Душа в народной мудрости и науке. 2

Начало http://proza.ru/2022/08/06/730

Один пример из народной мудрости: "Жить душа в душу".  Это славно, и много на то примеров супружеских пар, празднующих "драгоценные"  юбилеи свадеб в окружении множества детей. Благодарность им и слава!
Сразу (научный) вопрос: что совпадает в таких душах, если они складываются в устойчивый во времени пазл?
По западному это объясняется "химией", и в лекциях профессора Татьяны  Черниговской по тематике "мозг, сознание, душа" предлагается даже материальная основа этой "химии" - специфические, на генном уровне, запахи, проникающие в мозг неосознанно, напрямую. Сигнал проявляется в подсознании, которое сравнивает тот со своей генетической матрицей, по критерию наилучшего результата для потомства. Особенно такое развито у женщин и ярко наблюдается в природе, например, у волков, когда волчица выбирает вроде бы никудышного (в сравнении с другими, с людской точки зрения, конечно) волка для пары и приносит хорошее потомство. Обратный случай тоже замечен народной мудростью: "душа не лежит", "сердце не любит", именно в такой связке. Это же относится и к выбору человеком жизненного трудового поприща.

Итак,
ДУША  - одно из проявлений сознания (виртуальный орган чувств), являя собой континуум  эмоций и чувств в СОЗНАНИИ, а материальным носителем, реагирующим на "душу", предполагается сердце. Это можно принять для размышлений,  как рабочую гипотезу.
Душа - длительное во времени проявление сознания. Эмоции и чувства - счастье и горе поэтов, поэтому они так любят упоминать в своём творчестве красивую и резонансную для восприятия поэтическую метафору - "душа".

Другое проявление Сознания - мышление (рациональная логика, алгоритмы). Тоже длительное во времени и очень энергозатратное проявление. Материальным носителем предполагается создающаяся в мозгу, при необходимости (пока трудно квалифицировать, как человек "заставляет" себя думать целенаправленно, чтобы решить поставленную задачу),  лабильная нейросеть и(или) даже иерархия таких сетей (миллиарды миллиардов нейронов, ещё больше, на многие порядки, их связей. "Горючее" для  работы нейросетей - кровь, материальная связь с сердцем, подключаются и эмоции - воля, называемая также душа). Результаты работы, в виде мыслеформ, пространственных представлений, художественных образов относятся в память. Память - те же нейросети, только более стабильные, на многие годы. Естественное запоминание тем сильнее, чем сильнее эмоции, сопровождавшие событие. Но их желательно зафиксировать в творчестве (любом, для людей и их потомков), иначе легко забываются важные нюансы, и потом получается нечто домысленное рассказчиком, фантазийное, как пересказ снов. Например, художник Сальвадор Дали, проснувшись, немедленно вскакивал и фиксировал увиденные им во сне образы на полотне.

Третье проявление сознания - боль, кратковременный сигнал о неблагополучии в теле (нештатная ситуация в работе организма).  Материальный носитель - сеть нервных окончаний (датчиков сигнала), подсоединённых к мозгу. Эта сеть свойственна всему живому, как реакция на воздействия окружающего мира и снаружи, и изнутри от химических веществ, попадающих в пищевую систему. Это 1-я управляющая сигнальная система, вегетативная, автоматическая.

В трёх основных проявлениях сознания просматривается вполне материальная основа для внутренней работы мозга, носителя сознания. Хотя знаменитая в науке нейрофизиолог Бехтерева к концу жизни предполагала, что мозг является всего лишь приёмником сигналов извне, от некоего высшего управляющего источника. Это выглядит, как отступление учёного перед сложностью задачи понимания работы сознания.

Но у человека, живущего в цивилизации, есть и 2-я сигнальная система - членораздельная смысловая речь (ментальная лингвистика), кодирующая словами  (понятиями) большие информационные блоки об окружающем мире, описания процессов и взаимодействий в нём. Эта система уже связана и с душой, и с мышлением. Словом можно и осчастливить (комфортное состояние души от приятных воспоминаний мышления), и убить (через стрессовую реакцию сердца на неприятную неожиданную информацию о потере части осознаваемого личного мира (дорогие люди, надежды, возникновение ощущения тупика жизни).

