образец бурятского национального зодчества, остались одни развалины. Но Дворец Хамбо ламы Итигэлова, ныне украшающий Иволгинский дацан, убеждает нас в том, что подлинное искусство не подвластно законам времени. Ибо Дворец Хамбо ламы есть воссозданный по фотографиям Цокчен дуган Янгажинского дацана.


Избрание Хамбо ламой

Весной 1911 года Даши-Доржо Итигэлов избирается XII Пандито Хамбо ламой буддистов Восточной Сибири.
Находясь на этой должности, он проводит политику очищения буддийской религии от элементов шаманизма. Так, поднявшись на гору Бурин-Хан и увидев овечьи черепа, сложенные в кучи, Итигэлов бесстрашно их разбросал. А после укорил Хозяина этой горы в кровожадности. И с той поры местные жители перестали совершать на горе Бурин-Хан свои жертвоприношения, принося лишь молочную пищу.
В 1912 году Хамбо лама Итигэлов  приезжает в Цонгольский дацан, который постоянно затапливался во время наводнений. Местные жители обращаются к Хамбо ламе с просьбой указать им новое место для постройки дацана.
Проведя трёхдневный хурал, Итигэлов указал им новое место, добавив при этом, что именно там зарыты ритуальные предметы, принадлежавшие когда-то Дамба-Доржо Заяеву, Первому Хамбо ламе. Местные жители стали копать и обнаружили эти предметы.
Ламы и верующие были несказанно рады тому, что Хамбо лама к ним вернулся. Дело в том, что незадолго до смерти Заяева местные жители обратились к нему с просьбой снова родиться в Бурятии, и он обещал. И современники Даши-Доржо Итигэлова увидели в нём перерожденца Заяева, на деле доказавшего свою родословную.
Постоянные заботы о своём народе, о его не только сегодняшнем, но и завтрашнем дне слагали об уже не молодом Хамбо ламе легенды. Так, существовала легенда о том, что посетители в течение целого дня могли за ним ходить, но не могли его догнать, несмотря на все усилия. Время для посетителей как бы удлинялось, а для Хамбо ламы Итигэлова как бы укорачивалось. То же самое происходило и с расстоянием.


Послужной список Итигэлова

Хамбо лама Итигэлов неоднократно бывал на приёме у царя. Сохранились свидетельства о том, что Николай II и царица глубоко его почитали. Многие бурятские ламы врачевали членов царской семьи, и атмосфера глубокого доверия сложилась между двумя руководителями.
В начале Первой мировой войны Хамбо лама Итигэлов принимает активное участие в создании «Общебурятского комитета по сбору пожертвований на нужды войны», выезжает на фронт для оказания поддержки своим землякам, организовывает лазареты и отправляет лам-медиков для оказания помощи в военные госпитали.
Три сотни янгажинских казаков, отправляясь на фронт, получили от Хамбо ламы благословение. И ни один из них не погиб на войне. Полные благодарности своему любимому Хамбо ламе казаки сложили о нём песню.
За особые труды и заслуги по оказанию помощи лицам, призванным на войну, а также семьям раненых и погибших, в 1916 году Хамбо лама Итигэлов был награждён орденом Святой Анны II степени.


Революция в России

Зная иерархический принцип, положенный в основу буддийской философии, Хамбо лама Итигэлов не принял Февральскую буржуазно-демократическую революцию 1917 года, приведшую к отречению от престола царя Николая II. Находясь в это время у себя на родине, он внимательно следил за ходом событий.
В мае 1917 года в Тамчинском дацане проходили собрания по случаю создания революционного комитета общественной безопасности, к которому должна была перейти власть в Селенгинском аймаке. Станичный атаман Абидуев, подговорив вернувшихся с войны казаков, собрал около сотни людей и разогнал аймачный комитет. По этому случаю казаки устроили на территории Тамчинского дацана пьянку, перешедшую в драку.
Хамбо лама Итигэлов находился в это время в отъезде. Возвращаясь домой из Верхнеудинска и услышав о безобразиях, творимых в Тамчинском дацане, Хамбо лама вынужден был применить на деле свои сверхспособности. Сохранилось официальное полицейское донесение о том, что Итигэлов проскакал на своём коне по поверхности озера Саган Hyур, как по мощёной дороге.
Предание, которое хранится в памяти народа, утверждает, что Хамбо лама, достигнув Гусиного озера, раздвинул его воды и поскакал к Тамчинскому дацану напрямую. Когда конь Хамбо ламы оказался на противоположном берегу, воды сомкнулись. Возникшие волны смыли часть дебоширов, очистив территорию дацана. Оставшиеся казаки, увидев чудеса, творимые Хамбо ламой, в страхе разбежались.
В июле 1917 года  Хамбо лама Итигэлов избирается Председателем II Общебурятского съезда, который проходит в Тамчинском дацане. Но вскоре после этого, в сентябре 1917 года, прекрасно понимая, куда всё идёт, Даши-Доржо Итигэлов снимает с себя полномочия Пандито Хамбо ламы и возвращается в Янгажинский дацан.
 

