Дно. Про еду и ещё

                А кто пьян да умён — два угодья в нем... (Бубнов)
                (Цитата из пьесы "На дне", автор Максим Горький). 

Сегодня, в году 2022, мой рассказ не будет для вас представлять нечто удивительное, но для меня, тогда 28 летнего человека, в 1978 году, это было настоящим потрясением.
Прежде представлюсь.
Зовут меня Николай. В то время я был среднестатистическим ленинградцем и работал бригадиром на предприятии, которое занималось ремонтом медицинских аппаратов в разных больницах Ленинграда. Был женат, имел маленькую дочь. Жизнь моя крутилась между работой, домом, дачей, гаражом, где стоял автомобиль «Запорожец». Алкоголь (а в больницах, за выполненную сверх договора работу, платили исключительно спиртом) употреблял в меру и только с друзьями.
И вот, однажды, прислали мне из отдела кадров парня, желающего у нас работать, для того, чтобы я с ним побеседовал и решил, подходит ли он в мою бригаду.
Парня звали Александр, и был он на пару лет старше меня. Показываю ему электрическую схему одного медицинского прибора, задаю по ней вопросы. Его знания и уверенность ответов были замечательные.
Продолжаю задавать остальные, обычные для приёма на работу вопросы.
- Семья?
- Жена Зина и попугай Ара по кличке Доллар.
- Пьёшь?
- Пил.
- Почему завязал?
- Женился на Зине. Пришлось завязать.
- Иди в отдел кадров, оформляйся.

Позже мы с Сашей подружились, я познакомился и с Долларом, и с Зиной. Когда я первый раз её увидел, понял, почему мой коллега завязал с алкоголем. В Зине, приехавшей в Питер из глухой сибирской деревни, было роста метра два, что на голову выше её мужа, да вес хороший, да кулаки, как два Сашиных. Но женщина она была добрая и не глупая.

Как-то, в тёплый летний день, мы с Александром, возвращались пешком из одной больницы в центре Ленинграда. Время было около десяти часов утра. Мы шли и о чём-то беседовали. И тут Саша мне говорит:
- А ведь в этом районе и происходили все мои алкогольные загулы. Тебе когда-нибудь приходилось бывать на дне человеческой жизни? Хочешь, мы попробуем сейчас совершить экскурсию туда, на дно, где с утра собираются люди для опохмелки? Правда я тут уже года два не был, может уже и поумирали мои бывшие коллеги по пьянке.
Признаться, он меня заинтриговал, и мы пошли.
Третий этаж старинного питерского дома. Дверь с множеством кнопок звонков с табличкой фамилии жильца над каждым.
Звоним. Дверь открывается. В проёме жёваное лицо мужика, поросшее щетиной. На теле: не очень свежая майка и тренировочные штаны с отвисшими коленками.
Сашка ему:
- Привет Дементий Павлович.
Мужик, взглянув мутными глазами на нас, произнёс хриплым, прокуренным голосом:
- Пошли на кухню, сейчас соседи, сволочи, на работе.
Большая комната с множеством кухонных столов с закрывающимися дверцами, посредине большой квадратный стол на ножках.
За столом сидит, одетая в шубу из дорогого меха, молодая женщина с очень грустным лицом, курит. На наше приветствие, она лишь слегка кивнула и тут же сморщила лицо, как от головной боли.

Мы тоже подсели к столу. Сашка спросил  с сочувствием:
- Опохмелки нет?

Морщенный мужик прохрипел:
- Нет капусты сегодня. Вот и Маринка из восемнадцатого дома, пустая пришла. Ей муж сказал, что больше не даст денег на выпивку. И вообще все платья и даже трусы её попрятал, чтобы дома сидела.

Марина процедила сквозь зубы коротко:
- Сволочь муж. А может, вы в долг дадите?

Стало как-то очень их жалко, и я, не посоветовавшись с Сашкой, за что он меня позже отчитал, предложил денег, которых должно бы было хватить на водку и на закуску. При этом выразив предположение, что всё равно нужно потерпеть до 11, когда откроют магазин.

Мужик обрадовался этому так, как могут радоваться только дети, получив желанную игрушку в подарок. И уже вроде и не таким хриплым голосом мне ответил вместо "спасибо":
- Ой, да это ерунда. Мне, конечно, не отпустят, но выход есть.
И он постучал условным стуком ложкой по батареи парового отопления. Кто-то постучал ему в ответ.
Через пару минут в квартире появилась вся скукоженная, маленького росточка женщина, похожая на девочку. Ей были переданы мои деньги, и она убежала.

- Пока Тонька бегает, мы и закусочку организуем – сказал повеселевший мужичок.
- Так там же денег и на закуску хватит.
Мужик и сидящая в шубе дама, окинули меня непонимающим взглядом.
Мужичонка стал по очереди открывать дверцы соседских столов, внимательно рассматривая их содержимое на предмет чего-нибудь съестного. Ворча при этом:
- Ну какие же они сволочи, всё прячут у себя в комнатах, будто у них кто-то воровать будет. Картошку варить, уже нет времени. А вот и лучокс.
Он нашёл в одном из столов чёрствый кусок хлеба и большую луковицу. Нарезав лук кольцами на тарелку, полил, взятым с чьего-то стола, уксусом, посолил и поперчил изрядно.  Тут и наш гонец вернулся с бутылкой водки и несколькими бутылками пива, сказав, что не стала тратить средства на закуску, зная, что мы чего-нибудь и так придумаем.
Тут же, без промедления, разлили водку по стаканам. Сашка сразу отказался пить, я же отлил водку из своего стакана в стакан даме в шубе, оставив себе лишь глоток.
Выпили. Закусывали только луком, насаживая его на вилки. От уксуса и лука с перцем, из глаз у всех текли слёзы, а хлеб был такой чёрствый, что им можно было только занюхивать. Через короткое время алкоголь стал действовать, народ расслабился, заулыбался, закурил, заговорил.
Оказалось, что этот морщенный парень, наш ровесник и имеет диплом врача хирурга и даже им работал. Маленькая сутулая женщина, раньше работала милиционером в детской комнате. Ей, по старой памяти, и отпускали продавцы водку в любое время. А женщина в шубе была женой директора макаронной фабрики, человека не бедного, не молодого и вообще не пьющего.

Теперь хирург, посмотрев внимательно на Сашку, спросил:
- Слушай, а откуда ты меня знаешь? Мы уже встречались?

Женщина, от лука и водки, раскраснелась, лицо у неё покрылось испариной, словно она сейчас находится в жарко натопленной бане. Марина распахнула свою шубу, под которой была надета лишь очень коротенькая комбинация.
Возможно, я слишком пристально стал разглядывать её ножки выше колен, на что она мне тут же заявила заплетающимся языком, икнув:
- Нет, парень! И ещё раз, нет! Я не какая-то там алкоголичка и не дошла до того, чтобы за стакан водки отдаться малознакомому мужчине.

Дальше пошло пиво и песни.
Смотреть на всё это у меня уже не было интереса, и мы с Сашкой покинули этот гостеприимный дом...

Кстати, о еде! Из-за той, незатейливой луковой закуски, история эта, наверно, и задержалась в моей памяти.

Фото взял из интернета. спасибо автору за это.


Рецензии