Наука требует рассматривать все аспекты проблемы, иначе будет копаться только в следствиях, в проявлениях закономерности, а не в её причинах. По отношению к душе и мышлению стоит изучать феномен "маугли", когда человек вырастает в животной среде. У него отлично работает вегетативная часть сознания, управляя телом с помощью 1-й сигнальной системы, но нет 2-й сигнальной системы, членораздельной цивилизованной речи. Её сигналы заменены сигналами опасности в запахах, звуках, позах, габаритах враждебного оппонента, или приятной призывной "химией" самки.
А где же его душа? По церковным канонам человеческая душа без ведома человека, по определению, "входит или вносится" в тело человека в возрасте 7 лет. До этого ребёнок (по справедливости!) - ангел божий, не винный в чём бы то ни было. Но с появлением в нём "души" на человека накладывается ответственность за первородный Грех Адама и Евы, и теперь "душа обязана трудиться" во искупление Греха или добавлять свои грешки - в этом провозглашается дарованная свыше "свобода" выбора (свобода совести). Но этот "выбор" - стороны одной медали: поклонение Высокому Небесному Началию самой альтернативой праведности или греха в рамках поклонения. Право на свободу совести для атеистов  такими поклонниками Небес не признаётся и осуждается, в эксцессах дело доходит до враждебности (присущий Вере религиозный экстремизм, даже между религиями, особенно показательно - между течениями в самой религии, и кому здесь помогать Небесам...). Вот и вопиют люди: "Где ты, Боже?!" на фоне жестокости, изуверств над природой человеческой, несправедливостей, тысячелетиями творящихся на Земле в человеческом обществе.

Одни люди выбирают безграничное доверие таким мифам (а эзотерики и проповедники религий при этом сооружают умозрительно целые словесно привлекательные "воздушные замки" о бессмертии души, её наказаниях (ад) и наградах (рай), о стремлении к Свету, к некоему всеблагому Абсолюту через многочисленные реинкарнации, духовные восхождения, посвящения. Но что характерно, и "кнут", и "пряник" для души берут  из средств или земных страданий тела, или комфорта тела. Получается оксюморон - постулируемая бестелесная нематериальная душа (в астральной ауре тела) и страдает, и благоденствует, как бренное материальное тело в рамках 1-й сигнальной системы сознания. И это логично для управителей, ведь поощрять и запугивать надо живых, для полного подчинения якобы Небесам, но... через земных посредников, которым всё это и надо для своих, вполне земных, интересов. Такое можно накручивать в сознание людей  (через Веру) только если самой души, как выделенной нематериальной субстанции, нет, но делается её имитация, по умолчанию, под прикрытием виртуального органа чувств и эмоций  сознания, который реально проявляется. Не случайно выдающиеся люди, подвижники, на которых и держится общественный институт Церкви (как храм-предприятие) уходят в пустыни, скиты, чтобы как можно больше исключить сермяжные помехи от окружающей церковной жизни для своих высоких размышлений над природой человеческой. Потом это может вылиться в исцеляющий эффект от феномена психологического самоизлечения страждущего после общения с праведником (трактуемое, как чудо). У Парацельса был случай, когда пациент умер на месте от стакана чистой воды, уверовав после его слов, что там был яд.
Докажите обратное, хотя бы на примерах, но чтобы при этом предполагался, в качестве рабочей гипотезы, материальный носитель (для научного толчка)...

Пока же на духовную тему в аспекте "стремлюсь к Свету, где Истина и Бог" море разливанное эзотерических писаний, духовных стихов, вдохновенной поэзии, размышлительной прозы, лекций-роликов учёных, тома "новых" наук. Трудно предположить, что все эти люди заблуждаются, но это ИХ видение мира. Польза от этого может быть выделена только как гуманитарная (утешительное милосердие), но не социальная (гарантия жизнеобеспечения в цивилизации).

Есть и другие люди, которые пытаются разобраться, следуя запросам цивилизации, которая развивается всё-таки прагматически, для совершенствования жизни людей на Земле, а не лишь в качестве подготовки к жизни в мифических Небесах, как основной и истинной.
Об этом в следующей части.


Рецензии