Поединок

 

Летнее утро беспощадно палило солнцем. Плетистые розы, еще дней десять назад пышно цветущие вдоль вертикальной ограды, завяли. Слабый ветерок уносил их опавшие лепестки и заботливо припрятывал у травяного газона. Собаки, почувствовав неумолимое приближение жары, спрятались в тени, выставив мордочки кто на железную ограду, кто на прохладные керамические плитки ступеней у двери или, на худой конец, в пыльные углубления под деревьями. Но за всем они всё равно наблюдали из-под припущенных век. Никто чужой на селе не мог проскочить мимо.

Только к вечеру оживлялась небольшая площадь перед сельской администрацией. Люди возвращались с полей и садов, ужинали и выходили на улицу пообщаться.
В один из таких вечеров, у родника, где собирались мои сверстники, мы устроили, как обычно, небольшое состязание по нашему, армянскому коху.

Для несведущих скажу, что армянский кох прообраз всех современных видов единоборств - самбо, дзюдо, греко-римской борьбы и даже бразильского валетудо… История национальной армянской борьбы кох идёт корнями далеко в дохристианскую эпоху. Считалось, что когда армянские боги состязались и бросали друг друга на землю, то тогда происходило землетрясение.
Молодые ребята до сегодняшнего дня любят эту рукопашную борьбу. Особенно в глубинке страны.

Это скорее национальное времяпровождение, когда мужики устраивают нехитрые бои, физически разминаясь, ну и для выяснения, кто есть самый-самый.
Обычно, я без труда выигрывал такие рукопашные бои, лидируя по всем параметрам, но, в тот раз, то ли настроение подвело, то ли мысли были где-то далеко - я проиграл. Саро, один из трёх соседских братьев, кинул меня на землю. Обидно не было, так-как сам я себя проигравшим не чувствовал, но эта позорная весточка долетела до моего отца.

И, когда я вечером вернулся домой, то застал такую картинку: за длинным обеденным столом сидит отец со своими братьями, перед ним, всё как обычно, нехитрая еда и тутовка. Тут же и соседи: отец Саро с тремя сыновьями. Поздоровался и сразу понял, о чём будет разговор.
- Мне тут птичка донесла, что тебя сегодня Саро поборол, верно?
- Верно, отец.
- Так вот, сынок, пока троих братьев по одному не уложишь, не спать тебе сегодня в отцовском доме.
Тон был спокойный, возражения не принимались. И, хотя я сегодня за день очень устал, я кивнул головой в знак согласия.

Мама, с грустными глазами на лице, расстелила на деревянном полу расшитое ею одеяло, подбитое овечьей шерстью. Получился большой белый ринг. Первым схватились мы с Саро. Друг ещё был окрылён своей недавней победой, но, минут через десять он, слегка помятый, уже лежал на спине. Отец предложил минут пять отдохнуть и взяться за среднего брата. Мы с Саро ровесники, а его старшие братья довольно крупные и рослые парни.

Со средним братом пришлось подольше повозиться, даже наш ринг немного сместился в сторону от наших захватов и попыток сбросить на спину противника. И здесь я опять одержал победу.
Правда, пот с нас уже лил ручьём, даже мама дала нам полотенца высушиться. Отец немного повеселел, выпил за наше здоровье и предложил выйти на ринг старшему из братьев.

Старший по весовой категории явно мне не подходил.
Но, делать было нечего. Мы слегка поправили сползший ринг и обняли друг дружку за плечи. Старший был неприступен как скала, и хотя я пытался оттянуть его на себя, он даже не менял своего положения. Так мы уже довольно долго стояли уткнувшись голова к голове, обнявшись за плечи, только ходили кругами. Выудив момент, когда мужчины за столом что-то громко обсуждали, я шепнул старшему: «Слушай, я устал как собака, валюсь с ног, по-братски уступи, а то отец душу измотает, да и дома спать не даст…». Видимо, мой соперник тоже порядком устал и совсем чуточку ослабил хватку, как тут я его с удивительной лёгкостью уложил на спину.

- Я же говорил, что он всех побьёт, я же говорил, я верил в тебя, сынок!!! - отец встал, поцеловал меня в мокрые волосы.
Все ещё долго сидели за столом, шумно обсуждая мой поединок с братьями. А я пошёл мыться и спать, спать, спать…

За окном сверкала звездами летняя ночь, стрекот цикад монотонно убаюкивал, где-то сова ухала в листве, а полная луна серебрила поля и луга. Голоса постепенно растворились, стихли, лишь недалеко пару раз скрипнула дверь и над землёй воцарилась ночная тишина…

6 августа 2022


Рецензии