7 чудес Некрасовского поселения Ярославского район

       Вдоль Волги издавна много поселений, в которых немало достопримечательных мест, вызывающих гордость местных жителей  В 2011 году я отправился с фотоаапаратом вниз по реке, прошел полтора десятка километров и встретил немало замечательных мест, достойных того, чтобы о них написать. С этой мыслью я поделился с главой Некрасовского сельского поселения Почикайло. Он поддержал идею подготовить и выпустить цветную книгу о чудных местах, чтобы в области и в стране знали какие памятные и красивые места есть на Волге-матушке
 
       I. ПАПАДЬИНСКОЕ СЕЛИЩЕ
       Некрасовскому поселению повезло: до ХХ века в пойме реки Пекша, что рядом с деревней Попадьино, сохранилось  древнее  селище, ныне  широко известное.  В устье рек, впадающих в великую Волгу, было немало таких стоянок  предков. Но  редкие из них сохранились: на такие места приходили новые цивилизации, строились сёла  и города. А вот Попадьинское селище просто вросло в землю и исчезло из виду под метровыми слоями земли. Больше тысячи лет об этом селище никто не знал и не ведал, хотя, может, и догадывались. Место для житья очень подходящее. В  VI-VII  веках его облюбовали  меряне.
     Назвать Пекшу – приток Волги – рекой  преувеличение, скорее, это речушка на дне оврага, и ширина ее в  метр-полтора. Но по берегам видно, что весной здесь уровень воды поднимается и в разливы доходит до 5-15 метров.   По результатам археологических исследований художник-реставратор  восстановил, говоря современным языком, планировку и архитектуру древнего поселения.   На первом плане рисунка - рыбаки  на лодке. Значит, в  те времена  речка была широкая, метров  10-25. Дальше: берег довольно-таки крутой и луговина, на которой и расположилась большая постройка  в 120 квадратных метров. Археологи раскопали вокруг 12 построек.  В этом пространстве длиной примерно километра полтора и обитали предки – меряне. До устья реки примерно километр. Почему селились в скрытном месте? Полагаю, чтобы плывущие по Волге, лихие люди не смогли сразу приметить то самое селище. В укромном месте  безопаснее жить. Ныне Попадьино – деревня . Несколько домов составляют улицу, которая спускается к левой стороне речки Пекша. Здесь на мосточке пытаемся представить, каким было селище  в те века
      ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
     За стенами крепости Попадьинского селища стояли рубленые низенькие домики под двускатными крышами с земляными полами и очагами из камней. В центре селища находился домик побольше остальных. У его большого очага собирались все жители. Рядом с этим домом была постройка без очага. Судя по уцелевшим в ней жерновам, здесь хранилось зерно общины. Дальше стояла кузница, что нетрудно было определить по огромному очагу, по кускам железа и обломкам разных изделий из него. Напротив общественного домика была легкая хижина. Вокруг её очага найдено много глиняных прясел для веретён, железных шильев и каменных утюжков. Здесь собирались женщины и вместе пряли, ткали, шили.  Под обгорелым бревном одного домика нашли остатки уздечки. Много разных изделий обнаружили учёные при раскопках на месте сгоревшего селища: черепки глиняной посуды, железные ножи и топоры, серпы и мечи, стамески и долота. Найдены кости рыбы, домашних и диких животных. От людей, населявших наш край в более близкие к нам времена, остались деревянные и каменные постройки, ремесленные изделия из металлов,  дерева, кожи и  льна,  монеты…
   Ученые считают, что дьяковские племена являлись непосредственными предками других финно-угорских племен - меря и весь. Первые сведения о мерянских племенах относятся к VI в. н. э.    Десятки веков скрывалось под землей Попадьинское селище. Его находка – это и есть восстановление недостающих страниц истории приволжской земли, это чудо, которым  следует дорожить и дорожить. К этому были сделаны первые шаги в городском музее и в Спасо-Преображенском  монастыре – созданы стенды и макеты. Тем самым подчеркнуто значение Попадьинского селища. К сожалению, экспонаты ныне не доступны. Их выставляют в залах по большим праздникам.   Верится, что однажды и  в самом Некрасовском поселении, хотя бы из туристических соображений (здесь и санаторий есть) подумают о достойных стендах Попадьинского селища. Ведь во всей России таких чудес немного сыщется.   

