Беседы. Пантеон искусств. Два царства

Беседы о русской эстетике | Беседа девятая. Пантеон искусств. Два царства

/ Комитет национального наследия, 2022.
/ Московский клуб русской эстетики, 2022.

——

БЕСЕДЫ О РУССКОЙ ЭСТЕТИКЕ

• Ирина Куликова, куратор,
Московский клуб русской эстетики

• Руслан Богатырев, ведущий эксперт,
Комитет национального наследия


• Беседа первая. Поэтика мышления: http://proza.ru/2021/07/18/632
• Беседа вторая. Серебряный век: http://proza.ru/2022/05/24/1522
• Беседа третья. Серебряный век. Сословия России: http://proza.ru/2022/05/31/146
• Беседа четвертая. Русский романс. Истоки: http://proza.ru/2022/06/27/1055
• Беседа пятая. Эрмитажность. Истоки: http://proza.ru/2022/07/11/106
• Беседа шестая. Эрмитажность. Левитан и Лихачёв: http://proza.ru/2022/07/12/104
• Беседа седьмая. Античность. Пантеон искусств: http://proza.ru/2022/08/01/277
• Беседа восьмая. Диалектическая тональность: http://proza.ru/2022/08/02/118
• Беседа девятая. Пантеон искусств. Два царства: http://proza.ru/2022/08/08/134

— Ирина Куликова: Мы открыли новую рубрику в наших беседах. “Эрмитажные миниатюры”. Она будет посвящена музыкальным иллюстрациям обсуждений. Тогда помимо читателей к нам смогут подключиться зрители и слушатели.

• Первым произведением стал романс Д.Д.Шостаковича к фильму "Овод" (Пантеон искусств. Аполлон. Тональность до мажор): https://vk.com/rbogatyrev?w=wall1331745_8926

• Вторым — Adagio Альбинони (Дионис, соль минор): https://vk.com/rbogatyrev?w=wall1331745_8930

• Третьим — романс для скрипки с оркестром Бетховена (Зевс, фа мажор): https://vk.com/rbogatyrev?w=wall1331745_8931

• Четвёртым — кантабиле для скрипки с фортепиано Паганини (Орфей, ре мажор): https://vk.com/rbogatyrev?w=wall1331745_8933

• Пятым — соната No.8 Моцарта (Эвридика, ля минор): https://vk.com/rbogatyrev?w=wall1331745_8935

• Шестым — романс Larghetto ми мажор Фредерика Шопена: https://vk.com/rbogatyrev?w=wall1331745_8938

• Седьмым — романс Г.В.Свиридова к пушкинской "Метели" (1964): https://vk.com/rbogatyrev?w=wall1331745_8942


— Руслан Богатырев: Пантеон искусств теперь обрёл более осязаемую форму. Которую можно пощупать. Но дело в том, что это только часть Пантеона. Верхняя.

— Ирина Куликова: Значит, есть и нижняя? Фундамент?

— Руслан Богатырев: Я бы не стал называть это фундаментом. Хотя как посмотреть. Как вы помните, в Пантеоне мы задействовали семь базовых искусств (философия, зодчество, театр, музыка, природа, танец, поэзия). Природа формально искусством не является, но сделаем такое допущение. Чуть позже станет понятно, зачем.

Каждому искусству мы поставили в соответствие греческого бога или персонажа греческой мифологии (Зевс, Аполлон, Дионис, Орфей, Эвридика, Терпсихора, Эвтерпа). Затем перешли на уровень музыкальной ассоциации и связали искусства также с тональностями (их цветом и эмоциональным восприятием).

У нас получилось 7 тональностей в рамках диатоники (“белые клавиши”). Из них 4 мажорных и 3 минорных. В отличие от канонического квинтового круга Николая Дилецкого мы двигались не по квинтам, а по секундам (до, ре, ми, фа) и от них уже отстраивали не малые терции назад (как в квинтовом круге), а чистые квинты вперёд.

Отсюда вывод: если параллельные тональности (в квинтовом круге Дилецкого) связаны по тонике в малую терцию (несовершенный консонанс), то получившиеся у нас диалектические тональности связаны по тонике в чистую квинту (совершенный консонанс). Иными словами, в доминанту.

— Ирина Куликова: А это в музыкальном смысле даёт какое-то преимущество?

— Руслан Богатырев: Вряд ли стоит говорить о преимуществе. Это просто иная модель. Нам она нужна для построения своей аксиоматики искусств. Но в качестве побочного эффекта возникли эти диалектические тональности, которые вполне можно использовать в музыкальных произведениях.

Вернёмся всё же к нашей модели. Если продолжить логическую цепочку с диалектическими тональностями, их можно зеркалировать. Скажем, пара “до мажор – соль минор” может быть превращена в пару “до минор – соль мажор”.

