Бабушкины предки из Никольского уезда

Кубасовы и Поповы

Когда в последние два года жизни моя бабушка Александра Алексеевна практически не поднималась с постели, она часто по многу раз в день повторяла молитвы, особенно «Богородице, Дево, радуйся», и всё время смотрела на фоторепродукцию на холсте – картину И.Левитана «Вечерний звон», которая висела на стене против её кровати. Бабушка говорила, что пейзаж напоминает ей родину – село Лоха Никольского района Вологодской области. Разумеется, когда она там жила со своей семьёй, оно относилось к Байдаровской волости Никольского уезда Вологодской губернии.

Бабушка показывала фотографии своих родителей – Алексея Наумовича Кубасова и Клавдии Леонтьевны, урождённой Поповой. Отвечая на наши расспросы о предках, бабушка говорила, что её деда по матери звали Леонтий Ильич.

Каково же было моё удивление, когда, благодаря Интернету и поискам в архивах, я получила информации гораздо больше, чем знала о предках моя бабушка! Жалко, что я не могу с ней поделиться…

КУБАСОВЫ

В Никольской округе Великоустюжского уезда фамилия Кубасовых была распространена. Откуда там появились первые Кубасовы, неизвестно. Священнослужители Кубасовы отмечены ещё с XVII века при Старогеоргиевской Шарженгской церкви (находилась между дорогами из Никольска на Тотьму и на Устюг, между Кипшенгой и Щепелином) и при Шарженгской Михайло-Архангельской церкви в Аргунове. Но связь нашего рода с этими Кубасовыми я пока что не уловила.

Я выяснила лишь то, что самый ранний известный предок - это Федот Феофанович Кубасов из Новогеоргиевской Халезской церкви, пономарский сын. Но кто из пономарей был его отцом, я пока не вижу.
Федот родился около 1730 года, его брат - около 1723, а сестра Анна - в 1724 году. Её муж, Павел Иванович Карандашев, получил место священника как раз в Новогеоргиевскй церкви. А Федот Феофанович, шурин священника, до 1780-х служил в Новом Егорье же дьячком. Умер он ранее новой переписи 1788 года.

Получается, что на момент переписи в 1788 году его овдовевшему сыну Алексею Федотовичу исполнилось 25 лет, а служил он на пономарском месте в той же церкви с 16 лет. В 1805 году он будет дьячком в Новогеоргиевской же церкви, на месте отца. Очевидно, женился второй раз. Дьячкам, в отличие от священников, можно было жениться вторично.

Я делаю такой вывод по тому, что Андрей Алексеевич родился в семье Кубасовых после 1786 года. В 1843 г. он служил пономарём, а в 1853 и 1858 встречается всё в той же Новогеоргиевской Халезской церкви как заштатный пономарь.  А штатным пономарём в это время стал его сын Наум Андреевич. Можно с уверенностью предположить, что он был старшим.

Младший его брат Онисим Андреевич, 1832 года рождения, с 19 лет в 1851 г. отправился из дома служить псаломщиком во Введенскую Вохомскую церковь (ныне на территории Костромской обл.), с 1869 г. исполнял должность диакона (рукоположен в крестовой церкви), а с 1885 года считался штатным дьяконом. На одном месте он служил по крайней мере до 1906 года. Его имя обнаружилось и в списке избирателей в Государственную Думу в 1906 году, как владельца дома в Никольском уезде, значит, в указанном году Онисим Андреевич ещё был жив. Шестерых детей вырастил, жена умерла. В 1903 году награждён орденом Св.Анны 3-й степени (даёт личное дворянство).

Очень трогательно было найти метрическую запись о рождении нашего прадеда Алексея Наумовича в 1872 году в Щепелине (15 мая по ст.ст., 27 мая по новому). Из неё и узнали, что родителей звали Наум Андреевич и Юлия Петровна.
Наум Андреевич в 1872 году числился (судя по метрическим книгам в Великоустюгском архиве) приходским диаконом. А в 1891 году, 25 января, он вышел в отставку с должности диакона на вакансии псаломщика.

У Алексея Наумовича была сестра Евгения, старше его года на три. Она вышла замуж за Николая Афанасьевича Измайлова, которому Наум Андреевич уступил своё место дьякона-псаломщика в Новогеоргиевской церкви в Щепелине, а сам, войдя в число братии Михайло-Архангельского монастыря в Великом Устюге, был пострижен в иеромонахи под именем Нафанаил.
Вот только когда наши Кубасовы попали в Устюг!

В 1896 г. преставился настоятель Знамено-Филипповой пустыни, расположенной на Яикове, т.е. практически в Великом Устюге, иеромонах Григорий, и тогда нашему прапрадеду поручили исполнять там должность настоятеля, чем он и занимался около двух лет, а потом вернулся в прежнюю обитель.

Скончался Наум Андреевич в 1901 году, 19 марта (1 апреля), когда моей бабушке было несколько месяцев.

Сохранилась фотография иеромонаха Нафанаила  – видно, что моя бабушка похожа на своего деда. Знающие люди уже после бабушкиной смерти подсказали нам, что на изображённом облачение иеромонаха, – она-то думала, будто это её отец. Наверное, бабушкины дедушка и папа в возрасте стали очень похожи друг на друга.

