О фильме Прощенный The Forgiven 2021

О фильме «Прощенный» The Forgiven 2021
режиссер Джон Майкл МакДона,
сценарий Джон Майкл МакДона и Лоуренс Осборн,
в ролях Джесика Честейн, Рэйф Файнс, Мэтт Смит и другие.

Фильм, вроде бы без особой динамики, все события развиваются неспешно, в одном пространстве. Но основная работа происходит в сознании зрителя, в перемещении угла зрения от современного европейца к представителю древней берберской культуры.
Столкновение двух миров, двух цивилизаций, и невозможность диалога между ними. Трагический ответ на вопросы, продиктованные реальностью.
Все здесь символично, и проецируется на ситуацию в современном мире.
Сможет ли он устоять в тех условиях, в которые поместили его развитые демократические общества, в тех перспективах, которые его ожидают.
Ответ, увы, не утешительный. Во всяком случае в основу сюжета фильма положена история, которая приводит к такому выводу. Но зритель всегда может внутренне возразить, или, наоборот, согласившись задуматься о том, как изменить жизнь к лучшему.
Итак, на вилле богатой богемной пары молодых европейских мужчин, в старинном арабском замке, (как бы) реставрированным ими, состоится вечеринка в компании богатых друзей, с обильной выпивкой, наркотиками, свальным сексом, и сопутствующими удовольствиями. Все это в сердце древней цивилизации, в песках пустыни Сахара.
Прислуга – юноши берберы, мечтающие о лучшей жизни в Европе, осуждающе смотрят на все происходящее.
Гости европейцы съезжаются на роскошных авто.
Врач англичанин и его жена, потеряв дорогу, в темноте совершают наезд на местного подростка. Если бы водитель не был пьян, не отвлекался бы на ссору с женой, и не гнал бы с большой скоростью, - он наверняка успел бы затормозить, и подросток остался жив. Но все сложилось иначе.
Далее события развиваются не так, как предполагалось, и скрыть преступную небрежность не удается.
Забрать тело единственного и любимого сына приезжает отец, влиятельный представитель местных берберов. Его сопровождают друзья и родственники, бедные, но горделивые хранители традиций, носители древней культуры.
Они таинственны и немногословны. Но внутри у безутешного отца бушует вулкан ненависти к убийце сына.
Апофеозом всему, в момент, когда из гаража выносят тело подростка, чтобы погрузить в машину и отвезти в родное селение и похоронить, - звучит громкий смех гостей, хлопки открывающихся бутылок шампанского, и в ночном небе взмывают россыпи фейерверков, праздник в самом разгаре. Это похоже на надрыв гнойного воспаления. Глазами убитого горем отца теперь виден праздник, устроенный однополой парой в «его пустыне», «его пространстве», куда не вправе вторгаться неверные, чтобы разрушать вековые устои, убивать детей. Акцент перемещен в глубину времен. Ведь европейцы издавна колонизировали и использовали природные ресурсы пустыни. А представители богемы даже пользовали местных мальчиков для своих сексуальных утех. Поэтому понятна реакция местных жителей на тех, кто приезжает к ним ради разврата, и нравственного падения.
Тем страшнее, тем более бездонна пропасть между ним и беспечными гостями праздной вечеринки.
Не догадываясь, что отец понимает английский язык, англичанин и его друг обсуждают как бы с наименьшими затратами избавится от приехавших забрать тело, откупиться от них.
Молча, с глубоким презрением смотрит он на них, понимая больше, чем им кажется.
Его просьба состоит в том, чтобы совершивший наезд англичанин поехал вместе с ними похоронить подростка, согласно традициям.
Теперь мы видим все глазами англичанина, который соглашается, хоть и не сразу. Ведь это опасно, далеко, и утомительно, и страшно, и гнетуще. Но он едет. Он хочет искупить свою вину.
Все-таки, он лучший представитель тех, кто веселится сегодня на вечеринке.
Придерживается левых взглядов, сочувствует угнетенным, борется за права человека.
Минута за минутой внедряется он в культуру пустыни, постигая трудную и безысходную жизнь этих людей. И уже одет как они, и глубоко переживает случившееся.
Но поздно, увы, не исправить сделанного. Будучи человеком, испорченным цивилизацией, он не до конца честен. Пытается скрыть свою вину.
«Думает, что Бог слеп!» - презрительно говорит о нем отец.
Один из сопровождающих – юноша бербер говорит англичанину, что в пустыне жить тяжело, и он не хочет тут оставаться, мечтает уехать в Швецию, там красиво и прохладно. Но у него нет денег, чтобы уехать…
Это лишь небольшой фрагмент той многослойной картины, написанной яркой палитрой красок, безудержных страстей.
Два космоса – богатая беспечная Европа, пожинающая плоды своего развития, и древняя культура мусульманской страны, основывающих свое бытие на традициях и вере.
Две стихии, в попытке найти пути взаимодействия и сосуществования.
Модель современного мира.
Философия современности.
Удачна ли эта попытка? Возможны ли перемещения, слияние, взаимодействие с европейской средой тех молодых представителей берберов, которые уже познали радости свободной жизни с не лучшей ее стороны, смогут ли они стать естественной частью новой жизни?
Ведь культуры этих народов несовместимы, порой не понимают, а порой, и ненавидят друг друга. Причем, ненависть, в данном случае, реакция отца, ослепленного потерей единственного сына, а разгульные европейцы скорее не видят, не способны понять сути, занятые чревоугодничеством.
И месть того, кто ненавидит, - жестока. Добившись желаемого результата – он заставят прочувствовать и понять всю тяжесть жизни, и уважать традиции, подчиниться им. А, получив все, что хотел, уничтожит, вложив в руки ребенка (друга и свидетеля смерти сына) пистолет, научив его выполнить то, что  «должен сделать, ибо каждый должен предстать перед Богом». И мальчик в конце концов нажимает на курок, в смятении, в страхе, переступив ту черту, которая открывает совсем другую дверь - в русле традиций.
Раскаявшийся, и почти принявший эту культуру англичанин, после длительного пути  внутренних терзаний, примет смерть с радостью, как прощение. Прощенный.


Рецензии