Три Елены

   Я знал ее почти с самого   детства. Возвращаясь из школы домой, я видел в песочнице маленькую белокурую девочку, так старательно лепившей свои куличики, а рядом, на бортике песочницы, сидела женщина с леечкой и увлажняла "песочное тесто" малышки.

   Никто не обращал внимания на труды этого "кулинара". Она старательно творила свои пирожные, то поднимаясь, чтобы готовые уложить на бортики песочницы, то снова опускаясь на корточки, набивая цветные формочки влажным песком.

   Однажды, в момент вставания с корточек, она увидела, что я наблюдаю за ней, и помахала мне ручкой, я ответил тем же. Так началось наше знакомство. В следующий раз я просто перешагнул через низкое ограждение детской площадки и направился к ним.

   - Здравствуйте!
Обе подняли на меня свои глаза. Я обратился к девочке:
   - Как тебя зовут, маленькая фея?
   - Как маму..
   - А как зовут маму?
   - Леночка..
   - Маму зовут Леночка?
   - Нет, так зовут меня…
Детская, не совсем понятная для меня, логика рассуждений.
  - А тебя как зовут?
Действительно, чего-сам-то не представился…
   - Меня зовут Егор! Вот и познакомились, да?
Наградив меня своей очаровательной улыбкой, она продолжила свое важное дело.

   …Своей чередой мчались наши будни, у меня - школьные, у Леночки-свои маленькие, девчачьи. Песочница сменилась впоследствии скакалкой, потом классиками и рисунками цветными мелками на асфальте.

   Приближалось время выпускных экзаменов в школе, а до этой поры началась подготовка к празднику последнего звонка. Классный руководитель назначил время репетиции праздничной линейки и сообщил, что мне, самому высокому юноше из всех выпускных классов, надо будет пронести по залу, вдоль выстроенных рядов школьников,  на своих плечах,  девочку со школьным колокольчиком-звонком.

   В день репетиции, в актовом зале, мы ждали маленькую девочку, ее должна была привести ее мама. Раскрываются двери в зал, и появляется будущая первоклашка с огромным белым бантом на голове!
   Ее мама подвела участницу торжественного мероприятия к нам и о, чудо! Я едва узнал ее, свою маленькую знакомую из песочницы! Но она смело подлетела ко мне и выдала:
   - Егор, ты учишься в моей школе?
   - Как это в твоей?
   - В этом году я пойду в первый класс в эту школу, так ты тоже здесь учишься?
Учителя были очень рады, что мы знакомы, потому что иногда сложно бывало установить контакты –малыши часто волнуются и могут просто растеряться.

   Нам обоим объяснили, что и как мы должны делать.
   - А ты не уронишь меня?
   - Нет, конечно, я буду крепко тебя держать!
Я подсадил Леночку на плечи, и мы начали движение.
   - Тебе не тяжело?
Она слегка наклонилась ко мне и я был вынужден приостановить свое движение по залу..
   - Нет, Лена, все в порядке, идем дальше, ты не волнуйся и крепко держи колокольчик.

   Только тронулись с места,  у нее снова возник вопрос:
   - А мне тебя за ухо держать или за волосы?
Терпеливо объяснял, отвечал на ее милые и наивные вопросы, но у нее остался еще один вопрос (обо мне заботилась!):
   - А если я уроню колокольчик, он тебе на ноги упадет, тебе больно будет? Колокольчик же не маленький…
   Потом долгие годы я вспоминал это щебетание накануне моего последнего звонка в школе.

   Моя учеба в  другом городе  на некоторое время вычеркнула  из памяти все эти эпизоды моей дружбы с Леночкой. В пединституте было много девчонок, были вечера совместно с разными факультетами, к концу пятого курса создалось немало семейных пар.. Приезжая в родной город на праздники или на каникулы, наши с Леной  пути так  никогда и не пересекались , кроме одной встречи..

   Мы с мамой решили пройтись по магазинам, это было перед самым моим выпускным вечером в школе. Недавно прозвенел последний звонок, началась подготовка к экзаменам, и я, выкроив часок, отправился с мамой в поисках нарядного костюма для выпускного вечера.

   - Здравствуй, Егор!
Словно к давно знакомому другу, к нам буквально подлетела моя маленькая
подружка.
   - А вы мама Егора? Здравствуйте!
Смелости было не занимать!
   Мама вежливо поздоровалась с ней, но тут подошла и другая мама, мама Лены. Познакомились.
   -Елена! Очень приятно, меня тоже зовут Елена.
   - Вот это здорово! Три Елены!

