Шмонька

    Дембель! Поезд до Москвы и в Ростов- папу. Восемьдесят километров и я дома, в родном селе Ириновка! Уходил из Кущёвского района, прибыл- Крыловского. В Москве ночевали за камерами хранения. Патруль проверил документы, разрешил переночевать. 
  И вот я дома. Отец обниматься, а я руки вперёд, говорю- воды горячей давай. Пока вода грелась форму снял и в печку, вместе с значками. Вши. Ещё в  вагоне, перед Читой ,весь вагон чесался. Сначала втихую, а потом уже никто не скрывал. Дембелей нас было трое на весь состав. Поздно дембельнули, Все, в середине декабря, уже дома были.
 
   Поехал в станицу Крыловскую стать на учёт и сразу же с него сняться. Захожу в кабинет, майор сидит- подаю документы. Он встал и как заорёт:» Ты что не в форме и как положено не доложил!» Отвечаю ему, что  из части, или из вагона, вшей привёз, поэтому форму сжег. Оформите, мне уезжать в мореходку в Эстонию, вызов перед Вами. Его это ещё больше взбесило- швырнул документы! Вон! Приходи по форме, где возьмёшь- не моё дело! В военторге купишь!Да я тебя сейчас в комитет сдам за клевету на Советскую Армию! Будет тебе и море и мореходка на Колыме!Надо же выдумать, вши, лишь бы не по форме и не докладывать по уставу!                     
   Вышел, во дворе скамья, сел обдумать, что делать и кто в селе мог сохранить форму. До автобуса часа четыре. Просидел около часа, И тут, о чудо! Подходит майорская секретарша:» Давай быстренько документы оформлю, пока он домой обедать ушёл.» Через минут десять вынесла -я поблагодарил. Пожелала удачи и упорхнула в здание. У меня на душе посветлело, есть же ещё хорошие и добрые люди. Поехал домой.    И вот я в Питере, на железнодорожном  вокзале жду поезд на Таллин. Хожу кругами по площади. Около вокзала, как положено, цыганка - дай погадаю!  Послал. Эту братию ещё по Ростовскому вокзалу знаю. Но там свои. Со многими по юности знаком был. Наша компания тоже на вокзале тусовалась, и чтоб не пересекались наши  "дела" - договаривались. 
   Тут подходит парень, я давно его приметил по куртке. Куртка была оригинальная -я не видел ещё таких. Только в девяностых появились. Тёмно- вишнёвая и когда идешь ,она переливается до светло- вишнёвой.  Витя приехал из Сосновки Львовской области, поэтому у него вся одежда была контрабандная из Польши.    Так вот, подходит этот парень :»Что, и тебя обманула?» Говорю, что  я я цыган с детства знаю. Даже пацаном на свадьбе был. Летом через село табора три проезжает, за пару дней село обойдут и далее. Один табор остался зимовать, возле крёстной- в пустом доме .Весной свадьбу сыграли и в путь. А меня, говорит, на червонец наколола. Меня, Украинца! Первый раз в жизни такое. Спрашиваю -куда путь держишь?  В Таллин, в ТМШ. Протягиваю руку - туда же. Меня Александр зовут. Зови Саня. Он- меня Виталий, слишком длинно говорю - буду Витей звать, не против? Нет. Вот так мы и познакомились.                   
   В поезде, под бутылочку, каждый о себе рассказал. Время было. Родился он на Донбассе, отец шахтёр, года  четыре было ему, когда семья переехала в Сосновку, шахтёрский городок Львовской области. Служил в Крыму и оттуда послал документы в ТМШ. По нашим  рассказом. детство и юность наши прошли - один в один. У него мама болела, почти не вставала, отец работал в шахте. Потом вообще ушёл. Наверное в забое легче, чем в семье. У меня мама болела и умерла. Отец работал от зари до зари. Мы с Витей были уличного и бабушкиного воспитания. Но бабушки самые любящие и всепрощающие.   Наверное это нас и сблизило.   Поздно ночью прибыли в Таллин. Гостиницы  нашли - мест нет и в других мест не будет, сказал во второй гостинице стойкий портье.          
    На вокзал. зашли, пристроились, разговариваем. Он говорит я на матроса учиться хочу- физическую работу, спорт люблю.   Я ему -  а я  технику люблю. Со спортом на Вы, особенно бегать.  В двадцать три часа заходят менты : "Все на выход!» Народ повалил из вокзала. Мы к ментам - что делать? Идите в пригородный, главный ,оказывается, закрывается на ночь. Где пригородный? Вот соседнее здание - пять метров ходьбы. Свободные места были. Устроились ,через пару часиков бесед решили поспать.
