После сменщика ч. 2

   Опять несусь в машину. Такого не может быть, чтобы снаряд дважды в одну воронку. Худшее оправдалось, турбина, на только что запущенном двигателе, завыла, и Славка остановил и этот дизель. Славика колбасит уже не по-детски. Он нервно курит, у него дрожат руки. Не торопясь спускается второй механик Иванович. Осматриваем турбину, масло в масленой ванне почернело, значит, прорыв газов через лабиринтовые уплотнения имеет место быть. Докладываю Деду и включаюсь в работу по разборке этой турбины, Славик уже сдернул свою турбину с дизеля и занят ее разборкой. Как можно скорее надо произвести дефектацию обеих снятых турбин и принять решение по ремонту. Запасных подшипников для турбин в ЗИПе нет, значит, Деду надо получить добро на их закупку и объясниться о причинах аварии со Службой.



   Я смутно догадываюсь о причине аварий на обеих турбинах, но пока помалкиваю, вскрытие покажет. Перед отпуском я перебирал турбину на дизеле, он сейчас в работе. Четко отработала весь мой отпуск и работает сейчас. Тогда я долго не мог понять причину, из-за которой у меня происходит чехарда и непонятки при выставлении конечного осевого зазора ротора. То одно уходит, то другое! Не нравилось мне это тогда. Смущало также, что под турбинный подшипник была установлена одна стальная прокладка. А во всех ящиках из-под ЗИПов турбин, в не распакованных пакетиках, их находилось ровно три. Я предположил тогда, что механики друг за другом делали одну и ту же ошибку. Кто-то из первых, перебирал и решил оставить одну прокладку вместо трех, остальные тупо это повторяли. Немцы установили срок замены подшипников в 10000 мото/часов. Турбины не нарабатывали этот срок, и Служба снизила моторесурс до 8000 мото/часов. Турбины продолжали лететь, и срок замены подшипников, на момент начала моей работы на этой группе судов, составлял уже 6000 мото/часов. В инструкции на турбину никаких указаний по монтажу этих прокладок не было.На поперечном разрезе они вообще
отсутствовали. На свой страх и риск, я поставил три прокладки, и зазор был выставлен сразу без сучка и задоринки. Я сообщал об этом на пересменке. При приемке дел, сменщик Саша уверял меня, что у него «чудо-моторист-золотые–руки», турбины я собираю не правильно, а правильно собраны как раз две эти, которые и накрылись одна за другой. Что говорил Славка с утра этому «чудо-мотористу», повторять не буду. Весомым аргументом было то, что наша «не правильно собранная турбина» продолжает крутиться уже пятый месяц, а его «правильные», лежат на плитах разобранными.



   Вскрытие обеих турбин повергло в уныние. Оба компрессора из-за боя в подшипниках зацепили улитки. На одном загнуло несколько лопаток, на втором лопатки целы, но имеют значительный износ. Роторы тоже имеют износ в посадочных местах подшипников. Подшипников на борту нет. Из четырех дизель генераторов в работе два. Есть от чего впасть в уныние. Однако, такая ситуация с турбиной уже была на судне и есть готовое решение. Вместо турбины на дизель монтируется рукав от переносного вентилятора, на второй ставится заглушка и он работает ,как безнаддувный. Да, они не тянут нагрузку и дымят, но что делать?  Агент привозит подшипники. Они слабые, у немецких же, мощная латунная сепарация, они усиленные. Подшипники, привезенные агентом, с обычной стальной. Что делать, придется ставить эти. Дед не торопит и просит быть предельно аккуратными и собранными. Подшипники устанавливаются в демпферы, которые должны защищать ротор от вибрации. Снятые демпферы не внушают доверия цветом побежалости своих пластинчатых пружин. Мы лезем в ящики ЗИПа и выбираем все старые, отслужившие свой срок. Вываливаем на стол, разбираем и выбираем из пружин наиболее живые. Раскладываем по пятибалльной шкале-это на троечку, это на четверку, а это полное говно. Все это требует времени, но мы не торопимся, цена ошибки будет очень велика.