      II. ПАМЯТНЫЙ КАМЕНЬ  ЗАЩИТНИКАМ РОДИНЫ
      Победных битв во славу Отечества на Ярославской земле немного. Егорьевская битва в 1609 году (ныне – село Григорьевское Ярославского района) на особом счету в памяти народа. В канун 1000-летия Ярославля вспомнили, что  в окрестностях города  и в давние времена были исторические события, например, битва с захватчиками четыре столетия назад. В 1809 году – в год 200-летия сражения – поставили на высоком месте  каменную церковь взамен деревянной.  Прошло ещё два века, и в 2009 году  новые поколения ярославцев решили для увековечения Егорьевской битвы на центральной площади установить памятник. А до этого завершили  восстановление храма Рождества пресвятой Богородицы с приделом Святителя Николая Чудотворца в Григорьевском, которая сильно пострадала в богоборческие времена ХХ века.  Организаторы доброго дела – главы администраций ЯМР и Некрасовского сельского поселения в одном из карьеров близ села нашли камень-валун и установили его с табличкой  о большой Победе  на самом видном месте в центре села.   Открытие памятника – событие не рядовое. Об этом говорит приглашение на церемонию губернатора Ярославской области С.А. Вахрукова, мэра г. Ярославля В.В. Волончунаса, главного Федерального инспектора по ЯО А.А. Киселева.
      ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА: ПОБЕДА В ЭПОХУ СМУТЫ.
     Первое вторжение поляков на Московское государство не принесло полякам желаемых результатов. Однако король Сигизмунд не оставлял надежд покорить Россию. Был намечен план нового вторжения, где ключевую роль должен был сыграть гетман Ян Сапега. Главный удар предложено было нанести на север Московии и на город Ярославль.      В феврале 1609 года вновь поднялись города Северной Руси. Народное ополчение возглавил воевода Никита Васильевич Вышеславцев. Ранее он был в Новгороде вкупе с именитым полководцем Михаилом Скопиным-Шуйским. Изведав, что в Вологде собралось народное ополчение, Михаил Скопин, учитывая огромное значение Ярославля, поручил Вышеславцеву встать в его челе и выступить на избавление от ляхов Ярославля. Ополчение выдвинулось из Романова (ныне г. Тутаев) 16 марта. К этому времени в его рядах было до 40 тысяч ратников. Повстанцам пришлось пробиваться с боями, путь до Ярославля ополчение проделало лишь за двадцать два дня.      7 апреля 1609 года Никита Вышеславцев стал вблизи города, у села Егорьевского (ныне Григорьевское). Навстречу ему вышел начальник польского гарнизона Тышкевич со своим отрядом.  В результате битвы поляки стали отступать. Силы Тышкевича были разбиты, но ему самому удалось бежать в Ярославль и укрыться за стенами города. С ним убежал и воевода – изменник Федор Борятинский. Поляки были перебиты. На следующий день - 8 апреля 1609 года с огромным воодушевлением, колокольным звоном и хлебом-солью встретили ярославцы ополчение Вышеславцева.  Это был первый опыт объединения сил на Ярославской земле против врага, который пригодился в 1612 году, когда войска Минина и Пожарского собрали новое ополчение патриотов и пошли освобождать Москву. Но это уже другая история.

       III.ВОЗРОЖДЁННЫЙ ХРАМ 
    Долгие годы на автотрассе Ярославль-Рыбинск в разрухе и запустении стояла церковь в селе Григорьевское.  Это в  богоборческие 30-е годы одна из красивейших церквей Ярославской области  лишилась куполов и крестов.     Когда-то она были ориентиром, особенно для тех, кто ехал со стороны Рыбинска или Ярославля. Казалось, что храм стоит прямо на дороге. А когда въезжали в Григорьевское оказывалось, что он – слева или справа от дороги на пригорке у реки Пекша.      В храме два престола – Рождества Пресвятой Богородицы и святителя Николая. Отсюда в различных источниках два названия церкви. Он построен прихожанами в канун Наполеоновского нашествия, в 1809 году, когда отмечалось 200-летие Егорьевской битвы.  В архивах сообщается, что представлял собой приход. В церковь ходили верующие из соседних деревень до самого разорения ее.    Многие десятилетия она была немым укором тому, что некоторые жители в богоборческие времена забыли веру отцов и дедов.  Память стала возвращаться в 90-е годы, когда жители опять обратили  внимание на святыни и стали искать духовность.      К восстановлению  церкви в Григорьевском приступили  в аккурат к  её  200-летию.  Свой юбилей храм встретил обновлённым, его кресты и купола сегодня видны издалека, прихожане торят дорогу со всей округи и, конечно, с близлежащих улиц села.   