Встреча Итигэлова с Доржиевым

В 1921 году Даши-Доржо Итигэлов встретился на барисане – священном для бурят месте – с Агваном Доржиевым, возвращавшимся из деловой поездки по Монголии.
Радуясь этой встрече, возможно, последней в их жизни, старые знакомые решили сделать привал. Разожгли неподалёку костёр и завели за чашкой чая беседу.
Перед тем как расстаться с Доржиевым, Итигэлов сказал:
— Напрасно вернулись вы в Россию. Скоро начнутся аресты лам, разрушения дацанов. Попадётесь к ним в руки – не уйдёте живым.
Агван Доржиев, веривший в то, что буддийская религия сможет мирно ужиться с советской властью, с недоверием отнёсся к словам, сказанным Итигэловым. Он спросил:
— А почему вы не уезжаете за границу?
Итигэлов ответил не сразу. Посмотрел на небо, словно читая на нём знаки своей судьбы, и сказал:
— Меня они не успеют взять.
Так впоследствии и получилось. В конце 1937 года Агван Доржиев был арестован и вскоре скончался в тюремной больнице города Улан-Удэ. Место его захоронения осталось неизвестным.


Уход Итигэлова

Покинув пост Хамбо ламы, Даши-Доржо Итигэлов поселяется в Янгажинском дацане. Сохранились воспоминания о том, что в эти годы он глубоко изучает сочинение Богдо Цонкапы «Хвала взаимозависимому происхождению», помогающее человеку прийти к пониманию Пустотности-Шуньяты.
Современные ламы считают, что в оставшиеся годы жизни Даши-Доржо Итигэлов совершил всесторонний анализ Пустотности-Шуньяты и достиг практического постижения этого понятия — первопричины всех происходящих в мире явлений.
Незадолго до своего ухода Даши-Доржо Итигэлов пишет «Послание к потомкам», которое в 1998 году было обнаружено в архивах Иволгинского дацана.
15 июня 1927 года Итигэлов погружается в особое состояние, в котором пребывает и сегодня. Он обращается к своим ученикам с просьбой прочитать молитву — «Благопожелание уходящему», – которой провожают усопших. Эта молитва помогает душе, покидающей тело, найти своё кармическое предназначение. Смущённые ученики не могут решиться читать эту молитву при живом Учителе, и тогда Итигэлов начинает читать её сам. Вдохновлённые примером своего Учителя, ученики дружно подхватывают эту молитву.
В позе лотоса, в которой Хамбо лама остановил своё дыхание, его тело помещают в кедровый короб и опускают в землю.
Перед тем, как покинуть этот мир, Даши-Доржо Итигэлов отдаёт последние распоряжения. А также просит вскрыть кедровый короб и осмотреть своё тело через 30 лет.


Прошлые жизни Хамбо ламы Итигэлова

Ещё при жизни Хамбо ламы Итигэлова верующие люди считали его перерожденцем Первого Пандито Хамбо ламы Заяева, принёсшего в XVIII веке буддизм своему народу. Но кем был в прошлых своих рождениях сам Хамбо лама Заяев?
в 2005 году в архиве Иволгинского дацана была обнаружена бумага, в которой рассказывается о том, как представители монашеской общины и верующие обратились к Далай ламе XIV, попросив его рассказать о прошлых жизнях Хамбо ламы Заяева. И через его личного оракула получили ответ на свой вопрос.
Оракул им сообщил, что было пять перерождений Первого Хамбо ламы в Индии и пять – в Тибете, и перечислил все имена, среди которых  прозвучало и имя Махасиддха Дхармапы.
В книге, посвящённой жизнеописанию 84 Махасиддхов, можно прочитать о том, как закончил свою жизнь этот великий подвижник. Оказывается, Дхармапа в физическом теле вознёсся в Ясный Свет!
Если в других своих рождениях Хамбо лама Итигэлов мог контролировать первоэлементы, из которых состоят все формы жизни, благодаря своим способностям, уместно предположить, что он мог воспользоваться этими способностями и в своём последнем рождении.