   С роторами разбирается токарь, он проточил роторы и снял выработку. Подобрал сталь, выточил ремонтные втулки и насадил их на горячую посадку. Мы в море, а ему нужна стоянка и отсутствие вибрации для того, чтобы подогнать насаженные втулки под номинальный размер. Я подбираю в горе запчастей от турбин более-менее живое колесо компрессора и тоже жду захода в порт. Демпферы уже собраны и ждут своего часа. 
Вот и порт. Собираем первую турбину, устанавливаем на дизель. На пуск в работу приходят Дед, второй механик, токарь и «чудо-моторист». Мы со Славиком не в счет, как же без нас!



   Пуск. Турбина дует достаточно хорошо даже при своем компрессоре из металлолома. Вводим под нагрузку, вроде все идет нормально. По очереди слушаем турбину через слухачи, красномедная трубка с микрофоном из эбонита. Посторонних звуков нет. «Ну, наблюдайте»-напутствует Дед и все расходятся. Мы со Славиком остаемся, курить ходим по очереди. Проходит пара часов, и масло турбины начинает менять цвет, оно темнеет. Останавливаем дизель и спускаем масло через чистую бельевую ветошь. Подносим к свету, на ветоши видно «серебро», мелкая стальная пыль подшипника. Нерадостный доклад Деду и разборка турбины. Все верно, не выдержала сепарация подшипника и он люфтит. Турбина остановлена во время, касаний и выработки нет.
   Дед заказывал подшипники еще несколько раз. Но каждый раз привозили не те.Турбину мы собираем и разбираем, как автомат Калашникова. Пуск дизеля, пол часа, час работы и очередная неудача-металл в масле. Мы спускаемся все ниже ниже, к последнем портам Аргентины. Идут разговоры о том, что будет погрузка рыбы в рефтрюм. А значит, нагрузка дизелей при работе рефкомпрессоров,будет предельной. Нервничаем и мы со Славкой, и Дед, и рефмеханик. Если груз будет испорчен, покарают всех беспощадно.
 Наконец Дед спустился в машину и принес два комплекта отечественных подшипников. Они были похожи на оригиналы немецких и имели усиленную сепарацию. Свой поступок объяснил так: «Не хотел, но придется ставить, выхода нет. Дали пару лет назад в службе, сказали: «Попробуй, может подойдут». А я у них спрашиваю: «А накроется турбина, кто отвечать будет?» Поэтому и не давал их тебе».

 

   Разглядываем подшипники, особых внешних отличий нет. Как два отлаженных автомата, собираем с ними турбину. Монтаж на дизель, пуск. Остановка через пол часа работы, спуск масла через ветошь. Следов металла нет. Пуск дизеля, остановка через час-следов металла нет. Пуск дизеля, остановка через два часа, спуск масла- следов металла нет!  Мы веселеем, приходит время уже нашей вахты, мы работали после утренней, не считаясь со временем. Оставляем дизель в работе, постоянно контролируя цвет масла.  Это победа! Собираем вторую турбину и тоже запускаем ее в ход.
Старенький Дед Палыч тоже очень доволен, все срослось. В рейсовом донесении будет написано: «Дизель генераторы №1,2,3,4- в работе».  Хмыкая, и в толи в шутку, толи в серьез,  произносит: «Не пора ли тебе Александр во вторые механики?».
Много потов сошло с нас в том, трех месячном, с небольшим, рейсе. Сейчас, на шестом десятке прожитых лет, дают они о себе знать, эти рейсы, болями в коленях, от стояния на них перед вскрытым картером, да снами, в которых или авария очередная и тонущее судно. А было мне тогда всего лишь 26 годков. Давно это было, но память цепко держит прожитое.      


Рецензии