Учителем быть
Послушайте!
Ведь, если звёзды зажигают –
значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – кто-то хочет, чтобы они были?
Задумываюсь над этими вроде бы простыми на первый взгляд словами и прихожу к мысли, что в них заключён огромный смысл: всё, что существует на Божьем свете, пришло в мир с какой-то целью, важной и общественно нужной. Только каждый из нас должен это понять как можно раньше, выбрать себе дорогу, чтоб и самому быть удовлетворённым своей деятельностью, и обществу от тебя была бы польза.
Чаще всего мы, конечно, не мыслим высокими понятиями, но всё-таки так хочется оставить после себя добрую память!
Так какую же стезю избрать? Ведь «все дороги хороши – выбирай на вкус!» Действительно. Разве не почётен труд хлебороба? Ведь все знают, что «хлеб – всему голова». А разве не святое дело излечивать людей от болезней? Можно строить дома и дороги, можно направлять заблудшие души на путь истинный. А можно учить детей, быть учителем.
На Востоке к уважаемому, умудрённому опытом человеку обращаются именно так: «учитель». У всех: президента и пастуха, врача и космонавта – были в жизни учителя. И мне кажется, что более святого дела, чем учить детей, нет на свете. Ведь учить надо так, чтобы из стен школы вышел человек не только с определённой суммой знаний. Очень важно, чтобы это был высоконравственный человек, чётко представляющий, что такое «хорошо» и что такое «плохо», чтобы вечные истины – прописные истины стали для него жизненным кредо.
Сколько себя помню, я всегда хотела быть учительницей. И ещё совсем маленькая, я твёрдо знала, что хочу работать в школе не для того, чтобы поучать, читать нотации, «возвышаться» над классом, командовать и управлять. Нет. Я хотела дарить любовь и свои знания (их я собиралась накопить много-много) маленьким человечкам, чтобы они, вырастая, становились хорошими людьми, опытными врачами и агрономами, трактористами и инженерами. Но в первую очередь – хорошими людьми. Добрыми, чуткими, милосердными.
Самой мне очень повезло с учителями, все они были людьми поистине с золотыми сердцами. Как сейчас вижу я свою первую учительницу, вдохновенно читающую стихи:
Понимаешь, мама, я – учительница!
Видишь, я вхожу, бледнея, в класс.
Это поручили мне учить их –
Сорок душ и восемьдесят глаз.
Учитель!
Сколько надо любви и тепла,
Чтобы слушали,
Чтобы поняли,
Чтобы помнили люди тебя!
Тогда мне казалось, что быть учителем – великое счастье. Сейчас, проработав в школе не один десяток лет, я убеждена, что быть учителем – великая ответственность. Ты, учитель, выполняешь социальный заказ общества: готовишь к самостоятельной жизни подрастающее поколение. И от того, как ты это сделаешь, зависит жизнь этого поколения, страны в целом.
Опять вспоминаю свою любимую Раису Андреевну Лёвкину, мою первую учительницу, которая говорила нам: «Посмотрите на кирпичную кладку дома и представьте, что эта стена – государство, страна. А кирпичики в стене – это люди. Если люди хорошие, добрые, честные и умные, то кирпичики крепкие. Чем больше прочных кирпичиков, тем качественнее стена. Чем больше хороших людей, тем сильнее наша страна». На всю жизнь запомнила я это вроде бы странное на первый взгляд сравнение. И сейчас, уже поседев, верю, что Раиса Андреевна правильно говорила.
Учителей часто называют «инженерами человеческих душ». Я с этим полностью согласна. Результат нашей работы виден не сразу, а через какое-то время. Тело человека растёт, это заметно многим. А вот душа у человека может «дремать». Отсюда – малодушие.
Ты заходишь в класс. Малыши не дышат, смотрят на тебя во все глаза. Сначала ты для них – чужой человек. Но если твои помыслы чисты и есть большое желание вырастить из этих крошек настоящих людей, если ты любишь детей искренне, то они очень-очень быстро поймут это. Детей не обманешь! И скоро ты станешь им мамой, более того, проводником в большой мир, который надо узнать, исследовать, полюбить. Они верят тебе, как никому более. Ты для них – кумир, пример для подражания. И тут главное – не обмануть их доверия, не подвести.
Настоящий учитель тот, кто остаётся им для своих выпускников на всю жизнь, тот, к кому бывшие ученики ведут своих детей, зная, что всё будет хорошо: дети в надёжных руках. И как же ты радуешься победам своих учеников. До слёз! Так, словно это твои самые важные награды в жизни! И как же больно бывает, когда твой Колька, Сашка, твоя Ольга оступились в жизни, ошиблись в выборе жизненного пути! До слёз! Так, будто это твои родные дети сделали большую ошибку. А надо найти в себе силы попробовать что-то исправить в жизни уже взрослых твоих учеников, не побояться с радушием встретить освободившегося из заключения, найти нужные слова, выслушать, дать совет, помочь словом и делом. И если удастся поправить хоть что-то – это победа, твоя учительская победа! Ради этого стоит жить, тратить силы и нервы.
Я убеждена, что быть учителем – значит служить верой и правдой Отечеству, своему народу. Когда-то в стенах МГПИ имени М.Е.Евсевьева был рождён гимн учителей. В нём – вся правда об учителе и его назначении.
Перелистав известные тома,
Мы научились говорить красиво
Словами Пушкина, Макаренко, Дюма,
Но ведь не в этом только наша сила.
И каждый час, и каждую минуту
О чьих-то судьбах вечная забота.
Кусочек сердца отдавать кому-то –
Такая, брат, у нас с тобой работа.
Свидетельство о публикации №222080801025
Наталия Андрианова 02.03.2024 23:44 Заявить о нарушении
Наталия Андрианова 03.03.2024 14:50 Заявить о нарушении
Людмила Хрящикова 03.03.2024 15:32 Заявить о нарушении
Людмила Хрящикова 03.03.2024 15:38 Заявить о нарушении
Через пару часов смогу внимательно прочитать Ваш рассказ и написать отзыв.
Наталия Андрианова 03.03.2024 16:58 Заявить о нарушении