    Второму рождению церкви способствовали местная власть, предприниматели-спонсоры и Ярославская епархия. Так свершилось рукотворное чудо - церковь вернулась к людям в былом величии, а люди вернулись в неё, поняв и осознав свои прегрешения.
     СЕЛО  ГРИГОРЬЕВСКОЕ 
    Церковь –  главная достопримечательность села Григорьевское. По местным меркам оно довольно большое.  Григорьевское – центральная усадьба одного из лучших хозяйств Ярославии с таким же названием.        На той стороне автотрассы, где стоит храм, расположились основные социально-культурные объекты села: торговый центр, столовая, ФАП, здание  администрации ФГУП ОПХ «Григорьевское».   
    И по количеству улиц Григорьевское – село немалое.  В  их названиях встречаем и  традиционные для села:  Заречная, Садовая, Тихая, Молодежная, Клубная, Новая, Новый поселок. Но есть  и достаточно редкое сочетание: одну улицу назвали Мирная, но, похоже, этого показалось мало – решили уточнить коренным  словом, отсюда пошло название ещё одной - улицы Мира. Неспроста это – у жителей  тяготение к спокойной жизни исстари повелось - со времен Егорьевской битвы 1609 года.
 
     IV. ВОЛГА – ЧУДО  ЯЗЫКОМ ПОЭЗИИ 
      Об  одних чудесах лучше всех может повествовать  летописец, о других - историк, а о третьих -  поэт. Мы восторгаемся стихами поэта-земляка Николая Алексеевича  Некрасова «О, Волга, колыбель моя...», который, кстати, бывал на охоте в  здешних краях. И сегодня на некрасовской земле есть люди, которые  в стихах выражают свою любовь и привязанность к реке детства, юности и зрелости. В их числе Анна Михайловна Сироткина. Она делится  с нами сокровенным.

     Мне приснился берег Волги  И любимая берёзка.  Я смотрела долго-долго  На бордовую полоску. Это солнышко садилось, Оставляя след в воде.  За день славно потрудилось,  Похозяйничав везде. Утром травку обсушило,  Умывалась та росой, Птичью стаю разбудило  Она встретилась с зарёй, Заглянуло в палисадник,  Ночевали  где цветы,  За листочки потрепало Зеленевшие кусты. Обошло луга и нивы,  Перелески и поля,  А затем неторопливо  Добралось и до меня. Я проснулась, улыбнулась.  Что мой сон – совсем не сон.  Берег Волги – вот он, рядом,  И берёзка та при нём. Я пойду туда к закату  Полюбуюсь в тишине,  Как течёт река куда-то. Как бордовая дорожка  По волне бежит ко мне. Мне приснился берег Волги  И любимая берёзка.  Я смотрела долго-долго  На бордовую полоску. Это солнышко садилось, Оставляя след в воде.  За день славно потрудилось,  Похозяйничав везде. Утром травку обсушило,  Умывалась та росой, Птичью стаю разбудило  Она встретилась с зарёй, Заглянуло в палисадник,  Ночевали  где цветы,  За листочки потрепало Зеленевшие кусты. Обошло луга и нивы,  Перелески и поля,  А затем неторопливо  Добралось и до меня. Я проснулась, улыбнулась.  Что мой сон – совсем не сон.  Берег Волги – вот он, рядом,  И берёзка та при нём. Я пойду туда к закату  Полюбуюсь в тишине,  Как течёт река куда-то. Как бордовая дорожка  По волне бежит ко мне.
 
    V.ГЛАВНАЯ  ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЬ   ПОСЕЛЕНИЯ
    Бывший дом купца А.Н. Горяинова - это , пожалуй, главная визитная карточка Некрасовского поселения и поселка Михайловский. Его называют по-разному -  барский дом, «белый дом» (в смысле,  что он олицетворяет местную власть – администрацию поселения, где ныне располагается администрация, почта, библиотека). Зданию в 2013 году юбилей – 100 лет. Построен барский дом на самом въезде в Михайловское, сразу за речкой Пекша. Двухэтажное здание из красного кирпича летом утопает в зелени.  Зимой – хорошо просматривается со стороны дороги. В краеведческой литературе и воспоминаниях жителей это здание упоминается часто. В отличие от других домов, какие были построены в  давние времена, бывший дом помещика  сохранился и внешне «смотрится». Архитектура его проста и традиционна для Ярославского края. Тем не менее, не лишена она изящества, которое сохранилось несмотря на частую смену хозяев.
