Шмонька - 1

   В чёрной книжечке фигурировали, каждый день с чередованием ,фамилии нашего кубрика. Редко другие проскакивали. Все же отметки были 4 - 5 по всем предметам. Стипендии все лишены, кроме нашего Шурки, отличника и комсорга. Приехал он с большим пластиковым чемоданом. Наполовину вещи и... три тома "Капитал" Маркса и Энгельса. Вот это было поле для насмешек! В какой- то день дежурный сообщает - Шмоньку приглашает педучилище на бал. У них какой- то праздник был и они сделали день открытых дверей. Там наш Шурка познакомился с девушкой. Начались свидания.   В день стипендии начали колоть Шурку на поллитру, он ни в какую, на цветы надо, на кино и т.д. Семён ему - цветами я тебя обеспечу до конца учёбы! Я ему - зачем тебе кино? Мы шефы над Русским драмтеатром, декорации меняли, и все водили девчонок в театр. Показываешь курсантский и билеты бесплатно в кармане. Ничего не действует на Шурку. Тут Витя ложась на кровать и говорит, Шурка, а вот представь- мы на фронте и я раненый ,прошу спирта и принести гранаты, чтобы прикрыть ваш отход, а ты в отказ. Какой же ты комсомолец, какой же ты будущий коммунист!» И так далее в духе патриотизма. И всё это, Витя, выдал с таким серьёзным видом! Шурка сдался и пошел в магазин. Принёс поллитру - открываем и тут сюрприз - из донышка струйка с иголочку течёт. Попробовали вкус водки есть, а градус ноль.

   Менять идти тем более водку, Шурка, со своей скромностью не обменяет, тем более в те времена. Решил идти я - напора хватит. Продавец понюхала - водка. Говорю попробуйте на вкус, позвала грузчика, тот с горла залил рот и тут же выплюнул. Вердикт - вода!  И ушёл. Продавец выдала новую и я пошёл в общагу. Тяпнули и каждый по своим делам. С цветами Семён Шурку не обманул. Как Шурка на свидание- к вечеру минимум пару цветов есть. На площади Победы бабульки торговали цветами и Сеня у них всегда выпрашивал, с его то обаянием и голубыми честными глазами не уговорить?! Ещё интересный случай  был с Шуркой.
 
   В начале учёбы купили два "дипломата", их здесь выпускали, носить конспекты. Носили их поочередно, но в пути несёшь и кого- нибудь просишь- подержи. Возьмет - до учебного корпуса нести и обратно. У меня на эту удочку Семён покупался чаще всех. Нести не тяжело, но такая игра. Обид не было. Сеня ещё и глазастый - по площади идём, строем, в учебный корпус, наш кубрик, как и положено в конце строя. Сеня нагибается и подбирает трёшку. Как это - две роты прошло и никто не заметил, а Семён... она и в руках- то на себя не похожа, вся пожмаканая, в пыли.    Первое свидание всегда волнительное, а у Шурки тем более.
 
   Собираясь, то ходит по кубрику ,то сядет, лицо какое-то чёрное. И всё молча. Витя - в чём дело? Колись. После колебаний Шура выдал, что не знает о чём с ней  говорить. Ну ты даёшь, Троц ему, а зачем же ты приволок три тома »Капитала», и подает ему книгу. И всё это с серьёзным видом и интонацией. Шурка всё принял за чистую монету . Я отвернулся к окну -ели сдерживая смех. Взяв книгу, Шура уверенно шагнул за порог- в новый виток судьбы. Немного выждав, догнали в коридоре, забрали книгу и начали объяснять азы свидания. Вернулся он поздно, спрашивать, о свидании смысла не было, на лице сияние и счастье!
    
    Настал день, пригласила Шурку девчонка в г. Нарву знакомиться с родителями. Сборы. Давай его одевать, все метнулись по кубрикам за шмотками, набрали прилично, самое - самое надел, наш Шурка, остальное назад разнесли. Взял дипломат, уложил вещи, Витя ему -ты что берешь! Свой бери (пластиковый чемодан), а то ты там будешь обжираться, а мы, твои товарищи, по трое суток не евши и не пивши. А если при крушении, в шлюпке ты тоже пайкой не поделишься? Что в этот дипломатик положишь - кусочек сухаря и всё? Достаёт Витя чемодан и перекладывает вещи, демонстративно прохаживается по кубрику - вот видал как солидно. Шурка наш в смятении -то ли шутка, то ли всерьёз говорит. Я в этот раз не выдержал и сквозь смех говорю, успокойся ,он шутит.
 
