Не лезь на рожон

Уральская тайга богата пушным зверем. Проживая в единстве с природой, люди издревле пользовались достоянием леса, добывая ценные меха соболя, горностая, куницы, хорька, лисы, медведя, белки. Меняя пушнину на продукты питания, одежду, предметы быта, люди обеспечивали себе безбедное существование в суровых условиях обитания.

На высоком берегу лесной речки вдали от жилых поселков стояла усадьба профессиональных промысловиков охотников Камовых. Отец с двумя сыновьями надолго уходили в тайгу. Дома оставались женщины и дети.

Тая, девушка шестнадцати лет, среднего роста, плотного телосложения, всегда мечтала выйти в тайгу с братьями. Не брали. Для нее подобрали особую тропу длиною около пяти километров, где она училась ставить легкие капканы, силки, плетеные из конского волоса. Брала с собой ружье, без него ходить в тайге нельзя.

Зимой тайга красивая. Выпавший легкий снежок посеребрил стволы и кроны деревьев. Вершины их, расположенные так высоко-высоко, сомкнулись между собой и качаясь, кажется, задевали низко плывущие пенистые облака. И шептались, как бы обсуждая свое соседство. Внизу безветренно, тепло. В лесу текла своя жизнь. Дятлы стучали, белки резво прыгали с ветки на ветку, на снегу отпечатывались следы пробегающих зверьков.

Тая, одетая в легкую шубку, сшитую мехом внутрь, на лыжах шла по охотничьей тропе, читала звериные следы на снегу. Верная собака Шарик бежала впереди. Вот, остановилась у дерева, встала на задние лапы. Дала сигнал. Белку почуяла. В дупле сидит, орешками шебаршит. Девушка подняла с земли длинную палку, прислонила к стволу дерева, стала медленно поднимать. Белка услышала звук, наострила ушки. Непонятные звуки приближались, пугали зверька. Не вытерпев, белка выскочила из дупла, быстро понеслась по веткам деревьев.
– Напугала я тебя, – рассмеялась Тая, – я хотела с тобой поиграть.

Тропа вышла на открытое место возле реки. Здесь возле куста стояла петля на зайца. Повезло. В ней за шею удерживался беленький зверек. «Хорошо, – обрадовалась девушка, – завтра приготовим мясное блюдо». Заяц-то оказался тяжелый, около четырех килограмм. Чего его с собой таскать. Оставила здесь, возьмет на обратном пути. Пошла дальше.

Вот капкан, сооруженный братьями, названный «рожон». Это пень дерева высотой пониже человеческого роста. На вершине сделан трезубец, словно вилка. На средний зуб, самый высокий, прошлый раз была нанизана рыба. Как приманка. А сегодня висела рыжая лиса, застряв в расщелине зубьев. Интересно. Девушка охотник подошла к капкану. Вокруг рожна снег плотно утоптан. Видать лиса тут долго трудилась. Приманка висела низко и запах рыбы манил голодную лису. Она много раз прыгала. Еще чуть-чуть. Еще… И вдруг, голова попала в расщелину между стержнями и застряла. Чтобы освободиться, надо приподняться немного вверх. Но как? Ноги не достают земли. Если бы кошка, так никаких проблем. Коготками уцепилась за дерево, приподнялась и освободилась. А тут… Лиса погибла от удушья. Вот ведь как! Откуда ей знать, что нельзя лезть на рожон, играть с огнем, совать голову в петлю.

Девушка охотник сняла лису, положила в заплечный мешок, на обратном пути подобрала зайца, и довольная отправилась домой. День прожит не зря.
 


Рецензии