    Утром пошли в главный корпус, из камеры хранения забрали вещи. Куда идти? Два парня стоят, прилично одетые, один в пыжиковой шапке и налегке, она станет знаменитой ,как и Витина куртка. Второй с чемоданом. Спросили дорогу, они отвечают- мы  туда же. Познакомились. Один Боря, второй ,шапка - Олег (но потом он стал Сеней или Семён - по фамилии). Началась мокрая пурга. Мы втроем, с вещами, Сеня налегке, он свои ещё вчера в учебном корпусе оставил. Водил он нас, водил, сам заблудился. Мы промокли: сверху от стихии, внутри от пота. Народу нет. И тут повезло, женщина навстречу шла - показала дорогу к спальному корпусу. Я поздно, сказали приехал, все группы мотористов набраны, иди в матросы. Не назад же ехать? Расселили нас по кубрикам, мы вчетвером попали в угловую - шестиместную, потом ещё  - Серёгу и ещё Саньку - мы Шуркой его звали. Шурка был скромный, стеснительный и безотказный. Просили - он всегда за добавкой бегал, сам никогда не пил. Потом выбрали его ротным  комсомольским вожаком. Так образовалась наша компания. Серёгу назначили заместителем старшины. А старшиной кто же кроме москвича! Гнилые душонки, их и в армии не любили, а в Шмоньке тем более.     Все после службы молодые ,здоровые, медицинскую комиссию все прошли. Комиссия дотошная- пару человек не прошли. И не со стройбата! С солидных войск. Начали учёбу. Из расположения строем в учебный корпус идти две автобусных остановки. Оба здания в центре города. Мимо Бронзового солдата (Эстонский Алёша). Занятия, обед. Харчевались в мореходном училище, где после школы учились на штурманов, механиков радистов, навигаторов, тралмастеров и рыбных дел мастеров. Училище - через дорогу перейти пятьдесят метров и столовка на первом этаже.
   По субботам и воскресеньям все ходили на танцы, у нас не казарменное положение. Учёба закончилась и лети куда хочешь, только у дежурного отметься ,чтоб на вечерней поверке ротный знал. На поверках всегда - комиссар - куда же без них!    К форме никогда и ни к кому претензий не было. Все сами фасон моряка держали. В личное время гражданская одежда не запрещалась. Поэтому после занятий только беготня по коридору из кубрика в кубрик. На свидание цивильные шмотки нужны! Утром возвращали. У нас самые популярные - Витина куртка и Семёна пыжиковая шапка. Каждую ночь шапка и куртка на свидании. Днюют в кубрике  дома. Утром  приходит ротный, дверь откроет - "парни подъём" и так по всем своим кубрикам, кто не услышал - соседи разбудят, а соседи не церемонились. Всегда с приколом!   Учились мы хорошо, троек ни у кого не было, но дисциплина! Уже на 2 - 3 месяце все, кроме Саньки, были лишены стипендии на 3 месяца, а потом и до конца года. У мастера была записная книжка: там все косяки нашей роты он  записывал. Уже за месяц до конца учебы, я засёк в в какой карман он ее положил. Вите - отвлеки. Витя задал ему вопрос про войну. А мастер всю войну прошёл, начиная с 30-х юнгой, в Мурманске, и до капитана минного тральщика. Будучи капитаном их подстрелили ,весь экипаж погиб. Услышав это Витя сразу вопрос в лоб :»А как же морской закон, честь капитана - кэп должен уходить вместе с кораблём?» Замешательство, видно что этот вопрос ему впервой задали, пару секунд шока и я в этот момент - раз и "чёрная книжечка" уже в моём кармане (с юности не забылось). Пол роты его окружали и никто не заметил этого, даже Витя. Видел его разочарование на лице. Мастер вышел из шока и ответ  :"А меня волной с мостика смыло! Второй тральщик уже в мирное время утопил. Вперёдсмотрящий прозевал. Шли уже после вахты на базу. Слава Богу экипаж весь жив остался.
                Спасибо за помощь в написании этого рассказа:
        Григорий Спичак - писатель и мой армейский сослуживец.
           Город Сыктывкар.
        Любови Скрипченко - преподаватель и моя сестра.
           Станица Кущёвская.

    Ппродолжение в следующей главе.
   


Рецензии