ПОПОВЫ

Фамилия Поповых такая распространённая, тем более в среде духовенства, что порой бывает сложно понять, наши Поповы или не наши. Приходится распутывать родственные связи с конца.

Бабушкин отец Алексей Наумович женился на Клавдии Леонтьевне Поповой.
Её отцом был Леонтий Варфоломеевич Попов, сын умершего священника Ильинской Ёнтальской церкви Варфоломея Васильевича (бабушка неверно вспомнила отчество своего дедушки).

Леонтий Варфоломеевич родился в 1824 году и всю жизнь служил в Ильинской Троицкой Ратмеровской церкви Великоустюгского уезда: с 1845 года нештатным дьяконом, с 1864 г. на штатном дьяческом месте, с 1875 г. он – штатный псаломщик. Такой «карьерой наоборот» он обязан, очевидно, своему характеру.

«За нетрезвую жизнь и чинимые местному священнику разными ругательствами обиды штрафован в 1856 году выжитием двух месяцев в Устюгском Знамено-Филипповском монастыре и за то же самое с 18 мая того же года находился под строгим надзором Благочинного за образом жизни и поведения». Нам особенно понравилось выражение «чинимые местному священнику разными ругательствами обиды», – как говорится, «напьётся – и на попа матом!» Ну, а может быть, и вовсе не так, – может, просто, подобно его правнучке, то есть моей маме, «не мог терпеть несправедливость!»

Но тут надо отметить другие слова: «под строгим надзором благочинного». В ту пору должность благочинного 1 округа Устюжского уезда занимал брат Леонтия Варфоломеевича Иван Дроздов. Почему брат сменил фамилию, мы не знаем. Может, обладал прекрасным голосом или взял фамилию супруги. 

В клировой ведомости Ильинской Будринской церкви (в 18 верстах к северу от Великого Устюга) за 1884 год о нём говорится как о сыне умершего священника Ильинской Ёнтальской церкви Варфоломея Васильева, так что всё совпадает. В то время Дроздову было 72 года (1812 года рождения).

Иван Варфоломеевич весьма отличался от брата в отношении к службе. Дроздов состоял депутатом «с духовной стороны» и сотрудником попечительства о женах духовного звания, в течение 25 лет был благочинным 1-го округа Устюжского уезда  (1840-1865). Гласный по Устюгскому уездному земству и член Благочиннического совета в 1-м округе Устюжского уезда. В 1853 году был назначен членом Русского Географического общества. В 1837-1884 годах 56 раз ездил в командировки к различным церквам по всему Устюжскому уезду. Поощрения за активность так и сыпались на него.

Получил признательность начальства за усердную и долговременную службу. За благонравное и отличное прохождение своей должности награждён набедренником. За ревностную и усердную службу при беспорочном поведении получил благословение Св.Синода. За особенное попечение и попечительский присмотр в правильном употреблении продажи по церквам свеч по распоряжению Епархиального Начальства изъявлена ему благодарность. За отлично-хорошую жизнь и похвальные качества пожалован бархатною фиолетовою скуфьёю. За отлично-усердную службу пожалован бархатною фиолетовою камилавкою. За отчётливую внимательность к своему делу объявлена ему архипастырская признательность. Награждён бронзовым наперсным крестом на Владимирской ленте в память минувшей войны 1853-1856 гг.

В 1866 г. за 12-летнюю беспорочную службу – должность соответствовала чину не ниже VIII класса – сопричислен к Императорскому ордену Св.Анны 3 степени. Пожалован наперсным золотым крестом из Святейшего Синода, выданным за усердие и полезную службу по Епархиальному ведомству. Объявлена ему архипастырская признательность за уступку собственного дома под сельское училище.
В общем, не человек, а картинка, только в рамку вставить! Сразу чувствуется разница с «непутёвым» младшим братом.
 
В архивных церковных документах нашлось и упоминание сестры Леонтия Варфоломеевича и Ивана Варфоломеевича. В клировой ведомости Успенской Ерогодской церкви Великоустюгского уезда за 1884 год указано, что у псаломщика-дьякона Дмитрия Аврамовича Попова (родом из Сольвычегодского уезда) жена Олимпиада Варфоломеевна, 59 лет, дочь умершего священника Ильинской Ёнтальской церкви Варфоломея Васильевича Попова. Дети – чиновники в Петербурге и в Вологде.

Также думается, что упомянутый в Интернете каргопольский уездный судья, происхождением сын дьякона Вологодской губернии Зосима Варфоломеевич Попов, 1819 года рождения, –  это брат Леонтия Варфоломеевича. Окончив Вологодскую духовную семинарию, в 1842 году он вступил в службу в Вологодскую палату канцелярским чиновником. По памятным книжкам Олонецкой губернии за 1857 – 1868  гг. можно узнать, что за 11 лет он дослужился от титулярного советника до коллежского советника. Был женат, имел 7 детей.

Откуда была мать Клавдии Леонтьевны, дьяческая дочь Павла Васильевна, пока не выяснено. А откуда же сам Леонтий Варфоломеевич?