      МЕНЯЛИСЬ ЭПОХИ, МЕНЯЛИСЬ ХОЗЯЕВА ДОМА
     Первые хозяева дома  понимали толк в строительстве и архитектуре. Они были  из состоятельного дворянского рода Горяиновых. Дворянин Александр Николаевич Горяинов стал хозяином Михайловской усадьбы в 1885 году. До него тут управлялся с хозяйством Иван Николаевич Огнев. Этому человеку повезло в жизни. Он был управляющим у помещика – поручика Толбухина. Тот, видя справную службу Огнева, передал на старости лет усадьбу в его надежные руки. Такой щедрый подарок случился в 1868 году.  В конце XIX и начале ХХ века в России, говоря современным языком, был строительный бум. Александр Николаевич решает строить новый барский дом на месте старого деревянного. В то время произошло в семье Горяиновых памятное событие – женился племянник Александра Николаевича тридцатилетний – Юрий. И вот он ничего лучшего не придумал, как подарить  жениху и невесте  новостройку вместе с усадьбой. Для молодых Михайловское стало загородным домом.  Юрий Васильевич с женой не форсировал строительство, так как у них уже было два дома: на набережной в Ярославле и Москве. К тому же сказалась художественная натура молодого барина – не равнодушен был к театру.  Выступал   на  Волковской  сцене  Ярославля, хотя в актерском жаловании и не нуждался. К строительным делам не особенно лежала его душа. Поэтому господский дом превратился в «долгострой». Однако, оно и к лучшему – к 1913 году дом получился строгим и нарядным. Недолго дом был барским. Случилась революция 1917 года. Хозяин барского дома понял: новая власть надолго. Лучше всё отдать по доброй воле, чем под конвоем отправляться в Сибирь. Распрощавшись со своим добром, подался в Москву работать по призванию – администратором Вахтанговского театра в Москве.  После революции барский дом занимали самые разные предприятия и организации,  в  том  числе и колхоз. С 1995 года на втором этаже разместилась администрация Некрасовского сельсовета и библиотека, а на первом – отделение банка, почта, парикмахерская, магазин.   Напротив барского дома, который в последние годы стал называться «белым» (на американский манер),  – парк. Он совсем не такой, как был в прежние времена с прудом, однако достаточно ухоженный. В центре него памятник павшим землякам-защитникам Родины в Великую Отечественную войну. 

      VI. ОТ  ЧЕГО   ТАК  В  РОССИИ  БЕРЁЗЫ  ШУМЯТ ...
     Когда говорят о  России, первым делом вспоминают берёзы. Перед глазами встают белоствольные. Это дерево и Святая Русь породнились на тысячелетия, поэтому мы видим рукотворные березовые рощи всюду: например, в Красном Холму, Михайловском или долгую аллею берёз от Григорьевского до Михайловского. Летом и зимой они радуют глаз. Они как часовые нашего мира и покоя стоят.  Когда летнюю порою сойдёшь с дороги и –  к  березам-невестушкам прислонишься спиною, невольно вспоминаешь проникновенную песню:   “От чего так в России березы шумят. От чего белоствольные всё понимают ?” Ответ приходит сам собой. Наверное, от того, что именно у нас лучше, чем в иных краях и весях, понимают саму берёзу, её разговор.Угадывается здесь какое-то родство природы и человека. Имеющему чуткие  душу и  слух человеку  березы на Некрасовской земле “нашелестят”-расскажут, как на дороге от Григорьевского до Михайловского в ХХ веке  ученики школы по обеим сторонам  посадили деревья – символ России. И потом из десятилетия в десятилетие потомки здешних жителей  ухаживали за посадками, подсаживали новые березы.  Довелось мне исколесить Ярославию вдоль и поперек, но я не припомню  такого белоствольного чуда протяженностью почти шесть километров вдоль дороги. Зимой берёзы, как стражи, оберегают шоссе от  заносов.  А  на закате белоствольные обретают красно-желтые цвета. А если случится мороз, как это было в середине января этого года, то на ветках появляется чудесная бахрома, красивейшие  узоры. А если посмотришь на заходящее солнце сквозь ветви, ты находишься в сказке.  И это чудо  удивляет не только меня, но и местных жителей.  “В рощах от белых стволов берёз светло даже ночью, –  пишет в своих заметках краевед и библиотекарь из Михайловского Альбина Николаевна Насолодина, –   В песнях это дерево  ласково называют берёзонькой, с ней сравнивают девушек – «Словно белая береза стройна».  