Маска Гиппократа

Нет, наверно на свете человека, который бы не знал о том, что существует клятва Гиппократа. Ее произносят врачи, перед вступлением в должность.
Но не все знают, а может и никто, что есть такая вещь как Маска Гиппократа.

Гиппократ родился в 460 году до Н.Э. на острове Кос в Греции.
Его отец и дед также были врачевателями.

В то время изучение тела путём посмертного вскрытия было категорически запрещено.
Хирургические вмешательства ,также не допускались.

Поэтому можно было определить предвестника смерти по его
посмертной маске.

 Но всё это я уже узнала позже, когда столкнулась с таким явлением у себя в семье.

Сначала я наблюдала за старушкой   у мамы в больнице. Мама лежала с воспалением лёгких (к месту будет сказано, что после этого, она ещё прожила 10 лет и умерла в возрасте 88 лет.

Но у мамы рядом в палате лежала женщина, нет уже старенькая старенькая бабушка.
Она была столь худа, и можно было догадаться, хотя я и не Гиппократ, что её ожидает скорая смерть.
Она уже отказывалась от еды, хотя медсестричка хотела ее кормиться ложечки.
Думаю, бабуля уже готовилась к смерти, предчувствовала ее, а может и  пыталась приблизить. Она уже не говорила, только головой мотала, что не хочет принимать пищу.
И умерла, буквально с маской Гиппократа на лице.
У неё были все признаки - впалые глаза, заострённый нос, бледная кожа, покрытая потом.

Конечно, умирает человек, это страшно для нас,  живых людей, но было видно по ее уходу, что она готовилась, может устала жить.

Старики иногда пытаются приблизить свой уход.
Но маска Гиппократа на лице признак  скорого ухода из жизни.

Спустя время я забыла об этом. Лежала в больнице много раз, и ещё два раза на моих глазах уходили больные. Нет это не те больные как эта старушка , одна женщина несщадно пила, другая умерла от диабета.

Да это уход людей. Но в моей жизни этого пока
Я не ощутила.

Моему супругу было уже 80 лет. Да вы правы, это ещё не возраст - другие ещё живут и живут в этом возрасте. Он актёр, известный, работал с Анатолием Папановым и Андреем Мироновым в театре.

Но его отец и брат даже не дожили и до 50 лет. Ну и поэтому он сам ожидал ранней смерти.

Но Бог так распорядился и дал ему ещё 30 лет жизни, если судить по близким своим.

Но вот настало время, когда начали выпадать зубы. Но всё было нормально, мы вставили ему коронки.

Но он капризничал как и все старики, они выпадали при еде,  гель устойчивый он не захотел намазывать на коронки, и поэтому, он ел только протёртую пищу.
Да и практически уже и не ел толком.

Так получилось, что я оказалась в больнице, и неделю меня не было дома. Но у меня есть дочь, преданная она приезжала к Володе , так же готовила протёртую пищу. Но он видно не ел толком.

И вот когда я выписалась из больницы, я продолжила уход за супругом. Но он уже был другой, слабый.
Мне стоило ухаживать больших трудов, так как у меня была хирургическая операция, боли пока ещё были серьёзные.
Но я выполняла свой супружеский долг, пыталась кормить с ложечки, но он отказывался от еды.
И потихоньку уходил в себя.
Пока однажды Володенька  вдруг ни проспал целые сутки.
И тогда то я и увидела на его лице эту самую Маску Гиппократа - щеки впалые, нос заострившийся, голова была сильно откинута назад, рот открыт.
Мой хороший супруг уходил, и ушёл в небытие.
Конечно он был без сознания , и даже не заметил, как умирает.

Что можно сказать? А кто знает какой уход из жизни ждёт нас?


Рецензии