   Девочка от восхищения захлопала в ладоши, а моя мама, как мне показалось, немного переменилась в лице. Всю дорогу до магазина она молчала, и дома   не произнесла ни слова даже после моих многочисленных расспросов…

   Прошли и выпускные, и вступительные экзамены, и пятый курс близился к завершению. Я распределился в свой родной город, в городском отделе народного образования мне дали направление в мою школу, я был неслыханно рад, мама не будет одна, я рядом с ней! После развода с отцом прошло много лет, но она так и не вышла замуж.

   Я долго переживал эту стрессовую для всех ситуацию. Не было ссор, раздоров, и я считал, что наша семья самая лучшая на всем целом свете, а тут такое… Сначала мама мне говорила, что когда подрасту, я все сам пойму…
Но "когда подрасту" - это во сколько лет?

   Папа меня не бросил, он ушел от мамы  к другой женщине. Но мы с ним всегда общались, он привозил мне подарки, покупал одежду и обувь, с ним мы ходили и в цирк, и на каток, и сказать, что я был брошен свои отцом, я не мог…

   …И вот я в своей родной школе! Директор знакомит меня с педколлективом, многие знакомы, но и новых много. Мне дали еще и классное руководство, в 5Б классе!

   За окном еще август, знакомлюсь со школьной  программой 5-7 классов, старшеклассников мне пока не дали, там выпускает другой учитель математики,  расписываю внеклассные мероприятия с пятиклашками.

 Такого волнительного первого сентября не было даже когда я сам учился в этой школе..
   Я встал перед своим 5Б на линейке в день знаний. Нарядные все, девочки с белыми бантиками, многие с цветами.. Сзади взволнованные родители. Волнуются все. И я в том числе. Я как педагог-новичок, детки – как только что выпустившиеся от одного учителя, а теперь их будет много. Родители они и есть родители…

   Зашли в наш класс, сели за парты так же, как они сидели в начальных классах. Объяснил, что пока пусть сидят так, но со временем я их пересажу, т.к. многие выросли за лето и оказались за передними партами.

   - Давайте знакомиться, ребята!
   …Двадцать восемь пар устремленных на тебя глаз, словно в ожидании чего-то важного и особенного, просто обезоруживали наповал.

   - Буду называть вас по фамилии и имени, и вы встаете, хорошо, ребятки, да вы не волнуйтесь! Мы теперь с вами до одиннадцатого класса вместе будем!

Сначала представлюсь я. Меня зовут Егор Сергеевич, фамилия моя Климов. Я все это написал вам на доске, потом запишете на второй странице ваших дневников, куда вы занесете всех своих  учителей. Их будет много, по каждому предмету свой учитель…Я- учитель  математики.

   Раскрыв новенький классный журнал, я стал в алфавитном порядке называть своих учеников:
  - Андреев Слава..
Встает мальчик, крепко вцепившийся  за край стола.
  - Садись Слава, не волнуйся, все хорошо, я правильно назвал твою фамилию? (сказал, что первое пришло в голову, чтобы немного снять напряжение парнишки).
 - Да…
  И уже смелее  сел за свой рабочий стол.
  - Агапова Света…
   По мере продвижения по списку  все дальше и дальше, ко мне приходили  смелость и уверенность, даже  какое то умиротворение, что я делаю все правильно, и эти мальчики и девочки мне верят, и я должен закреплять в них эту веру изо дня в день, своими уроками, классными  часами и просто беседами на самые разные темы..

  - Климова Елена…
   Из-за третьей парты у стены встает красивая девочка в нарядном белом фартучке, с косичками и  белыми бантами. Ба, есть однофамильцы в моем классе! Я бы продолжил дальше знакомиться по списку, но уверенная улыбка девочки немного смутила…

  Я,  взяв себя в руки (хотя никогда не понимал - как это взять себя в руки..), молча продолжил знакомство со своими учениками. Да, это была Лена, Лена из песочницы. Если в мой год окончания школы она пошла в первый класс, то она должна была быть в шестом…

   Прозвеневший звонок известил об окончании первого урока, ознакомительного, на сегодня занятия  не планировались.

  Лена немного задержалась, пока все хлынут из класса и довольно-таки смело, но еще стесняясь, тихо спросила:
  - Егор Сергеевич, вы меня не узнали?
Поверьте, для десятилетней девочки «подкатиться» к учителю  -  весьма смелый поступок..
  - Узнал, Лена, конечно, узнал, и растерялся – ты же вроде в шестом классе должна учиться.
  - Перед школой я тогда упала и сломала ножку, в гипсе долго была и мама решила, что пойду на следующий год, в  семь  с половиной лет.

