Учителем быть

У меня в руках томик стихов В.В.Маяковского. Я нахожу в нём одно из самых любимых моих стихотворений этого поэта и читаю:
                Послушайте!
                Ведь, если звёзды зажигают –
                значит – это кому-нибудь нужно?
                Значит – кто-то хочет, чтобы они были?

Задумываюсь над этими вроде бы простыми на первый взгляд словами и прихожу к мысли, что в них заключён огромный смысл: всё, что существует на Божьем свете, пришло в мир с какой-то целью, важной и общественно нужной. Только каждый из нас должен это понять как можно раньше, выбрать себе дорогу, чтоб и самому быть удовлетворённым своей деятельностью, и обществу от тебя была бы польза.
Чаще всего мы, конечно, не мыслим высокими понятиями, но всё-таки так хочется оставить после себя добрую память!

Так какую же стезю избрать? Ведь «все дороги хороши – выбирай на вкус!» Действительно. Разве не почётен труд хлебороба? Ведь все знают, что «хлеб – всему голова». А разве не святое дело излечивать людей от болезней? Можно строить дома и дороги, можно направлять заблудшие души на путь истинный. А можно учить детей, быть учителем.

На Востоке к уважаемому, умудрённому опытом человеку обращаются именно так: «учитель». У всех: президента и пастуха, врача и космонавта – были в жизни учителя. И мне кажется, что более святого дела, чем учить детей, нет на свете. Ведь учить надо так, чтобы из стен школы вышел человек не только с определённой суммой знаний. Очень важно, чтобы это был высоконравственный человек, чётко представляющий, что такое «хорошо» и что такое «плохо», чтобы вечные истины – прописные истины стали для него жизненным кредо.

Сколько себя помню, я всегда хотела быть учительницей. И ещё совсем маленькая, я твёрдо знала, что хочу работать в школе не для того, чтобы поучать, читать нотации, «возвышаться» над классом, командовать и управлять. Нет. Я хотела дарить любовь и свои знания  (их я собиралась накопить много-много) маленьким человечкам, чтобы они, вырастая, становились хорошими людьми, опытными врачами и агрономами, трактористами и инженерами. Но в первую очередь – хорошими людьми. Добрыми, чуткими, милосердными.

Самой мне очень повезло с учителями, все они были людьми  поистине с золотыми сердцами. Как сейчас вижу я свою первую учительницу, вдохновенно читающую стихи:
                Понимаешь, мама, я – учительница!
                Видишь, я вхожу, бледнея, в класс.
                Это поручили мне учить их –
                Сорок душ и восемьдесят глаз.
                Учитель!
                Сколько надо любви и тепла,
                Чтобы слушали,
                Чтобы поняли,
                Чтобы помнили люди тебя!

Тогда мне казалось, что быть учителем – великое счастье. Сейчас, проработав в школе не один десяток лет, я убеждена, что быть учителем – великая ответственность. Ты, учитель, выполняешь социальный заказ общества: готовишь к самостоятельной жизни подрастающее поколение. И от того, как ты это сделаешь, зависит жизнь этого поколения, страны в целом.

Опять вспоминаю свою любимую Раису Андреевну Лёвкину, мою первую учительницу, которая говорила нам: «Посмотрите на кирпичную кладку дома и представьте, что эта стена – государство, страна. А кирпичики в стене – это люди.  Если люди хорошие, добрые, честные и умные, то кирпичики крепкие. Чем больше прочных кирпичиков, тем качественнее стена. Чем больше хороших людей, тем сильнее наша страна». На всю жизнь запомнила я это вроде бы странное на первый взгляд сравнение. И сейчас, уже поседев, верю, что Раиса Андреевна правильно говорила.
Учителей часто называют «инженерами человеческих душ». Я с этим полностью согласна. Результат нашей работы виден не сразу, а через какое-то время. Тело человека растёт, это заметно многим. А вот душа у человека может «дремать». Отсюда – малодушие.

Ты заходишь в класс. Малыши не дышат, смотрят на тебя во все глаза. Сначала ты для них – чужой человек. Но если твои помыслы чисты и есть большое желание вырастить из этих крошек настоящих людей, если ты любишь детей искренне, то они очень-очень быстро поймут это. Детей не обманешь! И скоро ты станешь им мамой, более того, проводником в большой мир, который надо узнать, исследовать, полюбить. Они верят тебе, как никому более. Ты для них – кумир, пример для подражания. И тут главное – не обмануть их доверия, не подвести.

Настоящий учитель тот, кто остаётся им для своих выпускников на всю жизнь, тот, к кому бывшие ученики ведут своих детей, зная, что всё будет хорошо: дети в надёжных руках. И как же ты радуешься победам своих учеников. До слёз! Так, словно это твои самые важные награды в жизни! И как же больно бывает, когда твой Колька, Сашка, твоя Ольга оступились в жизни, ошиблись в выборе жизненного пути! До слёз! Так, будто это твои родные дети сделали большую ошибку. А надо найти в себе силы попробовать что-то исправить в жизни уже взрослых твоих учеников, не побояться с радушием встретить освободившегося из заключения, найти нужные слова, выслушать, дать совет, помочь словом и делом. И если удастся поправить хоть что-то – это победа, твоя учительская победа! Ради этого стоит жить, тратить силы и нервы.

Я убеждена, что быть учителем – значит служить верой и правдой Отечеству, своему народу. Когда-то в стенах МГПИ имени М.Е.Евсевьева был рождён гимн учителей. В нём – вся правда об учителе и его назначении.
                Перелистав известные тома,
                Мы научились говорить красиво
                Словами Пушкина, Макаренко, Дюма,
                Но ведь не в этом только наша сила.

                И каждый час, и каждую минуту
                О чьих-то судьбах вечная забота.
                Кусочек сердца отдавать кому-то –
                Такая, брат, у нас с тобой работа.


Рецензии
Вы написали гимн, посвященный нелегкому труду педагога. Но есть и обратная сторона медали. Подробнее пhttp://proza.ru/2013/08/14/1746

Наталия Андрианова   02.03.2024 23:44     Заявить о нарушении
Пожалуйста. Но,жаль, что мое мнение Вам безразлично.

Наталия Андрианова   03.03.2024 14:50   Заявить о нарушении
Извините, я была у сестры. У неё День рождения сегодня. Вы правы. Абсолютно правы. Я 34 года проработала в школе учителем русского языка и литературы, английского языка. Муж 28 лет был директором школы. Сестра - учитель начальных классов. Мы работали, а сестра продолжает работать в сельской малокомплектной школе. Школьные проблемы - наши проблемы. Здесь свои сложности, конечно. Но всё же это не город, где наполняемость 30 человек, а родители посложнее наших. Хотя всяких хватает. Сейчас в школе работать крайне сложно. Возраст. А молодёжи нет. Сын - историк. В школу не пошёл: На нас насмотрелся... Молодые не выдерживают ни детей, ни родителей, ни бесконечные бумаги, отчёты, акции и т.д. И приходится воз тащить "тёткам"!

Людмила Хрящикова   03.03.2024 15:32   Заявить о нарушении
Почитайте мою "Историю из школьной жизни"...Вроде смешно...А плакать хочется...

Людмила Хрящикова   03.03.2024 15:38   Заявить о нарушении
Поздравляю Вашу сестру с днем рождения,пусть сбудутся все добрые пожелания,которые услышала в этот день.
Через пару часов смогу внимательно прочитать Ваш рассказ и написать отзыв.

Наталия Андрианова   03.03.2024 16:58   Заявить о нарушении
Спасибо большое!

Людмила Хрящикова   04.03.2024 06:58   Заявить о нарушении