Как придумывать новые шахматные фигуры

История шахмат знает огромное число «новых» шахматных фигур.
На примере Матрицы 5х5 постараемся показать чисто «математический» процесс формирования пакета «новых» фигур на традиционной шахматной доске.
Но сначала несколько общих замечаний.
Дамка в шашках ходит как шахматный слон – по диагоналям, а бьёт – перепрыгивая через шашку партнёра. Назовите её новым именем, вот вам и новенькая чисто «шахматная» фигура!
То же самое можно сказать и о простой шашке, и о фигурках в игре «козлики и волки» где козлики ходят как шашки только вперёд, а волки и вперёд и назад но никто никого не бьёт.
Каких только «фигур» не выдумывало человечество. Появление «новых» фигур – это прооявление обшего непрерывного ПРАВИЛООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО процесса в играх. Новые правила появляются непрерывно. Один из мощных мотивов – желание проигрывающих выиграть любой ценой. Правила непрерывно меняют шулера, мошенники всех мастей и вообще весьма хитрые и изворотливые люди. Во всякой игре формируется два свода правил – один явный 0 публичный, и другой неявный, но не менее важный.
Но сейчас мы останавливаем внимание тольео на одном аспекте, только на одном проявлении правилообразовательного процесса.
На иллюстрации на матрицах 5х5 отображен небольшой набор фыормул ходов как традиционных шахматных фигур, так и «новых».
Ребенок 10-12 лет уже уверенно способен конструировать огромное число новых игр и правил на шахматной доске.
Помню, как я в юности называл короля конём, а коня королём и менял их местами. И мат королю, ходящему как конь, ставился также быстро! И король – ладья тоже прекрасно матовался на начальной позиции ударом слона на эф семь!
Как только вы улавливаете идею «пешки», конструирования формулы перемещения фигуры, которая ходит на одни поля, а бьёт на другие, вы стремительно расширяете свой арсенал. А когда вы с плоскости перебираетесь на объёмные конструкции, ваш арсенал «новых фигур»  становится необъятным. Остается усиливать это многообразие идеями полей «превращения» и перед вами целая вселенная шахматных фигур.


Рецензии