Обратная перспектива, - Бог им судья, а не я?

Рисунок с выставки художников в Переяславе,- в монастыре преподобного Даниила.


Все люди разные.
Одни смотрят  в землю и заботы у них земные: одеться, прокормить семью, скопить капитал детям, да и себе на черный день…
Другие же устремлены в небо…
Кто они?
На этих вторых, первые смотрят, как на юродивых, или не умеющих жить. И осуждающе выговаривают им, глядя на неприспособленных,  и никчемушных, по авторитетному мнению большинства:
«Ведь надо устаиваться в этой жизни попрочнее.
А эти хотят чего, - непонятно? И выделяются.
Живут одним днем, как бабочки однодневки.
- Мы, вот верим в Бога, крещенные же все. Ходим в храм: - красим яйца, куличи и вербочки освящаем, - да….
И причащаемся, когда  считаем, что достойны, - к большим праздникам.
А эти дурные бегут в храм, как за ложкой супа,- каждую службу причащаются, чего себе на придумывали….
Один старчик согбенный и с бородой, говорил в нашей церкви о таких слишком «верующих»: Грех это,- гре – ех!».
«Не верят, Господи, не верят, - не верят люди ничему.
Твой ум неизмеримый мерят, по  скудненькому своему уму….».
Мою родительницу, которая одна без кормильца, подняла и выучила четверых детей, всегда осуждали земляки за каждый шаг. Что она де, не скопила добра для детей,  да и сберкнижки нет…
По прошествии многих лет, мне кажутся их суждения абсурдными.
Какие сбережения могут быть у инвалида 2 группы, на иждивении которой  было четыре голодных рта. А осуждали, ведь женщины, которые имели мужей, отцов и стабильный доход в семье.
Как помню, к нам часто приезжали свои, и чужие погостить:
- Кто торговать на рынок, а кто и за покупками в «маскву». И почему то, останавливались в нашей коммуналке. Мать была хлебосольной, и  земляков  всегда встречала радушно.
Говорила нам: «Странников принять, это значит самого Господа приветить».
Чем оплачивали эти «гости»?
Да, тем, что  приехав к себе в деревню сплетничали, что вот де, как та плохо в городе живет:
«Ничего нет за душой. Платье одно единственное, платок пуховый,  да кровати детские, а дверь  то нараспашку. Ни обстановки, ни ковров с хрусталем? Что детям оставит, неразумная мамаша?  Иконы поразвесила, а зачем, - на рожон  то лезть?
 Мы вот, «тихохонько» живем, - тоже верующие, а иконостас в сундуках держим. А она в церковь ездит, чтобы власть позлить?
Да  кто же её посадит?  Кому охота  с её  детьми  то возиться?».
Так сплетничали кумушки, которые хотя бы батон к чаю себе купили, когда квартировали у многодетной землячки в городе. 
Мать все слышала о себе, да ей и её родная сестра Даря все пеняла, когда мы приезжали на отдых в родную деревню.
- «Ну, почему ты, такая простая? Вон те, которые у тебя живут месяцами, хоть стакан молока принесли твоим детям?
Нет!
Вон у той, -  три коровы дойные, и муж бугай, а ты эту бабищу месяц кормила. Это не Божеское дело, как ты думаешь.  Она, по всей деревне растрезвонила, что твои никчемные, по её словам дети, макароны в холодной воде варили, когда ты в больнице лежала. А она  в это время, чай твой попивала и посмеивалась над бедными детками».
Да было и такое у нас.
Мать в ответ только улыбалась, да и какую ни будь, частушку  в ответ пропоет. А певунья она была знатная. Пряла ли, шила ли, и когда готовила, то все делала с песней.
И говорила часто присказку: «За правду Бог добавит, а за неправду убавит. Бог им судья, а не я». Свахе – москвичке, когда та заявила моей матери, что  она де дочери не приготовила приданное, ответила: «Я дала дочке высшее образование и честь, а ты одного  ребенка не смогла выучить, в училище отдала». Та, считала, что её сын офицер,- это вершина для ногинской девчонки, а моя мать так не считала….
Своим детям она скопила, не квадратные жилые метры, не  шубы и мебель, а драгоценную веру Богу, что все про мыслительно в этом мире: «Часто здесь, - чем горше жизнь бывает, тем душа пронзительно светлей…».
Спустя годы, в брежневское время, отпевали  дети коммунисты, свою маму в самом лучшем храме города.
Она  никогда не жила тихохонько, поэтому и хоронили её под звон колоколов и с тропарями: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас».
Моя мудрая тетя, приехавшая на похороны, говорила потом кумушкам: «Вот так похороны, вот так сестренка сподобилась какой чести у детей».
А какая участь будет у тех, кто всю свою жизнь копил не в небо, а в земное? ».


Белова О.В.
2022 год


Рецензии