Британские тральщики

В конце 70-х годов, уже после того, как я оказался в запасе после 3-х лет службы на подводной лодке во Владивостоке, я попал на военную переподготовку в Хабаровске. Там в это время дислоцировались две бригады отдельной дивизии речных кораблей КТОФ. Время было беспокойное, отношения с Китаем напряженные, у всех еще на слуху события на острове Даманский в 1969 году.

Я попал в 28-ю бригаду, в которой было три дивизиона – один десантных кораблей (МДК и ДК), один артиллерийских катеров – бронекатера 1204, и один – десантно-штурмовых катеров на воздушной подушке типа «Скат».  Бригаду перевели из Бикина и весь личный состав и штаб размещались на двух плавбазах, переданных для этих целей  из старых колесных пароходов.

Но была еще одна, 12-я бригада, дислоцирующая на острове Заячий в Кировском затоне Хабаровска.  В этой бригаде был дивизион речных тральщиков, полностью деревянных и с маленькой осадкой. Я после службы на подводной лодке знал, чем опасны мины на море, но не понимал, зачем их ставить на реке.

Но не так давно прослушал лекцию историка Мирослава Морозова о советском военно-морском флоте в годы Второй мировой войны и понял, зачем.  Оказывается, после поражения под Сталинградом, когда немцам не удалось прервать снабжение по Волге, они решили перерезать важную транспортную артерию по великой русской реке массовым минированием фарватеров минами, сбрасываемыми с самолетов, и минные тральщики сыграли огромную роль в очищении реки от якорных мин немцев, не дав им нарушить перевозки всевозможных грузов и личного состава армий по Волге.  Выходит, тральщики на базе КАФ в Хабаровске также могли быть востребованы и период конфликта с Китаем.

Но прочитал на днях, что англичане собираются перестать проводить конвои судов за тральщиками мин, и немало этому удивился.

Их-то, тральщиков, и всего осталось в Британии 13 единиц, но 7 из них, класса Sandown, будут выведены из эксплуатации до 2031 года, причём два из них уже проходят подготовку для передаче Украине. Как это будет сделано, вопрос, конечно, интересный.

Остальные 6, класса Hunt, уберут с флота за 2029-31-й годы. А что же останется, с минами-то как бороться? Для этого будут использоваться так называемые "Автономные системы (MAS)". Эта программа начата в 2014 году с намерением обеспечить полностью автономный поиск мин к 2033 году.

Проект WILTON предполагает регулярное детальное картирование морского дна, чтобы можно было быстро обнаружить и исследовать любой вновь заложенный объект (RTSV). Это будет осуществляться беспилотными небольшими судами. Команда WILTON небольшая, насчитывающая около 15 человек, занимающихся противоминной деятельностью, и после начала работы ожидается, что она будет обеспечивать выполнение задач RTSV в течение 100 дней и еще 60 дней испытаний в год.

В отличие от устаревшего траления, которое включало буксировку тросов с устройствами для отрезания мин от якорей, которые удерживали их на определённой глубине, в современной зачистке используются электронные средства, чтобы обмануть активацию мин путем имитации акустических, магнитных, гидродинамических или электрических сигнатур корабля.

В 2018 году Королевскому флоту была передана система дистанционного комбинированного траления мин ATLAS (ARCIMS), которая обеспечивает возможность автономного траления мин.

Беспилотник USV управляется с берега и буксирует три или более вспомогательных катеров (CAB), которые излучают электронные сигналы для подрыва мин. Во время испытаний на нём всё-таки находятся люди для обеспечения контроля.

Система проходила испытания в холодную погоду в Галифаксе, Канада (январь 2020 г.), и испытания в жаркую погоду в Персидском заливе (октябрь 2020 г.).

Почти наверняка появятся «базовые корабли» для противоминной борьбы со стальным корпусом, которые будут транспортировать эти системы в любой регион мира и осуществлять управление ими, но закупки ожидаются в период с 2026 по 2033 год.

Преимущества:
Важнейшая причина – осуществить давнее стремление убрать человека с минного поля. Использование роботов для обезвреживания мин снижает риск для жизни человека. Это также устраняет необходимость для корабля вести медленную и кропотливую деятельность в районе, который может находиться под угрозой воздушной, ракетной или корабельной атаки.

Еще один важный фактор в процессе принятия решения - расходы. Требование гораздо меньшего количества людей и устранение необходимости регулярной замены очень дорогих противоминных кораблей является достаточно привлекательным для ВМФ. Тральщики типа Sandown с их специализированным оборудованием считаются самыми дорогими судами, когда-либо построенными для Королевского флота, если рассчитывать стоимость за тонну.

Капитальные затраты на беспилотные системы, вероятно, составляют всего около 30% от альтернатив с участием экипажа, а затраты на весь срок службы еще ниже.

Далее, флот утверждает, что его новые системы MCM без экипажа уже доказали свою значительно более высокую скорость работы и могут обнаруживать мины даже в самых неблагоприятных условиях «в пять-десять раз быстрее, чем современные корабли»

Новые автономные системы MCM достаточно малы, чтобы их можно было либо переносить по воздуху, либо помещать в адаптируемый боевой отсек фрегатов. При наличии дружественного аэродрома и порта системы могут быть доставлены в любую точку мира для быстрого устранения возникающей минной угрозы.

Недостатки:
Без воздушных или надводных средств непосредственной поддержки, беспилотник (USV) гораздо более уязвим, чем судно с экипажем. В то время как многие конфликты остаются на пороге ниже открытой войны, противнику было бы относительно легко уничтожить или просто украсть USV.

Любое судно, выходящее в море, работает во враждебной среде и подвержено поломкам. Как бы хорошо они ни были спроектированы, некоторые системы USV неизбежно могут время от времени работать со сбоями. Что-то, что может быть относительно просто отремонтировано моряком на месте, сделает беспилотную систему бесполезной и может даже помешать ее возвращению на базу.

Для осуществления контроля над USV требуется беспрепятственный доступ к электромагнитному спектру, который не всегда может быть достижим. Теоретически USV MCM в Персидском заливе или на Балтике можно было бы контролировать по спутниковой линии передачи данных из Великобритании. Но чаще всего управление будет осуществляться по каналам радиосвязи с корабля или где-то на берегу, ближе к району боевых действий. Злоумышленники прилагают все усилия, чтобы перекрыть эти каналы связи, глуша спутники, а также предпринимая попытки кибератак. В случае потери контакта USV имеет достаточно возможностей для принятия решений, чтобы вернуться на базу самостоятельно, но его миссия, скорее всего, будет прервана.

И как всегда, в заключение - а что там у нас?

"Как сообщают, 15 июля 2022 года началась буксировка построенного на АО «Средне-Невский судостроительный завод» тральщика «Анатолий Шлемов» проекта 12700 (шифр «Александрит») из Санкт-Петербурга к месту базирования на Тихоокеанском флоте. Это седьмой построенный тральщик проекта 12700. Переход пройдет через Северный морской путь. Напомним, что чуть ранее, 11 июля 2022 года также началась буксировка с СНСЗ к месту базирования на Тихоокеанском флоте в Петропавловск-Камчатский предыдущего построенного на этом предприятии тральщика этого проекта «Пётр Ильичёв».

По Государственной программе вооружений на 2018-2027 годы для ВМФ запланировано получить 10 кораблей проекта 12700.

Если вспомнить историю, тральщики, помимо основной, выполняют массу других задач, устанешь их перечислять, так что рвать на себе волосы по этому поводу было бы неразумно. Хотя беспилотные системы борьбы с минной опасностью и нам лишними бы не стали.


Рецензии