Причём возникает это естественным образом. Напомню, что в нашем квинтовом квадрате мы двигались по секундам (1-2 полутона), отстраивая квинты (7 полутонов). Начали с до мажора, а завершили путь в до миноре. Кто нам мешает продолжить процесс? Тогда автоматически получится зеркалирование. И мы останемся всё в той же диатонике.

— Ирина Куликова: А что будет с искусствами в этой нижней части Пантеона?

— Руслан Богатырев: Их нужно будет подобрать. В цветовой модели Римского-Корсакова минор бледнее мажора. Будем это иметь в виду и при подборе родственных искусств. Опять-таки будем помнить, что в античности искусства воспринимались как неразрывное целое с науками. Т.е. это были искусства-науки.

Давайте построение нижней части Пантеона с искусств мы и начнём.

Что бы я поставил в соответствие философии? Очевидно, логику. Она давно напрашивается на самостоятельное плавание вне математики (и вне философии). Зодчеству – живопись. Театру – кино. Музыке – пение. Танцу – скульптуру. Поэзии – прозу. Природе – человека.

— Ирина Куликова: А как быть с цветом?

— Руслан Богатырев: Хороший вопрос. Чтобы не усложнять жизнь, будем считать, что для нижней части Пантеона нам потребуются оттенки основных цветов верхней части. Причём можно для удобства выбрать название по соответствующим драгоценным и полудрагоценным камням.

Тогда получатся такие пары: зелёный – изумрудный; белый – перламутровый; красный – рубиновый; жёлтый – янтарный; розовый – гранатовый; синий – сапфировый; стальной – опаловый.

— Ирина Куликова: Система усматривается. Но ведь и боги тоже видимо должны иметь обоснование выбора?

— Руслан Богатырев: Конечно. Скажем, если Зевса мы связали с философией, а философии поставили в соответствие логику, то и из богов для логики надо выбрать что-то подходящее. Напрашивается Афина, богиня мудрости. Если подходящих богов не хватит, подключим титанов, нимф и муз.

— Ирина Куликова: И что же в результате у вас получилось?

— Руслан Богатырев: Приведу кратко таблицу для нижней части Пантеона. Для верхней мы её уже знаем.

• До (C) — Афродита (живопись, утро), до минор — томление / перламутровый
• Соль (G) — Мельпомена (кино, вечер), соль мажор — безмятежность / рубиновый

• Ре (D) — Гиперион (пение, Венера), ре минор — меланхолия / янтарный
• Ля (A) — Прометей (человек, Марс), ля мажор — надежда / гранатовый

• Ми (E) — Клио (скульптура, зима), ми минор — грусть / сапфировый
• Си (H) — Каллиопа (проза, лето), си мажор — воля / опаловый

• Фа (F) — Афина (логика, созвездия), фа минор — печаль / изумрудный.

— Ирина Куликова: И по этим тональностям также можно будет проиллюстрировать связь конкретными произведениями?

— Руслан Богатырев: Конечно. Такую подборку сделал. Мы наших читателей с ней обязательно познакомим.

Но я бы ещё кое-что добавил по нашей модели. Дело в том, что есть весьма интересная классификация наук и областей знания, которой занимался выдающийся французский физик и математик Андре-Мари Ампер.

— Ирина Куликова: Тот самый, кто установил закон Ампера?

— Руслан Богатырев: Тот самый. Он изучал разные классификации живой природы (растений и животных): Карла Линнея (1735), Антуана Лорана де Жюссьё (1789), Жоржа Леопольда де Кювье (1812). И в 1830 г. Ампер создал свою классификацию.

Из неё я и позаимствую понятие царства (Regnum; оно было и у Линнея, и у Левенгука). Это верхний уровень деления у Ампера. Всю совокупность человеческих знаний он делил на два царства: (1) космологические (материальные) и (2) ноологические науки (науки об идеях).

Итак, наш Пантеон искусств имеет два царства – Верхнее и Нижнее.

В фигурных скобках укажем связь с мажорной тональностью (Небо, горний мир). В круглых – с минорной тональностью (Земля, дольний мир).

• Верхнее царство (Верхний сад): {зодчество-музыка-танец-философия} – (кино-человек-проза).
• Нижнее царство (Нижний сад): (живопись-пение-скульптура-логика) – {театр-природа-поэзия}.

Теперь просматривается целостность модели и её диалектическая направленность (единство противоположностей).

От диатоники (“белые клавиши”) затем можно перейти и к хроматике (“белые и чёрные клавиши”). Диезы и бемоли хроматики (смежные искусства) — у промежуточных искусств (между смежными, т.е. диезы/бемоли) нет названий, но смысл можно понять, сопоставив соответствующие промежуточные искусства. Оставим это уже на усмотрение пытливого читателя.

— Ирина Куликова: Почти как Верхний и Нижний парки Петергофа…

— Руслан Богатырев: Блестящая аналогия! И, обратите внимание, мы вновь пришли к эрмитажности.


Рецензии