Китайская логика

                Китайская логика
        Классическая логика двузначна. Согласно Аристотелю, предложение может быть либо истинным, либо ложным, но мир не стоит на месте, и как мне удалось, благодаря патформе "Проза.Ру, недавно доказать, что истина, как правило одна и нам далеко не всегда известна, потому что ложь имеет слишком много оттенков. Отлично осознавая, что соглашаться со мной никто не собирается, я стал размышлять на тему: кому это было бы интересно за пределами России и в каких всемирно известных трактатах подобные темы в глубокой древности могли активно обсуждаться. Владение Логосом позволило сузить географию планеты до Китая, а из всего, написанного в Китае взять для начала книгу, чтения которой, к величайшему своему стыду неоднократно избегал – "Книгу перемен".
        "Электронная библиотека RoyalLib.com" предоставила возможность "скачать книгу бесплатно", предложив сделанный Шуцким Ю. перевод: "Классическая Книга Перемен И-Цзин".
         Толкового введения автора было достаточно, чтобы понять, что читателями моих работ скоро станут жители Китая и многих других стран. Вот что он пишет:

        «По теории "Книги Перемен", весь мировой процесс представляет собою чередование ситуаций, происходящее от взаимодействия и борьбы сил света и тьмы, напряжения и податливости, и каждая из таких ситуаций символически выражается одним из этих знаков, которых в "Книге Перемен" всего 64. Они рассматриваются как символы действительности и по-китайски называются гуа (символ). В европейской китаеведной литературе они называются гексаграммами. Гексаграммы, вопреки норме китайской письменности, пишутся снизу вверх, и в соответствии с этим счет черт в гексаграмме начинается снизу. Таким образом, первой чертой гексаграммы считается нижняя, которая называется начальной, вторая черта – это вторая снизу, третья – третья снизу и т.д. Верхняя черта называется не шестой, а именно верхней (шан). Черты символизируют этапы развития той или иной ситуации, выраженной в гексаграмме. Места же от нижнего, начального, до шестого, верхнего, которые занимают черты, носят название вэй (позиции). Нечетные позиции (начальная, третья и пятая) считаются позициями света – ян; четные (вторая, четвертая и верхняя) – позициями тьмы – инь. Естественно, только в половине случаев световая черта оказывается на световой позиции и теневая – на теневой. Эти случаи называются "уместностью" черт: в них сила света или тьмы "обретает свое место". Вообще это рассматривается как благоприятное расположение сил, но не всегда считается наилучшим. Таким образом, мы получаем следующую схему:
     Позиции Названия Предрасположенность
        6    Верхняя     Тьма
        5    Пятая          Свет
        4    Четвертая   Тьма
        3    Третья         Свет
        2    Вторая        Тьма
        1    Начальная   Свет
        Таким образом, гексаграмма с полной "уместностью" черт – это 63-я , а гексаграмма с полной "неуместностью" черт – это 64-я.
        Уже в древнейших комментариях к "Книге Перемен" указывается, что первоначально было создано восемь символов из трех черт, так называемые триграммы. Они получили определенные названия и были прикреплены к определенным кругам понятий. Здесь мы указываем их начертания и их основные названия, свойства и образы».
Позиции   Названия   Предрасположенность
      13         Восьмая   Свет             8191     Иероглифоны
        7         Седьмая   Свет    128-1 = 127   Сенатионы   
        6         Верхняя   Тьма     64 - 1 = 63
        5         Пятая        Свет     31 - 1 = 31   Комитетионы
        4         Четвертая  Тьма   16 - 1 = 15
        3         Третья       Свет      8 - 1 = 7    Октонионы
        2         Вторая      Тьма      4 - 1 = 3    Кватернионы
        1         Начальная   Свет    2 - 1 = 1    Комплексные числа
        0         До Сотворения         1 - 1 = 0    Натуральные числа
        Если бы не было этого отклонения, то и статью не следовало бы писать, ввиду отсутствия предмета исследования. А так – уточнение существенное, но самое главное: видна отчетливая связь с математикой и робкая надежда, что "позиции света" не имеют предела, поэтому идеи Запада тоже имеют право на вечное существование.


Рецензии