Лиссабон - Рио-де-Жанейро. Ч. 6

  Boris Gotman, Ph.D


  Продолжение, предыдущая часть  - http://proza.ru/2022/07/15/1252

  Брауну и Олкоку повезло: они не получили травмы при посадке в неудачно выбранном месте, и скапотировавший биплан не загорелся, несмотря на остававшееся в баках взрыво- и пожароопасное при такой аварии количество горючего.

  За своё мастерство пилотирования и проявленные в полёте мужество и героизм они получили высшие награды Объединённого Королевства.

  Король Георг V в замке Виндзор посвятил их в рыцарское достоинство, присвоив каждому звание Рыцарь-командор, KBE (англ. Knight Commander).
 
  Однако в развитие аэронавигации рекорд Олкока и Брауна ничего нового не внёс, поэтому никак не повлиял на подготовку Сакадура Кабрала и Гагу Коутиньо к перелёту из Лиссабона в Рио-Де-Жанейро.

  Пилоты считали главной задачей этого перелёта напомнить общественности о славных традициях португальских первопроходцев, чтобы историческая память народа послужила некой идеологической основой сплочения нации в тяжёлые времена, которые переживала страна. В этом контексте они видели и разработку именно португальцами  не менее надёжных навигационных средств для авиаторов, чем те, которыми располагали штурманы в морских просторах.

  Для этого у Кабрала и Коутиньо были все необходимые предпосылки: оба они были не только дипломированными морскими штурманами, они были ещё и опытными геодезистами и картографами.

  Поясню читателю: морякам для определения местоположения корабля в отсутствии береговых ориентиров требовалось одновременное наблюдение небесных светил и линии морского горизонта; у геодезистов и картографов таких возможностей, как правило, нет.

  Поэтому для определения своего местоположения на суше они издавна искали искусственный заменитель линии морского горизонта, по отношению к которому можно было бы надёжно и единообразно измерять высоту светил.

  Очень интересны пути поиска такого заменителя. Сразу хочу обратить внимание читателя на некоторую путаницу в терминах. Обычно, когда говорят об искусственном горизонте, подразумевают авиагоризонт - гироскопический авиационный прибор, показывающий пилоту истинные горизонтальную и вертикальную оси в пространстве и положение самолёта по отношению к ним в данный момент.
 
  Говоря профессиональным языком, авиагоризонт — бортовой гироскопический прибор, используемый в авиации для определения и индикации продольного и поперечного углов наклона летательного аппарата (тангажа и крена), то есть углов ориентации относительно истинной вертикали. Прибор используется лётчиком для управления и стабилизации летательного аппарата в воздухе.
 
  Конечно, современные секстанты тоже используют в качестве искусственного горизонта гироскопы, но здесь речь идёт о начале ХХ века, о гораздо более простых и, можно сказать,  древних приборах типа уровня, отвеса или так называемого ртутного зеркала.

  Читавшие предыдущие части могут возразить, что гироскопический стабилизатор был впервые испытан Лоуренсом Сперри и Беррингером на самолете Curtiss F ещё в 1913 году, а первый показательный полёт с ним перед многочисленной публикой состоялся в 1914 году.
 
  Верно, но это было не в Португалии, для развития науки которой разгул инквизиции в средневековье не прошёл бесследно. Как не проходит для любой страны и в любые времена её «средневековья»…

  Одним из распространённых в начале ХХ века искусственных горизонтов был ртутный искусственный горизонт - ёмкость со ртутью, в которой поверхность ртути под действием силы тяжести принимает строго горизонтальное положение.

  Наблюдатель с помощью секстанта определял угол между светилом и отражением этого светила в ртутном зеркале, получая в результате двойную высоту. На суше это было хорошо и удобно, но в море устойчивости ртутного горизонта мешала качка.

  Применение такого ртутного искусственного горизонта в полёте, естественно, невозможно.

   Продолжение следует: http://proza.ru/2022/08/16/999

   На иллюстрации:
  слева -  знаменитый американский авантюрист, офицер, политик и исследователь Джон Чарльз Фримонт в момент использования секстанта и ртутного искусственного горизонта при определении своего местоположения для нанесении на карту Орегонской тропы во время экспедиции 1842 года. Секстант направлен вниз, чтобы видеть отражение небесного тела на поверхности ртутного бассейна через прозрачную часть стекла горизонта;
  справа - Кабрал и Коутиньо, по распоряжению командования временно сменившие корабли на гужевой транспорт, а  морскую навигацию на сухопутную геодезию и картографию для разметки и упорядочения границы Анголы с её соседями, 1913 год. После окончания этих работ они пересядут в пилотские кресла самолётов ВМФ Португалии.

  Рисунок и фотография из "Neves F. , Barata J. and Silva A. (2016), Sacadura Cabral and the Dawn of Portugal Aviation. Открытый журнал прикладных наук, 6, 16-30. doi: 10.4236/ojapps.2016.61003".


Рецензии
Очень интересно, хотя гинекологу приходится продираться через частокол специальных терминов. Но это и неплохо, новые знания еще никогда и никому не мешали.
Пойду продемонстрирую их своему мужу, который обычно все знает ( кроме гинекологии, понятно. Тут у него, как у всех мужчин, глаза стекленеют при слове беременность, а вот поспособствовать этому состоянию, это с удовольствием).

С уважением и улыбкой
Елена

Елена Ахмедова   14.11.2022 22:42     Заявить о нарушении
Спасибо, Елена! Специальных терминов, действительно, в авиации много, но здесь я их использую только в необходимых случаях. Часто новые знания могут осветить известное ранее с новых сторон. Например, как связана авария "Лузитании" в Атлантике с тонущими на пляжах Средиземного моря. С уважением и улыбкой (особенно, по поводу "глаза стекленеют"), Борис

Борис Готман   15.11.2022 11:51   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.