   И поехал Шурка на знакомство с будущими тёщей и тестем.    По приезде, из Нарвы, наш Шура выкладывает из пакета на стол продукты, уже готовая еда и сладости. Витя встаёт, молча обходит вокруг стола и выдаёт, прохаживаясь по кубрику : "Ты что же, тебя пригласила интеллигентная семья в гости, два дня кормили, поили, спать на свежее бельё уложили, а ты в знак благодарности -  мародерничал! И кто ты после этого? А ещё» Капитал» читаешь!  Где в нём написано, чтобы гость тащил всё со стола пока хозяева отвлеклись. А деньги с комода не утащил? Теперь они же до получки будут копейки экономить."    У Шурки челюсть отвисла, лицо каждую секунду меняет цвет всеми цветами радуги, до чёрного. Взгляд уперся в пол. Когда он вышел из ступора, выдал :"Что Сурка, Сурка, он с детства шепелявил, опять Сурка виноват. Да чтобы я... Я даже не намекал и девчонке  ни- ни. Вечером пришли с прогулки, а родители уже всё собрали и возражений не приняли. Говорят - покорми друзей домашним, мы тоже студентами были.» Я Шурке :»Александр ,ты когда шутки понимать начнёшь? Почти полгода вместе, а ты не взрослеешь!»

    Поллитровочку, родители тоже положили. Мы отметили возвращение вожака комсомола и конечно же за родителей. Воскресенье. Вечер. Собрались и в клуб строителей на танцы.   Клуб строителей находился по диагонали через дорогу. А в другую сторону так же по диагонали женское общежитие строителей. Все развлечения в ста - ста пятидесяти метрах. Но ходили не только в этот клуб. Был ещё клуб моряков, Дом офицеров, клуб железнодорожников и летний сад. Везде молодёжи полно.   А клуб строителей пользовался успехом, Туда можно бесплатно попасть. Дежурила в клубе тетя Валя, билеты проверяла. Женщина лет под пятьдесят и ростик -около метр восемьдесят. Фото память на высшем уровне. Как будто для этой работы и создал её бог. Всех в лицо знала. Мы собирали на один билет, один из нас проходил и как только пошла музыка -он открывал окно, зал находился на втором этаже, безбилетники по водосточной трубе на крышу крыльца и в окно. Тетя Валя ничего не предпринимала, только на выходе укоряла - опять без билета. В железнодорожный подсаживали в окна, в летний парк через верх сетки. А вот в Дом офицеров и клуб моряков лазеек не было. Только с билетом.    Дежурства были по кухне, в учебном корпусе, расположении и рядом ремонтировали дом под новый спальный корпус и классы, шмонька должна была расширяться. Перестройка всё перечеркнула. Витя, Семён и Боря выбрали кухню, мы с Серёгой, взводный ст. сержант, учебный корпус. На учебном корпусе и погорели.
 
   Во время дежурства комиссар делал проверки, появлялся наскоками и диапазон времени с восемнадцати до шести. А тут выходной. Мы с Серегой решили, у комиссара семья, неужели не проведёт время с ней. Заперли входную дверь и вышли через дверь, которая выходила во двор. С трёх- здания, а в четвёртом проём и кованные ворота. Вот через верх мы и перемахнули. После танцев возвращаемся тем же путём и... сюрприз! В дежурке новый наряд и комиссар. Для порядка пропесочил нас и отправил в общагу.   В понедельник на вечерней поверке мне -лишение стипендии на три месяца, а Серёгу исключили, первого надо было. Чтобы урок остальным. Мы были в шоке. А Серёга был даже рад. Во- первых у него подписка армейская на пять лет, радист в ГДР служил, во -вторых он хотел заработать на свадьбу. А какой заработок -пять лет в порту на буксире или прибрежный лов.

         Спасибо за помощь в написании этого рассказа:
        Григорий Спичак - писатель и мой армейский сослуживец.
           Город Сыктывкар.
        Любови Скрипченко - преподаватель и моя сестра.
           Станица Кущёвская.

    Подолжение следует.


Рецензии