Удивительно красивы берёзы в любое время года. Прозрачным зеленым кружевом нежных молодых листьев покрываются они ранней весной; золотисто-желтыми становятся осенью легкие кроны берез, когда вниз «Неслышен, не весом слетает желтый лист».   Очень часто можно встретить  берёз-близнецов: несколько стволов растут вместе, - продолжает краевед, –  Если дерево погибает или его спиливают, то от оставшегося пня отрастает несколько побегов: они быстро растут, потому что в почве остались хорошо развитые корни, питающие новые побеги”. Да, мир природы вокруг нас живучий, но вместе с тем хрупкий. Это понимают  многие жители Михайловского. Мы – люди нужны березкам, и они тоже нуждаются в нас, нашей заботе.  Но главное – природа помогает нам жить! Вспомним проникновенный фильм советских времён “Калина красная”, когда герой Василия Шукшина обращался к своим “березам-невестушкам”.  И на некрасовской земле есть люди, для которых это дерево  – существо одушевлённое. Один из них – Геннадий Кузьмин, который поведал нам о своём диалоге с березой.
       ОТ  ЧЕГО   ТАК  В  РОССИИ  БЕРЁЗЫ  ШУМЯТ
 ... Когда говорят о  России, первым делом вспоминают берёзы. Перед глазами встают белоствольные. Это дерево и Святая Русь породнились на тысячелетия, поэтому мы видим рукотворные березовые рощи всюду: например, в Красном Холму, Михайловском или долгую аллею берёз от Григорьевского до Михайловского. Летом и зимой они радуют глаз. Они как часовые нашего мира и покоя стоят.  Когда летнюю порою сойдёшь с дороги и –  к  березам-невестушкам прислонишься спиною, невольно вспоминаешь проникновенную песню:   “От чего так в России березы шумят. От чего белоствольные всё понимают ?” Ответ приходит сам собой. Наверное, от того, что именно у нас лучше, чем в иных краях и весях, понимают саму берёзу, её разговор.Угадывается здесь какое-то родство природы и человека. Имеющему чуткие  душу и  слух человеку  березы на Некрасовской земле “нашелестят”-расскажут, как на дороге от Григорьевского до Михайловского в ХХ веке  ученики школы по обеим сторонам  посадили деревья – символ России. И потом из десятилетия в десятилетие потомки здешних жителей  ухаживали за посадками, подсаживали новые березы.  Довелось мне исколесить Ярославию вдоль и поперек, но я не припомню  такого белоствольного чуда протяженностью почти шесть километров вдоль дороги. Зимой берёзы, как стражи, оберегают шоссе от  заносов.  А  на закате белоствольные обретают красно-желтые цвета. А если случится мороз, как это было в середине января этого года, то на ветках появляется чудесная бахрома, красивейшие  узоры. А если посмотришь на заходящее солнце сквозь ветви, ты находишься в сказке.  И это чудо  удивляет не только меня, но и местных жителей.  “В рощах от белых стволов берёз светло даже ночью, –  пишет в своих заметках краевед и библиотекарь из Михайловского Альбина Николаевна Насолодина, –   В песнях это дерево  ласково называют берёзонькой, с ней сравнивают девушек – «Словно белая береза стройна».  Удивительно красивы берёзы в любое время года. Прозрачным зеленым кружевом нежных молодых листьев покрываются они ранней весной; золотисто-желтыми становятся осенью легкие кроны берез, когда вниз «Неслышен, не весом слетает желтый лист».   Очень часто можно встретить  берёз-близнецов: несколько стволов растут вместе, - продолжает краевед, –  Если дерево погибает или его спиливают, то от оставшегося пня отрастает несколько побегов: они быстро растут, потому что в почве остались хорошо развитые корни, питающие новые побеги”. Да, мир природы вокруг нас живучий, но вместе с тем хрупкий. Это понимают  многие жители Михайловского. Мы – люди нужны березкам, и они тоже нуждаются в нас, нашей заботе.  Но главное – природа помогает нам жить! Вспомним проникновенный фильм советских времён “Калина красная”, когда герой Василия Шукшина обращался к своим “березам-невестушкам”.  И на некрасовской земле есть люди, для которых это дерево  – существо одушевлённое. Один из них – Геннадий Кузьмин, который поведал нам о своём диалоге с березой.

