Зимний борщ

-Таня, ты придёшь? Я завтра буду молодую сноху учить борщ варить.

Приду ли я, приду ли я! Прилечу!
Я никогда в жизни не соглашусь пропустить мастер-класс от Таси. Тем более борщ! Хотя я варю его сама много-много лет.

Традиция учить своих родных девушек и пришедших в семью по закону (через брак) готовить борщ существует давно.
И вот какая у неё интересная история.

У моей бабушки было три дочери. Каждая из них родила двоих детей. В результате в семье - пять девочек и только один мальчик.
Своих дочерей бабушка не учила специально готовить. И нас, бабушкиных внучек, тоже не учили.  Все как-то происходило само собой. И в результате каждая из нас готовит также вкусно как бабушка и Тася.
Моя мама и старшая бабушкина дочь тоже были знатными кулинарами.

А вот когда единственный бабушкин внук женился, то примерно через пару недель молодые пришли к бабуле в гости.
Бабушка конечно же ждала своего единственного любимого внучка с богато накрытым столом.

Своим намётанным глазом бабуля увидела, как Вадим набросился на вкусности. Да и его жена тоже не стеснялась.
Тактичная бабушка не стала ничего спрашивать у Вадьки в тот же день. А вот на следующий позвонила внуку и очень аккуратно выведала, что Аля не готовит. Не умеет. Питаются в столовой через дорогу.
-Бабуль, научи ты ее готовить. Маме некогда все время. За месяц три раза в командировку съездила.

И вот он первый мастер класс! А было это уже сорок пять лет назад. Учила бабуля Алю борщ варить. Это Вадим попросил, мотивируя так:
-Бабуль, ну ты ж сама понимаешь, что борщ - это единственное блюдо, которое можно и на неделю сварить. Тем более твой борщ! Я не верю, что Алька сразу мне пундики станет готовить. Поэтому давай начнём с борща! А там, глядишь, и ещё что-то научится.
Аля проявила завидное терпение и рвение. Все тщательно записывала. Мы потом, когда бабушки не стало, не раз обращались к ней за тем или иным описанием блюда. Именно за описанием. Бабуля не давала рецептов.
В ее обиходе были такие словечки - жменьку, щепотку, кусочек.

Следующая ученица была сноха того самого Вадима. Но учила ее не бабушка, и не ее мама Аля, которая научилась таки и прекрасно готовила.
Жену старшего сына Вадима учила варить все тот же борщ Тася.
И вот тогда как-то неожиданно на Тасиной маленькой кухне собрались почти все наши женщины.
И это был незабываемый вечер.
Сегодня эта сноха имеет свою личную кондитерскую, в которой пекут такие торты, которые надо заказывать за месяц вперёд.

-Так ты придёшь? - вывел меня из воспоминаний голос Таси.
-Да, Тася, конечно, я обязательно буду.
Учить варить борщ молодых снох стало традицией.
И вот оно таинство!

-Мила, рецептов борщей существует великое множество.
Но в нашей семье их всего два. Один - зимний. А другой - летний.

Мила удивлённо расширила глаза.
-Да-да, не удивляйся. И отличаются они многим. С какого начнём?
-Тася, сейчас зима! Давай с зимнего.
-Логично! - кивнула Тася головой.

В любом борще основа - это бульон. Летний борщ мы варим только из говядины. А вот в зимний можно добавить немного свининки.
Мясо нужно класть в кипящую воду и, поварив три-пять минут, воду слить! Затем добавить заранее приготовленного кипятка. Снова довести до кипения и снять тщательно пену. Ее будет немного. Мясо должно быть хорошо проваренным, мягким. Поэтому варишь столько, сколько необходимо. До состояния мягкости. Затем я вынимаю кусок из бульона. Не стоит ему вариться с овощами. А вот Таня, - Тетушка улыбнулась мне, - не вынимает.
Ну все, начинается таинство.
Кстати, на этом этапе ты все ещё можешь передумать и сварить… ну например, рассольник, - Тася вопросительно посмотрела на Милу.
-Нет-нет, - Мила словно бы вышла из оцепенения.
Голос Таси всегда звучит мягко и завораживающе.
- Я хочу борщ! - подтвердила Мила своё желание.
-Хорошо! Первым делом в бульон опускаем крупно порезанный картофель. Опять же Таня режет мелко.
-Это из-за Эрика, - быстро вставила я, - иначе он борщ не ест. Все должно быть порезано мелко.

-Решай сама, девочка, - ласково сказала Тася, - хочешь мелко, а хочешь крупно. Следом опускаем лук и морковь. Я кладу их целиком! Потом убираю. Мы не любим вареный лук и морковь, а ты решай сама. Далее я кладу свеклу целиком. И ещё одну отвариваю отдельно в кожуре. Потом я ее очищу и натру на мелкой тёрке и поставлю на стол, кто захочет, тот добавит себе в тарелку.
Когда овощи будут почти готовы, я опускаю
нашинкованную капусту - половина свежей и половина квашеной. Стоит ли говорить, что капусту я квашу сама?
Ну и напоследок, когда капуста готова, я завершаю приготовление борща добавлением замороженных помидоров, крупно порезанного свежего сельдерея и петрушки.
Ну и есть моя личная фишка, - Тася весело подмигнула Миле. - В самом конце я добавляю немного мелко порезанного лимона и шампиньоны, предварительно обжаренные с луком в растительном масле. Лучше конечно в оливковом. Борщ готов. Подаю со сметаной, которая заранее смешана с толченым чесноком и с укропом. И обязательно сухари из чёрного хлеба. Ну и конечно тонко порезанное замороженное сало. Куда ж без него!

Вдруг раздался звонок в дверь. Тася хитро улыбнулась.
-А это пришли ваши мужья! Я пригласила ваших супругов на обед. Негоже трапезничать без половинок в воскресный день!
-Так вот почему ты сварила такую большую кастрюлю, - улыбнулась я.
Мой муж принес фрукты и мороженное. Он обожает, как Тася готовит свой фирменный дессерт, и никогда не упускает возможности снова его отведать.

 


Рецензии