Лермонтов и Гагарин. Неизвестный портрет

"Григорий Григорьевич Гагарин – наш современник, считает, что его прапрадед князь-художник Григорий Григорьевич ГАГАРИН, не выпускавший из рук карандаша , наверняка рисовал портрет М.Ю.Лермонтова, хотя бы в виде наброска, ведь некоторое время они жили в одной палатке, участвовали в одних и тех же военных походах, посещали общих друзей и знакомых! Но, увы, пока такой портрет неизвестен, не найден." («Наш князь», глава 3 «Лермонтов и Гагарин»)

Но -ВНИМАНИЕ! - В запасниках Государственного литературного музея хранится НЕИЗВЕСТНЫЙ ПОРТРЕТ НЕИЗВЕСТНОГО художника - в 1938 году какая-то женщина принесла в музей этот портрет - хотела получить за него несколько рублей. То есть он был неизвестным до тех пор, пока его историей не занялся Ираклий Андроников (https://www.litmir.me/br/?b=269062&p=1)
Сопоставляя многие факты и обстоятельства, приходишь к выводу, что это именно ТОТ ПОРТРЕТ ПОЭТА, существование которого предполагали и Савинов и Гагарин-современный потомок князя- художника.
А.Н.Савинов, доктор искусствоведения, профессор, автор единственно серьезного труда, посвященного творчеству Г.Г.Гагарина) писал :» Как ни коротко это время ( нахождения рядом на Кавказе – А.Ж), оно все же позволяет предполагать, что Гагарин, постоянно рисовавший, не мог не сделать портрета Лермонтов… К сожалению, такой портрет, который мог быть одним из лучших в иконографии поэта, до сих пор не обнаружен"
Разве мы будем продолжать считать, что он еще не обнаружен? И разве ЭТОТ портрет не может быть назван «одним из лучших»?!


P.S. Лишь в последние годы стали раздаваться голоса, выражающие сомнение, что на портрете изображен Лермонтов. Интересно, а если применить цифровую идентификацию?!
А вот что предпринял Ираклий Андроников – привожу на той случай, если у вас не хватит терпения пройтись по ссылке .
« На одном — увеличенная миниатюра Заболотского, на другом —
уменьшенный «вульфертовский» портрет. Продолжая разглядывать их, аккуратно складываю вместе,один на другой, совмещаю окончания мочек ушей... совмещаю уголки глаз... И — чудо! Изображениясразу исчезли, словно растаяли. Они слились воедино, в новый — третий — портрет. Совпали иброви, и глаза, и носы, и губы, и подбородки, и уши!.. Не совпали только прически... Щеку на портрете Заболотского ободком облегает щека «вульфертов-ского» портрета. Но разве прически и полнота щек относятся к устойчивым признакам? И еще прежде чем дочитано до конца заключение Потапова, я уже предугадываю вывод:следует высказать мнение, что доставленный тов. Андрониковым портрет масляными красками представляет собой один из портретов М. Ю. Лермонтова.
«Какая радость, — думаю я. — Какая замечательная работа! Выдающийся советский криминалист впервые в истории криминалистики взялся за опознание личности неизвестного офицера на живописном портрете прошлого века, и с каким блеском продемонстрировал он точность криминалистических методов!»
Потапов опасался, что если художники нарушили пропорции между отдельными чертами лица, то,стало быть, портреты не похожи на оригинал и при сличении их ничего не получится. Но, к счастью, все получилось»


Рецензии