      VII. БАРИН  С   КРЕСТЬЯНСКОЙ  ФАМИЛИЕЙ ПАСТУХОВ 
      Впервые побывал я в поселке Красный Холм, когда 7 октября 2010 года путешествовал пешком вниз по Волге. Шёл по берегу. Утром был первый морозец. Даже трава подмёрзла и образовался ледок. Но там, где начинался Красный холм (прежде назывался Заячий), пройти берегом без сапог не было возможности. Сотнями ручейков-родников берег, как бы плакал, и его слезы ещё не превратились в лёд. Название пришло само собой – «плачущий» берег. Промочивши обувь, решил подняться крутым берегом наверх по лестнице, которую, скорее всего, местные рыбаки сделали. По ней-то и попал я на окраину поселка ПМК Красный Волгарь. Через него уже в поселок  Красный Холм. Понятно: красный, значит, красивый. Почему пишу о подъёме на крутой берег? А потому что люди у нас сотнями лет могут чертыхаться вверх-вниз по кручам и буеракам, и никогда не взяться за строительство более или менее сносной лестницы. А вот в ХIХ веке нашёлся единственный на весь берег барин с что ни на есть крестьянской фамилией Пастухов, который сподви г крестьян-земляков построить лестницу в 245 ступенек. Понятно, что помещик был. Ему мало было построить дачи-терема на Заячьем холму (старое название) для себя и сына, он ещё взялся потом разбить парк. Пример подал всей округе ... Но ныне эта лестница только на фотографиях и в воспоминаниях людей. Да, Николай Петрович –  барин был цивилизованным на европейский манер. А поэтому по местным понятиям чудное дело затеял: парк засадил не привычными березками, елью или дубом. А всякой невидалью:  пихта, туя, пробковое дерево, манчжурский орех, карельская (чёрная) береза, ясень и другие. Некоторые деревья до сих пор живы.  Словом, помещик оказался путный. Наверное, от того уже в наше время решили восстановить его дом. Деревянная архитектура весьма подходит к здешним местам.  Зимой она хорошо просматривается ( открытка сверху).
      ХОЗЯИН УСАДЬБЫ БЫЛ НЕПРОСТ Пастухов Николай Петрович (1820 - 1915), потомственный Почетный гражданин Ярославля, купец 1-й гильдии. Владелец металлургических заводов и наследственной торговли железом, из его материала изготавливали изделия в Норской слободе. Почетный мировой судья по Ярославскому уезду, с 1871 г. - гласный Ярославской городской думы. Создатель Нижнего механико-технического училища и при нём ремесленной школы в Ярославле (с 1934 –  химико-механический техникум). Владелец соседнего с Михайловским имения «Красный Холм», принадлежащего ранее тому же Толбухину. 
      НОВЬ КРАСНОГО ХОЛМА
      В ХХ веке Красный Холм стал санаторием для трудового народа.  Новые хозяева  чтили красоту, а потому и местный пруд держали в благоустройстве. Новые  деревья сажали. Особо красивы берёзы на спуске с холма в пойме Пекши. Пейзаж   как на картинах Левитана.  В конце ХХ века санаторий  пришел  в упадок. В начале нового века, вроде, опять взялись восстановить место лечения и отдыха. Этим летом и осенью территория превратилась в строительную площадку. Появились новостройки из камня и дерева, детские площадки.
       ИЗ ОФИЦИАЛЬНОЙ ИСТОРИИ КРАСНОГО  ХОЛМА 
       До 1868 года землями от Григорьевского до Харитоново владел помещик Толбухин. Высокий волжский холм служил ему угодьем для охоты и назывался «Заячьим Холмом». Но из-за преклонного возраста он уже не мог сюда приезжать на охоту и подарил эти земли своему управляющему Огневу.  Вскоре Огнев продал эти земли. Часть земель приобрел купец - тот самый Пастухов.  В настоящее время здесь находится санаторий «Красный Холм». Что собой он представляет и каким будет, это разговор особый. У нового хозяина большие планы. Не отступил бы только от них.


Рецензии