Растение, я тебя вижу

    Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
Борис Пастернак

Разве растение может быть предметом для размышления? Ученые пишут статьи, отяжеленные солидными терминами, читать их трудно.  Журналисты, на потребу публике,  предпочитают темы легкие,  сугубо практические. Даже писатели сомневаются.  В советские времена долго обсуждали проблему Халифмана. Его книги о пчеле все читали с наслаждением. Но разве это писатель? Вот если бы он воспевал труд пасечника, тогда…  А если это не животные, а дикие растения? А если предметом размышления станут образы растений, созданные художниками разных направлений: академиками, импрессионистами, декораторами, абстракционистами?  Кто из них поможет нам осознать сущность растения? Кстати, вы помните,  читатель,  свой первый учебник ботаники в школе?  Может быть, запали в душу какие-то иллюстрации? Сто лет назад азбуку для малышей создавал Александр Бенуа, один из лучших художников начала века. Сегодня учебников ботаники в школе нет совсем, о растениях сообщается кратко,  и вряд ли вы знаете, что за художники создавали ботанические иллюстрации. Неужели растения не достойны нашего интереса,  нет не медицинского, не кулинарного, а эстетического, просто … интереса? Уверен, что это не так. Что  же такое растение? В путь, читатель.

    Вам нравится это слово – академия? Помогут ли академики разрешить поднятые вопросы?  Когда-то в нее стремились все. Михаил Ломоносов из северной деревни шел в нее пешком. Илья  Репин из южного военного поселения к своей мечте добирался в столицу  в грязном прокуренном вагоне. Не закончишь академию, не станешь художником-профессионалом, а если получишь золотую медаль, отправишься в Италию продолжать учебу. Но уже Александр Бенуа после нескольких месяцев учебы возненавидел гипсовые головы, что ему предлагали писать, не смотря на то, что и отец и братья академию закончили. Он предпочел остаться дилетантом.  Анна Остроумова-Лебедева после пяти лет учебы поняла, что в живописи она ничему не научилась. Может быть,  советские академики  давали  нам образцы высокого искусства?  В шестидесятые годы мне повезло попасть на выставку в Манеже. Начиналась она с парадного портрета Юрия Гагарина. Академист Шилов изобразил первого космонавта в мундире со всеми регалиями.  Те, кто видел живого Гагарина,  смотрели на портрет с недоумением – не фотография ли это? Мне так больше понравилась картина другого художника. На ней юноша и девушка стояли в крошечном разрушенном войной храме, а через проломы в стенах, украшенных фресками,  виднелось поле ромашек. Не люблю церквушек на картинах художников, но здесь были руины и сам я видел нечто подобное под Истрой. Ромашки в поле это живописно, но представить, что за цветочный натюрморт на выпускном экзамене вы получите золотую медаль невозможно. Долгие годы в академии на выпускных работах темы были только библейские. Когда в академию пришли передвижники, темой стали страдания народа,  или жанровые, или исторические  сценки. Как ни странно и сегодня эти сюжеты в академических работах преобладают. Конечно, цветочные натюрморты голландцев студенты копировали в Эрмитаже. Но помогут ли нам академики понять,  что же такое растение? Кто же среди академиков обращался к теме растений. Пейзажисты? Может быть,  Шишкин с его эпическими полотнами? Учителя рисования, уверен, возмутятся. Для них Шишки, как для любого так называемого интеллигента и любителя природы,   недосягаемая высота. Это правда,  Шишкин природу любил, он почерпнул любовь от своих немецких учителей. Помните сосны во ржи? Точно такие картины он видел когда учился, только заменил дубы на сосны. Его эпические картины сделаны, сконструированы. Совсем по-другому он воспринимал    этюды на пленэре где-нибудь в уголке уютной дачи, вроде дачи в Парголово. Посмотрите на его этюд сныти. Сразу скажешь  - работа доставляла ему удовольствие, писал для души. На этюдах он был именно такой, как на портрете Крамского.  Но если вы прочитаете  современные комментарии к этюду, удивитесь – все они     словно под копирку. Сныть от слова «снедь». Неужели ничего кроме убогих кулинарных ассоциаций этюды не вызывают? Может быть это не случайно? Шишкин любил фотографировать пейзажи летом, а зимой в мастерской писал по ним картины. Не правда ли,  его работы похожи на фотографии?  Некоторые скажут – они натуралистичны или реалистичны. Но вот академическая школа чувствуется. Есть такой прием учителя рисования. Взять лист белой бумаги, скомкать его, превратив в шар и предложить ученику изобразить. Если у вас есть навыки академического рисунка, работа не сложная. Работай с линиями, плоскостями, тенями и все получится. Первый рисунок Репина при поступлении в академию, был рисунок лопуха. Он справился и поступил. Шишкин был хороший рисовальщик. Он всегда на прогулки в природу брал блокнот. Представьте рисунок сныти черно-белым. Вы ее узнаете? Несомненно: по характерной мозаике листьев с крупными, рассеченными долями, по зонтичному соцветию. Краски для узнавания не нужны.  Конечно, этюды случайны, не стали картиной, и это хорошо. На картине в лесной чаще сныть совсем теряется.  и не главная на фоне деревьев. Моет мы найдем настроение, впечатления, переживания у мастеров ботанической иллюстрации?  Современник Шишкина Андрей Бекетов, дед Александра Блока,  значение живописи для ботаники понимал. Создавая свой ботанический рай в университете, он приглашал хороших художников. Каждое растение изображали акварелью на большом ватманском листе. Растения были узнаваемы, но это были, увы,   не картины.

    Кто спорит, академия дает художнику профессиональные навыки. Картины академистов созданы по законам красоты, они точны, но беспристрастны, без художественного осмысления. Академисты исходят не из природы модели, а из природы технологии. Чтобы проникнуть в сущность живой модели, человека или растения, этого мало. Разве не похож портрет работы академиста Шилова на первого космонавта Земли?  Похож, но вы посмотрите и мимо. Разве не узнаете вы сныть на картинах академика Шишкина, или на ботанической иллюстрации. Узнаем, но посмотрим и мимо.  Чего-то в этих работах не хватает. Может цвет на картинах импрессионистов поможет нам понять сущность растения?

Этюд Шишкина «Сныть-трава из Интернета   


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.