Сын священника Ёнтальской Ильинской церкви в Верхней Ёнтале, 75 км от Кичгородка по бездорожью. В Вологодском архиве хранится ведомость этой церкви за 1822 год, и в ней упоминается диакон Варфоломей Васильев Попов, то есть отец Леонтия Варфоломеевича, родившегося при той же церкви в 1824 году – через два года после создания этого документа. В нём также указан священник Ёнтальской  Ильинской церкви  Василий Иродионович Попов. Надо думать, что это и был отец Варфоломея Васильевича и дед Леонтия Варфоломеевича.  И остальные церковнослужители там в большинстве своём носили фамилию Поповы, но не факт, что они тоже родственники.

Василий Иродионович Попов, 25 лет, в ведомости священнослужителей от 1782 г.  упоминается как пономарь Кильченгской Троицкой церкви (33 км от Кичгородка на восток, только по противоположному от Ёнталы берегу реки Юг). Указано, что его женой была Евдокия Федотовна Труфанова, 31 года, дочь черносошного крестьянина деревни Горы Кичменгской волости, Ильинского прихода – вот ещё одна фамилия предков. (Во время работы в школе у меня в одном классе были близнецы Труфановы, я ещё обратила внимание, что фамилия восточновологодская.) Обнаруженного в Кильченгской церкви пономарского сына Герасима, трёх лет, можно идентифицировать как дьячка Герасима Васильевича Попова из ведомости Ильинской Ёнтальской церкви за 1822 год. То есть там ему уже 43 года. Варфоломей – младший, ему ещё 40 не было, а их отцу в 1822 году – 65 лет.

В той же ведомости церковнослужителей от 1782 года упомянут отец пономаря Василия священник Иродион Кирович Попов, 46-ти лет. Поскольку он вдовец, узнать, как звали его жену и откуда она взята, не удалось. У него осталось, не считая Василия, три дочери-девицы и два маленьких сына. В 1755 году 19-летним дьячком, пока что холостым, Иродион Кирович служил в той же церкви в Кильченге, где был священником его 53-летний отец Кир Игнатьевич Попов. А дед, Игнатий Фёдорович Попов, родившийся в 1660 году, служил также священником в той же церкви.

У Кира Игнатьевича жену звали Ульяния Яковлевна. Её отец - черносошный крестьянин Яков Васильевич Пономарёв из Конева Яхренгской волости.

У Иродиона Кировича жена из Осанова Евфимия Назаровна Коковина, родилась в 1735. Родители её - Назар Михайлович Коковин и Дарья Ивановна Логиновская, ровесники Ломоносова.

Но вернёмся на 180 лет вперёд.
…В 1892 году Леонтия Варфоломеевича, согласно прошению, уволили за штат «по старости лет» (68 лет). Своё место псаломщика Ратмеровской Троицкой церкви в селе Ильинском он точно так же, как другой дед моей бабушки, уступил зятю. А зятем и стал бабушкин отец Алексей Наумович Кубасов. Леонтий Варфоломеевич скончался 19 августа 1899 года.

Женились Алексей Наумович и Клавдия Леонтьевна в том же 1892 году тоже в Ильинском. Жениху сравнялось 20, невесте шёл 27-й год. В 16 лет она окончила Устюжскую прогимназию с похвальным листом и книгой за благонравное поведение и отличные успехи. В 1887 г. от Педагогического совета Устюжского уездного училища получила свидетельство на звание учительницы. Возможно, и поработала лет пять учительницей. Венчал молодых супруг старшей сестры Клавдии – муж Пульхерии Леонтьевны, Александр Владимирович Соколов, священник Иоанно-Богословской Варженской церкви.

На фото - бабушкины родители - Клавдия Леонтьевна и Алексей Наумович - и её  дедушка, иеромонах Нафанаил (Кубасов Наум Андреевич). Его фото я передала авторам книги о Яиковском монастыре - Ольге Зенковой и Василию Копыткову.


Рецензии
Молодец, Наталья! Изучаешь свою родословную и сын будет знать всё о своих предках. У тебя уже столько материала накопилось, что можно издать книгу для сына, других членов семьи и потомков. Можно будет и в библиотеку отнести, и в архив. История семьи-это всегда и история страны. Успехов!

Татьяна Азарова Плесовских   10.08.2022 09:53     Заявить о нарушении
Спасибо! Насчёт "отнести в библиотеку" - я думаю, это не главное, потому что каждому в лучшем случае интересно про себя, про свою семью. Хотя я обожаю читать всякие родословные истории, а особенно - рассматривать старинные фотографии.

Наталья Ромодина   01.09.2022 08:23   Заявить о нарушении
Подобные книги любят в архивах. В истории одной семьи отражается история государства. Так что отнесёшь в архив, так же как и ваши альманахи.

Татьяна Азарова Плесовских   01.09.2022 11:46   Заявить о нарушении
По поводу лички, вам нужно обратиться в "поддержку", где кабинет автора справа вверху.

Татьяна Азарова Плесовских   01.09.2022 19:11   Заявить о нарушении