Указанные проверки

Группа лам, возглавляемая Пандито Хамбо ламой Лубсан-Нимой Дармаевым, подняла тело Итигэлова в 1955 году — на два года раньше, чем он распорядился в своём завещании. Это было вызвано тем, что сильнейшая буря пронеслась в районе села Оронгой, срывая с домов крыши и поднимая в воздух доски и другие тяжёлые предметы. И глава буддийского духовенства принял решение провести необходимый ритуал до наступления указанного срока.
Убедившись в неизменности тела Хамбо ламы Итигэлова, ламы сменили ему одежду и кедровый короб и снова опустили в землю.
Точно такой же ритуал был проведён в 1973 году и был связан с сильнейшим наводнением, отрезавшим на месяц Иволгинский район от Улан-Удэ. Жамбал-Доржи Гомбоев, занимавший в то время пост Пандито Хамбо ламы, вместе с группой сопровождавших его лиц осмотрел Хамбо ламу Даши-Доржо Итигэлова и убедился в полной сохранности его тела.


Возвращение Хамбо ламы Итигэлова

Бимба лама, хранитель тела Хамбо ламы Итигэлова, часто думал о том, что нынешнему поколению лам необходимо найти саркофаг Итигэлова и проверить состояние его тела. Как-то раз он увидел во сне свою встречу с Хамбо ламой. Обнаружение его Послания в архиве Иволгинского дацана ещё сильнее утвердило желание Бимба ламы.
Он нашёл человека, знавшего точно, где погребён Хамбо лама — дедушку Амгалана Дабаева, 1914 года рождения. И 7 сентября 2002 года, приехав в местность Хухэ-Зурхэн, дедушка указал на место захоронения. Интересно отметить, что нынешний XXIV Пандито Хамбо лама Дамба Аюшеев, возглавлявший группу поиска, самостоятельно вышел к этому месту.
Группа поиска получила согласие родственников на эксгумацию тела и 10 сентября откопала на глубине полутора метров короб с помещённым в него телом. Присутствовавшие при этом люди, включая и судебно-медицинского эксперта, были несказанно удивлены. Хамбо лама Итигэлов не только был внешне узнаваем, у него обнаружили все признаки живого тела: эластичную кожу без малейших признаков гниения, подвижные суставы рук. Хамбо лама Итигэлов находился в позе лотоса, и в таком виде его благополучно доставили в Иволгинский дацан.
На опознание Хамбо ламы Итигэлова пригласили Бимбу Цыбикова, 1910 года рождения, видевшего его в детстве. Тот сразу узнал черты его лица – Хамбо лама Итигэлов нисколько не изменился.
В Иволгинском дацане ему соорудили саркофаг из стеклопакетов, решили заказать холодильную установку. Однако вскоре выяснилось, что Хамбо ламу Итигэлова защищать от времени не нужно. Его тело вело себя, как живой организм, совершающий физический и энергетический обмен с пространством.


Научные исследования

Российские учёные, узнав о состоянии тела Хамбо ламы Итигэлова, сильно заинтересовались этим феноменом. Они обратились к руководству Сахгхи России с просьбой провести свои исследования, и получили согласие.
В конце 2004 года к исследованию тела Хамбо ламы Итигэлова подключился заведующий отделом идентификации личности Российского центра судебно-медицинской экспертизы, доктор наук, профессор Виктор Звягин. В лаборатории, руководимой этим учёным, исследовались в своё время останки членов царской семьи.
Профессору Звягину были переданы для исследования образцы волос, кожи, которая сама отшелушилась, и срез ногтей Хамбо ламы Итигэлова. Выводы учёного носили сенсационный характер. Вот сведения, полученные из его письменного отчета:
«Состояние тканей таково, что оно вполне соответствует прижизненной характеристике. Нам не известны случаи такой сохранности, это некая научная загадка... По многим параметрам тело Хамбо ламы производит впечатление тела живого человека... Для меня было большой неожиданностью, когда мы сделали инфракрасную спектроскопию образцов тканей и убедились, что их состав мало чем отличается от состава тканей живого человека... Никакие известные науке искусственные способы поддержания такого состояния тела вроде мумифицирования, бальзамирования и т.п. в этом случае не применялись. Нет следов вскрытия, извлечения головного мозга и внутренних органов. Никаких уколов, разрезов и тому подобных воздействий на тело мы не обнаружили».
Военные медики, которым также были переданы образцы для исследования, изучили ядерно-резонансным методом ядро клетки. Их вывод был таков: клетка жива, и ядро продолжает оставаться целым!
А известному врачу Алексею Ажееву, специалисту по мануальной терапии, наблюдавшему тело Хамбо ламы с 2002 года, удалось зафиксировать своими приборами пульсацию его мозга. Если у биологических объектов, находящихся в подвижном состоянии, мозговые полушария выдают 3 - 4 всплеска в минуту, у неподвижно сидевшего Хамбо ламы Итигэлова наблюдался 1 всплеск в минуту.
 Ныне в Бурятии успешно работает Институт Хамбо ламы Итигэлова, возглавляемый Янжимой Васильевой – внучатой племянницей этого ламы. Целью создания Института является проведение научных конференций, посвящённых изучению духовного наследия Хамбо ламы Итигэлова, а также освещение в печати и средствах массовой информации этого феномена.