  Придя домой, я сказал маме, что Лена из песочницы - моя однофамилица и будет учиться в моем классе! После долгого молчания мама сказала:
  - Ты посмотри в конце журнала ее отчество и адрес, - и, заплакав, ушла в свою комнату. Не делая никаких расспросов, с утра, молча позавтракав, мы с  мамой вместе вышли из дома.
  - Сынок, я желаю тебе удачного дня, и наверно зря я тебе вечером сказала про  адрес и отчество Лены..  Сам поймешь, а вечером поговорим.

  Урок в 5Б был предпоследним, четвертым, после русского языка.

   Будучи уверенным в подготовленной теме предстоящего урока, я как никогда терялся, много раз перелистывал конспекты, хотя в начале года обычно шло повторение пройдённого за год предыдущий.

   Журнал переходил от одного учителя к другому и перемены не хватило бы, чтобы заглянуть в список    в конце журнала.
   Приветствовали меня стоя, стройными рядами вдоль своих столов стояли девочки уже сменившие белые фартуки на черный, мальчики держались уже смелее, школьная доска была чистой и мелки лежали на своём месте, в специальной коробочке внизу доски.

   Тема на повторение пройденного материала, после небольшого устного опроса перешла в самостоятельную работу по вариантам, ребята наклонились над тетрадками..

   Климова Елена Сергеевна…Я догадывался после маминых волнительных моментов, но когда я увидел адрес проживания.
 
   Боже мой, это был адрес нашей бабушки! Она жила неподалеку от нас, мы всегда с ней общались, даже после ухода папы в другую семью. Я был ее единственным внуком.

   Папа умер несколько лет назад, бабушка тяжело перенесла эту утрату, пережив его всего на несколько месяцев. Все остальное мне предстояло узнать от мамы..
   …После похорон бабушки, после всех поминальных дней, перебирая с мамой ее вещи, мы нашли письмо, адресованное маме, в конверте, даже нераспечатанном…
Отец рассказывал маме свою историю с новой женой и просил маму помочь его супруге, в случае трудностей из-за ее болезни.

   Назову ее Елена-2. Первая беременность проходила тяжело и закончилась выкидышем. Тут мама вспомнила гневные проклятия бабушки в ее адрес:            "Шалава сибирская, разбила семью моего сына, так тебе и надо, чтоб тебе…"

  Мама знала об этом, отца она  не ругала и не обвиняла ни в чем, видимо, очень любила  его и доверяла…

   После второй беременности у Елены-2 отнялись ноги…Сколько трудных дней и ночей пришлось пережить моему отцу, вдали от любимого сына, матери, жены, просто  любившей его.  «Если родится дочь, я назову ее твоим именем, Лена», - говорил он моей матери. (А его вторую супругу все называли Лёлей, он так и думал, что ее зовут Лёлей..)

   Рождается маленькая Леночка, названная в честь моей матери.. Отец общался с моей мамой, связь с сыном Егором не прекращалась…

В письме была вложена справка об открытии счета в сбербанке на мое имя.. Это сколько же времени лежали все эти бумаги в нераспечатанном конверте.
Получается, что мама многое знала из жизни не жившего с ней моего отца.
У Елены-2 оказалось слабым сердце и ей  было  запрещено рожать, но ради любимого мужчины она идет на такие жертвы..
 
   А мне-то что из-за этой жертвы? Маму, еще молодую женщину в самом расцвете ее сил,  отец оставил с сыном-подростком, сам перенес столько стрессов,  что не могло не отразиться на его сердце ..

   И что имеем, как как говорится, «в сухом остатке»?
   В моей квартире, завещанной моей бабушкой, живет женщина, разбившая нашу семью, да еще ее дочь учится в моем классе??

  Мне не хотелось идти на работу…

   В конце четверти состоялось родительское собрание…Я провел его очень плохо, старался не глядеть в сторону мамы Лены, волновался, запинался много раз, быстренько свел «на нет» собрание и вышел из класса…

  ...Вскоре умирает мама Лены.. Конечно же, все вопросы   с   похоронами решали мы с мамой. Чуть позднее принимаем решение забрать "сестренку" Лену к себе домой.

  … Вот и заканчиваю свою повесть о трех (теперь уже о четырех) Еленах..
    Жили мы  с мамой, сестренкой Леной, моей женой Еленой все вместе.
    Потом Лена вышла замуж и переехала жить в "мою" квартиру, где и жила раньше со своей мамой. А когда я познакомился со своей будущей женой, я испугался, узнав ее имя. Потом часто смеялись, вспоминая эти эпизоды нашего с ней знакомства.

   Отца мы не ругали, вспоминая добрым словом, заботливый и добрый, ну, получилось в жизни так, что тут поделаешь, мама не стала его удерживать, просто отпустила с миром…

   А каждый раз, если встречались в моей жизни коллеги, знакомые, жены друзей с именем Елена, я … съёживался и тихо вздыхал про себя..


Рецензии