Хранитель тела Хамбо ламы Итигэлова

Бимба Доржиев – бессменный хранитель тела Хамбо ламы Итигэлова. И он свидетельствует о феноменах, которые происходят во Дворце Хамбо ламы.
Бимба лама утверждает, что стекло, которым окружён Хамбо лама, иногда запотевает изнутри. А это означает, что тело его дышит, совершая энергообмен с окружающим пространством точно так же, как тело живого человека.
Ни для кого не секрет, что тело, из которого ушла жизнь, начинает терять влагу и со временем высыхает. В случае с Хамбо ламой Итигэловым происходит наоборот. Первые несколько лет после вскрытия саркофага его тело набирало вес до 2 кг ежегодно. За 6 лет вес Хамбо ламы увеличился, и ныне составляет 41 кг.
Необычным образом ведёт себя и температура воздуха за стеклом саркофага, в который помещён Хамбо лама. Обычно она на 1-2 градуса выше температуры окружающей среды.
Люди, наблюдающие Хамбо ламу на протяжении ряда лет, отмечают, что у него подросли и потемнели волосы, а также изменился цвет кожи. В некоторых местах она побурела, а где-то стала золотистой. Аналогов такого поведения тела, возраст которого  составляет более 150 лет, в мире не существует.
Единственный пример, который можно в связи с этим привести, – это  религиозный реформатор, основатель школы гелуг-па Богдо Цонкапа. Пока строили ступу, у него продолжали расти волосы на голове.
Ступа, посвящённая Цонкапе, более пяти столетий находилась в Лхасе, являясь святыней для буддистов всего мира. Но в 1959 году, придя в Тибет, ступу взорвали китайские военные.


Духовное наследие Итигэлова

Приступая к оценке духовного наследия Хамбо ламы Даши-Доржо Итигэлова, следует помнить, что оно – явление всестороннее. В жизни этот человек проявил себя как врач, философ, общественный деятель и йогин, достигший уникальных результатов.
Имея медицинское образование, Хамбо лама Итигэлов написал книгу «Жор» – фундаментальный труд по тибетской фармакологии. Имея философское образование, написал более пятидесяти книг.
Книги, написанные Хамбо ламой Итигэловым, носят в большинстве своём безымянный характер или значатся под сакральными именами, что характерно для буддийской литературы с древнейших времён. Их авторство в настоящее время устанавливается.
Ганжур лама, ректор Буддийского университета при Иволгинском дацане, считает, что Хамбо лама Итигэлов решает лично, когда и какую книгу дать. Находясь на внутренних планах существования, Хамбо лама внимательно наблюдает за ростом сознания людей. Но главная книга Итигэлова, считает Ганжур лама, – это его тело. Книга, рассказывающая о духовных возможностях человека.


ДОЖДЬ ИЗ ЦВЕТОВ (бурятские буддийские притчи)


Рецензии
Духовные возможности человека безграничны! Хамбо лама внимательно наблюдает за ростом сознания людей, а люди перестали читать, разучились писать, о грамотности даже не приходится говорить.
Игорь, Вы духовно очень богатый человек! Пусть больше людей узнают об уникальном феномене, человеке, перевернувшем сознание людей!

Койнова Ольга   16.02.2023 18:32     Заявить о нарушении